Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Сентября 2013 в 03:59, реферат
Предпринимательская деятельность характеризуется определенными признаками. Не останавливаясь пока на их рассмотрении, заметим, что в отдельных случаях в рыночной экономике осуществляется хозяйственная деятельность, не являющаяся предпринимательской, например, хозяйственная деятельность социально-культурных и других некоммерческих организаций. Эта не типичная для рыночной экономики хозяйственная деятельность также охватывается нормами предпринимательского права. Как уже говорилось, предпринимательское право — это хозяйственное право рыночной экономики. Поэтому некоторые авторы используют термины «предпринимательское (хозяйственное) право», «хозяйственное (предпринимательское) право».
Введение 3
1. Сущность и содержание правовых форм и методов регулирования хозяйственной деятельности 5
2. Правовое регулирование межотраслевых связей и способы ее осуществления 13
3. Правовое регулирование производственной деятельности, материально-технического снабжения и реализации продукции и услуг, производственно-технического обслуживания предприятий и организаций 17
4. Усиление роли договорных отношений 22
5. Рассмотрение и решение хозяйственных споров 24
Заключение 29
Список используемой литературы 31
Содержание
Хозяйственная деятельность представляет собой деятельность по производству продукции, осуществлению работ и оказанию услуг. В условиях рыночной экономики она, как правило, направлена на получение прибыли и становится предпринимательской. Порядок осуществления и организации этой деятельности определяется предпринимательским (хозяйственным) правом.
Предпринимательская деятельность характеризуется определенными признаками. Не останавливаясь пока на их рассмотрении, заметим, что в отдельных случаях в рыночной экономике осуществляется хозяйственная деятельность, не являющаяся предпринимательской, например, хозяйственная деятельность социально-культурных и других некоммерческих организаций. Эта не типичная для рыночной экономики хозяйственная деятельность также охватывается нормами предпринимательского права. Как уже говорилось, предпринимательское право — это хозяйственное право рыночной экономики. Поэтому некоторые авторы используют термины «предпринимательское (хозяйственное) право», «хозяйственное (предпринимательское) право». На Украине, где принят Хозяйственный кодекс, используется термин «хозяйственное право».
В законодательстве
нашей страны в последнее
В процессе осуществления
различных видов деятельности
складываются общественные
При этом в зависимости
от принципов, предмета, методов
регулирования и других
Правовое регулирование хозяйст
норм, регулирующих правовые отношения, которые возникают в процессе хозяйственной деятельности. В
правовом регулировании хозяйственной деятельности предприятий можно выделить четыре группы правовых
норм:
• систему правовых норм, регулирующих способы действия предприятий (внутреннюю организационно-
экономическую деятельность) и процессы их организации (создание, реорганизация, ликвидация);
• систему правовых норм, регулирующих
правоотношения в процессах производственно-
деятельности: при создании продукции и технологии, при развитии производства, при изготовлении продукции и
оказании услуг, в маркетинговой деятельности;
• систему норм, регулирующих правоотношение между организациями государственной власти и
управления и предприятиями
различных организационно-
• систему норм арбитражного рассмотрения хозяйственных споров (нормы арбитражного процессуального
права)
Регулирование предпринимательской деятельности — это одно из основных направлений (одна из основных сфер) государственного регулирования экономики. Формы государственного регулирования экономики (например налоговое и таможенное регулирование) – это, как правило, формы государственного регулирования предпринимательской деятельности, так как предпринимательская деятельность в условиях рыночной экономики становится преобладающим видом экономической (хозяйственной) деятельности. Субъекты хозяйственной деятельности – это в большей части субъекты предпринимательской деятельности, включая унитарные предприятия. Таким образом, понятия «государственное регулирование экономики» и «государственное регулирование предпринимательской деятельности» соотносятся как родовое и видовое.
