Текущее состояние и прогнозирование процессов МЭИ в АТР

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Октября 2013 в 14:26, курсовая работа

Краткое описание

В данной курсовой работе будут рассмотрены интеграционные процессы, протекающие в странах азиатско-тихоокеанского региона, отличающимся не только как один из наиболее быстро развивающихся в мировой экономике, но также выделяющимся высокой интенсивностью и разнонаправленностью интеграционных процессов. Сейчас этот регион вызывает особенно высокий интерес своей устойчивостью во время финансового кризиса и наличием сразу трех крупных экономических центров – США, Китай, включающий в себя Гонконг, и Япония, традиционно поддерживающая высокий уровень экспорта и импорта. Таким образом, целью данной работы является изучение и анализ интеграционных процессов в Азиатско-Тихоокеанском регионе (АТР).

Содержание

Введение
1. Теоретические основы формирования интеграционных процессов
1.1 Сущность, понятие и виды МЭИ
1.2 Определяющие факторы интеграционных процессов
1.3 МЭИ как основа глобализации
2. АНАЛИЗ СТРУКТУРЫ И ДИНАМИКИ МЕЖДУНАРОДНОЙ
ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ИНТЕГРАЦИИ В АТР
2.1 Основные структуры и их место в структуре АТР
2.2 Валютный аспект интеграции в АТР
2.3 Экспортно-импортные связи стран АТЭС
2.4 Место Дальнего Востока Российской Федерации в структуре АТР
3. Текущее состояние и прогнозирование процессов МЭИ в АТР
3.1 АТР в период финансового кризиса
3.2 Влияние мирового финансового кризиса на процессы МЭИ в АТР
Заключение
Библиографический список

Вложенные файлы: 1 файл

Документ Microsoft Office Word.docx

— 258.06 Кб (Скачать файл)

Основная цель Ассоциации Региональных Администраций стран  Северо-Восточной Азии (The Association of North East Asia Regional Governments– NEAR) – содействие формированию системы доверительных отношений и всестороннему развитию региона СВА посредством формирования механизмов сотрудничества между администрациями территорий стран этого региона на основе принципов взаимопонимания, равноправия и взаимной выгоды.

Основные виды деятельности Ассоциации следующие:

  1. регулярное проведение Конференции региональных администраций стран Северо-Восточной Азии;
  2. сбор и предоставление членам Ассоциации информации об экономике, технологии и ходе развития территорий, входящих в Ассоциацию;
  3. оказание содействия мероприятиям, направленным на развитие сотрудничества и расширение взаимодействия регионов СВА, в числе которых выставки, ярмарки, обмены делегациями и пр.

В настоящее время членами  АРАССВА являются 65 регионов из 6-ти стран Северо-Восточной Азии.

АРАССВА происходит от Региональной Конференции стран СВА, проводившейся  в течение 3 лет – с 1993 по 1996 гг. Главы органов местного управления впервые собрались для разработки совместной политики развития Северо-Восточной Азии на Первой Конференции стран СВА, которая прошла 8 октября 1993 г. в г. Мацу, префектура Симане, Япония. В Конференции принимали участие представители 11-ти администраций из 4-х стран.

Шестая Конференция АРАССВА  состоялась 12-15 сентября 2006 г. в г. Пусан (Республика Корея). В Конференции приняли участие 87 представителей из 24 регионов СВА. На конференции был заслушан отчет о деятельности АРАССВА и подкомиссий, принята эмблема АРАССВА. По предложению провинции Кенги-до принято решение о создании подкомиссии по науке и технологиям. Провинция Кенги-до взяла на себя обязанности постоянного координатора вновь созданной подкомиссии. В связи с окончанием у Хабаровского края срока полномочий координатора подкомиссии АРАССВА по приграничному сотрудничеству, обязанности координатора подкомиссии на 2007-2008 гг. были переданы Амурской области.

