Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Ноября 2013 в 10:39, реферат
Целью данного реферата является: изучение системы государственного управления в Московском государстве 16-17 века. Для достижения данной цели мной были решены следующие задачи:
1. Изучение черт сословно-представительной и абсолютной монархии в России XVI - XVII века
2. Изучение эволюции боярской думы
3. Изучение института земских соборов
4. Изучение приказов
5. Изучение местного управления
Введение…..............................................................................................3
Черты сословно-представительной и абсолютной монархии в России XVI – XVII века………………………………………………………… ..4
Эволюция боярской думы…………………………………………..6
Институт земских соборов………………………………………….7
Приказы………………………………………………………………10
Местное управление…………………………………………………11
Заключение…………………………………………………………...14
Список литературы…………………………………………………….
Министерство образования и науки РФ
Тамбовский
Государственный Технический
Кафедра истории и философии
РЕФЕРАТ
На тему : Система государственного управления в Московском государстве 16-17 века.
Тамбов 2012
Содержание
реформа самоуправление воеводский сословная монархия
Введение….....................
Введение
Целью данного реферата является: изучение системы государственного управления в Московском государстве 16-17 века. Для достижения данной цели мной были решены следующие задачи:
1. Изучение черт сословно-представительной и абсолютной монархии в России XVI - XVII века
2. Изучение эволюции боярской думы
3. Изучение института земских соборов
4. Изучение приказов
5. Изучение местного управления
1.Черты сословно-представительной и абсолютной монархии в России XVI - XVII века.
В 16 веке в Росии
установилась сословно-представительская
монархия.Сословно-
С началом царствования молодого Ивана IV началась полоса преобразований, получившая в исторической науке название — «реформы 50-х гг.» XVI в.Главной реформой этих лет являлось создание Земских соборов. С установлением созыва Земских соборов в России складывается сословно-представительная монархия, социальной базой которой стало служилое сословие (дворянство) и население городов, т.е. те социальные слои общества, которые в наибольшей степени были заинтересованы в сильном централизованном государстве. В середине 16 века Иван IV принимает курс опричнины, направленный на установление режима неограниченной царской власти, главным препятствием для которого царь считал экономически мощные и сохранявшие иммунитетные права феодальную аристократию и церковь. Попытка построить абсолютизм при незавершённости процесса централизации обернулась волной репрессий против представителей боярства и верхушки духовенства, орудием которых стало опричное войско. Таким образом, «опричный» абсолютизм Ивана IV имел в основе не развитую государственную бюрократию, а атмосферу всеобщего страха. Опричная политика сопровождалась разделением территории государства на две части: личный удел царя - опричнину и остальные земли – земщину. Аналогичные изменения произошли в системе центрального управления. Опричный террор сопровождался не только истреблением видных политических, церковных и военных деятелей, но и разорением целых городов и областей: Торжка, Твери, Новгорода. Раскол страны и вооружённых сил ослабил её обороноспособность – в 1571 г. крымский хан Девлет-Гирей сжёг Москву. Это заставило Грозного ликвидировать опричнину, сохранив, впрочем, её методы.
Во второй половине XVII в. в ходе эволюции государственного строя российское самодержавие приобретало черты абсолютной монархии. В титул царя было введено слово «самодержец», что особо подчеркивало неограниченный характер царской власти. Росло и идеологическое ее обоснование, которое исходило из божественности происхождения и преемственности новых царей от Рюриковичей. се сословия общества обязаны были служить государству, и отличались одно от другого лишь характером возложенных на них повинностей. Соборное уложение впервые в истории русского законодательства содержало систематическое описание состава государственных преступлений и определило процесс по этим делам. Государство стремилось поставить под контроль церковное землевладение. Соборное Уложение ограничивало рост церковного землевладения запретом на покупку земли и передачу вотчин церкви по духовному завещанию.Также ко 2 половине 17 века роль Земских соборов ослабла, а затем Алексей Михайлович и совсем отменил собрания Земских соборов.
2.Эволюция боярской думы
Бюрократизация государственного аппарата проходила на разных уровнях и в течение длительного периода. Объективно она совпала с процессами дальнейшей централизации властных структур. Уже во второй половине XVII в. исчезли остатки иммунитетных феодальных привилегий и последние частновладельческие города.
Центральные органы управления, такие как Боярская дума и приказы, прежде чем трансформироваться в новые структуры, проделали значительную эволюцию. Боярская дума из органа, вершившего вместе с царем все важнейшие дела в государстве, к концу XVII в. Превратилась в периодически созываемое совещание приказных судей. Она стала контрольным органом, наблюдавшим за деятельностью исполнительных органов (приказов) и органов местного управления.
