Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Декабря 2011 в 20:02, курсовая работа
Цель работы – на основании анализа экономической литературы, нормативно-правовых актов и статистических данных провести оценку опыта и перспектив сотрудничества Украины с различными международными финансовыми организациями. Объектом работы служит сотрудничество Украины с различными международными организациями, предметом – анализ их современного состояния и путей дальнейшего развития, а также оценка преимуществ и перспектив вступления Украины в те или иные организации.
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………...……………..3
ГЛАВА 1. Место и роль, виды международных организаций в мировом сообществе …………………………………………………………………..6
1.1 История возникновения международных организаций………………………….……………………………………….6
1.2. Сущность и виды международных организаций (классификационный подход) ………………………………………………………………………8
ГЛАВА 2. Международные финансовые организации: механизм их функционирования и основные результаты их деятельности………………………………………………………………. 16
2.1.Международные финансовые отношения. Характеристика и деятельность современных международных организаций………………………………………………………………….16
ГЛАВА 3. Участие Украины в международных финансовых организациях……………….……………………………………………….27
3.1.Место Украины в международных финансовых организациях………27
3.2. Перспективы сотрудничества с международными финансовыми организациями в современных условиях …………………………………………………………………………………31
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………..36
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ……………............38
Группа Мирового банка
Группа
Мирового банка включает Международный
банк реконструкции и развития (МБРР)
и три его филиала —
Возглавляемые единым руководством, каждый из указанных институтов самостоятельно, за счет имеющихся у него средств и на различных условиях осуществляет финансирование инвестиционных проектов и содействует осуществлению в ряде стран программ экономического развития.
Международный банк реконструкции и развития
МБРР, более известный как Мировой или Всемирный банк, был создан в 1944 г. с целью оказания помощи в восстановлении и развитии экономики западноевропейских стран, хозяйство которых было подорвано Второй мировой войной. Мировой банк как специализированный институт ООН оказывает развивающимся странам финансовую помощь, выступает в роли советника в разработке программ их экономического развития, координирует действия промышленно развитых стран и развития международных экономических организаций, оказывающих техническое содействие этим государствам. Высшим органом МБРР является Совет управляющих, состоящий из представителей всех стран-членов Банка, назначаемых соответствующими правительствами на пятилетний срок. Собирается на сессии один раз в год совместно с МВФ. Членами МБРР могут быть страны, вступившие в МВФ, поскольку обязаны проводить валютно-финансовую политику, соответствующую Уставу МВФ. Членами МБРР являются 180 стран, однако, благодаря системе распределения голосов ведущую роль в Банке играет группа из 10 наиболее развитых стран во главе с США. Решения в Совете управляющих принимаются простым большинством. Директорат возглавляет Президент Банка, которым по традиции является американец (в настоящее время Вульфенсон - от США).
Уставный капитал МБРР образуется путем подписки стран-членов на его акции. Первоначально капитал составлял 10 млрд. долл. США, но в дальнейшем в связи с необходимостью расширения его кредитной деятельности потребовалось неоднократно увеличивать подписной капитал, который в 1998 г. достиг 186,4 млрд. долл. США (свыше 150 млрд. СДР, оплаченная часть — 11,3 млрд., а остальное может быть востребовано при необходимости). Для пополнения своих ресурсов МБРР выступает как заемщик на мировом финансовом рынке, размещая на нем в отдельные годы облигационных займов на сумму более 10 млрд. долл. Поскольку МБРР имеет высокую репутацию, а облигации приносят солидный доход (около 7% годовых), частные банки и другие кредитно-финансовые институты охотно вкладывают свободные капиталы в облигации МБРР.
Кредитные
операции МБРР соответствуют интересам
частного капитала, который через
посредство Банка осуществляет активную
инвестиционную деятельность, в частности
в развивающихся странах. МБРР предоставляет
кредиты на одобренные им проекты, причем
получение этих кредитов обусловливается
выполнением заемщиком ряда рекомендаций
Банка как экономического, так
социального порядка. Общая сумма
кредитов, предоставленных Банком 128
странам за более чем 50 лет его
деятельности, превысила 320 млрд. долл.
МБРР предоставляет кредиты
Международная финансовая корпорация
МФК была
создана с целью мобилизации
национального и иностранного капитала
для развития частного сектора в
развивающихся странах. МФК кредитует
также государственные
Международная ассоциация развития.
