Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Октября 2014 в 21:15, дипломная работа
Цель дипломной работы заключается в определение значения торгово-экономических связей для развития экономики Республики Дагестан и как один из основных направлений устойчивого экономического развития региона. Реализация внешнеэкономического потенциала в экономическом развитии РД не может осуществляться без адекватного восприятия вызовов глобализации на региональной основе. В этой связи особый интерес представляет изучение особенностей процесса интеграции республики в мирохозяйственные связи, а также практики формирования механизма внешнеэкономической деятельности регионов.
Достижение этой цели предполагает решение следующих задач:
- формирование предложений по методологии разработки концепции развития внешнеэкономической деятельности региона, обеспечивающей повышение эффективности социально-экономического развития региона;
- анализе современных тенденций развития межрегиональных экономических связей;
- характеристике деятельности Ассоциация экономического взаимодействия «Северный Кавказ»;
- определение тенденций межрегиональной и международной интеграции на Северном Кавказе;
- характеристике межрегиональной и внешней торговли Республики Дагестан и проблемам развития торгово-экономического сотрудничества Республики Дагестан со странами дальнего зарубежья.
Введение. 3
Глава 1. Теоретические аспекты механизмов функционирования и регулирования межрегиональных экономических связей субъектов РФ. 3
1.1 Сущность и типология основных форм межрегиональных экономических связей и их влияние на развитие регионов. 3
1.2 Необходимость и специфика регулирования развития межрегиональных экономических связей в условиях рыночной экономики. 13
Глава 2. Анализ современных тенденций развития межрегиональных экономических связей. 23
2.1. Ассоциация экономического взаимодействия «Северный Кавказ». 23
2.2.Тенденции межрегиональной и международной интеграции на Северном Кавказе. 32
Глава 3. Роль и значение торгово-экономического сотрудничества для экономики Республики Дагестан. 40
3.1. Межрегиональная и внешняя торговля Республики Дагестан. 40
3.2. Проблемы развития торгово-экономического сотрудничества Республики Дагестан со странами дальнего зарубежья. 49
Заключение. 58
Список литературы. 61
В соответствии с транспортной программой на Северном Кавказе ведется реконструкция морских портов (Махачкала, Туапсе, Темрюк, Таганрог), аэропортов (Майкоп, Владикавказ, Кавминводы), автомобильных и железных дорог.
В рамках энергетической программы начинается реализация проектов по пяти подпрограммам: энерго- и теплоснабжение региона, газоснабжение, обеспечение нефтепродуктами, реструктуризация угольной промышленности, строительство продуктопроводов.
Ассоциация «Северный Кавказ» сотрудничает с Российским Союзом промышленников и предпринимателей (РСПП), что помогает вырабатывать перспективную стратегию для СКЭР с учетом общероссийских интересов. РСПП предлагает помощь в реализации следующих проектов, считающихся ключевыми для региона: строительство платной скоростной автомагистрали Москва - Северный Кавказ; развитие портового хозяйства Азовского моря; эффективное использование нефти и энергоресурсов, имеющихся в СКЭР; производство лекарственных препаратов из натуральных природных компонентов; дальнейшее освоение залежей свинцовых руд, вольфрама и молибдена.
Ассоциация выступила с инициативой принятия Федеральной целевой программы социально-экономического развития Северного Кавказа до 2012 года как средства преодоления кризисных явлений в регионе. Он состоит из четырех блоков - политического, социального, экономического и управленческого, которые объединили 20 программ и около 200 проектов. Наиболее значительными определены 6 направлений: электроэнергетика, нефтепереработка, газификация, транзит, автодороги, государственная и таможенные границы.
Программа отражает радикальные изменения ситуации, определенные событиями последнего периода, ролью Северного Кавказа как пограничного региона, дополнительной передислокацией воинских подразделений. Основная направленность программы - поиск путей интеграции экономического, социального, научного и культурного потенциала всех субъектов Федерации Северного Кавказа, формирование общности межрегиональных связей и связей внутри региона, утверждение межнационального согласия и реального федерализма.
Успех реализации программы будет зависеть от правильного выбора очередности финансирования проектов. Решением Совета ассоциации в качестве первоочередных выбраны проекты межрегиональных рыночных структур, формирующих механизмы реализации программы.