Численность Боярской думы постоянно возрастала, и ее внутренняя структура начала дифференцироваться уже в конце XVII в. из состава Думы официально выделилась «Ближняя дума» — прототип кабинета министров; еще одна структура — Расправная палата, просуществовавшая до 1694 г.
Боярская дума из политического совета превращалась в судебно-управленческий орган. В 1701 г. функции Боярской думы перешли к Ближней канцелярии, координирующей работу центральных органов управления. Чиновники, входившие в канцелярию, объединились в Совет, получивший название Конзилии министров (8—14 человек).В 1711 г. с образованием Сената прекратились дальнейшие трансформации Боярской думы. Аристократический орган, основанный на принципе местничества, окончательно исчез. На вершине властной пирамиды его заменил новый бюрократический орган. Принципы его формирования (выслуга, назначение) и деятельности (специализация, следование инструкциям и регламентам) существенно отличались от принципов организации и деятельности Боярской думы (традиция, спонтанность).
3.Институт земских соборов
Для обсуждения
важнейших вопросов внешней и внутренней
политики с середины XVI в. стали созывать
Земские соборы. Исследователи отмечают
их генетическую связь с предшествующими
В XVI в. Земский собор как учреждение лишь формировался и первоначально не имел ни четкой структуры, ни четкой компетенции.Практика созыва и порядок заседаний, тем более состав собора не были строго регламентированы и изменялись. Установить четкие различия между собственно Земскими соборами и более или менее широкими совещаниями соборной формы (такие совещания были типичны для правительственной практики той поры) не всегда возможно. Отсюда споры о том, сколько соборов было в XVI — XVII вв. Л.В. Черепнин за период с 1549 по 1684 г. насчитал 57 Земских соборов (из них при Иване Грозном — 6, при Федоре Ивановиче — 3), но предполагает, что в действительности их было больше. В памятниках XVI в. термин «земский собор» не встречается. Он редко употребляется и в XVII столетии. Документы XVII в., трактующие о созыве земских соборов, чаще говорят просто «собор», «совет», «земский совет».
Что же такое Земский собор?
Крупнейший специалист в этом вопросе Л.В.
Черепнин считает, что для современников Земский
разделить в зависимости от того: 1) кто и с какой целью собрал собор; 2) характера представительства. Исходя из первого критерия автор делит Земские соборы на:
а) созванные царем — большинство соборов;
б) созванные царем по инициативе сословий — ряд соборов времени Михаила Романова и собор 1648 г.;
в) созванные сословиями или по инициативе сословий в отсутствие царя — соборы 1565, 1611 — 1613 гг.; г) избирательные на царство — соборы по избранию Бориса Годунова, Василия Шуйского, Михаила Романова
и других.
Говоря о втором критерии, необходимо помнить следующее. Три пути вели в состав Земского собора:
а) по общественно-политическому
б) по назначению (по приглашению) — представители феодальных и изредка «третьего» сословий;
в)
по выбору — представители
Состав
большинства
XVI в., определяли
первые два фактора.Ко второй, небольшой по
численности группе соборов, относятся те,
в работе которых принимали участие
были: 1) духовенство, 2) боярство, 3) дворянство, 4) дьячество и приказный аппарат, иногда 5) купечество (верхушка посада) . Исследователи отмечают, что участники соборов не пользовались равными правами. Обсуждение
вопросов нередко проходило раздельно — по чинам или сословиям .
Как правило, земские соборы рассматривали судебные, административные, финансовые и военные (включая международные) вопросы.Формирующейся
централизованной
монархии был нужен сословно-
а) власть царя они не ограничивали;
б) не было выборных представителей.
Это скорее бюрократические учреждения, как выразился дореволюционный
исследователь А. И. Заозерский, это — парламент чиновников.
4.Приказы
В середине
50-х гг. завершается реорганизация центральных органов управления
(«изб»), за которым позднее закрепилось
центральных ведомств. В связи с присоединением к России новых территорий сложились некоторые областные приказы (Казанский, Сибирский). Во главе важнейших приказов находились бояре и окольничие. Всем делопроизводством
ведали дьяки.Создание приказов
представляло собой только начальный этап
централизации государственного аппарата.
Порой отсутствовало четкое разграничение функций между
Информация о работе Система государственного управления в Московском государстве 16-17 века