Российско-таджикские отношения 21 века

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Октября 2013 в 16:56, курсовая работа

Краткое описание

Цель курсового исследования заключается в анализе международно-правового регулирования таджикско-российского сотрудничества и разработке научно-практических рекомендаций и предложений, направленных на совершенствование внутригосударственного законодательства обеих стран в различных областях, развитие национальной и коллективной безопасности.
Реализация цели исследования предполагает решение следующих задач:
1. Исследование теоретико-правовых основ международного сотрудничества государств; конкретизация двусторонних отношений между Республикой Таджикистан и Российской Федерацией в разных областях.
2. Рассмотрение основных направлений экономического и политического сотрудничества РФ и РТ.
3. Рассмотрение социально-гуманитарного сотрудничества РФ и РТ; проблема трудоустройства мигрантов.

Содержание

Введение …...........................................................................................................
Глава 1: Основные направления экономического и политического сотрудничества.
I.1 Правовая основа межгосударственного сотрудничества…………...
Глава 2: Социально-гуманитарное сотрудничество РФ и РТ.
II.1. Проблема трудоустройства мигрантов ……………………………..
II.2. Российско-таджикский (славянский) университет и филиал МГУ им.Ломоносова в г.Душанбе – детище российско-таджикской дружбы
Глава 3:
Военно-политическое сотрудничество РФ и РТ в 2000-е гг……………..
Заключение……………………………………… ……… …………………
Список литературы………..…………………………………………………...

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая. правка.docx

— 82.46 Кб (Скачать файл)

 

 

 

 

МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ  УНИВЕРСИТЕТ

им. М. В. ЛОМОНОСОВА

 

 

 

КУРСОВАЯ РАБОТА

 

 

 

        На тему: «Таджикско-Российские отношения 21 века»

 

   

 

 

 

 

 

 

 

       Разработала: студентка 4-го курса МГУ

                                                                    фак-та «Международные отношения»

                                                                     Рузиматова Мадина

 

 

 

        Руководитель:

кандидат исторических наук,

доцент Факультета мировой

политики МГУ им. М. В. Ломоносова               

                                                                       Малышев Д. В.

 

 

 

 

 

                                                Душанбе, 2013год

 

 

 

                                                                                                      

 

 

 

Содержание

Введение …...........................................................................................................

Глава 1: Основные направления экономического и политического сотрудничества.

I.1 Правовая основа межгосударственного сотрудничества…………...

 

Глава 2: Социально-гуманитарное сотрудничество РФ и РТ.

II.1. Проблема трудоустройства мигрантов ……………………………..

II.2. Российско-таджикский (славянский) университет и филиал МГУ им.Ломоносова в г.Душанбе – детище российско-таджикской дружбы

Глава 3: 

Военно-политическое сотрудничество РФ и РТ в 2000-е гг……………..

 

Заключение……………………………………… ……… …………………

Список литературы………..…………………………………………………...

 

 

 

 

 

 

 

                                                    

Введение

Актуальность: В небольшой по историческим меркам период независимости Республика Таджикистан пережила много трудностей и испытаний, а главное - выдержала экзамен на прочность. Распад СССР, вооруженный конфликт в Таджикистане, отсутствие у молодого государства необходимого опыта независимости, дефицит управленческих кадров негативным образом сказались на Республике. Однако руководство страны во главе с Президентом Республики Таджикистан, лидеры оппозиции нашли в себе мужество и мудрость для достижения мира и согласия.1 В ряду государств, с которыми Таджикистан поддерживает тесные и дружеские отношения, особое место занимает Российская Федерация, дипломатические отношения с которой были установлены 9 апреля 1992 г. Таджикско-российские отношения связывает давняя искренняя и братская дружба, скрепленная стратегическим партнерством, и эта дружба прошла испытание временем. Когда Таджикистану было трудно, особенно в первые годы независимости, первой, кто протянул руку дружбы и помощи, была Российская Федерация. Таджикско-российские отношения носят ровный и стабильный характер. Республику Таджикистан и Российскую Федерацию связывают более 200 заключенных договоров и соглашений в различных областях, в ряду которых наиболее значимым является Договор о дружбе, сотрудничестве и взаимной помощи от 25 мая 1993 г.  Актуальность темы исследования таджикско-российского сотрудничества и его международно-правовых основ обусловлена следующими обстоятельствами:

