Сущность международного валютного фонда

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Декабря 2012 в 14:06, реферат

Краткое описание

Международный валютный фонд, МВФ (англ. International Monetary Fund, IMF) — специализированное учреждение ООН, со штаб-квартирой в Вашингтоне, США. На Бреттон-Вудской конференции ООН по валютно-финансовым вопросам 22 июля 1944 года была разработана основа соглашения (Хартия МВФ). Наиболее существенный вклад в разработку концепции МВФ внесли Джон Мейнард Кейнс, возглавлявший британскую делегацию, и Гарри Декстер Уайт — высокопоставленный сотрудник Министерства финансов США.

Содержание

Введение……………………………………………………………….….3
1. Цели и функции МВФ……………………………………….……..4
2. Структура органов управления МВФ……………………………..5
3. Основные механизмы кредитования………………………………9
3.1. Резервная доля……………………………………………....9
3.2. Кредитные доли. ……………………………………………9
3.3. Договоренности о резервных кредитах стэнд-бай……..…10
3.4. Механизм расширенного кредитования………………...…10
Критика действий МВФ…………………………………………….12
Заключение………………………………………………………...…….15
Список использованных источников и литературы……………………..17

Вложенные файлы: 1 файл

Введение.docx

— 32.79 Кб (Скачать файл)

 

В отличие от Всемирного банка, деятельность МВФ сосредоточена  на относительно кратковременных макроэкономических кризисах. Всемирный банк предоставляет  кредиты только бедным странам, МВФ  может давать кредиты любой из своих стран-членов, которая испытывает нехватку иностранной валюты для покрытия краткосрочных финансовых обязательств.

 

 

 

  1. Критика действий МВФ

МВФ (как и Всемирный  банк) часто критикуют различные  учёные и политики. Причин находится  много, но чаще всего упоминают проамериканский  характер действий и неэффективность  его рекомендаций для выхода из кризисных ситуаций.

Нужно учитывать, что голоса при принятии решений о действиях  Фонда распределяются пропорционально  взносам. Для одобрения решений  Фонда необходимо 85 % голосов. США  обладают около 17 % всех голосов. Этого  недостаточно для самостоятельного принятия решения, но позволяет блокировать  любое решение Фонда. Сенат США  может принять законопроект, запрещающий  Международному валютному фонду  выполнять определённые действия, например, выделять кредиты странам. Как указывает китайский экономист профессор Ши Цзяньсюнь, перераспределение квот отнюдь не изменяет базовые рамки организации и соотношение сил в ней, доля США остаётся прежней, они обладают правом вето: "Соединенные Штаты, как и раньше, руководят порядком МВФ".

МВФ предоставляет займы  с выдвижением ряда требований —  свобода передвижения капиталов, приватизация (в том числе естественных монополий  — железнодорожный транспорт  и коммунальные услуги), минимизация  или даже ликвидация правительственных  расходов на социальные программы —  на образование, здравоохранение, удешевление  жилья, общественный транспорт и  т. п.; отказ от защиты окружающей среды; сокращение зарплат, ограничение прав трудящихся; усиление налогового давления на бедных и т. п.

По утверждению Мишеля Чосудовского,

Спонсируемые МВФ программы  с тех пор последовательно  продолжали уничтожение индустриального  сектора и постепенно демонтировали  югославское государство «всеобщего благоденствия». Соглашения о реструктуризации увеличили внешний долг и обеспечили мандат для девальвации югославской  валюты, что сильно ударило по уровню жизни югославов. Этот начальный  раунд реструктуризации заложил  её основы. В течение 1980-х годов  МВФ периодически прописывал дальнейшие дозы своей горькой «экономической терапии», тогда как югославская  экономика медленно впадала в  кому. Промышленное производство докатилось до 10-процентного падения к 1990 году — со всеми предсказуемыми социальными последствиями.

Большая часть кредитов, выданных МВФ Югославии в 80-ых годах, ушла на обслуживание этого долга  и решение проблем, вызванных  выполнением рецептов МВФ. Фонд заставил Югославию прекратить экономическое  выравнивание регионов, что привело  к росту сепаратизма и дальнейшей гражданской войне, унёсшей жизнь 600 тыс. человек.

В 1989 году МВФ предоставил  Руанде займ при условии, что правительство  перестанет оказывать поддержку  фермерским хозяйствам (что является нормой во многих странах мира, включая  и США) и проведёт девальвацию  местной валюты. Это спровоцировало крах доходов населения и, как  следствие, кровавую гражданскую войну  между хуту и тутси, в которой  погибло более полутора миллионов человек.