На заседании было принято  решение принять в члены АРАССВА 27 новых членов: 20 региональных администраций  из Монголии, 4 – из России, 1 – из Республики Корея и 2 – из КНР.

Тихоокеанская конференция  по торговле и развитию (Pacific Trade and Development Conference), была основана в 1968 году как серия академических конференций, проводимых с целью продвижения вопросов исследования и обсуждения вопросов экономической политики, касающихся Тихоокеанского региона. С 1968 года ПАФТАД был движущей силой развития мысли по вопросам торговли и развития Тихоокеанского региона, а также по важным вопросам экономической политики, с которыми сталкивается регион. Тем не менее, сегодня ПАФТАД это не просто ряд конференций, но все в большей степени движущей силой становится структура частной, неформальной неправительственной организации – сеть ведущих экономистов АТР.

Цели организации:

  • увеличение экономического роста и развитие экономик АТР;
  • достижение более результативных и эффективных экономических отношений друг с другом и со всем миром, посредством проведения экономического анализа и рассмотрения политических вопросов по торговле и связанных с ними вопросов.

Финансирование организации  осуществляется через целый ряд  фондов, высших учебных заведений, научно-исследовательских  учреждений и экономических ассоциаций стран АТР. Среди многочисленных спонсоров ПАФТАД – Фонды Форда  и братьев Рокфеллеров, Ассоциации Кейданрен и Канкейрен, Университет Торонто и Австралийский Национальный Университет, другие известные организации.

Тихоокеанский экономический  совет (Pacific Basin Economic Council – PBEC) создан в 1967 г. и является международной неправительственной организацией, объединяющей крупные компании, деятельность которых охватывает весь Азиатско-Тихоокеанский регион.

Инициаторами создания и  основателями ТЭС стали 5 стран АТР  – Австралия, Канада, Япония, Новая  Зеландия и США, чей суммарный  ВНП к тому времени уже сравнялся  с Европейским экономическим  сообществом. В этом же году 5 стран  ЮВА (Индонезия, Малайзия, Филиппины, Сингапур и Таиланд) учредили АСЕАН – первую в АТР региональную экономическую организацию развивающихся стран.

Бурное экономическое  развитие АТР обуславливало необходимость  в создании механизмов взаимодействия между странами региона, значительно  отличавшихся по своему социально-экономическому развитию и культуре. ТЭС и стал одним из таких механизмов.

Число стран-участниц ТЭС  постепенно увеличивалось, в 1970-х годах  в ТЭС вступили Республика Корея, Гонконг, Сингапур, Филиппины и Чили. В конце 1980-х годов к ТЭС  присоединились еще семь стран. В  начале 1990-х годов к ТЭС присоединились СССР и КНР. Общее число стран-участниц ТЭС достигло 20. По состоянию на 2005 год, ТЭС объединял через национальные комитеты около 700 компаний Азиатско-Тихоокеанского региона.

Уникальность ТЭС как  организации заключалась в том, что все страны-участницы (как  развитые, так и развивающиеся, а  также страны с переходными экономиками) имели равное право голоса. Аналогичной  организации в АТР не существовало.

В сентябре 2005 года ТЭС перешёл  на модель прямого корпоративного участия, практически отказавшись от системы  национальных комитетов. Данная модель предусматривает непосредственное участие компаний в работе Совета, без необходимости вступления в  национальные комитеты стран-участниц. Исключение было сделано для России и КНР, чьи национальные комитеты, согласно Уставу ТЭС, пока продолжают свое существование.

Отказавшись от системы национальных комитетов, ТЭС лишился многих компаний-участниц. По состоянию на настоящий момент, в ТЭС напрямую участвуют чуть больше 100 компаний, не считая 174 компании в рамках национальных комитетов  России и КНР.

В центре внимания ТЭС продолжает оставаться блок важных экономических  и социальных вопросов, разрабатываются  новые инициативы совместно с  другими международными организациями  региона.