- во-первых, потребностью  правового обеспечения выполнения  значительного количества многосторонних  и двусторонних договоренностей  в интересах военной, социальной, культурной, экономической и политической  безопасности Таджикистана и России. Стабильности в Среднеазиатском регионе; наличием широких перспектив таджикско-российского союзнического взаимодействия, а также необходимостью соблюдения обязательств, вытекающих из участия Республики Таджикистан и Российской Федерации в ООН, СНГ, ОДКБ и ШОС;

- во-вторых, целесообразностью  продолжения разработки теоретико-методологических  и правовых основ  сотрудничества  Республики Таджикистан и Российской  Федерации, а также иных государств - участников СНГ, ОДКБ и ШОС.  Единое геостратегическое пространство, исторически сложившиеся прочные  связи, общие во многом угрозы  национальным интересам бывших  союзных республик обусловливают  сохраняющуюся целесообразность  их согласованных действий при  неукоснительном соблюдении норм  международного права и тесного  сотрудничества во всех областях  межгосударственных отношений. 

- в-третьих, необходимостью  анализа правового статуса воинских  формирований Российской Федерации,  дислоцированных на территории  Республики Таджикистан. Военное  присутствие Вооруженных Сил  Российской Федерации во всех  формах проявления для эффективного  выполнения задач на территории  дружественного государства в  мирное время во многом закономерно.  В связи с этим особое значение  приобретают анализ, обобщение и  систематизация имеющегося опыта  пребывания российских воинских  контингентов в Республике Таджикистан,  юридическое обеспечение их функционирования. На основании изложенного можно прийти к выводу, что Республика Таджикистан является на сегодняшний день важным военно-политическим и стратегическим партнером и союзником Российской Федерации.

Объектом  исследования являются отношения, возникающие в связи с осуществлением  сотрудничества между Республикой Таджикистан и Российской Федерацией, и современные проблемы их реализации.

Предметом исследования являются международные договоры и внутригосударственное законодательство Республики Таджикистан и Российской Федерации, которые регулируют вопросы сотрудничества и отношения между двумя государствами и их оборонными ведомствами на многостороннем и двустороннем уровнях.

Цель  курсового исследования заключается в анализе международно-правового регулирования таджикско-российского сотрудничества и разработке научно-практических рекомендаций и предложений, направленных на совершенствование внутригосударственного законодательства обеих стран в различных областях, развитие национальной и коллективной безопасности.

Реализация цели исследования предполагает решение следующих задач:

1. Исследование теоретико-правовых  основ международного сотрудничества  государств; конкретизация двусторонних отношений между Республикой Таджикистан и Российской Федерацией в разных областях.

2. Рассмотрение основных  направлений экономического и  политического сотрудничества РФ  и РТ.

3. Рассмотрение социально-гуманитарного  сотрудничества РФ и РТ; проблема  трудоустройства мигрантов. 

Структура работы: введение, основная часть из трех глав, заключение, список использованной литературы.

 

 

 

 

 

 

 

                                                Глава 1

Основные  направления экономического и политического  сотрудничества.