МАР и МБРР преследуют во многом одни и те же цели — предоставление займов/кредитов для приоритетных, экономически и технически обоснованных проектов в рамках национальной экономики. Организации различаются по источникам финансовых средств и условиям предоставления капитала. В то время как МБРР, занимающий капитал в основном на финансовых рынках, предоставляет займы на несколько более льготных, чем обычные коммерческие, условиях (в основном государствам, отвечающим определенным требованиям, а именно возвращающим кредиты), то МАР, получающая свой капитал из других источников, предоставляет беспроцентные кредиты беднейшим странам (с ежегодным душевым доходом менее 805 долл. США на 1992 г.).
Международное агентство по инвестиционным гарантиям
МАИГ, основанное в 1988 году, является дочерней организацией МБРР, обладает юридической и финансовой независимостью.Основной целью МАИГ является поощрение иностранных инвестиций на производственные цели, особенно в развивающихся странах, в качестве дополнения к деятельности институтов группы Всемирного банка.
Европейский банк реконструкции и развития
(ЕБРР, англ. European Bank for Reconstruction and Development, EBRD) — инвестиционный механизм, созданный в 1991 году 60 странами и двумя международными организациями для поддержки рыночной экономики и демократии в 27 странах — от Центральной Европы до Центральной Азии. Высший руководящий орган банка - Совет управляющих, в состав которого каждый акционер назначает своего управляющего, как правило, министра финансов. Профессиональное стратегическое управление осуществляет другой орган - Совет директоров (23 человека), который отвечает за руководство общей деятельностью и реализацию директивных документов ЕБРР. Президент ЕБРР осуществляет оперативное управление деятельностью банка согласно указаниям Совета директоров. Президент избирается Советом управляющих большинством голосов на 4 года и может быть переизбран на второй срок. ЕБРР является крупнейшим инвестором в регионе, и помимо выделения своих средств привлекает значительные объемы прямых иностранных инвестиций. Однако, хотя его акционерами и являются представители государства, ЕБРР вкладывает капитал главным образом в частные предприятия, как правило, совместно со своими коммерческими партнерами. Он осуществляет проектное финансирование банков, предприятий и компаний, вкладывая средства как в новые производства, так и в действующие фирмы. Он также работает с государственными компаниями в целях поддержки процессов приватизации и структурной реорганизации на них, а также совершенствования коммунального хозяйства. ЕБРР использует установившиеся у него тесные связи с правительствами стран региона в целях реализации курса на создание благоприятных условий для предпринимательской деятельности.
Как и МБРР, ЕБРР привлекает средства за счет эмиссии облигаций. Особенностью операций ЕБРР является широкое привлечение средств в национальных валютах стран Восточной Европы, включая российский рубль.
Во всех своих инвестиционных операциях ЕБРР должен:
Штаб
квартира банка находится в
Азиатский банк развития (англ. Asian Development Bank) — банк, основанный в 1966 году, чтобы стимулировать рост экономики в Азии и на Дальнем Востоке, направляя в эти регионы прямые займы и оказывая техническое содействие.Претендовать на заёмные средства от АБР могут как правительства стран-участниц, так и юридические лица. Средняя сумма одного кредита составляет 15 млн. долларов, более крупные кредиты (до 50 млн. долларов) банк предоставляет довольно редко.Приоритетные сферы вложений — транспорт и связь, промышленность, энергетика, сельское хозяйство, финансовый сектор.Кредиты выдаются из двух фондов: обычного и специального. Первый предназначен для кредитования на коммерческих условиях, то есть по рыночной процентной ставке и на более короткий срок, обычно 15-25 лет. Специальный фонд предназначен для долгосрочного кредитования — на 25-40 лет, по льготной процентной ставке (1-3 %).
Африканский банк развития (АБР) (англ. African development bank group) — банк, основанный в 1963 году Организацией африканского единства (ОАЕ), чтобы способствовать экономическому развитию на всём Африканском континенте, предоставляя для этого финансовые ресурсы.
Банк международных расчётов
Банк международных расчётов (БМР) (англ. Bank for International Settlements (BIS)) — международная финансовая организация, в функции которой входит содействие сотрудничеству между центральными банками и облегчение международных финансовых расчётов; кроме того, это центр экономических и денежно-кредитных исследований. Центральные банки ведущих торговых государств являются его учредителями, каждый назначает своего представителя в совет директоров; правление собирается не реже десяти раз в год. Штаб-квартира БМР расположена в Базеле.