По тому, как осуществляется
регулирование
Государственное регулирование
осуществляется в отношении
Можно выделить сферы
государственного регулирования
С экономической точки зрения предпринимательство играет определенную роль в развитии экономики любой страны. Предприниматель может заниматься любыми видами деятельности, если они не запрещены законом. Субъектами предпринимательства могут быть граждане Российской Федерации; граждане иностранных государств и лица без гражданства; объединения граждан. Статус предпринимателя приобретается после государственной регистрации. Осуществление деятельности без регистрации запрещается. Предпринимательская деятельность может осуществляться с образованием или без образования юридического лица. К важнейшим чертам предпринимательской деятельности следует отнести:
Предпринимательство играет ключевую роль в становлении и развитии рыночных отношений. Мировой опыт показывает, что чем больше возможностей для своей деятельности у отдельных предпринимателей, тем более высоки темпы развития экономики страны. Поэтому очень важно формирование благоприятных условий в стране для развития предпринимательской деятельности.
Содержание сущности
предпринимателя и
На процесс
Формы государственного
регулирования предпринимательс
Что касается методов
государственного регулирования предпринимательс
Без метода обязательных предписаний не обойтись и в условиях развитого рыночного хозяйства, а тем более на переходном этапе к нему. Метод автономных решений (метод согласования) характерен не только для горизонтальных хозяйственных отношений, но применяется и при государственном регулировании предпринимательской деятельности. Такие формы государственного воздействия, как договор и государственная поддержка, имеют большие перспективы для рыночной экономики. Такие же перспективы имеет и метод рекомендаций. Но для того, чтобы оба названных метода заработали в полной мере, необходимо навести порядок в экономике, в том числе путем улучшения хозяйственного законодательства.
Метод автономных решений (метод согласования) в вертикальных хозяйственных отношениях получил свое закрепление и регламентацию, например, в Законе об особых экономических зонах. В соответствии со ст. 6 данного закона Правительство РФ, высший исполнительный орган государственной власти субъекта РФ, исполнительно-распорядительный орган муниципального образования, на территориях которых создается особая экономическая зона, заключают соглашение о создании такой зоны. А хозяйствующие субъекты для того, чтобы получить статус резидентов особых экономических зон, заключают с органами управления особыми экономическими зонами соглашения о ведении промышленно-производственной или технико-внедренческой деятельности (ст. 9 и гл. 5, 6 закона).
Итак, представляется, что
под формами государственного регулирования
предпринимательской деятельнос
В целом формы государственного регулирования предпринимательской деятельности многообразны и их можно подразделить, соответственно мерам государственного регулирования экономики, на экономические, правовые и организационные.
Экономические формы в условиях рыночного хозяйства должны занимать одно из ведущих мест. Экономические формы государственного регулирования экономики можно охарактеризовать как меры, заключающиеся в определении направлений и стратегии развития экономики в целом или ее отдельных сфер и видов хозяйственной деятельности, а также меры стимулирования (а в необходимых случаях и дестимулирования) определенных сфер экономики, видов и субъектов хозяйственной деятельности.
Экономической формой государственного
регулирования
Без организационных форм государственного регулирования не может обойтись ни одно развитое рыночное хозяйство. Организационные формы государственного регулирования экономики представляют собой меры управленческого (а в необходимых случаях и директивного) порядка, применяемые в пределах, установленных законами, компетентными государственными органами в отношении экономики в целом, ее отдельных сфер, а также видов и субъектов хозяйственной деятельности. К организационным формам государственного регулирования предпринимательской деятельности относятся, например, государственная регистрация субъектов предпринимательской деятельности, лицензирование, обязательные предписания, применение нормативов и лимитов, установление квот. Организационные формы государственного регулирования необходимо отличать от санкций, применяемых к хозяйствующим субъектам – правонарушителям в вертикальных хозяйственных отношениях. Например, приостановление операций по счетам предприятия и индивидуального предпринимателя (ст. 76 Налогового Кодекса Российской Федерации) является не формой регулирования, а оперативно-хозяйственной санкцией.