I.1 Правовая основа межгосударственного сотрудничества

За период становления  дипломатических отношений (8 апреля 1992 года) Таджикистан и Россия как  равноправные субъекты международного права заключили между собой  более 170 международно-правовых документов, охватывающих практически все ключевые позиции сотрудничества. Впечатляет также уровень многостороннего  сотрудничества между Россией и  Таджикистаном в рамках таких международных и региональных организаций, как ООН, ОБСЕ, СНГ, ЕврАзЭС, ОдКБ и ШОС. Сфера взаимодействия между странами в рамках этих организаций является самой широкой, охватывая как вопросы совместной выработки и координации внешнеполитических подходов по решению актуальных международных и региональных проблем, так и развития интеграционных процессов, в первую очередь, на всем пространстве Содружества. 
 Международной договорно-правовой основой современных российско-таджикских отношений стало подписание 25 мая 1993 года в Москве договора о дружбе, сотрудничестве и взаимной помощи между Российской Федерацией и Республикой Таджикистан (далее - Договор о дружбе). Основным посылом является положение о том, что Стороны строят свои отношения как дружественные государства, последовательно руководствуясь принципами взаимного уважения государственного суверенитета и территориальной целостности, мирного урегулирования споров и неприменения силы или угрозы силой, включая экономические и иные способы давления, равноправия и невмешательства во внутренние дела, уважения и соблюдения прав человека и основных свобод, добросовестного выполнения обязательств, а также другими общепризнанными  нормами  международного  права. 
 Таджикистан - государство в Центральной Азии, бывшая Таджикская Советская Социалистическая Республика (с 1929 года) в составе СССР. В 1867-1917 гг. - в составе Российской империи. Расположен в предгорьях Памира и не имеет выхода к морю. Это наименьшее по площади государство 
Средней Азии. Граничит с Узбекистаном на западе и северо-западе, с Киргизией на севере, с Китаем на востоке, с Афганистаном на юге. Столица - город Душанбе. Население - 7,6 млн человек. Таджикистан - единственное ираноязычное государство в Центральной Азии. Таджикский народ имеет богатую историю. Предки таджиков называли свою страну «aryanam» (на среднеперсидском - «Eran», на таджикском - «Эрон»), что приблизительно означает «Страна Ариев». Арийские племена (арьи), «ариец (арья)» (от авестийского слова «aria» и иранского «ariya» - «благородный», «чистый») - название древних индоиранских племен, которые в начале II тысячелетия до н. э. отделились от индоевропейских племен и переселились в Центральную Азию. В исторических источниках арийцы упоминаются как предки народов государств Ариана, Древняя Бактрия, Согд, Хорезм, Персия, Мидия и Хорасан.2 
 Сотрудничество, которое эволюционирует в интеграцию, - это больше чем сотрудничество. Активизация России на центрально-азиатском направлении в последнее время усилилась, в результате можно констатировать укрепление позиций Москвы в этом регионе. Определенные результаты были достигнуты в ходе визита В.В. Путина в Казахстан и Киргизию в середине сентября, а также долгожданного двухдневного визита в  Таджикистан. 
 Объективный анализ показывает, что уровень отношений между странами очень высок. Наблюдается тенденция расширения сфер сотрудничества с приобретением новых оттенков. Россия и Таджикистан, желая содействовать миру и стабильности в соответствии с международным правом, за последние два десятилетия принимают ключевое участие в решении важнейших региональных проблем. Среди них - борьба с международным терроризмом, наркотрафик, вопросы обеспечения безопасности на таджикско-афганской границе и участие в процессах региональной интеграции и региональных  энергетических  проектах. 
 Важность постсоветского центрально-азиатского региона, в частности Таджикистана, во внешнеполитической повестке дня России определяется несколькими факторами. Во-первых, фактором безопасности. Данный регион является своего рода «буферной зоной» между Россией и социально нестабильным Афганистаном, откуда исходит целый ряд рисков - это наркотрафик, исламский фундаментализм. Эксперт Центра политических технологий Р. Ларионов  полагает, что присутствие России в регионе, с одной стороны, позволяет ей создавать дополнительные барьеры этим угрозам на дальних подступах к собственной территории (например, путем укрепления таджикско-афганской границы) и, с другой стороны, обеспечивает стабильность светского режима стран, гарантируя защиту от усиления исламского фактора в их политике. Такое мнение заслуживает особого внимания. Справедливости ради нужно отметить, что последнее время «исламский фактор» на фоне тяжелейших социально-экономических проблем в Таджикистане естественным образом набирает обороты. Таджикское общество, не имея четкого понимания своего развития, становится все более радикальным. И такое положение дел не может  не  волновать. 
 Во-вторых, имеет место конкуренция с США и Китаем, чьи позиции в центрально-азиатском регионе существенно усилились за последнее десятилетие. Пекин развивает торгово-экономическое сотрудничество, осуществляет инфраструктурные проекты, строит дороги для транзита китайских товаров, «захватывая» рынок региона. Вашингтон также значительно укрепил свои позиции в военно-техническом сотрудничестве, оказывает существенную финансовую помощь Таджикистану и материально-техническое обеспечение пограничным войскам КНБ РТ, Агентству при Президенте РТ по борьбе  с  незаконным  оборотом  наркотиков. 
 В результате конкуренция за Таджикистан между внешними игроками усиливается, что укрепляет позицию Таджикистана и увеличивает цену вопроса при дальнейшем укреплении интеграции с Россией. 
 Ключевое направление сотрудничества между странами четко просматривается в военном деле. Это обусловлено необходимостью обеспечения региональной безопасности в связи с угрозой международного терроризма. Интересный факт: из всех подписанных двусторонних соглашений между странами наибольшее количество соглашений относится именно к вопросам  военного  сотрудничества. 
 Страны сотрудничают в обеспечении совместно оборонной политики на основе согласованных положений своих военных доктрин. С этой целью они придерживаются единого подхода к поддержанию достаточных для обороны вооруженных сил, находящихся в подчинении органов военного управления стран. В целях обеспечения надежной безопасности в регионе Содружества Независимых Государств и поддержания международного мира и безопасности Таджикистан предоставляет право использования вооруженными силами Российской Федерации объектов в Республике Таджикистан  (ст.  3Договор о  дружбе). 
 На основании Договора между Российской Федерации и Республикой Таджикистан о статусе и условиях пребывания российской военной базы на территории Республики Таджикистан (далее - Договор о РВБ) от 16.04.1999 (вступил в силу 16.10.2004) расквартирована 201-я российская военная база. Это одна из крупных военных баз, расквартированных за пределами России. Эта база насчитывает более 7 тыс. человек личного состава с более продвинутым военнотехническим обеспечением.