Целью банка является: содействие развитию
сотрудничества между центральными банками,
создание новых возможностей для международных
финансовых операций и деятельность в
качестве доверенного лица или агента
при проведении международных платежных
операций, переданных ему на основании
договоров со сторонами-участниками. (Статья
3 Устава БМР).Часть функции БМР в значительной
степени взял на себя Международный валютный
фонд. Сегодня основой его деятельности
остаётся кооперация среди центральных
банков. Кроме того БМР оказывает широкий
спектр финансовых услуг центральным
банкам стран-членов (предоставляет кредиты,
принимает депозиты, выступает в качестве
посредника или гаранта).
ГЛАВА 3.
Участие Украины в международных
финансовых организациях.
3.1.Место Украины в международных финансовых организациях
3 сентября 1992 г. Украина стала членом МВФ. Активное сотрудничество с этой организацией началось в октябре 1994 г.
В сентябре 1998 г. Советом директоров МВФ была утверждена программа «Механизм расширенного финансирования» для Украины общим объемом около 2266 млн. долл. США. Состоянием на 1 марта 2002 г. Украина в рамках указанной программы получила 1480 млн. долл. США. Преимуществом кредитования в рамках данной программы было то, что средства предоставлены на продолжительный срок (срок погашения — 10 лет с отсрочкой уплаты основной суммы долга на пять лет). Общий объем займа составляет 2,226 млрд. долл. США под небольшие проценты (до 7 % годовых). 3 сентября 2002 г. завершилось сотрудничество Украины с МВФ по четырехлетней программе расширенного фяинансирования (EFF) [42].
В условиях финансового кризиса Украина (Национальный банк Украины) получил первый транш кредита Международного валютного фонда в размере 4,5 млрд. долларов для поддержания стабильности национальной валюты и рекапитализации банков. Процентная ставка кредита Международного валютного фонда (МВФ) для Украины является плавающей и может изменяться в соответствии с ситуацией.
Международный валютный фонд (МВФ) готов предоставить Украине второй транш по программе stand-by в 2009 году после получения подтверждения реальности безинфляционных источников покрытия дефицита государственного бюджета, сообщил постоянный представитель МВФ в Украине Макс Альер. Миссия МВФ не смогла убедить правительство Украины в необходимости секвестра бюджета и пересмотра его дефицита. Провал первого раунда переговоров привёл к тому, что миссия МВФ покинула Киев, а выделение второго транша было перенесено на неопределённый срок[42].
Сотрудничество Украины с ЕБРР. Украина стала членом ЕБРР в августе 1992 г. после подписания Президентом Украины Указа «О членстве Украины в Европейском банке реконструкции и развития» от 14 июля 1992 г.
В сентябре 2002 г. работающие активы, т.е. уже профинансированные средства, и неосвоенные обязательства составляла 967,4 млн. евро. Из них работающие активы составляли 370,1 млн. евро, или 38 %.
Портфель
проектов ЕБРР в Украине преимущественно
сконцентрирован в частном
В 2007 году президент ЕБРР Жан Лемьер подписал Программу сотрудничества на 2007-2009 годы между правительством Украины и ЕБРР. Данное соглашение предусматривало увеличить объем инвестиций до 1 млрд. евро. В частности, программа включала в себя проекты в сфере транспорта (модернизация инфраструктуры, развитие логистических центров "Укрпочты" и развитие сети цифрового телевидения) и энергетики (строительство линии электропередачи напряжением 750 кВт Ровенская АЭС–Киев, напряжением 330 кВт в Одесской области и на западе страны, строительство Каневской гидроаккумулирующей электростанции мощностью 500 МВт, а также реконструкция распределительных сетей в Крыму). Кроме того, документ предполагает совместные проекты ЕБРР с НАК "Нафтогаз Украины", ГП "Укртрансгаз" и АО "Укртранснафта" – от установки новых эффективных компрессорных станций и реконструкции подземных газовых хранилищ до строительства резервуаров на нефтяных терминалах. Для кредитов под гарантии госбюджета кредитная ставка оставалась неизменной – LIBOR+1%. Предполагалось выделение кредитов ряду городов Украины под гарантии муниципалитетов. В частности, 100 млн. евро Киеву для закупки нового пассажирского транспорта и модернизации метрополитена, 18,6 млн. евро – Черкассам для модернизации котельных. Данный документ – составная часть более масштабной Стратегии сотрудничества между Украиной и ЕБРР на 2008-2010 годы, которая также включает кредиты украинским компаниям. Ранее ЕБРР инвестировал в Украину 2,87 млрд. евро, из которых лишь 713 млн. евро составили кредиты под государственные гарантии. Эксперты отмечают, что успешность реализации программы сотрудничества повлияет на размер последующих кредитов ЕБРР Украине [35].
Информация о работе Украина в международных финансовых организациях