Анализ хорового произведения «Печальное сердце мое»

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Апреля 2014 в 21:03, доклад

Краткое описание

Сергей Михайлович Слонимский родился 12 августа 1932 г. в Ленинграде в семье творческой интеллигенции, его отец был писателем. В доме часто собирались друзья отца - поэты и писатели, и мальчик, слушая их беседы и дискуссии, с детства проникся творческой атмосферой, научился анализировать, сопоставлять и делать собственные выводы.

Вложенные файлы: 1 файл

Печальное сердце мое С.Слонимский.docx

— 57.71 Кб (Скачать файл)

 

6. Тембровое звучание

 

Тембр:

    • яркий, светлый звук; 
    • глухой, прикрытый звук;
    • тёплый, мягкий звук.

                Отсюда характер певческого звучания:

лиричный, спокойный, размеренный, тоскливый, безысходный, взволнованный, но напевный, задушевный, сердечный.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Раздел IV. Вокально-хоровые

и дирижерско-исполнительские трудности

Вокально-хоровой анализ поможет определить технические трудности, которые могут возникнуть в процессе работы с хором, и найти конкретные пути их преодоления.

Тип хора:

  • смешанный (С-А-Т-Б).

Вид хора - четырёх-шестиголосный хор.

Divisi употребляется в партиях Тенора и Баса.

Диапазон:

Сопрано – от фа 1й октавы до соль 2й октавы – нона.

Альт – от до 1й октавы до ре 2й октавы – нона.

Тенор – от фа малой октавы до соль 1й октавы – нона.

Бас – от до малой октавы до ре 1й октавы – нона, в конце – плюс октава вниз до до контроктавы.

Для тембра сопрановой партии характерно легкое, светлое звучание; для альтовой – матовое, теплое; для теноровой – яркое, упругое; для басовой – глубокое, насыщенное.

 

Тесситура - средняя, низкая, высокая  и удобная.

 

Вокально-хоровые трудности, связанные с ансамблевым исполнением в хоре. Ансамбль хора – совместное исполнение при художественном единстве, согласованности, уравновешенности всех компонентов хоровой звучности.

В хоре разновидности ансамбля в совокупности создают частный (ансамбль партий) и общий (всего хора) ансамбль.

Воспитание у певцов хора однотипных вокально-хоровых навыков является важной задачей хормейстера.

Частный, унисонный ансамбль – зависит от правильного подбора голосов  в хоровой партии (по  диапазону, силе и тембру), их слитности. 

Общий ансамбль –  уравновешенное, слитное звучание всех хоровых партий.

Интонационный ансамбль – горизонтальный и вертикальный строй.

1. Горизонтальный, или мелодический, строй – это точность интонирования мелодии хоровой партии или унисона хоровых партий – работа над частным ансамблем.

При пении следует пользоваться зонным, натуральным строем. Зона – это возможность колебания звука. В основе отклонения от темперированного строя лежат ладовые закономерности (петь с тенденцией к повышению или понижению звука).

Некоторые интонационные трудности горизонтального строя в частном  ансамбле:

  • длительное пение на одной высоте (петь с тенденцией к повышению и усиливая звук);
  • осознание тонального плана поможет при модуляции, отклонении.

 

 

Голосоведение в хоровых партиях:

- прямое – движение  в одном направлении;

- параллельное – движение  одинаковыми интервалами;

- косвенное – при котором один из голосов остается на месте.

 

2. Некоторые интонационные  трудности вертикального строя  – работа над общим  ансамблем:

  • исполнение органного пункта, при косвенном голосоведении;
  • внезапная смена тональности, неустойчивость ладотонального плана – отклонение в си-бемоль минор;
  • исполнение октавных унисонов – в конце произведения;
  • движение параллельными квартами, квинтами или трезвучиями – в 3й строфе.

 

3. Метроритмический  ансамбль, его трудности.

К метроритмическим трудностям можно отнести:

  • одновременность вступления, снятия, дыхания, как всего хора, так и отдельных хоровых партий, точное поочерёдное вступление хоровых голосов;
  • пунктирный ритм потребует чёткого, острого исполнения, необходимо при пении не допускать «смазывания» шестнадцатых;
  • затакт необходимо исполнять со стремлением к сильной доле;
  • ритмическое разночтение в хоровых партиях;
  • единый ритм при аккордовом складе изложения;
  • исполнение пауз, фермат.