 Наличие военного контингента  отвечает стратегическим интересам как России, так и Таджикистана, позволяя обеспечивать стабильность в регионе. Договор о РВБ подписан на пять лет с последующей автоматической пролонгацией на такой же срок, если ни одна из Сторон не сделает письменного заявления о своем желании прекратить действие данного договора. В 2014 году заканчивается очередной срок Договора о РВБ. До недавних пор по этому поводу между странами активно велись переговоры. Россия планировала подписать новый Договор о РВБ сроком на 49 лет. Об этом было заявлено в ходе визита Д.А. Медведева в Республику Таджикистан в 2011 году. Однако таджикская сторона всячески отклоняла такое предложение. Обусловлено это было, вероятно, тем, что Таджикистан собирался оставить себе поле для маневрирования в отношениях с другими странами. Это особенно актуально на фоне планов США и союзников по выводу войск из Афганистана с последующими планами разместить (может и часть) воинский контингент в центрально-азиатском регионе. Вполне возможно, что таджикская сторона, используя сложившуюся ситуацию, хотела также получить дополнительный источник финансирования для пополнения государственного бюджета. Точка в этом вопросе была поставлена в ходе визита В.В. Путина в Душанбе 4-5 октября 2012 г. Договор о РВБ будет продлен до 2042 года. Компромисс найден. Очевидно, что подписание нового Договора о РВБ на 49 лет было маловероятным, ваш покорный слуга изначально предполагал вероятность подписания договора о РВБ сроком на 15 лет с последующей пролонгацией. Такая опция была недавно апробирована на примере Кыргызстана (Россия создает на территории Кыргызстана объединенную базу).3 Справедливости ради нужно отметить, что взамен Кыргызстану было обещано списание долга и гарантированы многомиллиардные инвестиции на строительство гидроэлектрических станций на территории этой республики. Уступки Таджикистану с российской стороны ограничились «смягчением режима» для таджикских мигрантов (увеличение максимального срока разрешения на работу до 3-х лет), беспошлинной поставкой ГСМ (объемы будут рассчитаны дополнительно), финансовой помощью в борьбе с наркотрафиком (5 миллионов долларов), а также осуждением проявления национализма и ксенофобии и принятием соответствующих мер для пресечения деятельности организаций, групп населения или отдельных лиц, подстрекающих к насилию против граждан из-за их национальной принадлежности. Насколько такие договоренности укрепят многовековую дружбу  между  странами,  покажет  время. 
 Аналогичные «уступки» были и в 2004 году. Тогда в ходе визита В.В. Путина Таджикистану были обещаны инвестиции на строительство Рогунской ГЭС. К сожалению, этого не произошло. Причины тому разные, но превалируют в основном «политические». Вполне вероятно, что это может быть связано с непосредственным давлением Узбекистана на Россию. Узбекистан убежден в том, что наличие Рогунской ГЭС может привести к «контролю» водных ресурсов в регионе. В итоге его гидроэлектростанции не смогут добрать нужного количества ресурсов для выработки электроэнергии, в связи, с чем Узбекистан будет вынужден перенаправить газ, идущий на экспорт (в основном в Россию), в теплоэлектростанции для обеспечения своего населения теплом и электроэнергией. Перенаправление газовых ресурсов не может отвечать интересам России, так как от его реэкспорта Россия получает дополнительные доходы. Более того, в Узбекистане сосредоточен большой объем российского капитала в энергетических секторах республики. Такие гиганты, как ОАО «Газпром» и Лукойл, через дочерние структуры разрабатывают газоконденсатные и нефтяные месторождения в Узбекистане. Объем инвестиций уже превышает несколько миллиардов долларов США. Такие факты если не прямо, то косвенно влияют на позицию России при определении вектора сотрудничества между двумя центрально-азиатскими республиками. 
