Шпаргалка по "Международным отношениям"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Сентября 2013 в 03:45, шпаргалка

Краткое описание

Работа содержит ответы на вопросы по дисциплине "Международные отношения"

Вложенные файлы: 1 файл

Экзамен (политология).doc

— 149.50 Кб (Скачать файл)

40. Сущность  и основные субъекта международных  отношений.

Международные отношения – это сфера межгосударственного, межнационального общения. Взаимодействуя, государства и народы формируют разносторонние отношения: дипломатические, экономические, социальные, культурные, информационные и т.д. Субъекты международных отношений – международные политические или военно-политические, общественные и профессиональные организации: Организация Объединенных Наций (ООН), Ассоциация государств Юго-Восточной Азии (АСЕАН), Европейский союз (ЕС), Лига арабских стран (ЛАГ), Организация американских государств (ОАГ), Организация африканского единства (ОАЕ), Организация Североатлантического договора (НАТО), Совещание по безопасности и сотрудничеству в Европе (СБСЕ), Содружество Независимых Государств (СНГ), Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ), Всемирная федерация профсоюзов (ВФП), Международная организация труда (МОТ), Международный валютный фонд (МВФ).

 

 

 

 

 

 

 

3. Сущность, структура  и функции политической власти.

Функции политической власти: Познавательная функция заключается в исследовании многогранности политических явлений с целью получения знания об их сущность, содержание и закономерности развития. Аналитическая функция - всесторонний анализ политических процессов, оценка деятельности институтов политической системы. Прогностическая функция - выработка научных прогнозов дальнейших изменений в политической сфере, выявление тенденции развития общественных процессов. Инструментально-практическая функция - разработка рекомендаций для совершенствования каких-либо сторон политической практики. Политическая социология - формирование гражданской культуры. Структура власти: Субъекты власти (государство и его институты, политические элиты и лидеры, политические партии). Функции власти (господство, руководство, контроль, управление, координация, организация, мобилизация). Ресурсы власти (принуждение, насилие, убеждение, поощрение, право, традиции, страх, мифы и т.д.). Объекты власти (индивид, социальная группа, масса, класс, общество и т.д.). Источники власти (авторитет, сила, престиж, закон, богатство, знание, харизма, тайна, интерес и т.д.).

33. Политические  конфликты: сущность, типы, этапы,  пути урегулирования.

Политический  конфликт – столкновение, противоборство различных социально-политических сил, субъектов политики в их стремлении реализовать свои интересы и цели, связанные прежде всего с борьбой за обретение власти, ее перераспределение, изменение своего политического статуса, с политическими перспективами развития общества. Конфликт как социально-политическое явление присущ любому обществу. Политический конфликт является одной из форм политического процесса, способом разрешения его противоречий. Противоположными ему формами являются сотрудничество или соперничество. Мирный способ урегулирования конфликта включает в себя такие меры, как убеждение, политическое и финансово-экономическое давление, применение закона. Немирный – характеризуется нарастанием напряжения, угрозами, открытыми столкновениями, физическим участием, локальными стычками и гражданской войной. Типы политических конфликтов: 1) по времени действия: затяжные или скоротечные; 2) по интенсивности: слабые или сильные; 3) по масштабам действия: локальные или региональные; 4) по формам проявления: мирные и немирные; 5) по уровню открытости и степени развития: латентные и открытые; 6) по количеству участников: многосубъектные, или мультиполярные, и двусторонние, или биполярные; 7) по степени и характеру нормативной регуляции: системные или несистемные, институциализированные или неинституциализированные; 8) по своим последствиям: позитивные или негативные, конструктивные или деструктивные; 9) по месту происхождения: эндогенные, обусловленные факторами внутреннего характера, и экзогенные – внешнего по отношению к данной системе характера; 10) по характеру противоречий, лежащих в их основе: антагонистические и неантагонистические; 11) в зависимости от их отношения к социальной системе: внутренние и внешние; 12) по сферам их проявления: экономическая сфера, политическая, духовная, сфера межнациональных отношений, внешнеполитическая сфера и т.д.

29. Избирательные  системы в Республике Беларусь.

Белоруссия, Беларусь, Республика Беларусь - президентская республика, унитарное государство. Конституция  Республики Беларусь принята парламентом 15 марта 1994 года. В ноябре 1996 года 70,5 процентов избирателей высказались за президентский вариант новой Конституции, предусматривающей существенное расширение полномочий главы государства. В 2004 году в Конституцию Республики Беларусь также были внесены изменения и дополнения. Президент Республики Беларусь является главой государства и избирается путем прямых выборов сроком на 5 лет. Одно и то же лицо может занимать должность Президента Республики Беларусь более двух сроков подряд. В соответствии с Конституцией парламент -  Национальное собрание Республики Беларусь - высший законодательный орган Белоруссии. Состоит из двух палат - Палаты представителей и Совета Республики, срок полномочий парламента - 4 года. Палата представителей Национального собрания Республики Беларусь - нижняя палата парламента Белоруссии. Состав Палаты представителей - 110 депутатов. Совет Республики Национального собрания Республики Беларусь - верхняя палата парламента Республики Беларусь. Состав Совета Республики - 64 сенатора. Выборы Президента Белоруссии проводятся по мажоритарной избирательной системе абсолютного большинства - для избрания в первом туре кандидату необходимо получить более 50 процентов голосов избирателей. Выборы Президента Республики Беларусь считаются состоявшимися, если в голосовании приняли участие более половины граждан Республики Беларусь, включенных в список избирателей.  Если ни один из кандидатов не получил в первом туре необходимое число голосов избирателей, не позднее чем в двухнедельный срок проводится второй тур голосования по двум кандидатам. Избрание депутатов Палаты представителей осуществляется на основе всеобщего, свободного, равного, прямого избирательного права при тайном голосовании. Выборы происходят по одномандатным округам. Совет Республики является палатой территориального представительства. На заседаниях депутатов местных советов от каждой области и города Минска избираются по восемь членов Совета Республики. В дополнение к ним восемь членов Совета Республики назначаются Президентом Республики Беларусь. Порог явки на выборах депутатов Палаты представителей Национального собрания Республики Беларусь - более 50 процентов избирателей для первого тура и более 25 процентов - для второго тура. Если указанные пороги явки избирателей не достигнуты, то проводятся повторные выборы. В соответствии с законодательством возможно досрочное прекращение полномочий палат парламента. При прекращении полномочий одной из палат могут быть прекращены полномочия другой палаты.

