Экономические взаимоотношения России и Японии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Ноября 2013 в 21:08, контрольная работа

Краткое описание

Современная Япония – одна из наиболее развитых стран мира. Несомненно, что сотрудничество с Японией является важным фактором экономической, социальной, культурной и политической жизни России.
В Концепции внешней политики России, утвержденной 28 июня 2000 года
Президентом В. В. Путиным, говорится, что «РФ выступает за устойчивое развитие отношений с Японией, за достижение подлинного добрососедства, отвечающего национальным интересам обеих стран». В настоящее время между странами существует целый ряд проблем, решение которых – необходимое условие развития сотрудничества.

Содержание

Введение …………………………………………………………………………..3
РФ и Япония в 90-е годы
Тенденции развития российско-японских отношений ………………4
Экономическое сотрудничество стран ………………………………..5
Деятельность Японии по содействию России ………………………..9
РФ и Япония с 2000 года ………………………………………………...12
Перспектива партнерства России и Японии ……………………………21
Заключение ………………………………………………………………………22
Список используемой литературы …………

Вложенные файлы: 1 файл

Контрольная по мировой экономик_.doc

— 145.50 Кб (Скачать файл)


Содержание

Введение …………………………………………………………………………..3

  1. РФ и Япония в 90-е годы
    1. Тенденции развития российско-японских отношений ………………4
    2. Экономическое сотрудничество стран ………………………………..5
    3. Деятельность Японии по содействию России ………………………..9
  2. РФ и Япония с 2000 года ………………………………………………...12
  3. Перспектива партнерства России и Японии ……………………………21

Заключение ………………………………………………………………………22

Список используемой литературы ……………………………………………..23

Приложения ……………………………………………………………………..24

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Современная Япония – одна из наиболее развитых стран мира. Несомненно, что сотрудничество с Японией является важным фактором экономической, социальной, культурной и политической жизни России.

В Концепции внешней  политики России, утвержденной 28 июня 2000 года 
Президентом В. В. Путиным, говорится, что «РФ выступает за устойчивое развитие отношений с Японией, за достижение подлинного добрососедства, отвечающего национальным интересам обеих стран». В настоящее время между странами существует целый ряд проблем, решение которых – необходимое условие развития сотрудничества.

Большинство геополитиков относят  Японию к государствам-центрам силы. 
Здесь следует учесть следующий факт. Япония – асимметричная великая держава, поскольку ее экономическая мощь не соответствует ее военному и политическому весу и влиянию. Но она располагает возможностями для существенного увеличения военных расходов, а о растущих политических амбициях Страны восходящего солнца свидетельствуют ее претензии на место в Совете Безопасности ООН в качестве постоянного члена. И если существующая асимметричность будет преодолена, то это может вызвать революционные изменения во всем мире.

Цель данной работы –  осветить наиболее актуальные проблемы взаимоотношений и проследить тенденции  развития сотрудничества стран.

 

 

 

 

 

 

 

 

1. РФ  и Япония в 90-е годы.

1.1. Тенденции развития российско-японских отношений.

Появление в 1991 году на международной  арене новой России как суверенного  государства, провозгласившего путь демократических  и рыночных преобразований, обусловило становление принципиально иного по сравнению с предшествующим периодом характера отношений нашей страны с ее дальневосточным соседом–Японией. С распадом СССР и началом реформ в России исчезла причина военно-политической и идеологической конфронтации с Японией как неизбежного следствия прежнего советско-американского соперничества. Наряду с этим с учетом тенденции к формированию многополярного мира Россия стала подходить к Японии как к крупной самостоятельной экономической державе с растущим потенциалом политического влияния в международных делах.

Японское правительство  в декабре 1991 года одним из первых признало Российскую Федерацию в качестве государства – продолжателя СССР и заявило о своей поддержке российских реформ в качестве долгосрочного стратегического курса, поскольку, как подчеркивали в Токио, успех преобразований в России отвечает интересам всего международного сообщества, включая Японию.

Однако процесс налаживания  отношений между странами шел  достаточно вяло, несмотря на то, что  японское руководство отошло от прежней жесткой увязки всего и вся в российско-японских отношениях с прогрессом в решении территориальной проблемы и стало придерживаться более гибкой, реалистичной линии, предполагающей активное развитие отношений с Россией параллельно с продолжением переговоров по мирному договору.

Крупным событием на пути налаживания взаимоотношений России и Японии стал официальный визит  Б. Н. Ельцина в Токио в октябре 1993 года. В результате была подписана  Токийская декларация о российско-японских отношениях – первый комплексный документ, определивший принципиальные основы отношений между новой Россией и Японией, а также пакет из более полутора десятков соглашений и документов по развитию двустороннего сотрудничества в различных областях. В Токийской декларации было зафиксировано намерение сторон взаимодействовать в делах строительства нового международного порядка и полной нормализации российско-японских отношений, а также углублять сотрудничество в области разоружения, развивать диалог и взаимодействие в других сферах. Токийские договоренности на высшем уровне открыли путь для дальнейшей активизации российско-японских отношений по многим направлениям. В частности были сделаны важные шаги в развитии экономического сотрудничества.