 В настоящее время ведутся активные переговоры представителей США с Узбекистаном и Таджикистаном о возможности предоставления ресурсов для размещения предполагаемых военных баз НАТО. Вполне допустимо, что такие переговоры переходят в более конкретную плоскость с Узбекистаном, иначе приостановление членства Узбекистана в ОДКБ невозможно аргументировать. На фоне того, что практически все центрально-азиатские государства ориентированы на Россию, Узбекистан становится исключением. По всей видимости, Узбекистан сделал однозначную ставку на США, рассчитывая получить хорошие дивиденды от вывода американских войск из Афганистана (некоторая военная техника и плата за использование узбекской территории в качестве транзитной). Впрочем, Ташкент уже не в первый раз предпринимает попытку выстроить стратегическое партнерство с Вашингтоном, но пока получалось лишь тактическое и ограниченное, о чем свидетельствует маятникообразный характер его внешней политики. К сожалению, нужно признать, что наличие многомиллиардных инвестиций в узбекскую экономику не гарантирует стратегического партнерства, того, что есть у России, например, с Таджикистаном. Последние события вокруг «дочки» МТС показали уязвимость российского капитала перед лицом государственных органов Узбекистана, которые путем фальсификации уголовного дела де-факто экспроприировали «дочку» МТС - Уздунорбита. Нанесенный ущерб российскому капиталу оценивается примерно в 1 млрд долларов  США. 
 Любой энергетический проект априорно беспроигрышный. Участие России в строительстве Рогунской ГЭС позволило бы ей стать экспортером электроэнергии в соседние с Таджикистаном страны (Афганистан, а далее и в Пакистан). Поставка электроэнергии в эти страны придала бы импульс для их динамичного экономического развития, а России - возможность для расширения взаимовыгодного сотрудничества и получения дивидендов от капиталовложений в Рогунскую ГЭС. Такие идеи активно обсуждались и в формате «душанбинской четверки», где Россия играет ключевую роль, претендуя на расширение своего влияния за пределами центрально-азиатского региона.4 
 Справедливости ради нужно отметить, что Россия на основании Соглашения между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Таджикистан «о порядке и условиях долевого участия Российской Федерации в строительстве Сангтудинской ГЭС-1» уже внесла вклад в гидроэнергетический сектор Таджикистана. Инвестиции в строительство Сангтудинской ГЭС-1 составили более 16 млрд. рублей и являются одним из крупнейших инвестиционных проектов, реализованных Российской Федерацией на территории СНГ. Однако долги за электроэнергию, которую электростанция вырабатывает для Таджикистана, на сегодняшний день составляют 58 млн. долларов США. Процесс урегулирования задолженности необоснованно затягивается, и, конечно, это не в пользу Таджикистана. Очевидно, что данный опыт будет учитываться Россией при реализации новых инвестиционных проектов в области энергетики. Это также может стать поводом для реанимирования двустороннего инвестиционного соглашения  между странами, которое было подписано в 1999 году, но на сегодняшний день, согласно официальным источникам,  пока  не действует. 
 Одним из ключевых направлений российско-таджикских отношений является обеспечение безопасности в регионе и охрана Таджикско-афганской границы. До недавних пор она охранялась пограничными органами России. В 2004 году на основании двустороннего соглашения между Таджикистаном и Россией  охрана государственной границы перешла к пограничным войскам Таджикистана. В целях совершенствования системы охраны и обустройства Таджикско-афганской границы, оказания содействия в материально-техническом обеспечении деятельности полномочного органа Таджикистанской стороны, борьбы с терроризмом, религиозным экстремизмом, незаконным оборотом оружия, наркотических средств и психотропных веществ было подписано двустороннее соглашение между Таджикистаном и Россией о сотрудничестве  по  пограничным  вопросам. 
 Без оказания должной помощи Таджикистан вряд ли справится с вызовами, которые могут возникнуть после вывода сил НАТО из Афганистана. Такие вызовы могут стать реальной угрозой безопасности региона, если до 2014 г. силы НАТО совместно с афганскими силами безопасности полностью не справятся с вновь набирающим популярность в Афганистане движением Талибан. Подтверждением этому является то, что некоторые места на таджикско-афганской границе, особенно труднодоступные места в горах, сложно поддаются контролю. Недавний вооруженный конфликт в таджикистанском Горном Бадахшане показал, что при необходимости группа боевиков может беспрепятственно перейти границу и противостоять правительственным войскам. Там, где боевики прошли беспрепятственно, соответственно, пройдет и наркотрафик. Получается, что Горный Бадахшан является транзитным регионом с отсутствием полного контроля границы с Афганистаном. Поэтому сам конфликт показал существование хрупкого мира, противоречий и «геополитических игр», а также необходимость установления полного контроля над регионом со стороны правительства Таджикистана5
