Теоретический аспект государственного регулирования внешнеторговой деятельности России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Февраля 2014 в 09:13, курсовая работа

Краткое описание

В рамках научной работы целью является и определение государственной поддержки экономики посредством анализа отдельных элементов системы экономического регулирования. В соответствии с указанными целями в работе были поставлены и решаются следующие задачи:
- проанализировать структуру российской внешней торговли товарами на современном этапе;
- исследовать динамику объемов и товарной структуры внешней торговли РФ в преддверии мирового финансового кризиса;
- рассмотреть структуру и формы государственного регулирования внешнеторговой деятельности России;
- изучить систему госрегулирования внешней торговли за рубежом на примере Соединенных Штатов Америки.

Содержание

Введение 3
1 Структура российской внешней торговли товарами на современном этапе 5
1 Внешняя торговля как основная форма участия России в международном разделении труда 5
1.2 Внешнеторговая деятельность России в свете мирового финансового кризиса 7
1.3 Россия в системе мировой торговли товарами (на примере машиностроительного комплекса) 10
1.4 Структура экспорта товаров России 12
1.5 Структура импорта товаров России 14
2 Динамика объемов и товарной структуры внешней торговли РФ 16
2.1 Экспорт и импорт России важнейших товаров за 2008 год 16
2.2 Внешнеэкономические связи России в I квартале 2009 года 21
3 Теоретический аспект государственного регулирования внешнеторговой деятельности России 34
3.1 Понятие, виды, цели и задачи государственного регулирования внешнеторговой деятельности 34
3.2 Принципы государственного регулирования ВТД России 36
3.3 Законодательство Российской Федерации о внешнеторговой деятельности 37
3.4 Структура регулирования ВТД России 38
3.5 Инструменты регулирования ВТД России 40
4 Государственное регулирование внешней торговля за рубежом (на примере Соединенных Штатов Америки) 42
4.1 Государственное регулирование внешней торговли США 42
4.2 Внешнеторговая политика США 47
Заключение 49
Список использованной литературы 51
Приложения 54

Вложенные файлы: 1 файл

ИТОГ.doc

— 450.50 Кб (Скачать файл)

Снижение стоимостного объема экспорта металлов и изделий из них на 36,6% произошло вследствие сокращения физических объемов полуфабрикатов из нелегированной стали, проката плоского из нелегированной стали, чугуна, меди, алюминия. Снижение цен было максимальным по никелю на 63,3%, меди – на 55,5%, алюминию – на 35,8%, ферросплавам – на 37,9 процента (рисунок 13).

Рисунок 13 - Товарная структура импорта Российской Федерации из стран СНГ, в процентах [28]

В структуре импорта России из стран  СНГ в I квартале 2009 г. по сравнению  с I кварталом 2008 г. увеличились удельные веса продовольственных товаров  и сырья для их производства, продукции  химической промышленности и текстиля, текстильных изделий и обуви. Снизилась доля металлов и изделий из них, машин, оборудования и транспортных средств, минеральных продуктов.

В результате уменьшения спроса и  средних цен по большинству товарных позиций импорт машин, оборудования и транспортных средств снизился в стоимостном выражении на 59,1 процентов. Физический объем закупок легковых автомобилей снизился в 3,6 раза, грузовых – в 6,4 раза.

Снижение стоимости импорта  металлов и изделий из них на 55,6% связано в основном с уменьшением физических объемов большинства товаров. Наиболее значительно снизился в натуральном выражении экспорт черных металлов - на 52,5% и труб - на 58,5 процентов.

Импорт продовольственных товаров  сократился на 24,6 процента. Изменения  произошли за счет сокращения физического объёма  импорта и цен на масло подсолнечное и зерновые культуры и снижения цен на мясо свежее и мороженое, мясо птицы свежее и мороженое, молоко и сливки сгущенные, масло сливочное и сахар белый.

Снижение стоимости импорта топливно-энергетических товаров составило 35,7 процента. Снизились стоимостные объемы импорта угля, нефти; выросли - газа природного и нефтепродуктов.