28. Избирательные  системы.

Избирательная система – это совокупность правил, приемов и процессов, обеспечивающих и регулирующих легитимное становление представительных государственных органов политической власти. В развитии политической системы общества избирательная система играет исключительно важную роль. Она является каналом, по которому осуществляется процесс формирования всей системы представительной власти – от местных органов до президента страны. С точки зрения социальной парадигмы политической науки, суть которой состоит в том, что политические процессы формируются под воздействием внешних по отношению к ним факторов (экономических, социальных, духовных и др.), само существование выборов и избирательных систем обусловлено уровнем социально-экономического развития общества. Если в традиционных аграрных обществах выборы в современном значении этого слова, как правило, отсутствуют, то в индустриальных обществах они в той или иной степени обязательно существуют. А в зависимости от конкретно-исторических особенностей каждой страны ее законодательством определяется та или иная избирательная система. Избирательные системы прошли длительный эволюционный путь. В итоге почти трехвекового развития представительная демократия выработала две основные формы участия граждан в формировании органов государственной власти – мажоритарную и пропорциональную избирательные системы. На их основе в современных условиях применяются и смешанные формы. Применение каждой из них к одним и тем же итогам голосования может дать различный результат. Мажоритарная избирательная система характеризуется тем, что избранным считается кандидат (или список кандидатов), набравший предусмотренное законом большинство голосов. Мажоритарная система может быть различных видов в зависимости от того, какого большинства требует закон для избрания депутатов – относительного, абсолютного или квалифицированного.

1. Предмет,  функции и методы политологии,  ее место в системе общественных  наук.

Политология – одна из самых молодых гуманитарных наук, как самостоятельная отрасль  знания со своим предметом и методами. Политика является объектом исследования различных наук: истории, социологии, теории международных отношений, юриспруденции, философии. Основным предметом политологии является не просто изучение политики, а, прежде всего, политическая власть, формы и методы ее функционирования и распределения в государственно-организованном обществе, ее отражение в политической системе, политическом сознании, интересах и поведении людей, социально-классовых групп, этнических общностей и их организаций. Методы политологии. Социологический метод. Как политика зависит от жизни общества. Структурно-функциональный – рассматривает политику как систему, где каждый элемент выполняет свою функцию. Функциональный – зависимость между элементами (политические партии – избирательная система). Системный политика как система связи общества и государства. Антрополгический – политика как результат действий человека. Сравнительный – сравнивает системы, партии, режимы и т д с целью найти лучший. Исторический – изучает развитие политики, для прогнозов и закономерностей. Эмпирический – исследования, опросы, анкеты, статистика. Функции политологии: Теоретико-познавательная. Исследование, анализ, структурирование информации о политике. Методологическая. Использование накопленных о политике знаний. Рационадизаторская – улучшение жизни общества и функционирования всех систем. Диагностическая – тенденции. Социализирующая – укрепление связи общества и государства, политическая культура. Политология включает в себя политическую философию, политическую историю, теорию, психологию, социологию, антропологию, географию и прикладную политологию.


 

2. Политика  как общественное явление.

Множество значений, в  каких употребляется слово "политика", трудно отразить в единой формулировке. В разговорном языке политика получила название "искусства возможного", "искусства управлять". Известно также и противоположное выражение: "политика - грязное дело". В более строгом значении политику связывают с борьбой за государственную власть и конкуренцией между классами и социальными слоями по поводу распределения внутри общества материальных и духовных благ. Говоря о политике, имеют также в виду, что она охватывает процесс социального руководства, включая выдвижение и достижение коллективных целей. Политика, таким образом, - многозначное понятие, которое может означать: сферу общественной жизни; тип определенной деятельности; особый вид общественных отношений. При анализе политики обычно исходят из двух ее основных элементов: власти и государства, появление которых обусловило и формирование политической сферы общественной жизни. Общественная власть существовала задолго до возникновения классов и государства. В период первобытнообщинного строя власть осуществлялась всеми членами рода или племени, которые выбирали старейшину или духовного руководителя (оракула, волхва и т.п.). С усложнением социальной структуры общества и возникновением государства на смену духовно-нравственному авторитету старейшины пришел авторитет публичной "дружинной" власти. Сформировался аппарат власти и управления, который в форме государства отделился от общества и стал над ним. В этих условиях не нормы религии, морали, обычаи и традиции, а властная воля с опорой на армию стала служить инструментом разрешения противоречий между людьми, распределения ценностей и благ, направлять общественную организацию к достижению общих целей, сохранению порядка и стабильности. Условиями возникновения политики стали: 1) прогресс материального производства; 2) усложнение социальной структуры общества, рост многообразия социальных интересов и связей; 3) расширение территории проживания общности (народа), необходимость защиты территории и самой общности; 4) формирование механизма публичной власти и институтов, занимающихся управлением и развитием тех проблем, которые сами представители общества решить не могли.

4. Политический  режим: сущность, критерии, типы.

Политический  режим – это система методов, способов и средств осуществления политической власти. Любые изменения, происходящие в сущности государства данного типа, прежде всего, отражаются на его режиме, который, в свою очередь, влияет на форму правления и форму государственного устройства. Политический режим – это динамическая, функциональная характеристика политической системы. Категории «политический режим» и «политическая система» тесно связаны между собой. Первая показывает весь комплекс институтов, участвующих в политической жизни общества и в осуществлении политической власти, вторая – как эта власть осуществляется, как действуют данные институты (демократично либо недемократично). Политический режим характеризуется системой методов осуществления государственной власти, степенью реализации демократических прав и свобод личности, отношением государственной власти к правовым основам собственной деятельности, соотношением официальных конституционных и правовых форм с реальной политической жизнью. По политическому режиму судят о подлинной картине принципов организации политического устройства общества. Политический режим характеризует определенный политический климат, существующий в той или иной стране в конкретный период ее исторического развития. Типы политических режимов: демократический – широкие гражданские права и свободы человека; тоталитарный – контроль государственной системы всех сфер жизни общества; авторитарный – непререкаемое подчинение власти.

 

 

11. Сущность  и признаки правового государства.