 Наличие планов по созданию так называемых «Большой Центральной Азии» или «Нового Шелкового пути», безусловно, делает регион стратегически привлекательным для Запада. Отсюда и переговоры о возможной дислокации сил НАТО в центрально-азиатском регионе с очень хорошим компенсационным пакетом. При успешной реализации такого плана Запад «убивает двух зайцев» одновременно. С одной стороны, смещаются «южные рубежи» России, а с другой - контроль ресурсов, в том числе и углеводородных. Это чревато потерей рынка и непосредственного влияния России в регионе. Поэтому России нужно усиливать не только военное, но и экономическое присутствие. Между тем очевидно, что Таджикистан не будет открыто разрешать дислокацию иностранного воинского контингента на своей территории. Обусловлено это положениями Договора о коллективной безопасности (вступил в силу 20 апреля 1994 года) , участником  которого  является  Таджикистан. 
 Иран также занимает особое место в геополитическом поле Таджикистана. Почти полное отсутствие языкового барьера между таджиками и иранцами и общность в культурном отношении позволяет тесно укреплять отношения двух стран. Иран активно инвестирует в гидроэнергетический сектор Таджикистана. Совместно с правительством Таджикистана Иран владеет ГЭС Сангтуда-2. Основная часть вырабатываемой электроэнергии  экспортируется  в  Афганистан. 
 6 Статья 1 Договора о коллективной безопасности: «государства-участники не будут вступать в военные союзы или принимать участие в каких-либо группировках государств, а также в действиях, направленных против другого государства-участника». Статья 2 Договора о коллективной безопасности: «государства-участники будут консультироваться друг с другом по всем важным вопросам международной безопасности, затрагивающим их интересы, и согласовывать по этим вопросам позиции». 
 Помощь Ирана в становлении Таджикистана также высока. Фактически Иран помешал возникновению исламского государства в Таджикистане. Однако Иран не сможет быть стратегическим партнером Таджикистана и заменить, например, Россию. Обусловлено это несколькими факторами, основные  среди  которых: 
-    международная изоляция Ирана не позволяет реализовать крупные проекты (например, добыча урана или поставка ГСМ, дефицит которого остро  ощущается  в  последнее  время); 
-    религиозный аспект: иранцы проповедуют шиитское течение Ислама, и попытка его распространения в Таджикистане, где проживают в основном сунниты, может привести к расколу общества, а далее и к нестабильности; 
-    Таджикистан имеет тесные торгово-экономические связи с той же самой Саудовской Аравией и ОАЭ. Эти страны с лихвой могут компенсировать потери, если на чашу весов будет поставлен вопрос выбора. 
 Экономика Таджикистана за период приобретения своей независимости развивалась вяло, что не дает особого повода для гордости. Сельское хозяйство находится в упадке, промышленные предприятия давно простаивают. Причин много, начиная от последствий гражданской войны (1992-1997 гг.), устаревшей материальной базы и отсутствия инвестиции, заканчивая нехваткой квалифицированных кадров и ростом уровня коррупции. В связи с этим около одного миллиона трудоспособного населения Таджикистана находятся на территории России на заработках. Благодаря этому ежегодно в республику переводится около 3 млрд. долларов США. Действующее двустороннее соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Таджикистан «О трудовой деятельности и защите прав граждан Российской Федерации в Республике Таджикистан и граждан Республики Таджикистан в Российской Федерации» (вступило в силу 16.01.2006) (далее - Соглашение о трудовой деятельности) является прорывом в регулировании миграционных потоков, обеспечивая основные права и свободы граждан обоих государств.   6

