Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Ноября 2013 в 15:01, реферат
.Московский университет по праву считается старейшим российским университетом. Он основан в 1755 году. Учреждение университета в Москве стало возможным благодаря деятельности выдающегося ученого-энциклопе-
диста, первого русского академика Михаила Васильевича Ломоносова (1711–1765).
В деятельности М.В. Ломоносова отразились вся мощь, красота и жизнеспособность российской науки, вышедшей на передовые рубежи мирового научного знания, успехи страны, сумевшей после преобразований Петра I значительно сократить отставание от ведущих держав мира и войти в их число. М.В. Ломоносов придавал огромное значение созданию системы высшего образования в России. Он неоднократно ставил вопрос об открытии университета в Москве.
«Указ об учреждении Московского университета и двух гимназий.
С приложением высочайше утвержденного проэкта по сему предмету»…………………………………………………………………3-5
Образование и становление Московского университета…………..6-7
Московский университет в XIX столетии……………………………7-8
Московский университет в первой половине XX века……………..8-11
Московский университет в послевоенные годы…………………….11
6. Университет сегодня…………………………………………………….11-13
7. Гимн Московского Университета……………………………………..14
8. Список литературы……………………………………………………...15
Министерство образования Республики Беларусь
Белорусский государственный университет
Факультет международных отношений
Московский университет:
с основания до настоящего времени
Проверила:
Минск 2009
Содержание:
С приложением
высочайше утвержденного проэкта по сему
предмету»………………………………………………………
6. Университет сегодня…………………………………………………….
7. Гимн Московского Университета……………………………………..14
8. Список литературы……………………………………………………
Указ об учреждении Московского университета и двух гимназий.
С приложением
высочайше утвержденного
1755, генваря 12.
Когда бесмертныя славы в
Бозе почивающий, любезнейший наш
родитель и государь Петр Первый, император
великий и обновитель отечества
своего, погруженную во глубине невежеств
и ослабевшую в силах Россию к
познанию истинного благополучия роду
человеческому приводил, какие и
коликие во все время дражайшей
своей жизни монаршеские в
том труды полагал, не только Россия
чувствует, но и большая часть
света тому свидетель; и хотя во время
жизни толь высокославнаго монарха,
отца нашего и государя, всеполезнейшия
его предприятия к совершенству
и не достигли, но мы всевышняго благоволением,
со вступления нашего на всероссийский
престол, всечасное имеем попечение
и труд, как о исполнении всех
его славных предприятий, так
и о произведении всего, что только
к пользе и благополучию всего
отечества служить может, чем
уже действительно по многим материям
все верноподданные матерними нашими
милосердиями ныне пользуются и впредь
потомки пользоваться станут, что
времена и действии повсядневно
доказывают. Сему, последуя, из наших
истинных патриотов и зная довольно,
что единственно наше желание
и воля состоит в произведении
народного благополучия к славе
отечества, упражняясь в том, к совершенному
нашему удовольствию прилежность свою
и труд в общенародную пользу прилагали;
но как всякое добро происходит от
просвещенного разума, а напротив
того зло изкореняется, то следовательно
нужна необходимая о том
1) великое число в ней живущих дворян и разночинцов;
2) положение оной среди
Российскаго государства, куда
из округ лежащих мест
3) содержание всякаго не стоит многаго иждивения;
4) почти всякой у себя
имеет родственников или
5) великое число в Москве
у помещиков на дорогом
Образование и
становление Московского
Московский университет по праву считается старейшим российским университетом. Он основан в 1755 году. Учреждение университета в Москве стало возможным благодаря деятельности выдающегося ученого-энциклопе-
диста, первого русского академика Михаила Васильевича Ломоносова (1711–1765).
В деятельности М.В. Ломоносова отразились вся мощь, красота и жизнеспособность российской науки, вышедшей на передовые рубежи мирового научного знания, успехи страны, сумевшей после преобразований Петра I значительно сократить отставание от ведущих держав мира и войти в их число. М.В. Ломоносов придавал огромное значение созданию системы высшего образования в России. Он неоднократно ставил вопрос об открытии университета в Москве. Его предложения, сформулированные в письме к И.И. Шувалову, легли в основу проекта Московского университета. И.И. Шувалов, фаворит императрицы Елизаветы Петровны, покровительствовал развитию русской науки и культуры, помогал многим начинаниям М.В. Ломоносова.