Правовое государство  – это наличие гражданского общества, правовое равенство всех граждан, приоритет прав человека над законами государства, суверенитет народа, всеобщность права, разделение властей на законодательную, исполнительную и судебную, – это суверенная политико-территориальная организация публичной власти всего народа. Признаки формирования правового государства: наличие развитого гражданского общества; создание институтов политической демократии, препятствующих сосредоточению власти в руках одного лица или органа; верховенство и правовое действие конституционного закона, установление в законе и проведение на деле суверенности государственной власти; возвышение суда как одного из средств обеспечения правовой государственности; соответствие законов праву, правовая организация системы государственной власти и др. Господство права и господство закона - две стороны одной медали - правового государства, которые в принципе должны синтезироваться в единое понятие - правовой закон.

5. Демократия: теория и практика.

Понятие "демократия" означает, "народовластие". При  всей многозначности и неопределенности этого понятия можно выделить общие признаки демократии как современного конституционного строя и режима функционирования политической системы: признание народа источником власти, сувереном в государстве. Суверенитет народа выражается в том, что он посредством выборов формирует государственную власть и участвует в ее осуществлении прямо (с помощью референдумов, местного самоуправления, а также, главным образом, через выбираемые им представительные органы); периодическая выборность и сменяемость центральных и местных органов государственной власти, их подотчетность избирателям; провозглашение и реальное обеспечение прав и свобод человека и гражданина. Особое значение для полноценного функционирования демократической политической системы имеет гарантированность прав граждан на участие в управлении государством - избирательного права, права на создание политических партий и других объединений, свободы слова, мнений, права на информацию и т.п.; принятие решений большинством и подчинение меньшинства большинству при их осуществлении; демократический контроль общества над силовыми структурами (вооруженные силы, полиция, органы безопасности и т.п.), используемыми только по прямому предназначению и строго в рамках законов; доминирование методов убеждения, согласования, компромисса; сужение методов насилия, принуждения, пресечения; реальное осуществление принципов правового государства, в том числе принципа разделения властей. В зависимости от формы реализации суверенитета народа демократия может быть подразделена на прямую, плебисцитарную и представительную. Прямая демократия предполагает непосредственное участие граждан в процессе подготовки, обсуждения и принятия решений. В современных условиях эта форма демократии встречается на уровне местного самоуправления, а также в деятельности различных небольших коллективов. Наиболее распространенная в современных государствах форма демократии - представительная демократия. Граждане выбирают в органы власти своих представителей, которых наделяют правом принимать решения.

10. Формы государственного  устройства.

Форма государственного устройства – это соотношение частей и целого в государстве, или соотношение полномочий центральных и региональных органов власти. Выделяют три основных формы государственного устройства: федерация; унитарное государство; конфедерация. Федерация – это союз относительно самостоятельных государственных образований, имеющих общие центральные органы. Унитарное государство – это единое политически однородное образование, состоящее из административно-территориальных единиц, не обладающих собственной государственностью. Иными словами, принцип унитарного государства исключает существование внутри него отдельных государственных образований. В качестве субъектов унитарного государства выступают только административно-территориальные образования. Субъектом государственного суверенитета в унитарном государстве является только народ в целом, тогда как в федеративном государстве – еще и субъекты федерации. Унитарное государство имеет единую конституцию и гражданство, а также единую систему государственных органов. Конфедерация – это союз самостоятельных независимых государств для осуществления совместных конкретных целей. Признаки конфедерации: 1. Ее члены полностью сохраняют государственный суверенитет. 2. В компетенцию конфедеративных органов передаются лишь некоторые вопросы, чаще всего в области обороны, внешней политики, транспорта и связи. 3. Решения конфедеративных органов не имеют обязательного характера для членов конфедерации, они носят рекомендательных характер (в противном случае имело бы место вмешательство в дела суверенных государств).

15. Партийные  системы и их типология.

Партийные системы отражают устойчивые связи и отношения  партий между собой, отношения их с государством, обществом и другими  общественными институтами.  В  основу типологии партийных систем обычно кладутся два основных критерия:  характер связей между государством и обществом (тут выделяют конкурентные и неконкурентные партийные системы); количественный характер (однопартийные, двухпартийные и многопартийные системы). I.КОНКУРЕНТНЫЕ партийные системы.  1) Многопартийные конкурентные системы обычно характеризуются следующими чертами: каждая политическая партия должна иметь четкую позицию по основным вопросам, которая отграничивает ее от других политических партий; такая система более типична для парламентской формы правления; чаще всего при такой партийной системе одна партия не в состоянии победить на парламентских выборах и поэтому вынуждена идти на компромисс с другими политическими партиями; многие политологи считают, что укреплению многопартийной системы способствует пропорциональная избирательная система. В такой системе есть свое преимущество – она обеспечивает стабильность, предсказуемость и преемственность. Но есть и не менее очевидные минусы: отсутствие оппозиции и серьезной критики, закрытость, игнорирование проблем определенных слоев населения (интересы которых отражают мелкие партии) II. НЕКОНКУРЕНТНЫЕ партийные системы.  К таковым относятся партийные системы, где конкуренция между партиями невозможна по каким-либо причинам. Тут тоже могут быть многопартийные системы. Но за одной из партий в Конституциях таких стран закреплялась руководящая роль, что сводило конкуренцию нанет. Объективно неконкурентной является однопартийная система. Здесь партия берет на себя государственные функции и фактически контролирует весь государственный аппарат.


 

16. Становление  многопартийной системы в Республике  Беларусь.

