Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Апреля 2014 в 19:50, курсовая работа
Цель: провести комплексный сравнительный анализ систем образования России и Германии для осмысления ошибок и выявления новых методов образования своей страны.
Решение выше поставленной цели предполагает реализацию следующих задач:
Проанализировать систему образования в ФРГ;
Охарактеризовать систему образования в РФ;
Выявить перспективы систем образования в РФ и ФРГ;
Проследить за проблемами систем образования;
Выявить пути сотрудничества РФ и ФРГ в сфере образования
Введение…………………………………………………………………………...3
Глава 1. Общая структура образования РФ………………………………..........6
Дошкольное образование…………………………………………...6
Среднее образование………………………………………………...7
Среднее профессиональное образование………………………….9
Высшее образование……………………………………………….10
Глава 2. Общая структура образования в ФРГ…………………………….......12
Дошкольное образование………………………………………….12
Среднее образование……………………………………………….12
Среднее профессиональное образование…………………………14
Высшее образование……………………………………………….15
Глава 3. Сравнительная характеристика перспектив развития образования в РФ и ФРГ……………………………………………………………………….17
Основные проблемы систем образования………………………...17
Основные направления и меры по развитию образования……...19
Сотрудничество России и Германии в сфере образования………………………………………………………....21
Заключение……………………………………………………………………….23
Список использованной литературы…………………………………………...25
Оглавление
Введение…………………………………………………………
Глава 1. Общая структура образования РФ………………………………..........6
Глава 2. Общая структура образования в ФРГ…………………………….......12
Глава 3. Сравнительная характеристика перспектив развития образования
в РФ и ФРГ………………………………………………………………………
Заключение……………………………………………………
Список использованной литературы…………………………………………...
Введение
Актуальность темы: Системы образования являются ключевыми элементами социального устройства любого государства. Изучение образовательных систем других стран помогает более глубоко и внимательно подходить к проблемам образования своей страны, осмысливая положительный опыт, накопленный в этих странах, но сохраняя свои собственные ценности системы образования. Особое интерес проявляется в изучении системы образования Германии, так как Россию и Германию давно связывают связи в сфере экономики, культуры, образования, а также школьное образование ФРГ является одним из лучших в Европе, а высшее образование занимает лидирующие позиции.
В настоящее время в России ведется поиск оптимальных путей ведения обучения, необходимого для подготовки высококвалифицированных специалистов в области своего дела. Необходимы нахождения новых связей между образованием и рынком труда. Помочь в этом может анализ образования в Германии, ведь в нем присутствуют многообразие различных методик и содержаний преподавания.
Объект исследования: системы образования в странах мира.
Предмет исследования: системы образования РФ И ФРГ.
Цель: провести комплексный сравнительный анализ систем образования России и Германии для осмысления ошибок и выявления новых методов образования своей страны.
Решение выше поставленной цели предполагает реализацию следующих задач:
Источниковая база:
Источниковая база курсовой работы состоит из законодательных актов РФ, а также официальных сайтов международных групп по сотрудничеству Российской Федерации и ФРГ в сфере образования. Основная информация о системе образования в России представлена законом Российской Федерации «Об образовании», которая претерпевает ежегодные изменения. Официальные сайты международных групп дают нам не только полноценную информацию о системе образования в Германии, но и знакомят нас с принципами сотрудничества и обмена студентами между вузами и школами России и Германии, давая нам возможность поразмышлять о перспективах нашего современного образования.
Принципы, проблемы и будущее систем образования Германии и России рассматриваются во многих работах таких авторов, как Онищук В.А1, Коваленко Ю.И.2, Писаревой Л.И3, Сергеевой Н.Б.4
Во всех вышеизложенных пособиях четко раскрываются основные положения об образовании в Германии, показана важность и необходимость некоторых их них для нормального полноценного развития личности и формирования высококвалифицированного коллектива. Во многом содержание вышеизложенных работ похожи, однако для полного понимания и осознания современной ситуации в сфере образования как нашей страны, так и всего мира, необходимо ознакомится с каждым из них.
Работа состоит из введения, 3 глав, каждая из которых разделяется на подпункты. Содержание первой главы несет информацию об основных положениях образования в Российской федерации, действующих в современном среде. Содержание второй главы раскрывает систему образования в Германии, в частности, основные отличия от образования в других странах. Содержание третьей главы показывает актуальные проблемы, стоящие перед государствами в данной сфере, а так же пути решения этих проблем и плюсы от сотрудничества стран.
Глава 1
Общая структура образования РФ.
Система образования в Российской Федерации представляет собой совокупность взаимодействующих элементов и субъектов, направленных на достижение целей образования. Система образования создает условия для непрерывного образования посредством реализации преемственных основных образовательных программ, предоставления возможности одновременного освоения нескольких образовательных программ, а также учета имеющегося образования, квалификаций, опыта практической деятельности при получении образования последующих уровней.
