Украина в международных финансовых организациях

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Декабря 2011 в 20:02, курсовая работа

Краткое описание

Цель работы – на основании анализа экономической литературы, нормативно-правовых актов и статистических данных провести оценку опыта и перспектив сотрудничества Украины с различными международными финансовыми организациями. Объектом работы служит сотрудничество Украины с различными международными организациями, предметом – анализ их современного состояния и путей дальнейшего развития, а также оценка преимуществ и перспектив вступления Украины в те или иные организации.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………...……………..3
ГЛАВА 1. Место и роль, виды международных организаций в мировом сообществе …………………………………………………………………..6
1.1 История возникновения международных организаций………………………….……………………………………….6
1.2. Сущность и виды международных организаций (классификационный подход) ………………………………………………………………………8
ГЛАВА 2. Международные финансовые организации: механизм их функционирования и основные результаты их деятельности………………………………………………………………. 16
2.1.Международные финансовые отношения. Характеристика и деятельность современных международных организаций………………………………………………………………….16
ГЛАВА 3. Участие Украины в международных финансовых организациях……………….……………………………………………….27
3.1.Место Украины в международных финансовых организациях………27
3.2. Перспективы сотрудничества с международными финансовыми организациями в современных условиях …………………………………………………………………………………31
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………..36
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ……………............38

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая готовая.docx

— 62.50 Кб (Скачать файл)

Сотрудничество  Украины с Мировым  банком. 3 сентября 1992 г. Украина стала 167 членом Мирового банка, осуществив подписку на 908 акций (1315,9 млн. долл. США акционерного капитала). С начала сотрудничества общая сумма средств, выделенных Банком Украине, достигла 2,02 млрд. долл. США. В 2000 году Мировой банк принял Стратегию помощи Украине (Country Assistance Strategy — CAS) на период 2001—2003 гг., которая предусматривала предоставление Украине на протяжении трехлетнего периода займов на сумму 1,8 млрд долл. США, а также осуществление ряда мероприятий, направленных на обеспечение эффективного государственного управления, прозрачности и отчетности в деятельности государственного сектора и развитие ориентированных на рыночную среду учреждений. В 2002 году Кабмин Украины не получил, как планировал, второй транш программного системного займа МБ в размере 250 млн. долларов. Предыдущий кредит ПСЗ размером 250 млн. долларов банк выделил Украине в 2001 году[42].

В июле 2005 года МБ выделил Украине $250 млн. в  рамках проекта «Первый заем на поддержку  стратегии развития». 20 декабря 2007 года Мировой банк утвердил второй займ в поддержку стратегии развития для Украины на сумму $300 млн.

В 2008 году Мировой банк выделил Украине $140 млн. для внедрения проекта по энергоэффективности городских инфраструктур. Данный кредит предоставляется Украине на 17 лет под 4-4,5%. Проект предусматривает финансирование замены насосов, инфраструктуры коммунальных предприятий, которые связаны с водоснабжением и водоотводом с целью уменьшения затрат использования энергии… Конкретные капиталовложения предусмотрены для Чернигова, Ивано-Франковска, Одессы. Министерство экономики Украины подсчитало, что при условии реализации проекта заменой насосов. Сохранение энергии в целом для страны составит приблизительно $50 млн. в год [42].

В 2008 году Украина и Всемирный банк подписали  соглашение о третьей ссуде на политику развития. В рамках подготовки к получению этой ссуды в течение 2008 года были проведены реформы в сфере корпоративного управления, состоялась реструктуризация банковского сектора, таможенное законодательство Украины приведено в соответствие с Международной конвенцией об упрощении и гармонизации таможенных процедур, а система государственных закупок - в соответствие с лучшей международной практикой. 500 млн. долларов США в рамках проекта «Третья ссуда на политику развития» для финансирования государственного бюджета является одним из путей обеспечения финансовой поддержки мероприятий правительства по преодолению негативных последствий мирового финансового кризиса [42].

