Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Февраля 2013 в 14:49, курсовая работа
Актуальность. Транснациональные корпорации последней четверти XX века являются важнейшим элементом развития мировой экономики и международных экономических отношений. Их бурное развитие в последние десятилетия отражает обострение международной конкуренции, углубление международного разделения труда.
Транснациональные корпорации предстают как непосредственные участники всего спектра мирохозяйственных связей, как движущие силы мировой экономики.
Введение
Глава 1. Транснациональная деятельность российского бизнеса: тенденции, проблемы и перспективы
1.1 Тенденции развития транснациональной деятельности российского бизнеса
1.2 Перспективы развития транснациональной деятельности российского бизнеса
Глава 2. Понятие и сущность транснациональный компаний
2.1 Формирование транснациональной компании
2.2 Эволюция инвестиционных стратегий транснациональных компаний
2.3 Динамика и структура международных инвестиций
2.4 География и отраслевая структура транснациональных компаний
Заключение
Список использованной литературы
Оглавление
Введение
Глава 1. Транснациональная деятельность российского бизнеса: тенденции, проблемы и перспективы
1.1 Тенденции
развития транснациональной
1.2 Перспективы
развития транснациональной
Глава 2. Понятие и сущность транснациональный компаний
2.1 Формирование транснациональной компании
2.2 Эволюция
инвестиционных стратегий
2.3 Динамика
и структура международных
2.4 География
и отраслевая структура
Заключение
Список использованной литературы
Введение
Актуальность. Транснациональные
корпорации последней четверти XX века
являются важнейшим элементом развития
мировой экономики и
Транснациональные корпорации предстают
как непосредственные участники
всего спектра
Транснациональные корпорации, с одной
стороны, являются продуктом быстро
развивающихся международных
Международные монополии появились еще в начале XX века в форме картелей, деливших между компаниями участвовавших стран рынки сбыта. В международный оборот вовлекались преимущественно денежная и товарная части капитала. Перед первой мировой войной существовало несколько десятков международных картелей, часто распадавшихся и вновь возникавших. В современных условиях, при высоком уровне концентрации производства и огромных размерах вывоза капитала, характер международных монополий резко изменился. Ведущее место заняли транснациональные корпорации (ТНК). Их основу составляет национальный капитал главных капиталистических держав, и они осуществляют широкое производственное внедрение в народно-хозяйственные комплексы всех стран. ТНК создают свои филиалы, в виде промышленных, маркетинговых и торговых фирм, скупают акции национальных компаний, устанавливая контроль над целыми отраслями промышленности стран, в которых они действуют. Содержание деятельности ТНК существенно изменилось по сравнению с началом века: они, например, уже не действуют только в сфере обращения, не ставят перед собой задачи формального разделения сфер влияния и рынков.
ТНК играют ведущую роль в интернационализации
производства, получающей все большее
распространение в процессе расширения
и углубления производственных связей
между предприятиями разных стран.
Развитие современной системы
Актуальность выбранной темы обусловлена постоянно возрастающей ролью транснациональных корпораций в процессе международного движения капитала.
Цель исследования - изучить формирование и деятельность российских транснациональных компаний.
Задачи исследования:
1. Рассмотреть транснациональную
деятельность российского
2. Раскрыть понятие и сущность транснациональных компаний, их формирование и деятельность.
Объект исследования - российские транснациональные компании. Предмет исследования - формирование и деятельность российских транснациональных компаний.
Структура работы: работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованной литературы.
Теоретической основой данной работы послужили работы таких авторов, как: А.В. Кузнецова, С.В. Шепелева и других.
Глава 1. Транснациональная деятельность российского бизнеса: тенденции, проблемы и перспективы
1.1 Тенденции развития
транснациональной
Одним из важнейших аргументов, подталкивающих
российские компании к осуществлению
транснациональной
Стимулируют к осуществлению
Создавать товар с большей добавленной стоимостью позволяет и покупка зарубежных высокотехнологичных активов. Так, например, в 2006 году металлургическая группа "Евраз", приобретя американскую компанию "Stratcor", наряду с прочим, получила также и доступ к зарубежному технологическому оборудованию, превратившись из производителя и поставщика ванадиевого сырья (применяемого для обогащения стали) в крупного производителя высококачественной металлопродукции из ванадия.
Подталкивают крупные
Еще одним важным аргументом, стимулирующим расширение российского бизнеса за рубежом, является дефицит некоторых видов сырья, используемого при производстве готовой продукции. Так, например, в стремлении прежде всего укрепить свою сырьевую базу и как можно полнее обеспечить себя на перспективу имеющимися в очень ограниченном количестве на территории России бокситовыми месторождениями (необходимыми для производства алюминия) последовательно осуществляет покупку активов в добывающих отраслях промышленности ряда стран российская компания "Русал". В числе таких приобретений, в частности, покупка в 2006 году гвинейской компании Alumina Company of Guinea и в 2005 году 20% доли в австралийской компании Queensland Alumina3.