Многопартийная система  характеризуется тем что в  ней больше 2 партий имеют шансы  для завоевания государственной  власти. Это накладывает след на проведение выборочных компаний, процедуру создания правительства (чаще всего в таких ситуациях оно бывает не коалиционным) и его функционирование, на характер взаимоотношений между самими партиями (они, как правило, взаимосвязаны, поскольку правительство несет коллективную ответственность-это заставляет идти на компромисс) и т.д. другими словами, отсюда возникает своеобразность функционирования государственного механизма в целом.   Многопартийная система позволяет довольно гибко реагировать на разного рода социальные конфликты. Создание новых блоков и коалиций, перераспределение мест в представительских органах, смена лидеров-всё это даёт возможность на некоторое время приглушить остроту социальных противоречий, сохранять партиям свои позиции в государственном аппарате.  Что касается общественно-политического обличия партий и объединений нашей республики, то в Беларуси теперь действует 18 политических партий. Среди них Национально-демократическая партия Беларуси, Белорусский  народный фронт, Объединённая гражданская партия, Белорусская социал-демократическая партия и др. Отметим, что рождение полит партий, и их деятельность-вопрос времени они отображают интересы  определённых классов, социальных слоёв и групп; многопартийность, плюрализм мыслей, гласность-свидетельство устойчивости общественных отношений; массовые партии являются основной реализацией политической активности граждан, важным механизмом интегрирования общественных групп населения, их политического просвещения; практическая деятельность политических партий и движений может, с одной стороны, оказывать прогрессивное воздействие на развитие общества, с другой - сдерживать, дестабилизировать, приводить к конфронтации, межнациональной розни. Без партий невозможно себе представить функционирование современных государств.

9. Формы государственного  правления.

Форма государственного правления – это способ организации верховной власти в государстве. В республике источником власти является народное большинство, и высшие органы власти формируются народом. Выделяют три вида современных республик: парламентские, президентские и полупрезидентские. Они различаются соотношением полномочий законодательной, исполнительной власти и власти главы государства. Парламентская республика. В парламентской республике правительство: а) формируется партиями, имеющими большинство в парламенте; б) несет перед парламентом политическую ответственность (это означает право парламента отправить правительство в отставку). Президент: а) является номинальным главой государства (т.е. его полномочия ограничены представительскими функциями, он не имеет реальной, т.е. исполнительной, власти); б) избирается, как правило, парламентом, а не народом; в) имеет право распустить парламент. Парламент: а) формирует правительство; б) может вынести правительству вотум недоверия. Суть парламентской республики заключается в том, что законодательная и исполнительная власть принад­лежит парламенту (исполнительная власть принадлежит парламенту в том смысле, что он формирует правительство, наделяет его полномочиями). Президентская республика. В президентской республике члены правительства назначаются президентом и подотчетны только ему (т.е. правительство формируется президентом). Президент: а) является одновременно главой государства и главой исполнительной власти; б) избирается народом; в) политической ответственности перед парламентом не несет (т.е. парламент не может отправить возглавляемое президентом правительство в отставку). Однако сильный, обладающий исполнительной властью президент ограничен как минимум двумя существенными «но»: 1) президенту нужна поддержка парламента в вопросах бюджета; 2) он не может распустить парламент. г) является верховным главнокомандующим; д) имеет право отлагательного вето на решения парламента (т.е. право возврата закона на повторное рассмотрение в парламент. Это означает, что у президента есть право утверждения законов, принятых парламентом). Последние две черты являются общими для президентской и полупрезидентской республик. Парламент: а) решает вопросы бюджета; б) имеет право вето на должностные назначения президента; в) вправе начать процесс импичмента против президента. Сутью президентской республики является сотрудничество законодательной (в лице парламента) и исполнительной (в лице президента) власти. Полупрезидентская республика. В полупрезидентской республике правительство: а) формируется совместно президентом и главой правительства; б) несет двойственную ответственность: перед президентом и перед парламентом (это означает, что правом отставки правительства обладают как президент, так и парламент).

23. Политическая  элита: сущность, функции, типология.

Политическая  элита – это большая социальная группа, обладающая определенным уровнем политического влияния и являющаяся основным источником руководящих кадров для института кадров того или иного сообщества. Политическая элита – это относительно немногочисленный слой людей (своего рода управляющий класс), занимающий руководящие посты в органах государственной власти, политических партиях, общественных организациях и т. п. и влияющий на выработку и осуществление политики в стране. Данным понятием обозначаются также группы лиц, имеющих высокое положение в обществе, активных в политической и иных сферах деятельности, обладающих авторитетом, влиянием, богатством: профессиональные политики высокого ранга, наделенные властными функциями и полномочиями, высшие государственные служащие. Функции политической элиты: стратегическая – определение политической программы действий путем генерирования новых идей, отражающих интересы общества, классов, слоев и т.п.; организаторская – осуществление на практике выработанного курса, воплощение политических решений в жизнь; интегративная – укрепление стабильности и единства общества, устойчивости его политической и экономической систем, недопущение и разрешение конфликтных ситуаций. Основные функции политической элиты – руководство и управление обществом, выработка ценностных ориентаций и задач его генезиса, программ развития государства, мобилизации общества на решение актуальных задач, его стабилизация и интеграция. Типология политической элиты по вертикали: высшая – принимающая значимые для всего государства решения; средняя – губернаторы, депутаты парламента, лидеры политических партий и движений; низшая – политические деятели местного масштаба. Типология политической элиты по горизонтали: федеральная – на уровне всего государства; провинциальная – на уровне округов, областей.

25. Политическое  лидерство и его сущность.

Политическое лидерство  как способ организации и реализации власти методом предоставления исключительных полномочий отдельным субъектам политики вытекает из самой природы человека. К ним относятся: диагностическая - люди ожидают от лидеров авторитетной, точной и своевременной оценки политической ситуации в обществе;  стратегическая - люди ожидают от лидеров выработки оптимального политического курса, соответствует ситуации, сложившейся в обществе;  мобилизующая - люди ожидают от лидеров постоянного обоснование верности данной ими оценки политической ситуации и их побуждения к действиям для достижения поставленных задач; интегративная - люди ожидают от лидеров создания атмосферы, в которой различные общественные группы могли бы чувствовать себя единым целым; патронажная и арбитражная - люди ожидают от лидера защиты от беззакония и произвола бюрократии, помощи при чрезвычайных и кризисных ситуациях; персонификация политических явлений. Эта функция снимает чувство безличности политических процессов, поэтому ответственность за значительные события общественной жизни, которые имеют как положительные, так и отрицательные последствия, полагаются на политиков.

 

 

 

 

45. Организация  Объединенных Наций: структура,  функции, проблемы реформирования.