Цены и физические объёмы поставок по большинству видов продукции  химической промышленности были значительно ниже уровня I квартала 2008 года, в итоге стоимость импорта по группе снизилась на 35,1 процентов. Ввоз натурального и синтетического каучука почти прекратился, импорт медикаментов по объему снизился на 17,3% при росте средней цены на 15,8 процента.

На снижение стоимости импорта текстиля, текстильных изделий и обуви на 34,6% повлияло сокращение стоимостных объёмов импорта одежды на 21,8%, обуви кожаной - на 30,7% и хлопчатобумажных тканей - на 33,6 процента. Значительно снизился физических объём закупок хлопкового волокна на 51 процент.

Таким образом, разразившийся мировой финансово-экономический кризис оказал негативное воздействие на всю международную торговлю. Не обошел он стороной и нашу страну, внешнеторговый оборот которой, по данным Федеральной таможенной службы (ФТС) России, в I квартале 2009 г. составил лишь 55,3% от уровня соответствующего периода 2008 г. Однако ситуация заметно различается по ведущим торговым партнерам России. Среди 15 основных стран-контрагентов, на которые приходится свыше 70% оборота, наилучшее положение занимает Франция. Объемы торговли с этой страной у России уменьшились лишь на 28,5%, тогда как, например, с ключевыми партнерами - Италией, Нидерландами, Германией и особенно Украиной - произошло падение оборота в 2-2,5 раза. В результате впервые за много лет Франция вошла в десятку основных торговых партнеров России, при том что по итогам 2008 г. она заняла лишь 13-е место.

Что касается Содружества независимых  государств, то с уверенностью можно  констатировать, что по итогам первого квартала нынешнего года Беларусь закрепилась в пятерке основных торговых партнеров России, о чем свидетельствуют данные, предоставленные корреспонденту БЕЛТА в Федеральной таможенной службе РФ. Среди стран СНГ Беларусь уверенно занимает первое место по объему товарооборота с Россией.

В списке ведущих торговых партнеров России в январе-марте первое место закрепил за собой Китай: их взаимный товарооборот составил 7 млрд. долл. 811,2 млн. (снижение на 38,5%). Второе место заняла Германия - 7 млрд. долл. 280,9 млн. (на 54,3% меньше), третье - Нидерланды (7 млрд. долл. 47,5 млн., на 50,7% меньше), четвертое - Италия (6 млрд. долл. 190,8 млн., на 50% меньше).

Беларусь по объему торговли с Россией опередила в январе-марте подавляющее большинство стран Евросоюза, в том числе Великобританию и Францию, а также такие экономически развитые государства как США, Канада, Япония, Южная Корея и др.

Резкое сжатие внешней торговли России за I квартал текущего года на лицо: доходы России от экспорта продолжают активно падать, несмотря на проведенную недавно девальвацию рубля, но и экспорт демонстрирует уверенное снижение, поэтому сальдо торгового баланса РФ, то есть разница между экспортом и импортом, в апреле 2009 г. снизилось почти в 2 раза по сравнению с апрелем предыдущего года - до 7,5 млрд долл.с 14,8 млрд. долл. годом ранее.

Причины такого резкого сжатия внешней торговли России лежат на поверхности - кризис и еще раз  кризис. Примерно 70% в структуре российского  экспорта представляют собой топливно-энергетические товары, и при двукратном падении цен на нефть зеркальное сокращение экспорта вполне закономерно. В свою очередь, объем импорта снизился из-за девальвации рубля. После девальвации импортные товары стали для российских потребителей примерно в 1,5 раза дороже, что привело к соответствующему падению спроса на них. Другим источником падения импорта может быть снижение закупок машин, оборудования и т.д. Наблюдается падение инвестиционных вливаний в российскую экономику практически по всем отраслям.