   

3.2. Перспективы сотрудничества  с международными  финансовыми организациями  в современных  условиях

Стратегия взаимоотношений Украины с международными финансовыми организациями должна строиться с учетом текущего состояния национальной экономики. Необходимой является и концептуальная определенность, а именно включения модели сотрудничества с международными финансовыми организациями и частными кредиторами в общую модель социально-экономического развития. До стабилизации политической ситуации в государстве нельзя надеяться на решение проблемы внешней задолженности. Именно это определяет цели оптимизации внешних заимствований в условиях современного развития Украины. Достижение этих целей не может не явиться важным фактором стабилизации ситуации как с поступлением новых средств и их эффективным использованием в государстве, так и своевременным обслуживанием полученных средств. Все это и будет содействовать общему макроэкономическому оздоровлению национальной экономики Украины и ее выходу из кризисного состояния. В стратегии взаимоотношений Украины с международными финансовыми организациями необходимо четко определить формы продолжения сотрудничества с такими организациями. С учетом практики последних лет и нерегулярности поступления финансовых ресурсов, возможные изменения самых принципов взаимоотношений с международными финансовыми организациями.

Возможным направлением дальнейшего построения отношений Украины с международными финансовыми организациями является переход от непосредственного получения  финансовых ресурсов к получению  консультативной и политической поддержки от этих учреждений. Такой  ход событий возможен при условиях экономического роста в Украине  и успешного осуществления рыночных реформ. В свою очередь, консультативная  и политическая поддержка Украины  со стороны международных финансовых организаций (без предоставления кредитов) не только снизит остроту проблемы внешней задолженности, но и станет средством привлечения в Украину иностранного капитала. Использование опыта специалистов международных финансовых организаций может осуществляться на совещательном уровне.

В современных  условиях необходимая переориентация сотрудничества с международными финансовыми  организациями на достижение национальных интересов Украины в стране и  за ее пределами. Несколько гипотетическим выглядят возможные воздействия  с помощью международных финансовых организаций на другие страны для  достижения национальных интересов  Украины. Необходимой проработки требуют  возможности политического и  экономического влияния на другие страны путем сотрудничества международными финансовыми организациями учреждениями. Хотя, учитывая настоящее состояние  страны-просителя, такие возможности  для Украины не являются реальными. Кроме этого, на сотрудничество с  международными финансовыми организациями  оказывает влияние реакция западных средств массовой информации на экономический  и социально-политический климат в  Украине. К объективным реалиям  относятся также факторы влияния  на Международный валютный фонд и  Мировой банк ведущих государств мира (в первую очередь - США) с целью  достижения соответствующих экономических  и политических целей в Украине  и в других странах. Эти обстоятельства должны учитываться в процессе сотрудничества Украины, как с международными структурами, так и непосредственно с соответствующими странами. Причем, определенные сдвиги в отношениях с соответствующими странами окажут положительное влияние  на отношения с международными валютно-финансовыми  учреждениями и организациями и  наоборот. Актуальным является и диверсификация международных финансовых организаций (не ограничивая их МВФ, Мировым банком и ЕБРР).

Важным  является четкое распределение функций  и сфер деятельности между государственными организационными структурами - Министерством  финансов Украины, Национальным банком Украины, Министерством экономики  Украины. Организационные структуры, от деятельности которых зависит  развитие сотрудничества с международными финансовыми организациями, должны иметь четкую программу деятельности, которая, в свою очередь, требует  постоянной координации в соответствии с четко определенными государственными стратегическими приоритетами. Очевидной  является взаимозависимость - более  полное использование возможностей интеграции в международные экономические  отношения является средством влияния  на проблемы формирования внешних долговых обязательств и обслуживания такого долга. И наоборот, улучшения долговой позиции есть мощным интеграционным фактором.

Взаимоотношения Украины с международными финансовыми  организациями должны строиться  в контексте оптимизации модели социально-экономического развития и  изменения соответствующих акцентов. В процессе сотрудничества с международными финансовыми организациями нужно  принимать во внимание всю совокупность внутренних политических факторов, которые  не всегда учитывают международные  финансово-кредитные структуры.