К ним отнесены:
Для формирования структуры управления региональными отраслевыми комплексами разрабатывается проект создания отраслевых и межотраслевых холдинговых компаний. Эти механизмы должны сочетаться с совершенствованием законодательной базы, направленной на обеспечение безопасности участников инвестиционного процесса, а также на создание льготного режима для инвесторов, реализующих программные проекты.
Процесс региональной экономической интеграции Северного Кавказа в единый хозяйственный организм с высокой степенью самодостаточности нельзя представлять как лишенный серьезных противоречий. Для развития горизонтальных связей территориям необходимо преодолеть этнические конфликты. Более того, именно решение этнополитических, социальных и национально-государственных противоречий (в том числе проблемы Чечни) может быть программой и целью взаимодействия и интеграции регионов Северного Кавказа.
Достаточно остро стоят также вопросы международного сотрудничества и интеграции. Ослабление позиций России в Закавказье и, напротив, увеличение зарубежного влияния во всем регионе Большого Кавказа закономерно сказываются и на севере региона. Северный Кавказ попадает сегодня «в тень» основной зоны зарубежных инвестиций, которая тянется от прикаспийских государств Центральной Азии до черноморских стран и включает государства Закавказья. Именно в этом поясе формируется единая транспортно-коммуникационная система, реализуются геополитические и геоэкономические интересы Запада, в первую очередь США. За последние годы сформировался новый региональный союз стран СНГ - ГУУАМ (Грузия, Украина, Узбекистан, Азербайджан и Молдавия), члены которого в своих внешних связях активно ориентируются на Запад и не хотят сближения на многосторонней основе с Россией. Это обстоятельство в известной мере препятствует взаимным связям северокавказских субъектов РФ с их ближайшими соседями - Грузией, Украиной и Азербайджаном, т. к. России как участнику СНГ все сложнее согласовывать на межгосударственном уровне общие условия сотрудничества.15
В период с 2002 по 2013 гг. все внимание Совета Ассоциации, как и в прежние годы, направлено на решение задач, имеющих первостепенное значение для социально-экономического развития региона. Все больше внимания уделяется вопросам, связанным с привлечением в экономику региона внешних инвестиций, выполнением различных целевых программ, действующим в регионе.
По ряду предложений Ассоциации приняты конкретные решения, по другим - даны поручения соответствующим министерствам и ведомствам. Значительно в эти годы выросла внешнеэкономическая составляющая деятельности Ассоциации «Северный Кавказ»
По линии Бюро «ТАСИС» Ассоциация «Северный Кавказ» получила проектные предложения «Содействие инвестициям Греции и стран Евросоюза в предприятия Юга России, поддержка и развитие округа». Предложения, подготовленные Межбалканским и Черноморским бизнес-центром, приняты Ассоциацией к проработке, одновременно достигнута договоренность о проведении рабочей встречи с представителями этих организаций по вопросам практической реализации проектов.
Проводимая Ассоциацией «Северный Кавказ» в этот период работа в области внешнеэкономической деятельности способствует решению социальных задач и подъему экономики региона.
Значимым стало участие Ассоциации в подготовке и работе Петербургского международного экономического форума. Делегация Ассоциация «Северный Кавказ» также приняла участие в работе Конгресса предпринимателей стран СНГ, прошедшего в рамках форума.
Учитывая возросшие грузопотоки, в том числе в результате роста экономики и активизации внешнеторговой деятельности, Ассоциация с привлечением специалистов отрасли провела анализ внутрирегиональных и транзитных перевозок. Исполнительным комитетом Ассоциации «Северный Кавказ» Совместно Южным окружным межрегиональным территориальным управлением воздушного транспорта Министерства транспорта Российской Федерации проведена работа с французской промышленной группой «ТАЛЕС» по привлечению инвестиций для реконструкции аэропортов Юга России, с целью оснащения их современными системами управления воздушным движением.
Конкретнее и эффективнее становится сотрудничество Ассоциации с Аппаратом полномочного представителя Президента РФ в Северо-Кавказского федерального округа. Полпред и его заместители принимает непосредственное участие в заседаниях Совета Ассоциации «Северный Кавказ» и принимаемых на них решениях. К примеру, стали регулярными совместные заседания Совета глав регионов и Совета Ассоциации «Северный Кавказ».
Таким образом, вся деятельность Ассоциации направлена на обеспечение совместных скоординированных действий республик, краев и областей Юга России в решении широкого круга вопросов, в том числе актуальных экономических и хозяйственных проблем, бюджетной и налоговой реформы, социальной политики, экологии, внутрирегионального и международного экономического сотрудничества.