В 80-ые годы из-за резкого  падения цен на нефть рухнула  мексиканская экономика. МВФ стал действовать: кредиты выдавались в обмен на масштабную приватизацию, сокращение государственных расходов и т. п. До 57 % государственных расходов уходило на выплату внешнего долга. В результате из страны ушло около 45 млрд долларов. Безработица достигала 40 % экономически активного населения. Страну вынудили вступить в НАФТА и предоставить колоссальные льготы американским корпорациям. Доходы мексиканских рабочих моментально сократились.

В результате реформ Мексика  — страна, где впервые была одомашнена кукуруза — стала её импортировать. Полностью была уничтожена система  поддержки мексиканских фермерских хозяйств. После вступления страны в НАФТА в 1994 году либерализация  пошла ещё быстрее, стали ликвидироваться  протекционистские тарифы. США же своих фермеров поддержки не лишали и активно поставляли кукурузу в Мексику.

Предложение взять, а потом  выплачивать внешний долг в иностранной  валюте ведёт к ориентации экономики  исключительно на экспорт, невзирая ни на какие меры продовольственной  безопасности (как это было во многих странах Африки, на Филиппинах и т. д.).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

За время своего существования  МВФ превратился в подлинно Универсальную  организацию, добился широкого признания  в качестве главного наднационального органа регулирования валютно-кредитных  отношений, авторитетного центра международного кредитования, координатора межгосударственных кредитных потоков и гаранта  платежеспособности стран-заемщиц. Одновременно он начинает играть большую роль в  реализации решений «Семерки» ведущих  государств Запада, становится ключевым звеном формирующейся системы регулирования  мировой экономики, международной  координации, Согласования национальных макроэкономических политик. Фонд зарекомендовал себя активно функционирующим мировым валютным институтом, накопил большой  и полезный опыт.

Конечно, как и всякая международная организация, МВФ  является ареной не только партнерства, но и сопернечества национальных, экономических и политических интересов. США лишились возможности монопольно определять политику Фонда. Они вынуждены  согласовать свою линию поведения  с главными государствами Западной Европы и Японией.

Одновременно в МВФ  усиливается влияние развивающихся  стран Азии, Африки и Латинской  Америки, отстаивающих свои интересы. Начинают активно заявлять о себе и бывшие страны-члены СЭВ, особенно Россия и другие страны СНГ. Из этого  потребность в более эффективном  механизме сопоставления, учета  и примирения конфликтных интересов  в рамках МВФ к выгоде всего мирового сообщества, необходимость совершенствования как институциональных структур Фонда, так и реализуемых им програмных политических установок.

Результаты взаимоотношений  России с МВФ неоднозначны. Оценки этих результатов различаются в  зависимости от идеологических установок  и методологических позиций отдельных  общественно-политических сил. Наличие  кризисной ситуации вынуждает Россию, равно как и другие государства  бывшего СССР, обращаться к Фонду  за кредитами. Однако при этом нужно  отдавать себе отчет в том, что  до тех пор, пока эти государства  находятся в зависимости от кредитов МВФ, его воздействие продолжает оставаться существенным фактором формирования их макроэкономической, структурной  и социальной политики.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список использованных источников и литературы

 

1.    Красавина Л.Н.  «Международные валютно-кредитные  и финансовые отношения» /М.: Изд.  «Финансы и статистика»,2008 г.

2.   Основы международных  валютно-финансовых и кредитных  отношений: Учебник / Под ред.  Круглова В.В. – М.: ИНФРА-М, 2011 г.

3.   Международный валютный  фонд: на рубеже столетий. Российский  аспект // Деньги и кредит. – 2010. - №9. 54 – 67 с.

4.   Международный валютный  фонд: на рубеже столетий // Деньги  и кредит. – 2010. - №7. 58 – 66 с.

5.   Латиноамериканский  опыт финансовой стабилизации // Деньги и кредит. – 2011. - №12. 43 – 54 с.

6.   Герчикова И.Г.  «Международные экономические организации.»  / М.: Изд. АО «Консалтбанкир». – 2011 г.

7.   Смыслов Д.В. Международный  валютный фонд: Современные тенденции  и наши интересы. М.: Финансы и статистика, 2007 г.

8.   Генезис обратимости  валют // ЭКО . – 2009. - №8. 103 – 108 с.

9.   Бомбы и доллары  // Эко. – 2011. - №5. 168 – 172 с.

10. Шреплер Х.-А. Международные  организации. Справочник. М.: МО, 2008г.


Информация о работе Сущность международного валютного фонда