В стремлении укрепить свою сырьевую базу скупаются добывающие активы и другими крупными российскими компаниями. Так, например, российская горнометаллургическая компания "Норильский никель" в 2004 году приобрела 20% пакет акций южноафриканской компании "Gold Fields", являющейся одной из крупнейших золотодобывающих компаний в мире, с первоклассными активами в ЮАР, Гане и Австралии, а в середине 2007 года - 90% акций крупного канадского производителя никеля и меди "LionOre Mining" с добывающими активами в Ботсване, Австралии и Южной Африке.
С географической точки зрения одним из наиболее привлекательных направлений для инвестирования традиционно остается ближнее зарубежье. Являясь ведущими инвесторами на рынках стран СНГ, на долю российских компаний, по оценкам специалистов, приходится около трети всех прямых иностранных инвестиций, поступающих в страны этого региона [5]. Особо заметно их присутствие на рынках Украины, Белоруссии, Казахстана и Узбекистана.
Рынок СНГ характеризуется
1.2 Перспективы развития
транснациональной
Приоритетными областями для российских вложений выступают отрасли, связанные с разведкой, добычей, переработкой и транспортировкой топлива, объекты энергетики, черной и цветной металлургии, химической промышленности. Особой активностью в регионе выделяются крупные нефтегазовые компании ("Лукойл", "ТНК"), создавшие вертикально интегрированные транснациональные структуры, а также "Транснефть", "Газпром" и "Русал", ставшие за последние годы собственниками или совладельцами предприятий в СНГ. В последние годы заметно увеличились также инвестиции в мобильную связь и предприятия машиностроения.
Одним из наиболее привлекательных направлений инвестирования в страны дальнего зарубежья являются прежде всего страны бывшего соцлагеря Центральной и Восточной Европы. В последние годы центр транснациональной активности смещается на страны Балканского региона, еще не достигших (в отличие от стран Центральной Европы) требуемого уровня реформирования своих экономик, достаточного для вступления в ЕС. На этом фоне производительные активы Балканских стран пользуются сравнительно невысоким спросом со стороны западных компаний, что позволяет российским компаниям с большей результативностью осуществлять свою транснациональную деятельность (особенно в Румынию, Сербию, Болгарию, Македонию и Боснию) 5.
Инвестиционная активность в данный регион приходится преимущественно на сектор энергетики. Наиболее крупные инвестиционные вложения осуществляются нефтегазовыми гигантами "Газпромом" и "Лукойлом", сосредоточивших свои усилия на инвестициях в переработку и реализации энергоресурсов. В последние годы заметно увеличились также инвестиции в металлургический сектор и предприятия машиностроения ("Евраз", "ОМЗ" и др.).
Популярностью среди российских инвесторов
пользуются и богатые природными
ресурсами рынки ряда развивающихся
стран. Наибольшую привлекательность
представляют страны третьего мира со
своими сравнительно недорогими в условиях
перманентно повышенной политической
и экономической нестабильности
добывающими и
В последние годы российские компании стараются активно вкладывать свои капиталы также и в производительные активы развитых стран. Однако, набирающая темпы транснациональная деятельность российских компаний на рынках этого странового сегмента сопряжена (в сравнении с условиями инвестирования в развивающиеся страны и страны переходной экономики) зачастую с большими трудностями. Намерения российских компаний инвестировать средства в материальный сектор экономики развитых стран все чаще встречает сопротивление со стороны местных деловых кругов, что сказывается на результативности проникновения отечественного капитала на рынки этих государств. Согласно проведенному аналитической группой M&A-Intelligence журнала "Слияния и поглощения" исследованию, только по итогам 2006 года сорвалось зарубежных сделок российских компаний в Европе и Северной Америке на сумму порядка 50 млрд. долл. США. (13 сделок), в то самое время как, например, китайским компаниям было отказано в покупке зарубежных активов только на сумму 10 млрд. долл. США (в 8 случаях), выходцам из арабских стран на сумму 18 млрд. долл. США (в 23 случаях) 7.
Наиболее значимым фактором, препятствующим результативному проникновению российского капитала на развитые рынки является негативный имидж, сформировавший в отношении наших компаний со стороны зарубежных деловых кругов. В подтверждение отмеченного можно привести, например, результаты проведенного в 2006 году британским агентством The Economist Intelligence Unit (EIU) (аналитическое подразделение группы компаний Economist) опроса более чем 300 представителей крупных компаний из Европы, Северной Америки и Азии. Результаты опроса показали, что общее впечатление о России как об источнике инвестирования в международных деловых кругах складывается не в пользу нашей страны. По мнению большинства респондентов, российский бизнес отличают не достаточная прозрачность ведения бизнеса, сомнительный источник происхождения капиталов, слабая предпринимательская этика и структура управления, невысокие стандарты качества, отсталость технологий. Значительное число респондентов также считают, что и политическое противостояние остается значимым препятствием на пути России к корпоративной экспансии в их страны8.