Россия и ВТО: возможные последствия вступления

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Декабря 2013 в 14:57, курсовая работа

Краткое описание

В данной работе попробуем очертить круг основных проблем вступления России в ВТО, понять так ли уж необходимо присоединение нашей страны к этой организации и попытаемся спрогнозировать, что произойдет с национальной экономикой после присоединения.
В рамках поставленной цели необходимо решить ряд следующих задач:
Дать краткую характеристику ВТО;
Рассмотреть основные цели и задачи вступления России в ВТО;
Описать процесс вступления России в ВТО;
Изучить требования вступления и оценить их приемлемость;
Проанализировать аргументы «за» и «против» вступления.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ
История создания и краткая характеристика ВТО
Структура ВТО
Основные цели и принципы ВТО
Основные цели и задачи вступления России в ВТО
Процесс вступления России в ВТО
Требования, предъявляемые России на переговорах по системным вопросам присоединения
Оценка степени приемлемости предлагаемых России условий присоединения и их соответствия нормам и практике ВТО
О балансе вероятных «плюсов» и «минусов» вступления России в ВТО на предлагаемых системных условиях и задачах придания процессу присоединения конструктивной направленности
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Вложенные файлы: 1 файл

Россия и ВТО.doc

— 180.00 Кб (Скачать файл)

На основании  действующих принципах и правилах общие преимущества от членства в  ВТО можно суммировать следующим  образом:

1. создание более  благоприятных условий доступа  на мировые рынки товаров и  услуг на основе предсказуемости  и стабильности развития торговых отношений со странами-членами ВТО;

2. доступ к  механизму ВТО по разрешению  споров, обеспечивающему защиту  национальных интересов, если  они ущемляются партнерами, и  таким образом устранение дискриминации;

3. возможность  реализации своих текущих и стратегических торгово-экономических интересов путем эффективного участия в МТП при выработке новых правил международной торговле.

 

2. Основные цели и задачи вступления России в ВТО

 

Россию в  переговорах о присоединении  представляет Министерство экономического развития и торговли, которое и сформулировало свое видение целей присоединения. В результате, как считают специалисты и эксперты министерства, должны быть достигнуты следующие конкретные цели:

  1. Получение лучших в сравнении с существующими и недискриминационных условий для доступа российских товаров и услуг на зарубежные рынки;
  2. Доступ к международному механизму разрешения торговых споров;
  3. Создание более благоприятного климата для инвестиций в результате приведения законодательства в соответствие с нормами международного права;
  4. Расширение возможностей для российских инвестиций в странах-участницах ВТО, в частности, за счет улучшения положения в банковской сфере;
  5. Создание условий для повышения качества и конкурентоспособности российской продукции в результате увеличения потока иностранных товаров, услуг и инвестиций на внутренний рынок;
  6. Участие в разработке правил международной торговли с учетом своих национальных интересов;
  7. Улучшение имиджа России в мире как надежного и полноправного участника международной торговли.

Задача ведущихся переговоров о присоединении – добиться наилучших условий присоединения России к ВТО, то есть наиболее выгодного соотношения преимуществ от вступления и уступок в виде снижения тарифов и открытия внутренних рынков. Как сказал в одном из интервью министр экономического развития и торговли Герман Греф, баланс прав и обязательств России при вступлении в ВТО должен способствовать экономическому росту, а не наоборот. То есть все это должно помочь устранить препятствия на пути российского экспорта на мировые рынки, главным образом, западные.

 

3. Процесс вступления России в ВТО

 

В 1993 году Россия обратилась с официальной заявкой  о присоединении к ГАТТ. В соответствии с действующими процедурами была создана Рабочая группа по присоединению России к ГАТТ, преобразованная после учреждения в 1995 г. ВТО в Рабочую группу (РГ) по присоединению РФ к ВТО. РГ наделена мандатом на изучение торгового режима России и выработку условий ее участия в ВТО. Переговорный процесс по присоединению России к ВТО начался в 1995 году. На первом этапе он был сконцентрирован на рассмотрение на многостороннем уровне в рамках РГ торгово-политического режима России на предмет его соответствия нормам ВТО. После представления в 1998 году Россией первоначальных предложений по доступу на рынок товаров и по уровню поддержки сельского хозяйства начались переговоры на двустороннем уровне. В 1999 году членам ВТО была передана первая редакция Перечня специфических обязательств по доступу на рынок услуг и проект Списка изъятий из режима наибольшего благоприятствования (РНБ). Начиная с 2000 года, переговоры стали носить полномасштабный характер, то есть охватывать все аспекты процесса присоединения России к ВТО. [9; с.79-81] На современном этапе переговоры ведутся по тарифным вопросам, по доступу на рынок услуг и др. По итогам этих переговоров подписываются соответствующие двусторонние протоколы об их завершении. Согласно установленным процедурам переговоры по системным вопросам на многостороннем уровне проходят в Секретариате ВТО в Женеве. Речь идет об официальных и неофициальных заседаниях РГ, переговорах по сельскому хозяйству и ряду других актуальных проблем, неофициальных консультациях с участием заинтересованных членов РГ. Переговоры на двустороннем уровне по доступу на рынки товаров и услуг проводятся в Женеве, Москве или соответствующих столицах наших партнеров.