Справедливости ради нужно  отметить, что действие Соглашения о трудовой деятельности распространяется на граждан, которые на законном основании  осуществляют трудовую деятельность . Но миграционные квоты, с 2007 года устанавливаемые российскими властями, не соответствуют числу прибывающих мигрантов, включая и из Таджикистана, переводя их автоматически в незаконное положение. Увы, получается, что на практике Соглашение о трудовой деятельности не может быть применено для обеспечения защиты прав граждан Таджикистана, осуществляющих трудовую деятельность на территории Российской Федерации. Это очень актуально в контексте существующих проблем в сфере трудовой миграции. Много случаев, когда недобросовестные работодатели забирают у сезонных рабочих паспорта, не расплачиваются с ними за сделанную работу, создают им нечеловеческие условия труда. К сожалению, фактор трудовых мигрантов из Таджикистана иногда становится «разменной монетой» в двусторонних отношениях, что не может отвечать духу стратегического партнерства. Для решения данного вопроса необходима не только правильно сформулированная нормативно-правовая база, но также воля российского руководства. Недавние уступки по увеличению срока действия разрешения на работу таджикским мигрантам до 3 лет взамен подписания Договора о РВБ до 2042 г. не решают сложившуюся ситуацию. Обусловлено это все той же миграционной квотой, устанавливаемой Правительством РФ на ежегодной основе. Чтобы такая предложенная таджикским мигрантам российской стороной «преференция» заработала на практике, необходимо в разы увеличить миграционную квоту именно гражданам Таджикистана. Параллельно таджикские мигранты автоматически легализуются. Большая финансовая выгода будет и самой России в виде налоговых  поступлений.  
 С 2007 года Россия является главным торговым партнером Республики Таджикистан, ее доля в товарообороте республики составляет более 23 %. Основными товарами российского экспорта в Таджикистан являются нефтепродукты, древесина и изделия из нее, машинно-техническая продукция, черные металлы. В Россию из Таджикистана традиционно поставляются хлопок, фрукты и овощи. Эти данные позволяют утверждать, что для России экономические связи с Таджикистаном имеют стратегическое значение. 
 Вместе с тем, на практике есть некоторые моменты, которые могут стать источником недопонимания между странами. Примером тому является введение ограничения на ввоз на территорию России фруктов и овощей из Таджикистана. Безусловно, такие ситуации очень быстро находят разрешение путем переговоров, ограничительные меры отменяются. Однако возникновение такого факта, к сожалению, оставляет опечаток и не соответствует положениям Соглашения о торгово-экономическом сотрудничестве между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Таджикистан (Соглашение о свободной торговле) (вступило  в  силу  08.04.1993). 
 Как видим, отношения между Россией и Таджикистаном плавно перетекают в стратегическое сотрудничество. Очевидно, что есть все предпосылки укрепления такого сотрудничества, и его продолжение будет выгодно обеим сторонам. Это нужно не только Таджикистану, но, при сложившейся ситуации в мире, также и России.

Информация о работе Российско-таджикские отношения 21 века