К этим факторам относится: четкая определенность курса экономических реформ и  его реальная реализация в государстве, а не только декларирования реформ; учет общеполитической расстановки  сил, включая структуру парламента и персоналии в органах государственной  власти и управления и т.д.

Трансформационные условия современного развития Украины  в качестве обязательной предпосылки  улучшения ситуации с использованием привлеченных средств, требуют проведения общей структурной реформы. Именно она может открыть путь к использованию  потенциала государства. Данную задачу необходимо осуществлять согласно апробированных мировой практикой критериев и в соответствии с текущим ходом событий в стране.

Не вызывает сомнений, что кроме упомянутых направлений  в спектре сотрудничества с международными финансовыми организациями, важную роль сыграет структура и общая  концептуальная ориентация внешнеэкономической  деятельности государства. Можно упомянуть  об объективной энергетической, сырьевой, технологической зависимости Украины  от внешних источников, причем смягчить влияние такой зависимости на макроэкономическую ситуацию в сжатые сроки является задачей очень  проблематичным. Важную роль сыграет  механизм курсообразования национальной денежной единицы. Последнее осуществляет заметное влияние как на развитие национальной экономики в целом, так и на обслуживание внешних обязательств государства.

Принципы  защиты государственных интересов  Украины в отношениях с международными финансовыми организациями должны опираться на приоритеты долгосрочных целей социального, политического  и экономического развития. Опыт ряда стран рыночной трансформации и  самой Украины свидетельствует, что кредиты международных финансовых организаций могут активно оказывать  содействие решению финансовых и  других проблем. Эффективность сотрудничества с обозначенными структурами решающим образом зависит от ответа на вопрос: каково соотношение среднесрочных выгод от повышения открытости и либерализации национальной экономики с возможными потерями производителей и потребителей, каким образом можно согласовать коротко-, средне- и долгосрочные интересы экономики с учетом разнообразных комбинаций внутренних и внешних ресурсов. В этом аспекте большого значения приобретают также политические факторы упомянутого сотрудничества.

Кроме определенных выше положений относительно сотрудничества Украины с международными структурами, приведенные вопросы  требуют дальнейшего научного поиска. В данном случае, на уровне высшего  экономического и политического  руководства государства нужно  определить оптимальной ли является модель социально-экономического развития, которое осуществляется в рамках выполнения рекомендаций международных  структур. Возможным является усиление внимания к сотрудничеству с Европейским  банком реконструкции и развития, как учреждением, которое осуществляет кредитование на микроуровне и стимулирует тем самым процесс привлечения в Украину частных иностранных инвестиций.

Таким образом, стратегия взаимоотношений  Украины с международными финансовыми  организациями должна строиться  с учетом текущего состояния национальной экономики. Оптимизации внешних  заимствований в условиях современного развития Украины. Возможным направлением дальнейшего построения отношений  Украины с международными финансовыми  организациями является переход  от непосредственного получения  финансовых ресурсов к получению  консультативной и политической поддержки от этих учреждений. Необходима переориентация сотрудничества с международными финансовыми организациями на достижение национальных интересов Украины  в стране и за ее пределами. Хотя, учитывая настоящее состояние страны-просителя, такие возможности для Украины  не являются реальными. Организационные  структуры, от деятельности которых  зависит развитие сотрудничества с  международными финансовыми организациями, должны иметь четкую программу деятельности, нужно принимать во внимание всю  совокупность внутренних политических факторов, которые не всегда учитывают  международные финансово-кредитные  структуры. Важную роль сыграет механизм курсообразования национальной денежной единицы.  

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В процессе работы над темой курсовой сделаны  следующие выводы и обобщения, согласно поставленной цели и задачам.

1. В  международных отношениях международные  организации играют существенную  роль как форма сотрудничества  государств и многосторонней  дипломатии. Международные организации  это как правило, международные межправительственные организации и международные неправительственные организации. Классификационные международных организаций разнятся, однако эксперты выделяют признаки организации общей и специальной компетенции. К главным функциям международных организаций относят нормотворческую, контрольную, посредническую, консультативную, оперативную и информационную. Членство в международной организации представляет собой одну из наиболее упорядоченных форм участия государства в процессе международного взаимодействия.