Неправительственная организация  Совет по Тихоокеанскому Экономическому Сотрудничеству (СТЭС) была создана  в 1980 году по инициативе бывшего премьер-министра Японии Охира и премьер-министра Австралии Фразера с целью определения и координации составляющих Тихоокеанского экономического сотрудничества.

Начав работу как организация  с 12 членами, СТЭС превратился в одну из крупнейших организаций региона, включающих как государства Северо-Восточной Азии, Океании, так и государства Тихоокеанского побережья Южной Америки. Всего в организации насчитывается 26 членов: Австралия, Бруней, Вьетнам, Гонконг, Индонезия, Канада, Китай, Колумбия, Малайзия, Мексика, Новая Зеландия, Форум островных государств южной части Тихого океана, Перу, Сингапур, США, Таиланд, Тайвань (Китайский Тайбэй), Филиппины, Чили, Эквадор, Южная Корея, Япония, а также два ассоциированных члена (Тихоокеанские территории Франции и Монгольский национальный комитет по Тихоокеанскому экономическому сотрудничеству) и два члена с правом совещательного голоса – Тихоокеанский экономический совет (ТЭС) и Тихоокеанская конференция по торговле и развитию (ПАФТАД).

Таблица 1 – Взаимоотношения  АТЭС и СТЭС

Характеристика АТЭС

Общие черты

Характеристика СТЭС

1

2

3

АТЭС представляет собой  сеть правительственных министерств стран-экономик

Секретариаты АТЭС и СТЭС располагаются в Сингапуре

СТЭС представляет собой  сеть правительственных министерств, деловых кругов и научных институтов

Встречи Министров

Встречи Старших Должностных  Лиц

Встречи Министров и Лидеров  Промышленности

Постоянный Комитет

Координационная Группа

Специальные Комитеты

Рабочие Группы

Экспертные Группы

Проекты и Встречи

Специальные Группы и Форумы

Экспертные Группы

Ежегодные встречи лидеров  АТЭС

взаимодействие

Деловой Консультативный  Совет АТЭС: Состоит из трех представителей деловых кругов из каждой экономики. Консультативный Совет представляет ежегодные доклады лидерам и  министрам АТЭС


 

Через данную модель сотрудничества СТЭС намерен обеспечить Азиатско-Тихоокеанскому региону мощное лидерство и сформировать глобальную экономическую систему XXI века.

Концепция "открытого региона" была выдвинута в Канберре в 1980 г. в период создания СТЭС. Ванкуверская декларация развила эту концепцию, определив условия и методы взаимодействия членов СТЭС в процессе создания "открытого Тихоокеанского региона". Укреплению концепции послужило создание межправительственной организации Азиатско-Тихоокеанского экономического сотрудничества (АТЭС). Сеульская декларация 1991 г. зафиксировала принятие АТЭС концепции открытого региона и открыла возможности плодотворного сотрудничества рабочих групп СТЭС и ATЭC. По сравнению с другими главными регионами мира Тихоокеанский бассейн находится в более выгодных условиях. Здесь экономическая инициатива бизнеса превалирует над политикой. В результате этого в настоящее время происходит открытый и приносящий выгоды процесс экономической интеграции. Страны АСЕАН приняли соглашение о свободной торговле. Подписано Северо-Американское соглашение о свободной торговле, снявшее торговые барьеры между США, Канадой и Мексикой.

Важной характеристикой  конференции СТЭС является ее независимый, неофициальный статус, который позволяет  работать без сдерживания со стороны  правительства, а также ее трехсторонняя  природа, т.е. взаимодействие трех сил: правительственных, деловых и научных. СТЭС – это консультативная организация.