Между тем, наблюдающийся в последнее время рост цен на нефть уже благотворно сказался на динамике российского экспорта и экспортных доходов. По отношению к прошлому году спад экспорта достаточно большой, в целом за январь-апрель - на 47% к январю-апрелю 2008 г. Тем не менее, каждый месяц экспорт России прирастает примерно на 500-700 млн. долл. Нижней точкой по экспорту стал январь, а начиная с февраля наблюдается помесячный рост экспорта (по отношению к предыдущему месяцу). Учитывая довольно сдержанные прогнозы цен на нефть, восстановление российского экспорта может оказаться длительным процессом. По последнему прогнозу Минэкономразвития среднегодовая стоимость нефти марки Urals в 2009 году ожидается на уровне 45 долл. за баррель, а в 2010 г. - 50 долл. за баррель.

С другой стороны, к концу года ожидается некоторое ослабление курса рубля (на 15-20%) к концу года, поэтому на быстрое восстановление платежеспособности российских граждан, которое способствовало бы увеличению импорта, также рассчитывать не приходится

 

3 Теоретический аспект государственного регулирования внешнеторговой деятельности России

 

 

3.1 Понятие, виды, цели и задачи государственного регулирования внешнеторговой деятельности

 

 

Как известно, внешняя торговля определяет динамику многих макроэкономических параметров, усиливая роль внешнеэкономической составляющей в развитии экономики страны. За счет экспорта формируется значительная часть производственного плана большинства добывающих отраслей и отраслей первичной переработки сырья и материалов, обеспечивается занятость в экспортирующих секторах экономики. За счет импорта улучшается наполняемость внутреннего рынка инвестиционными и потребительскими товарами. Вместе с тем более низкие темпы роста импорта по сравнению с темпами роста экспорта явились следствием сокращения государственных расходов на централизованные закупки и ужесточением таможенно-тарифной политики и налоговой системы.

Под государственным  регулированием внешней торговли обычно понимается деятельность государства, направленная на развитие и регулирование торговых отношений с другими странами. Внешнеторговая политика (ВТП) государства и его органов предполагает их целенаправленные действия при определении режима регулирования внешнеторговых связей и оптимизации участия страны в международном разделении труда. Она призвана решать важные задачи по географической сбалансированности внешнеторговых операций с отдельными государствами и регионами в целях обеспечения экономической безопасности страны.

Государственное регулирование внешней торговли может быть:

  • односторонним, когда инструменты государственного регулирования используются правительством страны в одностороннем порядке без согласования или консультаций с ее торговыми партнерами;
  • двусторонним, когда меры торговой политики согласовываются между двумя странами, являющимися торговыми партнерами. Например, согласование технических требований к маркировке, упаковке, договор о взаимном признании сертификатов качества и пр.;
  • многосторонним, когда торговая политика согласовывается и регулируется многосторонними соглашениями. Примеры многосторонней политики включают ГАТТ/ВТО, соглашения в сфере торговли стран - членов Европейского союза (ЕС).

Цели регулирования  определяются задачами экономической  политики, которые могут способствовать увеличению доходной части федерального бюджета, проведению структурной политики для стимулирования развития отдельных отраслей и защите их от иностранной конкуренции. Система регулирования связана с задачами внешнеэкономической политики, развитием отношений с отдельными странами, стремлением получить от этих стран взаимные льготы при осуществлении внешнеэкономических операций.

Первоочередными целями современной ВТП России являются:

  • обеспечение доступа отечественным предприятиям к мировым рынкам машин и
  • оборудования, технологий и информации, капиталов, минерально-сырьевых ресурсов, к транспортным коммуникациям;
  • оказание политической, финансовой, информационной поддержки в продвижении продукции российских предприятий на рынки, контролируемые транснациональными корпорациями или защищенные протекционистскими барьерами зарубежных государств и их союзов;
  • разработка и применение системы методов и инструментов, обеспечивающих достижение государственных целей, включая меры по поддержке отечественного бизнеса, и защиту национальной экономики от негативного влияния внешних факторов;
  • защита за рубежи законных интересов участников внешнеторговой деятельности (ВТД) и содействие укреплению их позиций на мировых рынках;
  • достижение благоприятного торгово-политического режима в отношениях с зарубежными странами и их торгово-экономическими группировками, организациями и союзами, снятие имеющихся и потенциальных дискриминационных ограничений;
  • устранение различных торгово-экономических барьеров в отношениях с республиками бывшего СССР;
  • долгосрочное урегулирование валютно-финансовых проблем во взаимоотношениях со странами-кредиторами, международными организациями и должниками России.