После ознакомления с представленным
И.И. Шуваловым проектом нового учебного
заведения Елизавета Петровна подписала
12 (25 по новому стилю) января 1755 года (в
День св. Татьяны по православному
церковному календарю) указ об основании
Московского университета. Церемония
торжественного открытия занятий в
университете состоялась в день празднования
годовщины коронации Елизаветы
Петровны 26 апреля (7 мая) 1755 года. С тех
пор эти дни традиционно
В соответствии с планом М.В. Ломоносова в Московском университете были образованы 3 факультета: философский, юридический и медицинский. Свое обучение все студенты начинали на философском факультете, где получали фундаментальную подготовку по естественным и гуманитарным наукам. Образование можно было продолжить, специализируясь на юридическом, медицинском или на том же философском факультете. В отличие от университетов Европы, в Московском университете не было богословского факультета, что объясняется наличием в России специальной системы образования для подготовки служителей православной церкви. Профессора читали лекции не только на общепризнанном тогда языке науки — латыни, но и на русском языке.
Московский университет
выделялся демократическим
Государственные ассигнования лишь частично покрывали потребности университета, тем более что первоначально со студентов не взималась плата за обучение, а в дальнейшем от нее стали освобождать неимущих студентов. Руководству университета приходилось изыскивать дополнительные источники дохода. По установившейся традиции профессора завещали университетской библиотеке свои личные собрания. Среди них — богатейшие коллекции И.М. Снегирева, П.Я. Петрова, Т.Н. Грановского, С.М. Соловьева, Ф.И. Буслаева, Н.К. Гудзия, И.Г. Петровского и др.
Московский университет
играл выдающуюся роль в распространении
и популяризации научных
Через год после создания университета первых читателей приняла университетская библиотека. Свыше 100 лет она выполняла функции единственной в Москве общедоступной библиотеки.
Просветительская деятельность
Московского университета способствовала
созданию на его базе или при участии
его профессуры таких крупных
центров отечественной
В XIX столетии при университете были образованы первые научные общества: Испытателей природы, Истории и древностей российских, Любителей российской словесности.
Московский университет в XIX столетии
До 1804 года деятельность университета
регулировалась «Высочайше утвержденным
проектом о учреждении Московского
университета». В 1804 году был принят
университетский устав. Университету
предоставлялась значительная автономия,
ректор и деканы факультетов избирались
из числа профессоров. Первым выборным
ректором стал профессор истории
и словесности Х.А. Чеботарев. Совет
профессоров решал все вопросы
университетской жизни, присуждал
ученые звания. Книги, печатаемые с
одобрения Совета в университетской
типографии, освобождались от общей
цензуры. Студенты обучались на четырех
факультетах (отделениях, как их тогда
называли): нравственных и политических
наук, физических и математических
наук, медицинских наук, словесных
наук. Обучение продолжалось 3 года. После
выпускных экзаменов лучшим из оканчивавших
университет присваивалась
Вторжение в 1812 году в Россию наполеоновской армии вызвало у студентов университета небывалый патриотический подъем. Многие вступили в ополчение, а труд университетских медиков был особо отмечен М.И. Кутузовым. Во время пребывания наполеоновских солдат в Москве здания университета практически полностью сгорели. Погибли библиотека, архив, музей, научное оборудование. Восстановление университета стало делом всего русского общества.
Только для университетской библиотеки к 1815 году удалось собрать 7,5 тысяч книг. Несмотря на тяжелое положение университета, профессора и студенты уже 1 сентября 1813 года приступили к занятиям. К 20-м годам XIX столетия число студентов превысило 500 человек.
В первой половине XIX века Московский университет занимал ведущее место в общественной жизни России. Его питомцами были многие члены декабристских организаций. Традиции свободомыслия продолжали студенческие кружки братьев Критских, Н.П. Сунгурова, В.Г. Белинского, А.И. Герцена и Н.П. Огарева, Н.В. Станкевича. В аудиториях университета кипели споры западников и славянофилов о путях развития России.
Новый этап в жизни университета
начался после падения
Московский университет в первой половине XX века
В дореволюционной России
профессора Московского университета
много сделали для укрепления
связи науки и практики. Университетские
ученые писали учебники для школ. Немало
воспитанников университета работали
учителями, представляя собой наиболее
квалифицированную часть
По инициативе и при содействии университета во второй половине XIX–начале XX века возникли известные московские музеи: Политехнический, Исторический, Зоологический, Антропологии, Изящных искусств (ныне Музей изобразительных искусств им. А.С. Пушкина); были открыты Ботанический сад и Зоологический сад (Московский зоопарк).