Структура: В соответствии с Уставом ООН учреждены шесть основных органов новой всемирной организации: Совет Безопасности, Генеральная Ассамблея, Секретариат, Экономический и социальный совет, Совет по опеке, Международный суд ООН. Кроме того, Устав допускал, что с согласия Генеральной Ассамблеи могут учреждаться другие самоуправляющиеся организации, выступающих как специализированные агентства ООН; именно этот пункт дал возможность Совету Безопасности создать миротворческие силы. Функции. Небольшой численный состав Совета Безопасности - важный фактор, способствующий оперативному проведению его заседаний и акций. Вместе с тем, когда требуется единогласное решение пяти его постоянных членов, возникают серьезные процедурные проблемы. Сложившиеся в результате холодной войны линии раздела между западным и восточным политическими блоками оказывали парализующий эффект на деятельность Совета на протяжении большей части его истории. С распадом советского блока на первый план выдвинулись противоречия между богатыми и бедными странами. Имея возможность использовать финансовые и политические стимулы или угрожать правительствам развивающихся стран, входящих в Совет, их возможным использованием, США удавалось преодолевать разногласия и добиваться принятия общих решений.

27. Выборы и  избирательного права.

Выборы - это избрание с помощью голосования представительных органов власти, должностных лиц, руководителей организации. Выборы в органы власти составляют сердцевину демократического политического процесса, являются результатом долгого и противоречивого исторического поиска лучшей модели формирования и функционирования публичной власти. Но не все выборы можно назвать демократическими. Демократические выборы базируются на правовых нормах, в совокупности называемых избирательным правом. Избирательное право подразделяется на объективное и субъективное. Объективное избирательное право - это совокупность юридических норм, закрепляющих принципы, порядок организации и проведения выборов в органы государственной власти и местного самоуправления. Субъективное избирательное право - одно из основных политических прав граждан, подразделяемое, в свою очередь, на активное и пассивное избирательное право. Активное избирательное право - это право участвовать с решающим голосом в формировании выборных органов государственной власти и местного самоуправления (т.е. право избирать). Пассивное избирательное право - это право быть избранным в органы государственной власти и местного самоуправления. Таким образом, выборы выполняют важные функции в обществе. Основные функции выборов: • выражение интересов различных групп общества; • институализация отношений представительства, создание функционирующей представительной системы; • легитимация и стабилизация политической системы; • легитимное воспроизводство политической элиты; • контроль за политическими элитами; • политическая социализация личности. Выделяют следующие типы выборов в органы власти:  по уровням: • федеральные (выборы в Государственную Думу); • региональные (выборы губернаторов, краевых, областных дум); • местные (выборы в муниципальные представительные органы власти, в городскую думу); по ветвям власти: • выборы в законодательные органы власти (парламенты); • исполнительные органы власти (президента, губернаторов; префектов во Франции), • судебные органы власти (выборы судей в США).




 

 

8. Государство,  его функции и структура.

Функции государства  устанавливаются в зависимости  от основных задача, стоящих перед  государством, и представляют собой  средство реализации этих задач. Основные черты функций государства: • Содержание каждой функции складывается из совокупности однородных аспектов государственной деятельности. • Функции охватывают деятельность государства в целом. • Функции государства отличаются от функций его органов. • Носят комплексный, собирательный характер. • Отличаются от видов государственной деятельности (расследование уголовных дел, таможенный контроль). • Не отождествляются с формами и методами их реализации (формы - правотворчество, исполнительно-распорядительная и правоохранительная деятельности). Внутренние функции: 1. ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ФУНКЦИЯ.  • Налоговая политика  • Созданием наиболее благоприятных условий развития отраслям, приносящим наибольшую выгоду обществу в целом. • Государственное воздействие на экономическую жизнь общества в целом через бюджет, программы развития, финансирование программ развития и т.д. • Осуществление регулятивных, симулирующих, консультационных действиях, а не в создании распределительных или запретительных механизмов. • Экономическая деятельность заключается в непосредственном руководстве государственным сектором экономики. 2. СОЦИАЛЬНАЯ ФУНКЦИЯ. • Обеспечивает социальную защищенность личности, нормальные условия жизни для всех членов общества вне зависимости от участия в производстве материальных благ. • Распределение материальных благ вне зависимости от трудового вклада. • Выделение необходимых средств на здравоохранение, образование и т.д. 3. ФУНКЦИЯ ФИНАНСОВОГО КОНТРОЛЯ • Выявление и учет государством доходов производителей. • Государственная дума • Министерство финансов • Таможенный комитет 4. ОХРАНА ПРАВОПОРЯДКА. Деятельность, направленная на обеспечение полного и точного исполнения и осуществления законодательных предписаний всеми участниками общественных отношений. 5. ПРИРОДООХРАНИТЕЛЬНАЯ ФУНКЦИЯ 6. ФУНКЦИЯ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ЗАКОННОСТИ, санкционированной в Конституции, т.е. создание такого режима жизни, когда участники общественных отношений исполняют все правовые требования и предписания. Внешние функции: 1. ВЗАИМОВЫГОДНОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО С ДРУГИМИ ГОСУДАРСТВАМИ. Международное разделение труда, кооперирование, специализация производства, обмен технологиями, развитие финансовых связей. Осуществляется путем создания международных организаций (союзов) или путем двухсторонних соглашений между странами. 2. УЧАСТИЕ В МЕЖДУНАРОДНЫХ ВОПРОСАХ ВОЙНЫ И МИРА 3. КУЛЬТУРНОЕ И НАУЧНО ТЕХНИЧЕСКОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО 4. ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО 5. ФУНКЦИИ ОБОРОНЫ СТРАНЫ: • В мирное время - подготовка страны к отражению возможного нападения извне. В военное время - прямая вооруженная борьба с противником. • Укрепление оборонной мощи страны • Совершенствование вооруженных сил. • Охрана госграниц. • Организация гражданской обороны. • Военное обучение запаса вооруженных сил.

26. Типология  политического лидерства.

