Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Ноября 2012 в 15:13, реферат
организация перевозок на ж/д транспорте, органы регулирующие деятельность
Введение 2
1. Основные принципы, структура, государственные органы, координирующие работу железнодорожного транспорта 3
2. Документы, рекулирующие деятельность ж/д транспорта 13
3. Правовые основы международных железнодорожных перевозок 15
Заключение 16
Список использованной литературы 18
Содержание
Введение 2
1. Основные принципы, структура, государственные органы, координирующие работу железнодорожного транспорта 3
2. Документы, рекулирующие деятельность ж/д транспорта 13
3. Правовые основы международных железнодорожных перевозок 15
Заключение 16
Список использованной литературы 18
Железнодорожный транспорт,
в силу целого ряда причин и обстоятельств,
о которых вкратце будет
Вхождение России в мировую экономику не представляется возможным без вхождения ее транспортных сетей, в том числе и железных дорог. Не случайно в принятой в 2003 году «Транспортной стратегии России» поставлена задача интеграции железных дорог нашей страны в мировую транспортную систему и формирования единого транспортного пространства.
Железнодорожный транспорт -
один из видов транспорта общего пользования.
Он находится в ведении Российской Федерации
и представляет собой единый производственно-
Железнодорожный транспорт составляет основу транспортной системы Российской Федерации. Он во взаимодействии с другими видами транспорта призван своевременно и качественно обеспечивать потребности в перевозках грузов, формирование рынка перевозок и связанных с ними услуг, эффективное развитие предпринимательской деятельности.
Доля железнодорожного транспорта в общем объеме перевозок грузов на рынке транспортных услуг достигает 60%.
Производственно-
Общая протяженность железнодорожных дорог России составляет 86,2 тыс. км. Железные дороги имеют в своем составе железнодорожные пути. Железнодорожные пути общего пользования - железнодорожные линии, на которых расположены железнодорожные станции, открытые для выполнения соответствующих операций по приему и отправлению поездов, приему и выдаче грузов, производству маневровой работы.
Железнодорожная станция может быть разделена на места общего и не общего пользования.
Места общего пользования - крытые и открытые склады, а также участки, специально выделенные на территории железнодорожной станции, принадлежащие железной дороге и используемые для выполнения операций по погрузке, выгрузке, сортировке, хранению грузов.
Места не общего пользования - крытые и открытые склады, а также участки, специально выделенные на территории железнодорожной станции, не принадлежащие железной дороге или сданные ею в аренду и используемые для выполнения операций по погрузке, выгрузке грузов. Места не общего пользования могут располагаться и вне железнодорожной станции.
Железнодорожные пути, в свою очередь, включают железнодорожные подъездные пути, примыкающие к железнодорожным путям общего пользования и предназначенные для обслуживания определенных грузоотправителей, грузополучателей.
Железнодорожный транспортный процесс — это совокупность организационно и технологически взаимосвязанных действий и операций, выполняемых грузоотправителями, железной дорогой, грузополучателями при подготовке, осуществлении и завершении железнодорожных перевозок.
Поскольку железнодорожные
перевозки относятся к
В основе организации перевозочного процесса на железнодорожном транспорте России лежат следующие принципы:
-организация движения
поездов по графику,
-организация работы станций
на основе типовых
-оперативное планирование эксплуатационной работы для выполнения графика движения и технических норм на текущие сутки и смену;
-организация вагонопотоков и маршрутизация перевозок;
-техническое нормирование
погрузки и выгрузки, размеров
движения на участках, передача
груженых и порожних вагонов
по стыковым пунктам,
-диспетчерское руководство
выполнением заданий по
-обеспечение безопасности
движения поездов при
Качество эксплуатационной работы дорог оценивается следующими показателями: использованием подвижного состава, себестоимостью перевозок и производительностью труда.
Использование подвижного состава
характеризуют следующие
Показатели работы станций: время обработки транзитного поезда; время обработки транзитного вагона с переработкой; время обработки местного вагона (погрузка, выгрузка).
Оперативное управление перевозочным процессом на железно-дорожном транспорте обеспечивается многоуровневой системой диспетчерского руководства.
Управление перевозочным процессом на железнодорожном транспорте производится централизованно и является исключительной компетенцией федерального органа исполнительной власти в области железнодорожного транспорта.
Управлением сетью железных дорог раньше занималось Министерство путей сообщения РФ. Распад СССР, деградация экономики непосредственным образом сказались на железных дорогах России. В 1990-е годы практически не строилось новых железных дорог, ухудшилось состояние вокзалов, пригородных поездов и поездов дальнего следования. Осознавая социальное значение убыточных пассажирских перевозок, МПС субсидировало их за счёт грузовых. В то же время, в конце 1990-х и в начале 2000-х годов, на волне роста благосостояния населения МПС предприняло меры по повышению доходов от пассажирских перевозок: был усилен контроль за безбилетным проездом (ограждение перронов, установка турникетов), запущены пригородные поезда-экспрессы повышенной комфортности, начаты т. н. мультимодальные перевозки аэроэкспрессами в аэропорты.