 

4. Требования, предъявляемые России на переговорах по системным вопросам присоединения

 

Ход переговоров по присоединению России наглядно свидетельствует о том, что участники Рабочей группы предъявляют нам весьма жесткие требования. Заявления о политической поддержке присоединения России к ВТО, сделанные ведущими членами этой организации, никоим образом не свидетельствуют об их отказе от стремления добиться значительных преимуществ для собственных производителей и экспортеров, резко расширить свое присутствие на российском рыночном пространстве. Их основные задачи – получение свободного доступа к дешевым сырьевым ресурсам России и продвижение своих товаров и услуг на ее потенциально емкий рынок.

Согласно принятому  ВТО регламенту, переговоры о присоединении  нашей страны ведутся по четырем  направлениям. Это:

  1. тарифные переговоры, т. е. доступ на рынок товаров;
  2. доступ на рынок услуг;
  3. государственная поддержка сельского хозяйства;
  4. системные вопросы присоединения.

При этом следует  подчеркнуть, что российская сторона  до сих пор была озабочена главным  образом приведением отечественного законодательства в соответствие с  нормами и правилами ВТО, тогда  как основополагающие системные вопросы, связанные с поддержкой российских производителей и превышением конкурентоспособности продукции, с общими условиями хозяйствования, а также с запрашиваемыми нашими партнерами в этих областях односторонними уступками, практически не рассматривались, хотя их значение для экономики страны трудно переоценить.

Имеющаяся информация о ходе переговоров по системным  вопросам присоединения России к  ВТО позволяет выстроить следующий  перечень основных требований наших  партнеров по переговорам, структурировав эти требования с использованием соответствующих принятых в этой организации категорий.

Применительно к общим обязательствам члена  ВТО партнеры по переговорам требуют  привести российское законодательство и правоприменительную практику в соответствие с нормами организации. Конкретно они предлагаю России принять на себя обязательства, которые можно классифицировать так.

  1. «Стандартные» обязательства общего порядка, вытекающие из Соглашения об учреждении ВТО и основанных положений ГАТТ-94. Они содержат, во-первых, тот императив, что положения соглашений ВТО (в том числе Протокол о присоединении) применяются единообразно на всей таможенной территории РФ, включая регионы приграничной торговли, свободные экономические зоны и другие районы со специальным режимом налогообложения, регулирования и тарифов.

Во-вторых, Россия должна обеспечить участникам внешнеэкономической  деятельности право апеллировать к  независимым трибуналам и органам (в соответствии со статьей Х ГАТТ-94).

В-третьих, в  плане обеспечения транспарентности Россия обязана оперативно публиковать все законы и меры регулирования, описанные в статье Х ГАТТ-94, а также предоставить все предусмотренные нормами ВТО первоначальные нотификации к моменту присоединения.

В-четвертых, с  этого момента необходимо отменить меры нетарифного регулирования импорта (как противоречащие требованиям ВТО).

В-пятых, с момента  присоединения надлежит предоставить нерезидентам национальный налоговый  режим (в соответствии со статьей № ГАТТ-94):

  1. акцизы на импорт и экспорт из стран СНГ должны быть эквивалентны акцизам на экспорт и импорт других стран;
  2. принцип взимания НДС в стране назначения должен распространяться и на страны СНГ, включая Белоруссию, в том числе в отношении экспорта газа и нефти.
  3. «Стандартные» обязательства по обеспечению выполнения норм многосторонних соглашений ВТО. По большинству последних – о технических барьерах в торговле, о санитарных и фитосанитарных мерах, по торговым аспектам инвестиционных мер (ТРИМС), по торговым аспектам прав интеллектуальной собственности (ТРИПС), и др. – от России требуют выполнения с момента присоединения вытекающих из них обязательств в полном объеме и без предоставления какого-либо переходного периода. Равным образом от нас требуют привести в соответствие с нормами ВТО методы оценки таможенной стоимости.
  4. «Специфические» обязательства, направленные на приведение торгово-экономического режима в соответствие с нормами многосторонних соглашений ВТО. Во-первых, с момента присоединения Россия не должна применять нынешние и вводить новые меры господдержки, являющиеся, согласно третьей статье Соглашения по субсидиям и компенсационным мерам, (ССКМ), субсидиями, в том числе запрещенными (речь идет об отмене не только федеральных, но и региональных субсидий).