Среди наиболее авторитетных международных  финансовых организаций следует  выделить МВФ, МБРРР, ЕБРР.

В процессе глобализации усиливается роль международных  институтов (организаций), особенно финансово-экономических. Бреттонвудские институты - Всемирный банк и МВФ - имеют сегодня огромное влияние на страны. Всё большая часть национальной экономической политики формируется во время переговоров в рамках МФВ и Всемирного Банка.

   2.Стратегия взаимоотношений Украины с международными финансовыми организациями должна строиться с учетом текущего состояния национальной экономики. Оптимизации внешних заимствований в условиях современного развития Украины. Возможным направлением дальнейшего построения отношений Украины с международными финансовыми организациями является переход от непосредственного получения финансовых ресурсов к получению консультативной и политической поддержки от этих учреждений. Важную роль сыграет механизм курсообразования национальной денежной единицы. Принципы защиты государственных интересов Украины в отношениях с международными финансовыми организациями должны опираться на приоритеты долгосрочных целей социального, политического и экономического развития. 

 

СПИСОК  ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Аніловська Г. Господарська глобалізація та управління зовнішньоекономічною сферою. - К: ЛКА. – 2001. – 234 с.
  2. Бабин Э.П. Внешнеэкономическая политика. - М: Экономика. -2006. – 463 с.
  3. Буглай В. Международные экономические отношения (2 изд., перер. и доп.). -М: ФиС. -2003. – 256 с.
  4. Гупала О.Г. Міжнародна економіка К: Хай-Тек Пресс. -2007. - 368 с.
  5. Гладков И.С.Мировая экономика и международные экономические отношения. - М: Дашков и Ко. – 2003. – 296 с.
  6. Звонова Е.А. Международное внешнее финансирование в современной экономике. - Москва: Экономика. – 2000. – 324 с
  7. Карпенко С.В. Міжнародна економіка. Навч. пос. для дист. навч. Издательство: Ун-т Україна, вид. - К: Ун-т Україна, вид.- 2007с. – 251 с.
  8. Кухарська Е Міжнародна економічна діяльність України Х: Одиссей. – 2007. – 456 с.
  9. Конотопов М. Экономическая история мира. Европа. Том 4. М: Дашков и Ко. -2006. – 648 с.
  10. Ливенцев А.Н. Международные экономические отношения. -М: Проспект- 2006.- 648 с.
  11. Международные экономические отношения /ред. Жуков Учебник для вузов Москва: Юнити. - 2000. – 485 с.
  12. Лугінін О.Є. Статистика національної економіки та світового господарства. – 2006. – 502 с.
  13. Международная экономика. Учебное пособие/ Дж. Линч, М.Уаттс, Д.Уэнтворт, М: Эспада, 2002;
  14. Николаева И.Г. Международные конвенции и соглашения по внешнеэкономической деятельности. - М: Экономистъ. – 2008. -1152 с.
  15. Семенов Г.А. Міжнародні економічні відносини. -К: ЦУЛ. -2006.- 232 с.
  16. Современные международные отношения. Учебник / Под ред. А.В. Торкунова М.: “Российская политическая энциклопедия”, 1999.
  17. Халевинская Е.Д. Мировая экономика и международные экономические отношения. М: Экономистъ.- 2003. -303 с.
  18. Фигурнова Н.П. Международная экономика М: Омега-Л. – 2007. – 304 с.
  19. Ширай В.И.Мировая экономика и международные экономические отношения. Учебное пособие Москва: Дашков и Ко.- 2003.- 528 с.
  20. Шуркалина А. Мировая экономика: введение во внешнеэкономическую деятельность: Учебное пособие для вузов.- М: Логос.- 2002.- 248 с.
  21. Яковлєв Ю.П. Міжнародна торгівля К : Кондор. -2008. -380 с.
  22. http://www.ukr.net.
  23. http://www.rada.kiev.ua.
  24. http://www.sng.allbusiness.ru.
  25. http://ru.wikipedia.org/wiki.
  26. http://www.zn.ua

Информация о работе Украина в международных финансовых организациях