1.2. Экономическое сотрудничество стран.

Экономическое сотрудничество России и Японии является одним из наиболее важных аспектов выгодных взаимоотношений  двух стран. История развития экономических  отношений стран развивалась  параллельно подъему российско- японских отношений на более высокий уровень. Первый важный шаг в налаживании экономических отношений был сделан в ноябре 1994 года: стороны договорились о создании Российско-японской межправительственной комиссии по торгово-экономическим вопросам, которую возглавляют заместитель председателя правительства России и министр иностранных дел Японии.

В ходе различных контактов  между руководством стран был  заключен ряд договоренностей по вопросам экономики. Наиболее рациональным будет осветить экономическую сторону  переговоров В. Путина и И. Мори, так как в ходе этих переговоров была подведена черта всем предыдущим контактам стран по экономическим вопросам. Итак, в ходе переговоров была подписана Программа углубления сотрудничества в торгово-экономической области между двумя странами. Этот документ определяет основные направления российско-японского сотрудничества в экономической сфере: поощрение взаимной торговли и японских инвестиций в российскую экономику, взаимодействие в освоении энергоресурсов Сибири и Дальнего Востока в целях стабилизации энергоснабжения в АТР, транспорт, наука и технологии, атомная энергетика, освоение космоса, содействие интеграции российской экономики в мирохозяйственные связи, поддержка экономических реформ России, включая подготовку кадров для рыночного хозяйства, и т. д.

Президент России подтвердил глубокую заинтересованность российской стороны в активизации экономического сотрудничества с Японией и предложил  ряд новых крупных идей, реализация которых давала бы большие выгоды России и Японии, кардинально расширяла бы масштабы их экономического сотрудничества. Речь идет, в частности, о проекте строительства энергомоста Россия – Япония, в рамках которого можно было бы экспортировать в Японию электроэнергию с электростанций на Сахалине и других районов Дальнего Востока, прокладке магистральных газопроводов в Японию и другие страны АТР с месторождений в восточной части России, строительстве тоннелей Япония – Сахалин, что позволило бы связать Японию железнодорожным сообщением с Европой через Транссибирскую магистраль, и о некоторых других предположениях.

Чрезвычайно важную роль для развития двусторонних экономических  отношений в долгосрочном плане  играют экономические связи Японии с районами Дальнего Востока и  Сибири. На мой взгляд, Дальний Восток - это важнейший геополитический район и к нему не нужно относиться пренебрежительно. Для экономики России принципиальным является одно обстоятельство - сумеем ли мы наладить систему сотрудничества между Дальним Востоком России и АТР, подключить его к региональной экономике и придать тем самым Дальнему Востоку динамичный характер развития Азиатско-Тихоокеанского региона. Представители Дальнего Востока возлагают большие надежды на Японию и на сотрудничество с этой страной. И наоборот, японские предприниматели должны обратить внимание на район Дальнего Востока. Это важно не только в контексте общего развития двусторонних отношений, но и для общего развития между Дальним Востоком и Японией. Я считаю, что Россия не должна ослаблять своих усилий по налаживанию дальнейших экономических связей с Японией, ведь Япония является главным мировым кредитором, и ее экономический потенциал сравним с потенциалом Соединенных Штатов.

Некоторые подвижки в  этой области имеют место. Обе  стороны договорились вести в  регионе совместную хозяйственную  деятельность. Были выработаны соглашения о культивировании морского ежа и некоторых видов моллюсков. В 1999 году японским рыбакам для промысла в территориальном море России было выделена квота - около 2 тыс. тонн минтая, терпуга, осьминога и других объектов, за что японские рыбаки выплачивают денежную компенсацию в размере 190000 долларов. Таким образом, район Южных Курил становится постепенно районом совместного промысла морских ресурсов и районом совместного хозяйственного освоения.

Кроме того, улучшение отношений с Японией необходимо для решения более конкретных задач: эффективного задействования потенциала российско-японского экономического партнерства для социально-экономического подъема районов Дальнего Востока и России.

В целом, можно сказать, что экономические отношения России и Японии находятся в благоприятном положении и развиваются в сторону взаимовыгодного сотрудничества.

Торговля с Россией  понесла очень большой ущерб  из-за прекращения транзитных контейнерных перевозок через Транссибирскую магистраль. В настоящее время российский импорт из Японии поддерживается программами экономического содействия. Именно в результате осуществления этих программ Япония имеет отрицательный баланс торговли с Россией.

В России выполняется  ряд инвестиционных проектов под  финансирование японского правительства. Самые крупные – сахалинские нефтегазовые проекты, Южно-Якутский угольный проект, реконструкция радиорелейной линии Москва – Хабаровск. Торгово-экономические связи между Россией и Японией всё больше концентрируются на российском Дальнем Востоке (см. Приложение 1,табл.1).        