Для Северного Кавказа как единого экономического региона остро стоит проблема восстановления внутрихозяйственных связей в новых, рыночных условиях. Хозяйственный комплекс Северного Кавказа создавался на основе широкой производственной кооперации с юго-восточными областями Украины и республиками Закавказья. В результате распада СССР СКЭР потерял около 70% связей с республиками Закавказья, 50% - с Украиной, 30-35% - с территориями России и 85-90% - с бывшими членами СЭВ, что негативно сказывается на функционировании хозяйства региона. Темпы снижения объемов производства в промышленности превышают среднероссийские показатели, что объясняется, среди прочего, специализацией промышленного комплекса Северного Кавказа, ориентированного на поставку продукции смежникам. По оценкам Института народно-хозяйственного прогнозирования РАН, коэффициент зависимости для СКЭР составляет 0,75, т. е. 75% валового регионального продукта производится на основе кооперации с предприятиями других регионов, включая поставки сырья, материалов и электроэнергии.16
Стремление восстановить единое экономическое пространство и «горизонтальные» хозяйственные связи, наладить межгосударственное сотрудничество и межрегиональный обмен товарами приводит к возникновению различных форм интеграции. Этому способствуют общие социально-экономические проблемы и отсутствие финансовых и других ресурсов для их решения у каждого из субъектов СКЭР в отдельности.
В настоящее время получили развитие следующие формы сотрудничества и интеграции:
Широкое распространение получила практика двусторонних торгово-экономических связей. Между краями, республиками и областью Северного Кавказа действует более 150 соглашений и договоров. У большинства северокавказских субъектов чрезвычайно разветвленные межрегиональные связи.
Республика Дагестан имеет договоры и соглашения об экономическом и научно-техническом сотрудничестве с 48 субъектами РФ. В рамках этих соглашений на рыночных условиях налаживаются торговые и производственные отношения с регионами, создаются совместные объединения, межрегиональные группы. Дагестан активно открывает фирменные торговые дома в других республиках Северного Кавказа.17
Особенно тесные связи установлены со Ставропольским краем. В отношениях между этими двумя крупными северокавказскими регионами, имеющими общую границу, наблюдается тенденция к производственной интеграции. В сентябре 2012 г. завершилось строительство ЛЭП-330 на базе Регионального диспетчерского управление энергосистемами республик Северного Кавказа и Ставропольского края и Регионального диспетчерского управления энергосистемы Республики Дагестан обеспечили режимные условия для включения новой воздушной линии электропередачи (ВЛ) 330 кВ Моздок – Артем в транзит, связывающий между собой энергосистему Республики Дагестан и ОЭС Юга. В двусторонних планах сотрудничества большое внимание уделялось вопросам строительства железнодорожной ветки Буденновск (Ставрополье) - Кизляр (Дагестан), которая обеспечит стабильное транспортное сообщение между Дагестаном и другими регионами Северного Кавказа. Важное значение имеют также проекты двустороннего межрегионального сотрудничества по водоснабжению г. Южносухокумска, финансовому участию ставропольских фирм в реконструкции Махачкалинского морского торгового порта. Достигнуты долгосрочные договоренности о гарантированных поставках в Дагестан ставропольского зерна в обмен на горюче-смазочные материалы для сельскохозяйственной техники.
Особенно деловые и эффективные связи сложились у нашего региона, причем опыт которых интересен не только для Северо-Кавказского региона. В ходе развития торгово-экономических отношений организована совместная ставропольско-дагестанская торгово-финансовая компания "Ставдаг". На сегодняшний день она является координатором и связующим звеном в интеграции экономики Ставропольского края и Республики Дагестан, которые намерены проводить согласованную экономическую политику, реализовывать инвестиционные проекты, развивать двустороннее сотрудничество в области внешнеэкономических связей. В соответствии с Соглашением о сотрудничестве намечено создавать координационно-исполнительные структуры для управления процессом региональной интеграции: консультативный совет, совместные финансовые и предпринимательские структуры, двусторонние торгово-промышленные дома, представительства.
Чрезвычайно актуально для северокавказских субъектов РФ сотрудничество с сопредельными государствами СНГ. В основном оно развивается по пути восстановления утраченных за последние годы традиционных хозяйственных связей. В настоящее время во внешнеторговом обороте Северного Кавказа на государства СНГ приходится всего 30%, что оценивается экспертами как недоиспользование имеющегося потенциала, особенно в приграничных территориях.