Во-вторых, в  случае введения режима пред отгрузочной инспекции данная мера должна носить временный характер; Россия обязана гарантировать, что этот режим будет соответствовать нормам ВТО (в частности, соглашениям по пред отгрузочной инспекции, импортному лицензированию, таможенной оценке, техническим барьерам в торговле, санитарным и фитосанитарным мерам).

В-третьих, в  области таможенного регулирования  и таможенных процедур от нас требуют:

  1. с момента присоединения не применять к импортируемым товарам какие-либо сборы и пошлины, кроме обычных таможенных, а также фиксировать все сборы за таможенное оформление и обработку грузов;
  2. обеспечить соответствие правил таможенной оценки требованиям Соглашения по таможенной оценке, а также решениям ВТО по учету процентных ставок в таможенной оценке программных носителей для оборудования по обработке информации.

В-четвертых, Россия обязывается применять законы и  нормативные акты, регулирующие деятельность государственных торговых и иных предприятий, наделенных специальными или эксклюзивными привилегиями (связанными с госзаказом, закупками для федеральных госнужд, с выполнением межправительственных соглашений по поставкам, и т. п.), в соответствии с требованиями ВТО (включая статью 17 ГАТТ-94).

В-пятых, России придется предложить другим сторонам либо привести «соглашения о добровольном ограничении экспорта» в соответствие с требованиями ВТО, либо прекратить их действие с момента присоединения.

В-шестых, с этого момента  наша страна должна следовать нормам ВТО (включая требования статьи 24 ГАТТ-94) в отношении своего участия в торговых соглашениях, зонах свободной торговли и таможенных союзах.

В-седьмых, нам  предстоит отменить норму о локальном  компоненте в законодательстве, касающемся соглашений о разделе продукции (как противоречащую требованиям  статьи 3 ГАТТ-94).

В-восьмых, нужно  будет привести порядок лицензирования алкоголя и фармацевтической продукции  в соответствие с положениями  Соглашения по импорту лицензированию.

Что касается «льгот»  по общим обязательствам ВТО (выполнение которых для присоединяющейся страны может быть отложено, т. е. осуществлено в течение переходного периода или обусловлено определенными требованиями), то Россия может попытаться добиться согласия на введение переходного периода по каким-либо многосторонним соглашениям ВТО или на определенные изъятия из их требований на этот период. При этом важно иметь в виду: из запросов наших вопросов на данном этапе переговоров следует, что по собственной воле никаких льгот нам предоставлять никто не собирается.

Применительно к дополнительным обязательствам (т. е. выходящим за рамки общих обязательств ВТО, вытекающих из текстов многосторонних соглашений) наши партнеры по переговорам выдвигают к России следующие основные требования:

  1. установить к моменту присоединения все экспортные пошлины на уровне 5% таможенной стоимости товаров;
  2. отменить практику двойного (в смысле различий внутренних и мировых цен) ценообразования на газ и электроэнергию, а также минимизировать роль государства в установлении цен на энергоносители, электроэнергию, перевозки, и т. п. (эти цены должны определяться исключительно коммерческими условиями);
  3. в конкретно определенные сроки устранить все ограничения на иностранные инвестиции, особенно в отношении авиационной промышленности, энергетики, а также оборота алкогольной продукции (в том числе устранить законодательные нормы, запрещающие иностранные инвестиции в импорт, разлив и распространение спиртных напитков крепостью свыше 12 градусов и в производство спиртных напитков;
  4. либерализовать нынешний режим валютного регулирования, сохраняющий обязательную продажу валютной выручки, депозиты под импорт и другие ограничения свободы операций с валютой;
  5. ликвидировать практику установления фиксированных цен (в том числе на водку) как противоречащую требованиям статьи 7 ГАТТ-94;
  6. дать обязательство отменить количественные ограничения на импорт и экспорт (включая неавтоматическое лицензирование) в торговле драгоценными металлами и камнями, этиловым спортом, алкогольными напитками и продукцией фармацевтики.

Информация о работе Россия и ВТО: возможные последствия вступления