Торгово-экономические отношения между Японией и Россией как в области двусторонней торговли, так и в области инвестиций, находятся пока на уровне, отстающем от экономического потенциала обеих стран. Так, японо - российский внешнеторговый оборот в 1998 году составил всего 4,2 млрд. долларов, что меньше 1% от общего внешнеторгового оборота Японии. Японские инвестиции, привлеченные Россией, также находятся на низком уровне. В 1998 году импорт российской продукции в Японию сократился на 27%, а экспорт из Японии в Россию - на 4%. Главная причина этого, по - видимому, связана с тем, что многие японские компании не могли не пересмотреть свое отношение к бизнесу с Россией после экономического кризиса в России в августе 1998 года и были вынуждены сократить его масштабы. С другой стороны, можно сказать, что в среднесрочной и долгосрочной перспективе японская экономика очевидно существенно важна для России, да и для японских предприятий Россия является привлекательным партнером ввиду ее потенциально большого рынка, богатых природных ресурсов и высокого технологического уровня.

Чтобы исправить сложившуюся  ситуацию, правительство Японии постоянно  проводит различные консультации с  российским правительством, направленные на развитие экономических отношений между двумя странами, а также прилагает усилия по формированию условий для двусторонней торговли и улучшению инвестиционного климата. Особенно важное значение имеют консультации; проводимые в рамках Японо- Российской межправительственной комиссии по торгово - экономическим вопросам, сопредседателями которой являются министр иностранных дел Японии и вице - премьер правительства России, в ходе которых ведется обмен мнениями по всему спектру вопросов торговых и экономических отношений между нашими странами.

Последнее заседание  состоялось в Токио в сентябре 1999 года по случаю визита в Японию первого  вице - премьера правительства России В. Христенко. Кроме того, в марте 1997 года в Южно - Сахалинске и в марте 1999 года в Токио были проведены заседания дальневосточной подкомиссии этой комиссии, параллельно с которыми состоялись также экономические конференции с участием частных компаний.

Во время официального визита премьер - министра Японии К. Обути в Россию в ноябре 1998 года было подписано Японо - российское соглашение о поощрении и защите инвестиций, и в мае 2000 года оно вступило в силу.

1.3. Деятельность Японии по содействию России

Японское правительство, полагая, что успех реформ в России принесет огромную пользу не только в деле развития японо - российских отношений, но и в деле обеспечения безопасности и процветания международного сообщества в целом, последовательно поддерживает усилия российского правительства , направленные на (1) демократизацию политической жизни, (2) переход к рыночной экономике и (3) международное сотрудничество в области внешней политики. Содействие России со стороны Японии вскоре после распада Советского Союза было сосредоточено на экстренной гуманитарной помощи незащищенным слоям населения. В этих целях с использованием практики "монетизации" продовольствия (системы, при которой безвозмездно поставляемое продовольствие реализуется по ценам, более низким, чем рыночные цены, а вырученные средства используются для развития объектов социальной инфраструктуры) оснащались учреждения и объекты социального обеспечения, производились поставки медикаментов первой необходимости, медицинского оборудования для педиатрических клиник и родильных домов и т. д.

Вместе с тем, в период с 1990 года по 1993 год Экспортно-импортным банком Японии (ныне -Японский банк международного сотрудничества) были выделены кредиты для России на общую сумму 1,2 млрд. долларов с целью наладить торгово-экономическую деятельность между Японией и Россией. Выделенные в рамках этого кредита средства используются в проектах в области связи и энергетики, для развития малого и среднего предпринимательства, в приватизационных проектах. Была также выделена квота по страхованию внешнеторговых операций в размере 2,9 млрд, долларов, что позволяет надеяться на модернизацию ключевых отраслей российской промышленности и расширение торговли между Японией и Россией.

Кроме того, в феврале 1998 года во время визита К. Обути  в Россию в ранге министра иностранных  дел было заявлено о предоставлении России несвязанного кредита на 1,5 млрд. долларов от Экспортно-импортного банка Японии. Это финансирование осуществляется в координации с Всемирным банком и направлено на содействие экономическим реформам в России. Хотя предоставление этого несвязанного кредита было временно приостановлено под влиянием экономического кризиса, возникшего в России летом 1998 года, в сентябре 1999 года оно возобновилось, после того как МВФ и Всемирный банк официально подтвердили поддержку России и было достигнуто согласие между ведущими странами-кредиторами в рамках Парижского клуба об отсрочке погашения российских долгов. Тем самым были созданы условия для возобновления кредитования. С того времени идет последовательное освоение средств данного кредита, и к настоящему времени (по состоянию на май 2000 года) уже выделено 1,025 млрд. долларов.

Информация о работе Экономические взаимоотношения России и Японии