Согласно закону, «в Российской Федерации устанавливаются следующие уровни образования: дошкольное образование; начальное общее образование; основное общее образование; среднее общее образование; среднее профессиональное образование; высшее образование - бакалавриат; высшее образование - подготовка специалиста, магистратура; высшее образование - подготовка научно-педагогических кадров, ординатура, ассистентура-стажировка.»5
1.1.Дошкольное образование.
«Дошкольное образование является основой защиты детства, воспитания и раннего образования. Образовательные программы дошкольного образования обеспечивают разностороннее развитие детей с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей, необходимого и достаточного для успешного освоения ими образовательных программ начального общего образования, на основе индивидуального подхода и специфичных для детей дошкольного возраста видов деятельности.»6 Дошкольное образование начинается для детей в возрасте от 3 до 7 лет в детских садах. Большинство детских садов финансируется государством и муниципалитетами. За последнее время появляется много частных и получастных детских садов. Посещение детских садов детьми определяется родителями самостоятельно. В законе сказано, что «для воспитания детей дошкольного возраста, охраны и укрепления их физического и психического здоровья, развития индивидуальных способностей и необходимой коррекции нарушений развития этих детей в помощь семье и действует система дошкольных учреждений.»7 В детском саду личностные качества формируются естественным образом в процессе игры, которая является неотъемлемой частью воспитательного процесса, формируются основные навыки самостоятельности, умения контактировать и договариваться, жить в коллективе. Рисование, создание поделок и аппликаций, конструирование, занятия музыкой и физкультурой готов предложить любой детский сад.
1.2. Среднее образование.
Обучение в школе начинается в возрасте 6-7 лет и длится 11 лет, из которых обязательными являются 9. «В России существует единая образовательная система, прием для получения дошкольного, начального общего, основного общего и среднего общего образования в государственные, муниципальные образовательные организации и в частные образовательные организации осуществляется на общедоступной и бесплатной основе.»8
Школьное образование разделяется на: начальную школу и среднюю общеобразовательную школу.
Лицеи и гимназии стали одними из популярных учебных заведений в России 21 века. Они направлены на углубленное изучение дисциплин по определенному профилю. В лицеях больше предпочтителен математический и технический уклон, а гимназии больше специализируются на гуманитарных науках. В гимназии и лицеи можно переходить из любого учебного заведения и так же с 1 по 11 классы. По закону, «по окончании обучения выпускники сдают единый государственный экзамен, обеспечивающий поступление в высшее учебное заведение по своему выбору.»10
1.3. Среднее профессиональное образование.
Среднее профессиональное образование имеет целью подготовку специалистов среднего звена, удовлетворение потребностей личности в углублении и расширении образования на базе основного общего(9 классов), среднего (полного) общего или профессионального начального образования. «Среднее профессиональное образование может быть получено в образовательных учреждениях среднего профессионального образования и образовательных учреждениях высшего профессионального образования. »11 Цель обучения подготовка специалистов среднего звена – рабочих, мастеров, техников. Рабочие специальности, получаемые в заведениях среднего профессионального образования, являются наиболее востребованными в настоящее время.
Обучение включает в себя ряд обязательных циклов, в числе которых учебная практика; производственная практика, промежуточная аттестация; государственная аттестация (подготовка и защита выпускной квалификационной работы). Студенты вправе совмещать работу и учебу.
Учреждения среднего профессионального образования:
Согласно закону «целями профессионального высшего образования являются подготовка и переподготовка специалистов соответствующего уровня, удовлетворение потребностей личности в углублении и расширении образования».12
Подготовка лиц с профессиональным высшим образованием для получения квалификации (степени) "бакалавр" и квалификации (степени) "специалист" осуществляется на базе среднего (полного) общего, среднего профессионального образования, а для получения квалификации (степени) "магистр" - на базе бакалавриата.
«Профессиональное высшее образование может быть получено в образовательных учреждениях профессионального высшего образования (высших учебных заведениях).»13
В России более 1000 высших учебных заведений. Прием в государственные вузы организован на системе баллов сдачи единого государственного экзамена (ЕГЭ). Пройдя конкурс, абитуриент становится студентом той или иной формы обучения.
Академический год состоит из двух периодов (семестров). По окончании каждого студент сдает экзамены, при успешной сдачи переводится на следующий курс обучения.
Болонская система образования, к которой Россия подписалась в 2003 году, принесла много перемен. Согласно болонскому соглашению главным изменением является переход к двухуровневой системе: бакалавриат(4 года) и магистратура(2 года). «Бакалавриат дает базовое образование, дающее право на профессиональную деятельность. Обучение в магистратуре позволяет дополнить базовое образование по профильному направлению или по другой специальности.»14 Программы магистратуры разделяются на исследовательские, когда студенты под наблюдением курирующего преподавателя самостоятельно проводят исследования в интересующей их области, и обучающие, состоящие из лекций и семинаров с последующей защитой итоговой работы. Переход на 2-х уровневую систему образования в России находится в процессе становления. После магистратуры есть возможность обучаться в аспирантуре: обучение длится 3 года (при заочной форме – 4 года). Аспирантура − форма повышения квалификации, с целью подготовки к ученой степени кандидата наук.
Информация о работе Сравнительная характеристика перспектив развития образования в РФ и ФРГ