Реализуя перечисленные  функции, государство не допускает  волевого администрирования, а опирается  на законодательные и другие нормативные акты, определяющие принципы и условия осуществления внешнеэкономических связей.

 

3.2 Принципы государственного регулирования ВТД России

 

 

Основными принципами государственного регулирования внешнеторговой деятельности являются:

  • защита государством прав и законных интересов участников внешнеторговой деятельности, а также прав и законных интересов российских производителей и потребителей товаров и услуг;
  • равенство и недискриминация участников внешнеторговой деятельности, если иное не предусмотрено Федеральным законом;
  • единство таможенной территории Российской Федерации;
  • взаимность в отношении другого государства (группы государств);
  • обеспечение выполнения обязательств Российской Федерации по международным договорам Российской Федерации и осуществление возникающих из этих договоров прав Российской Федерации;
  • выбор мер государственного регулирования внешнеторговой деятельности, являющихся не более обременительными для участников внешнеторговой деятельности, чем необходимо для обеспечения эффективного достижения целей, для осуществления которых предполагается применить меры государственного регулирования внешнеторговой деятельности;
  • гласность в разработке, принятии и применении мер государственного регулирования внешнеторговой деятельности;
  • обоснованность и объективность применения мер государственного регулирования внешнеторговой деятельности;
  • исключение неоправданного вмешательства государства или его органов во внешнеторговую деятельность и нанесения ущерба участникам внешнеторговой деятельности и экономике Российской Федерации;
  • обеспечение обороны страны и безопасности государства;
  • обеспечение права на обжалование в судебном или ином установленном Законом порядке незаконных действий (бездействия) государственных органов и их должностных лиц, а также права на оспаривание нормативных правовых актов Российской Федерации, ущемляющих право участника внешнеторговой деятельности на осуществление внешнеторговой деятельности;
  • единство системы государственного регулирования внешнеторговой деятельности;
  • единство применения методов государственного регулирования внешнеторговой деятельности на всей территории Российской Федерации [4].

Все эти принципы вполне соответствуют международным  нормам и общепризнаны в качестве базовых [16].

 

 

3.3 Законодательство Российской Федерации о внешнеторговой деятельности

 

 

Внешнеторговая  деятельность регулируется Конституцией. федеральными законами и иными правовыми  актами Российской Федерации, а также  общепризнанными принципами и нормами  международного права и международными договорами Российской Федерации.

С 90-х гг. постепенно создается правовая база внешней  торговли и предпринимаются попытки  формирования концепции и стратегии  развития внешнеторговых связей. Разработаны  основы государственного регулирования  внешнеторговой деятельности, включая таможепно-тарифное регулирование, нетарифные ограничения, специальные защитные меры, валютный и экспортный контроль, координацию внешнеторговой деятельности субъектов Федерации. Установлен приоритет экономических методов регулирования внешней торговли при равенстве ее участников независимо от форм собственности.

Кроме Федерального закона «Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности»  внешнюю торговлю России регулируют следующие федеральные законы:

  • «О таможенном тарифе» (1993 г.);
  • «О военно-техническом сотрудничестве РФ с иностранными государствами» (1998 г.);
  • «О координации международных и внешнеэкономических связей субъектов Российской Федерации» (1999 г.)
  • «Об экспортном контроле» (1999 г.);
  • «О техническом регулировании» (2002 г.);
  • «О валютном регулировании и валютном контроле» (2003 г.);
  • «Таможенный кодекс Российской Федерации» (2003 г.);
  • «О специальных защитных, антидемпинговых и компенсационных мерах при импорте товаров» (2003 г.);
  • «Об особых экономических зонах в Российс<span class="dash0422_

Информация о работе Теоретический аспект государственного регулирования внешнеторговой деятельности России