1. Способ  утверждения лидерства в группах Формальным лидером называют руководителя, назначенного сверху и управляющего людьми согласно действующим положениям и инструкциям. Неформальное лидерство – то, которое сложилось естественным путем в процессе личных взаимоотношений людей. 2. Способ легитимации власти Многие исследования лидерства опираются на типологию легитимного господства, разработанную М. Вебером. Она базируется на определении корней лидерства, основания, которое позволяет той или иной личности стать политическим лидером. Традиционное лидерство основывается на традициях, обычаях и привычке последователей к подчинению. Этот тип лидерства характерен для доиндустриального общества. К данному типу относятся вожди племен, монархи и другие лидеры, чья власть и авторитет основаны на обычаях и традициях. Рационально-легальное лидерство (бюрократическое) – лидерство, осуществляемое на основе и в рамках законов, принятых современным демократическим обществом. Харизматическое лидерство основывается на вере в необыкновенные, выдающиеся качества вождя. Черты харизматического лидера: способность заряжать энергией окружающих; завораживающая внешность (образ, вызывающий симпатию); риторические способности, артистизм, коммуникативные способности; состояние психологического комфорта при повышенном внимании и восхищении со стороны общества; достойная и уверенная манера держаться или имидж сильного человека, способного добиваться любых целей. 3. Стиль руководства Данная типология политических лидеров зависит от используемых ими методов управления обществом. Характер взаимодействия лидера и членов группы позволяет выделить три типа лидерства: авторитарное лидерство – директивное (приказное) управление людьми; у лидера сосредоточены все основные управленческие функции; подчиненных держат под угрозой применения силы; единовластное и приказное управление; жесткие рамки для подчиненных; жесткий контроль и система наказаний; либеральное лидерство – «попустительский» стиль руководства: отстраненность руководителя от управления; полная свобода действий подчиненных; дело пущено на самотек; демократическое лидерство – ориентация на принцип коллегиальности; вовлечение людей в процесс совместной деятельности с целью достижения общего успеха; тенденция к коллективному управлению; определенная самостоятельность у подчиненных. 4. Имидж и ролевое назначение, призвание Лидер-знаменосец – идейный вдохновитель, вождь народных масс. Такой лидер самостоятелен, критичен в оценках действительности, знает, как исправить ситуацию; четко определяет цель своей деятельности; способен увлечь массы по пути к цели. Лидер-служитель прежде всего стремится обеспечить интересы выдвинувшей его группы сторонников. Такой тип лидерства характерен для периода «застоя». Лидер стремится исправно служить своим приверженцам, не забывая при этом идти навстречу пожеланиям трудящихся (избирателей). Лидер-торговец окружает себя командой компетентных профессионалов-помощников, определяющих наиболее эффективные пути социально-экономического развития общества. Он умеет ярко преподнести и выгодно «продать» свои идеи и планы, привлекая сторонников. Лидер-пожарный лучше всего проявляет себя в кризисных ситуациях. Он эффективно действует согласно «обстановке»; быстро решает самые насущные проблемы. Такими чертами должны обладать большинство современных лидеров. 5. Тактика достижения поставленных целей консерваторы стремятся сохранить статус-кво общества. Активность политического лидера, его программа и его действия направлены на сохранение общества в его современном виде. Это не самый распространенный тип лидерства; реформаторы стремятся к радикальному преобразованию общества через проведение широкомасштабного реформирования, прежде всего властных структур; революционеры ставят цель прихода к иной общественной системе. История показывает, что мирный путь в этом случае – большая редкость; обычно это революция.

13. Институты  государственной власти в Республике  Беларусь.

1. Парламент  - высший законодательный и представительный орган власти. Она работает круглый год. В РБ парламент собирается на 2 сессии в год. Депутаты парламента обладают депутатским иммунитетом (депутатская неприкосновенность). Депутат не может быть задержан, лишен неприкосновенности без согласия парламента, кроме измены, тяжелого преступления, задержаны на месте. Уголовные дела рассматривает верховный суд. Депутаты парламента имеют полномочия: 1. Право законодательной инициативы. 2. Право голоса при принятии закона или решения. 3. Право запроса в устной форме или письменном виде. 4. Имеют право избирать руководящие органы парламента. Основные полномочия парламента РБ: 1. Рассматривают проекты законов. 2. Выборы президента. 3. Назначение премьер-министра. 4. Заслушивает премьер-министра. 5. Назначение членов суда. Парламент может быть распущен досрочно. В РБ может быть распущен, если откажет в доверии правительству, откажется принять на пост премьер-министра. Парламент может быть распущен, если будет грубое нарушение закона. Не допускается роспуск парламента: - в течение одного года работы; - в последние 6 месяцев работы президента; - при отсрочке президента от власти (импичмент); - в условиях чрезвычайного военного положения. 2. Правительство - высший исполнительный орган. Он осуществляет исполнительную и распорядительную функции. В большинстве стран правительство называют кабинетом министров, или советом министров. Функции правительства: 1. Осуществляет общее руководство и управление внутриреспубликанскими и внешними делами. 2. Координирует и согласовывает деятельность министерства. 3. Разрабатывает проект бюджета и после исполняет. 4. Через министерство руководит экономикой, образованием. 5. Обладает законодательной инициативой. 6. Представляет страну на международной арене. 3. Глава государства и его роль в структуре институтов власти. Возраст. В РБ: - президент не моложе 35 лет - нет судимостей - проживает в РБ более 5 лет - гражданин РБ Полномочия президента. В президентских и смешанных государствах широкие полномочия. Обладает возможностью воздействия на законодательный процесс, реальной исполнительной властью, силами правопорядка, является главнокомандующим. В РБ - президент занимает особое место, его полномочия прямо или косвенно перекрывают все ветви власти. Он - верховный главнокомандующий, гарант конституции, олицетворяет единство народа, представляет республику на мировой арене. Он не только глава государства и руководит и формирует правительство. Может назначать и смещать губернаторов, судей. Может объявляет о чрезвычайных событиях. Он может распустить парламент, если парламент вынесет квоту недоверия президенту, если парламент не утверждает премьер-министра дважды. Президент имеет свою администрацию. Главная задача администрации - обеспечивать взаимодействия президента с органами власти. В случае смещения президента, исполняет обязанности премьер-министр (или вице-президент). 4. Судебная власть, как вид государственной власти. Судебная власть - система независимых государственных органов, судов, признанных от имени государства осуществлять правосудие. Судебная власть осуществляется только судом. Судебная власть основывается на авторитетности, уважении, традиции. Решение судебных органов - закон обязательного выполнения. Судебная власть осуществляется системой судов: конституционный, верховный, высший хозяйственный, областные, муниципальные и другие суды. Существенное место занимает прокуратура. Прокуратура: - Осуществляет надзор за точным исполнением законов, декретов, общественных организаций. - Надзор за исполнением по гражданско-административными нарушениями, поддерживает исполнительные суда. Суд возник вместе с государством (князьями, вождями). Функции суда: 1. Наказания - за нарушение государственных предназначений. 2. Разрешение споров между государством и гражданином. 3. Разрешение конфликтов между государством и предприятием. 4. Восстановление и реабилитация правосудия. В демократических государствах: 1. Независимость суда. 2. Выборы суда (США - пожизненен). 3. Коллегиальное рассмотрение больших дел. 4. Право на обжалование решений. 5. Гласность. 6. Состязательство судей (прокурор и судья упражняются в красноречии). 7. Равенство субъектов перед законом. 8. Никто не виноват, пока суд не вынес этого решения. Классификация судов: 1. Суды универсальные - военные. - Дисциплинарные.