В эти годы МПС осуществляло
также вложения в непрофильные проекты,
такие как создание альтернативного
оператора дальней связи (вдоль
Транссиба был проложены
В 2001 Правительством РФ была утверждена Программа структурной реформы на железнодорожном транспорте до 2010 года, предусматривавшая на первом этапе (2001—2002) проведение работ по разграничению видов деятельности и преобразование МПС в ОАО «РЖД», но втором этапе (2003—2005) — создание АО на базе самостоятельных видов деятельности, рост конкуренции в грузовых перевозках, сокращение перекрестного субсидирования пассажирских перевозок, на третьем (2006—2010) — переход большей (60 %) части грузового парка в частную собственность, развитие частной собственности на магистральные локомотивы, развитие конкуренции на рынке грузовых перевозок, продажа акций АО, осуществляющих ремонт и обслуживание, частным собственникам, создание Федеральной пассажирской компании, создание совместно с субъектами РФ пригородных пассажирских компаний и их вывод на безубыточную деятельность.
В конце 2003 в рамках программы
по разделению регулирующих и хозяйствующих
функций МПС РФ все основные активы последнего
были переданы во вновь созданное ОАО «Российские
железные дороги». Само МПС, просуществовав
ещё непродолжительное время, было упразднено,
а оставшийся персонал перешёл в Министерство
транспорта РФ. ОАО «РЖД», принадлежащее
на 100 % Российской Федерации, и его дочерние
общества являются основными железнодорожными
операторами России. Прочие перевозчики
имеют практически незаметную долю рынка,
несущественную (по сравнению с РЖД) сеть
дорог (в ряде случаев — изолированную
от сети железных дорог России) или вовсе
не имеют своей инфраструктуры (а только
собственный парк вагонов). В 2008 Правительство
РФ утвердило Стратегию развития железнодорожного
транспорта РФ до 2030 года, в которой описан
комплекс мероприятий по строительству
и модернизации железных дорог, модернизации
и введению новых стандартов подвижного
состава, инфраструктуры дорог. Программа
разбита на два этапа: 2008—2015 (1-й этап) и
2016—2030 (2-й этап) и содержит два сценария
развития: минимальный (ориентированный
на ресурсно-сырьевое развитие России)
и максимальный (инновационное развитие).
Стратегия, в частности, предусматривает
строительство 5,1 тыс. км дорог на 1-м этапе
и от 10,8 до 15,5 тыс. км (в зависимости от
сценария) — на втором этапе. Так, до конца
2015 должны быть завершены участки Полуночное
— Обская — Салехард (856 км), Прохоровка — Журавка — Ба
В случае реализации Стратегии общая протяжённость железных дорог России достигнет к 2030 величины от 102,9 (+18 %) до 107,6 (+24 %) тыс. км. В стратегии подчёркивается роль железных дорог в рамках задач укрепления экономического суверенитета, национальной безопасности и обороноспособности страны, снижения совокупных транспортных издержек экономики. Примечательно в этой связи, что железнодорожный транспорт — единственный, для которого была написана и утверждена отдельная стратегия, которая действует наряду с утверждённой в 2008 Транспортной стратегией РФ до 2030 года.
Планируется реализация совместного проекта России, Украины, Словакии и Австрии по строительству железной дороги с колеёй 1520 мм от украинской границы по территории Словакии до Вены. Осуществление этого проекта позволит ускорить развитие транспортных связей между Евросоюзом, странами СНГ и Китаем.
В начале 2011 Правительство РФ продлило реформу железнодорожного транспорта до 2015. К этому времени, как предполагается, произойдет консолидация рынка грузовых перевозок в руках 3-4 крупнейших перевозчиков примерно с равной долей рынка. Кроме того, услуги локомотивной тяги будут частично переданы рыночным игрокам локального уровня (локальным перевозчикам), которые, как предполагается, будут заниматься перевозками на отдельных участках сети железных дорог, в том числе конкурируя с РЖД. Кроме того, планируется перевод отношений между государством и РЖД на т. н. «сетевой контракт». Примечательно, что целевая модель рынка грузовых железнодорожных перевозок, представленная Министерством Транспорта Правительству, была разработана РЖД совместно с компанией McKinsey.
Запущены и планируются
системы электронных билетов
и несколько новых пассажирских
проектов: высокоскоростное движение
(Сапсан), аэроэкспрессы, город
В настоящее время железные дороги России эксплуатируются тремя группами игроков. В первую группу входят компании холдинга ОАО «Российские железные дороги». Вторая группа — это независимые или условно независимые от ОАО «РЖД» операторы, владеющие как собственной инфраструктурой (железнодорожные пути, сигнальная аппаратура и т. д.), так и парком вагонов. Третья группа состоит из компаний, владеющих только подвижным составом.
В состав ОАО «РЖД» входят 16 железных дорог — филиалов компании. Кроме того, в группу ОАО «РЖД» входит ряд дочерних компаний: