Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Июня 2013 в 01:38, реферат
Модифицирование является одним из наиболее эффективных методов воздействия на кристаллизацию с целью получения благоприятной структуры графита и матрицы, а следовательно, и высоких свойств отливок и применяется поэтому для всех чугунов повышенных марок. Применяемые модификаторы можно класифицировать как графитизирующие , стабилизирующие и сфероидизирующие (графитизирующие). Механизм действия модификаторов весьма разнообразен и заключается либо в образовании поверхностной пленки на вынужденных зародышах (модифицирование 1 рода), что уменьшает скорость их роста, увеличивает переохлаждение ∆T и количество зародышей и измельчает, а также измельчает форму растущего графита, либо в образовании дополнительных вынужденных зародышей (модифицирование 2 рода), что увеличивает их количество и измельчает графит, несмотря на уменьшение ∆T, а значит, и увеличение их критического размера, либо в образовании карбидов, легко распадающихся во время или после затвердевания (так называемый «карбидный эффект» или «самоотжиг»), что ведет к образованию шаровидного графита (ШГ).
Рис. 1.1. Стационарная комбинированная литейная форма для литья прокатного валка:
1 – прибыль; 2 – верхняя шейка валка; 3 – бочка валка; 4 – нижняя шейка; 5 – треф валка; 6 – верхняя часть формы; 7 – кокиль; 8 – нижняя часть формы; 9 – литниковый стояк; 10 – литниковая воронка
1.8.2 Двухслойные валки. Основные способы производства
Двухслойные валки изготавливались на Урале способом промывки еще в XIX столетии [26, 27]. Этот способ позволяет изготавливать прокатные валки с рабочим наружным слоем из белого или отбеленного чугуна с высокой износостойкостью и довольно прочной сердцевиной из серого или модифицированного чугуна. Форма для отливки двухслойных валков (рис. 1.2) отличается тем, что на 1/3 высоты верхней шейки выполняется промывочная летка. Заливку формы осуществляют по следующей технологии: в начале в форму заливают легированный чугун до уровня промывочной летки и осуществляют выдержку в течение 30…140 с для затвердевания рабочего слоя (время выдержки определяется размерами и массой валка). Во время выдержки форму несколько раз доливают для предотвращения затвердевания металла в литниковой системе. Затем осуществляют промывку: в форму заливают серый или модифицированный чугун, а из промывочной летки сливается разбавленный среднелегированный чугун, который образуется при смешивании основного (легированного) и промывочного. Количество чугуна, используемого для промывки, составляет 35…50 % от массы валка. По окончании промывки сливную летку закрывают, после чего заполняется верхняя шейка и прибыль валка.
Двухслойные валки имеют стойкость в 1,5…2 раза выше, чем обычные [16], однако требуют в 1,3…1,7 раза большего расхода жидкого металла, синхронности плавки в двух различных агрегатах и последующей заливки.
С целью уменьшения расхода металла на Днепропетровском, Лутугинском и Кушвинском заводах прокатных валков был опробован способ литья валков с «полупромывкой» [15, 26], отличающийся тем, что сливная летка в форме не выполняется и чугун не сливается из формы. После выдержки форму доливают чугуном либо того же химического состава, но добавляя в струю металла модификатор, либо чугуном с повышенным содержанием
Рис. 1.2. Стационарная литейная форма для литья двухслойного валка:
1 – прибыль; 2 – верхняя шейка валка; 3 – бочка валка; 4 – нижняя шейка валка; 5 – треф валка; 6 – промывная летка; 7 – верхняя часть формы; 8 – кокиль; 9 – нижняя часть формы; 10 – литниковый стояк; 11 – литниковая воронка
кремния и углерода. Способ литья с «полупромывкой» применяют, в основном, для литья валков из чугуна с шаровидным графитом.
Прочность отбеленных валков с сердцевиной из серого или модифицированного чугунов ниже, чем стальных. Применение стали в качестве промывочного металла приводит к расплавлению затвердевшего рабочего слоя и перемешиванию металла рабочего слоя и сердцевины.
Для предотвращения перемешивания металла рабочего слоя и сердцевины было предложено отливать валки с применением слоеразделительной трубы (рис. 1.3), неизвлекаемой [28] и извлекаемой из отливки сразу после заполнения формы расплавом [29, 30]. Металл внешнего рабочего слоя заливают через сифонную литниковую систему, а сердцевину заливают либо сверху, через прибыль, либо снизу, через литниковую систему. Заливка рабочего слоя и сердцевины может осуществляться либо одновременно [31, 32], либо вначале в трубу сверху заливают сталь, а затем, через сифонную литниковую систему, чугун рабочего слоя [28]. Предлагается также трубу заменять сердечником, который после заполнения внешнего слоя, извлекают при одновременной заливке металла снизу [33, 34], либо сердечник опускают, а заливку сердцевины осуществляют сверху [34]. Подобные технологии не нашли промышленного применения, так как они сложны и требуют специальных стендов для заливки форм.
Рис. 1.3. Стационарная форма
для литья двухслойных валков
с применением
1 – прибыль; 2 – верхняя шейка валка; 3 – бочка валка; 4 – нижняя шейка валка; 5 – треф валка; 6 – верхняя часть формы; 7– кокиль; 8 – нижняя часть формы; 9 – литниковый стояк; 10 – литниковая воронка сифонной литниковой системы; 11 – слоеразделительная труба; 12 – литниковая воронка для заливки металла сердцевины
Одним из наиболее распространенных дефектов литых валков
являются горячие трещины. Причины образования горячих трещин в прокатных валках, как специфичных отливках, изучались в работах [15, 16, 35, 36, 37].
Основные положения этих работ сводятся к следующему.
Наиболее распространенный вид горячих трещин – продольные в верхней части бочки [37]. Трещины могут иметь протяженность от 50 мм до длины бочки [35]. Возникают они как по причине неудовлетворительного качества металла, так и по вине формы [15]. Основные причины, вызывающие горячие трещины: заливы по торцам бочки и как следствие торможение усадки [15, 36, 37]; неравномерный отбел [15, 36]; шлаковые и песчаные засоры, трещины, риски и разгар кокилей [15, 33, 34, 37]; отсутствие свободной ликвации фосфидной эвтектики в прибыль [15, 34, 36]; преждевременное затвердевание прибыли [37].
Наличие на поверхности кокиля мест
с повышенным тепловым сопротивлением
(сетка разгара, раковины, заполненные
противопригарным покрытием) создают
на затвердевшей корке очаги повышенной
температуры и низкой пластичности,
по которым может произойти
Способствует образованию
Холодные трещины, также
как и горячие, относятся к
числу часто встречающихся
Холодные трещины образуются после полного затвердевания валков и обнаруживаются после их выбивки из форм или даже при механической обработке. Трещины этого вида образуются как в нелегированных отбеленных валках, так и в легированных – повышенной твердости. В нелегированных отбеленных валках образуются главным образом поперечные холодные трещины. Как показали результаты исследования дефектных отбеленных валков, приведенные в работе [15], такие трещины образуются вследствие неудовлетворительной макроструктуры последних.
а б в
Рис. 1.4. Продольные холодные трещины по сечению (а), на поверхности (б), по торцу бочки и шейке (в) в чугунных валках с высокой твердостью и сильно развитой столбчатостью структуры
В связи с этим представляет
интерес воздействие на жидкий металл
непосредственно в литейной форме,
так как позднее введение модифицирующих
инокулирующих добавок