30. Избирательная  кампания и ее основные стадии.

Избирательная кампания - сложное и многогранное понятие, которое можно рассматривать с разных сторон. Этапы избирательной кампании: «Нулевой» этап. На этом этапе ведутся переговоры политконсультантов с кандидатом, с заказчиком кампании о бюджете кампании, о гонорарах. Совместными усилиями выбирается округ. Для кандидата не лишним было бы заранее провести «разведку на местности», организовать социологическое исследование, составить паспорт округа, собрать сведения о наиболее вероятных претендентах на победу. На этом этапе также подбирается команда, которая будет работать на выборах. Принимается решение о способе регистрации - по залогу или по подписям. Для этапа характерны большая степень неопределенности. Темп работ низкий, поскольку единственная работа этапа - это переговоры. Социологические исследования поручаются, как правило, внешним социологам. Подготовительный этап или период «раскачки». На этом этапе осуществляется выезд на место команды политконсультантов. Немало сил занимает решение бытовых вопросов и вопросов размещения, аренды помещения под штаб и районные офисы. Необходимо обеспечить организующийся штаб команды и офисы оргтехникой, компьютерами, мобильной связью. Начинается набор работников штаба: шоферов, разносчиков, агитаторов и т.д. Организуется сбор подписей в поддержку кандидата и проходит его регистрация. Работники штаба организуют контакты с типографиями, средствами массовой информации. Результатами этапа будут налаженная инфраструктура и структура штаба, план работы на всю кампанию и регистрация кандидата. Этап достаточно суматошный, суетливый. Для него характерно большое количество мелких незапланированных работ (к примеру, таких, как покупка постельного белья). К тому же еще не существует четкого разделения обязанностей: непонятно кто и за что отвечает. Этап плановой работы. На этом этапе осуществляется основная агитационная работа, выпуск и распространение агитационно-печатной продукции, размещение материалов в СМИ, проведение встреч с избирателями и т.д. Для этапа характерны высокая интенсивность работ, максимальная степень контроля над избирательным процессом. «Финишная прямая». Самое нервное время. Кампания выходит на финишную прямую. Паника и мандраж может охватить и кандидата, и штаб. Резко возрастает необходимость оперативно реагировать на изменение ситуации. Информационный поток, воздействующий на избирателей, значительно увеличивается. Просыпаются даже те кандидаты, которые до этого «спали». До самого открытия участков утром в воскресенье остается ощущение, что необходимо «сделать что-то еще», распространить еще одну листовку или выступить по телевизору. Для этапа характерны возросшая интенсивность работы и их хаотичность, нервозная обстановка в штабе. Отчетный этап. Результаты уже известны, сделано всё, что было запланировано. Следующие несколько дней после подсчета голосов будут потрачены на то, чтобы написать отчеты (в том числе, и финансовый отчет в избирательную комиссию). На этом этапе неплохо также проанализировать ошибки в стратегии и тактике предвыборной борьбы.


 

36. Государственная  молодежная политика в Республике Беларусь.

Молодежная политика является составной частью государственной  политики в области социально-экономического, культурного и национального  развития Республики Беларусь. Ее реализация - одно из приоритетных направлений  деятельности белорусского государства. В Республике Беларусь молодежь в возрасте до 31 года составляет более 2,5 миллионов человек, то есть четвертую часть населения. Это определяет значимость проводимой государством молодежной политики. Основными целями государственной молодежной политики являются: содействие социальному, культурному, духовному и физическому развитию молодежи; использование инновационного потенциала молодежи для дальнейшего развития Беларуси; реализация общественно значимых инициатив, общественно полезной деятельности молодежи, молодежных общественных объединений. Фундаментом законодательной базы в области государственной молодежной политики в Республике Беларусь является Конституция Республики Беларусь. В частности, статья 32 Конституции Республики Беларусь гарантирует молодежи право на духовное, нравственное и физическое развитие. В статьях 45,47, 49, 64, 92 молодежи гарантируется право на охрану здоровья, получения жилья, образования и участие в общественно-политической жизни страны. В свою очередь на государство возложена функция создания необходимых условий для свободного и эффективного участия молодежи в политическом, социальном, экономическом и культурном развитии.  Одним из основополагающих законов в осуществлении государственной молодежной политики является Закон Республики Беларусь «Об общих началах государственной молодежной политики в Республике Беларусь» (принят 24 апреля 1992 года, изменения внесены 9 июля 1997 года). Он устанавливает основные принципы осуществления государственной молодежной политики, определяет отношения государства и молодежи, гарантирует свободное развитие молодежных объединений, является правовой основой развития других актов законодательства, регулирующих механизм реализации молодежной политики. Законом определяется и особый правовой статус молодежи, гарантии реализации ее основных прав и обязанностей. В соответствии с законом определяются семь основных принципов этой политики: сочетание государственных, общественных интересов и прав личности в формировании и реализации государственной молодежной политики; последовательность государственной молодежной политики; научная обоснованность и комплексность разработки государственной молодежной политики; учет интересов и потребностей молодых граждан; обеспечение защиты прав и законных интересов молодых граждан; гласность государственной молодежной политики; привлечение молодежи к непосредственному участию в формировании и реализации политики и программ, касающихся молодежи и всего общества.

6. Сущность, структура,  функции и типы политической системы общества.