В 2003 году в международных  секретариатах ТЭС и СТЭС активно  обсуждалась идея совместного размещения секретариатов ТЭС и СТЭС в  Гонконге, а также проведение этими  международными организациями объединенных Генсессий. Россия поддерживала идею объединения международных секретариатов, это позволило бы существенно снизить финансовое бремя на участников Советов и усилить прямое сотрудничество по ряду направлений. Недавно СТЭС перенёс офис Секретариата в новое здание рядом с Секретариатом АТЭС в кампусе Национального Университета Сингапура. В связи с этим, идея об объединении Секретариатов вновь активно обсуждается представителями ТЭС и СТЭС, но уже с упором на размещение в Сингапуре. На сегодняшний день СТЭС сконцентрировался на оказании поддержки АТЭС, а ТЭС – на развитии бизнес-контактов в регионе АТР.

Российское участие в  Тихоокеанском экономическом совете (ТЭС) осуществлялось через Российский национальный комитет по Тихоокеанскому экономическому сотрудничеству (РНКТЭС). Россия вышла из состава СТЭС в  связи с отсутствием у РНКТЭС средств для оплаты ежегодных членских взносов. Сегодня РНКТЭС стремится развивать экономическое сотрудничество между странами АТР путем стимулирования прямых, неопосредованных контактов представителей бизнеса и региональных лидеров.

Итак, как мы уже упоминали  выше, высший уровень интеграционных процессов в азиатском регионе  проявляется в деятельности АТЭС. Первоначально в АТЭС вошли 12 стран – 6 развитых государств бассейна Тихого океана (Австралия, Южная Корея, Новая Зеландия, США, Япония, Канада) и 6 развивающихся государств Ассоциации государств Юго-Восточной Азии (Бруней, Индонезия, Малайзия, Сингапур, Таиланд, Филиппины). К 1997 г в АТЭС входили уже почти все основные страны тихоокеанского региона: новыми членами стали Гонконг (1993), КНР (1993), Мексика (1994), Папуа-Новая Гвинея (1994), Тайвань (1993), Чили (1995). В 1998, одновременно с приемом в АТЭС трех новых членов – России, Вьетнама и Перу – введен десятилетний мораторий на дальнейшее расширение состава членов Форума. На долю АТЭС приходится свыше 60 процентов мирового ВНП и около половины мирового экспорта, здесь сосредоточено около 2/5 населения мира. В регионе АТЭС находятся три из пяти постоянных членов Совета Безопасности ООН (США, Китай, Россия), а также Япония [14, раздел путеводитель].

Формирование форума АТЭС началось в ноябре 1989 года, когда  в Канберре состоялась встреча министров  иностранных дел и торговли десяти стран АТР. Правильнее сказать, что  тогда произошел скорее обмен  мнениями между государствами региона, имевшими сходные взгляды на то, в каком направлении развивать  региональное экономическое сотрудничество.

США, Япония, Южная Корея  и Австралия, принимавшие наиболее активное участие в подготовке этой встречи, ближе других государств подошли  к пониманию того, что в регионе  необходимо установить межправительственное взаимодействие по вопросам международных  экономических отношений. В Канберре было решено, что новая организация  будет иметь консультативный  статус, а ее участники будут добиваться своевременного завершения Уругвайского раунда ГАТТ. Также предполагалось, что АТЭС, работая в тесном контакте с деловыми кругами стран АТР, будет определять главные направления и сферы экономического сотрудничества в регионе в 21 веке и содействовать частному капиталу как главной движущей силе регионального экономического развития.

Была утверждена и программа  сотрудничества, основу которого составили  такие принципы, как либерализация  торговли и инвестиций, содействие торговле, экономическое и техническое  сотрудничество. Было также определено, что в мероприятиях АТЭС могут  участвовать международные региональные организации, и представители Секретариата АСЕАН, Секретариата Совета по тихоокеанскому экономическому сотрудничеству (СТЭС) и Южно-тихоокеанского форума (ЮТФ) стали подключаться к деятельности АТЭС уже на ранних этапах существования  форума. Было решено, что все решения  в АТЭС (в том числе и по приему новых участников) принимаются на основе консенсуса.

Информация о работе Текущее состояние и прогнозирование процессов МЭИ в АТР