Политическая  система – это реально существующий целостный организм, который находится в целостном взаимодействии с окружающим его обществом и управляет им. Функции политической системы: 1) определение целей, задач, программы деятельности; 2) мобилизация ресурсов; 3) интеграция всех элементов общества; 4) обязательное для всех распределение дефицитных ценностей. Типы:  Исторический тип общества (политические системы рабовладельческого, феодального, буржуазного общества); уровень социально-экономического развития общества (традиционные (доиндустриальные); индустриальные; постиндустриальные); степень развитости политических институтов (вид легитимности власти) (традиционные; харизматические; рациональные); характер политической культуры (англо-американские; континентально-европейские; тоталитарные; доиндустриальные и частично индустриальные); характер взаимодействия системы со средой (открытые; закрытые); характер политического режима (демократические; авторитарные; тоталитарные).

22. Политическое  участие: сущность, формы, типы, уровни, факторы.

Политическое  участие – это действия, посредством которых рядовые члены общества влияют или пытаются оказать влияние на функционирование политической системы, формирование политических институтов и процесс выработки политических решений. К политическому участию можно отнести действия по делегированию полномочий (электоральное поведение); активистскую деятельность, направленную на поддержку кандидатов и партий в избирательных кампаниях; посещение митингов и участие в демонстрациях; участие в деятельности партий и т.п. Типы политического участия: Автономное участие – это свободная, добровольная деятельность индивидов, преследующих личные и групповые интересы. В отличие от него, мобилизационное участие носит принудительный, вынужденный характер. Стимулами политической активности становятся страх, административное принуждение и угроза применения санкций. Подобное участие не является средством реализации личных и групповых интересов, в определенном смысле его можно назвать квазиучастием. Формы (Милбэрт): 1) «активные» (руководство государственными и партийными учреждениями, деятельность кандидатов в представительные органы власти, организация предвыборных кампаний и т.п.); 2) промежуточные (участие в политических собраниях, поддержка партий денежными пожертвованиями, контакты с официальными лицами и политическими лидерами и т.д.); 3) наблюдательные (ношение на демонстрациях транспарантов, попытки других граждан вовлечь кого-либо в дискуссии и т.д.); 4) «апатичное» отношение граждан к политике. Факторы: а)   социально-экономические и политические интересы; б)  общественный долг, заботу о всеобщем благе; в)   стремление повысить свой общественный статус; г)  чувство коллективности, необходимость политического общения и другие.

38. Политика  и религия.

Влияние политики на религию  могут проявляться так же в  некоторых политических действиях  или распространению некоторых  идей, которые могут скомпрометировать  отдельные религиозные образования  или вполне конкретных людей. В политике всегда находились люди, склонные рассматривать религию, как один из методов идеологической борьбы. Одни религию политизируют, разрабатывают религиозно-политические доктрины, ищут религиозные обоснования политическим действиям. В их системе убеждений доминируют именно политические мотивы. Другие, противники политизации религии, считают, что религия ни в коем случае не должна превращаться в орудие идеологии или политики, а должна укреплять духовные основы общества. Это внутреннее противоречие обуславливает развитие отношений между религией и политикой с целью преодолеть его. Не меньшее влияние оказывает и политика на религию. Укрепление религиозности усиливает общественную мораль, нравственность и, соответственно, правопорядок. Политически социализированный индивид может либо непосредственно принимать участие в политических событиях, либо просто реагировать на них в соответствии со своими религиозными воззрениями, заставляя окружающих, таким образом, считаться с ними. В силу того, что религия предопределяет внимание к таким глобальным проблемам, как поддержание мира, борьба с голодом, особо опасными болезнями, экология, демография и т.д., она выступает в роли некоторого центра, вокруг которого собираются все, кто заинтересован в разрешении этих проблем. Политики же заинтересованы в разрешении этих проблем по роду своего занятия и редко пренебрегают возможностью использовать авторитет религии для поддержания своего престижа. Религия может влиять на политику и в направлении политической интеграции. Это интеграция немного другого рода, представляющая собой объединение различных политических образований и государств с учетом религиозного признака. Религиозный фактор учитывается и во внешней политике всех крупных держав при разработке соответствующих доктрин и осуществлении конкретных акций на мировой арене.

19. Политический  процесс: сущность, структура, стадии  протекания.

Политический  процесс – это определенная последовательность действий и взаимодействий между политическими факторами, которая проистекает в определенное время и в определенном пространстве. Структура политического процесса: По своей структуре политический процесс состоит из следующих элементов: субъекта, носителя власти; объекта, который должен быть создан или достигнут как цель процесса; средств, методов, ресурсов, исполнителей процесса. Стадии: Стадия конституирования политической системы является одной из важнейших в развитии политического процесса. Она совпадает, как правило, с переломным, революционным периодом в развитии общества, когда утрачивается легитимность власти одних социально-политических сил и господствующее положение занимают другие силы. Эти новые силы создают отвечающую их потребностям новую политическую систему, в которой их волю выполняют качественно иные органы власти и другие политические институты. Одновременно происходит замена прежних правовых норм на новые, в которых закрепляются вновь возникшие институты власти, другие элементы политической системы, а также вся измененная система общественных отношений. Стадия функционирования политической системы совпадает со стабильным периодом общественного развития, когда господствующие социальные группы занимают прочное положение среди других социально-политических сил. На данной стадии политического процесса осуществляются функции по воспроизводству, поддержанию деятельности уже существующих органов государства, политических партий, общественных организаций. Стадия развития политической системы наступает в период определенной перегруппировки в расстановке политических сил. На данном этапе политического процесса происходят частичные изменения в системе органов государства, реформирование деятельности политических партий и общественных организаций. Осуществляемые изменения в структурах и механизмах власти выводят политику правящей группы на новый уровень, позволяющий дать ответы, адекватные вызову времени. Стадия развития политической системы сопровождается противоборством разнообразных течений и тенденций, которые в конечном счете ведут к повышению адаптивности, соответствия властных структур внешним социальным условиям. Стадия упадка политических систем совпадает с ростом социальных сил, заявляющих о себе новыми формами организации политической жизни и общества в целом. В данном случае направленность динамики политического процесса имеет негативный по отношению к существующим институтам власти характер. Разрушительные тенденции преобладают здесь над конструктивными, созидательными, распад режима правления носит необратимый характер. Характерным примером политического процесса в стадии упадка политических систем является развитие СССР в 80-х - начале 90-х годов, когда правящие круги безуспешно пытались найти ответы на социально-экономические и духовные запросы времени.

Информация о работе Шпаргалка по "Международным отношениям"