 

4. Дикционный ансамбль, его трудности

 

Работа над дикционными трудностями связана с темпо-ритмом, динамикой, складом изложения, звуковедением, тесситурными условиями.

К дикционным можно отнести следующие трудности:

  • правильное округлое формирование гласных в академической манере;
  • чёткое, одновременное и  ясное произношение согласных в конце слов;
  • интонирование звонкой, сонорной (поющей л – м – н – р) согласной на высоте следующей за ней гласной – печальное, сердце, времечка, горюет, молоденькому, прежней, волюшки, золотые, крылышки и т.д.;
  • слова с шипящими, свистящими звуками произносить кратко, «скрадывать» - печальное, времечка, волюшки, любушке, сударушке, улещати;
  • слоги, содержащие «Р», утрировать – сердце, горюет, прежнюю, крылышки, понравилось, сударушке, красное;
  • сочетание (в одном слове или рядом стоящих словах) одинаковых по произношению гласных  – в этом случае  переход с одной гласной на другую не должен быть «смазан», вторую гласную петь надо на новой атаке – тоскует, горюет, золотые, своей, мою, её;
  • внутрислоговые распевы;
  • несовпадение текста в хоровых партиях.

 

5.Динамический ансамбль.

 

pp А.. <

Печальное сердце мое, печальное сердце мое, pp

mf Печальное сердце мое, V ах безо вре>мечка

Да< тоскует, горюет оно V да все <по прежней волюшке.

 

mp Тоскует, горюет оно, тоскует, >горюет оно, p

Ах,< как бы мне, молоденькому, да нажить прежнюю волюшку,

Распредмилую волюшку, V

< mf Золотые > крылышки, V pp золотые >крылышки…

 

f Эх, взвился бы я высоко, mf высоко!

Эх, взвился бы я далеко, далеко!

Эх, где бы мне понравилось, там и опус>тился бы…p

 

pp Да к любушке, сударушке своей,

Да к любушке, сударушке своей…>

mf Да к любушке,f сударушке своей

Сел бы на оконце.…> p mf Эх, сел бы я на красное окно…

V Я стал бы гурковати, V pp я стал бы гурковати…

f Эх, любушку, суда<рушку мою я стал бы улещати…> p

mf Я стал бы ee уле>ща>ти…

 

p Печальное сердце мое, печальное сердце мое..

Печальное сердце мое…< pp >ppp

 

6.Тембровый ансамбль:

Предусматривает работу над вокальной краской, выразительностью тембра, трудности возникают при исполнении тембровых эффектов: пение с закрытым ртом (необходимо избегать «зажатости» артикуляционного аппарата), пение на одном гласном звуке (необходимо избегать «смазывания» гласной), акцентировние.

7.Искусственный ансамбль – подразумевает специальные технические приёмы для уравновешивания хоровой звучности. Трудности искусственного ансамбля возникают при использовании крайних звуков диапазона, что связано с напряжением голоса  и может вызвать неточную интонацию, «форсированное звучание», трудность ритмического и дикционного ансамбля;

8. Естественный ансамбль – подразумевает единство тесситурных условий всех партий.

9.Полифонический ансамбль –  предусматривает работу над рельефностью исполнения каждой партии.

При исполнении полифонического произведения необходимо слышать не одну, а все самостоятельные темы, поэтому следует:

  • выделять тематически главные голоса партитуры, отражая в дирижёрском жесте мелодико-ритмическую структуру и смысловую динамическую фразировку темы при её многократном проведении в других голосах;
  • уметь переключить своё внимание с главного голоса на контрапунктирующие голоса, это помогает дослушать основной смысл главной темы;
  • уметь готовить вступления новой темы.

 

10. Дирижерско-исполнительские трудности

 

Дирижёрско-исполнительская задача хормейстера – при помощи мимики и технических приёмов дирижерского жеста передать характер музыки и идейно-художественное содержание произведения.

Некоторые трудности технологического порядка:

  • смена дирижёрских схем в переменном размере;
  • дирижирование в сложных размерах;
  • показ вступлений и снятий (в том числе комбинированных снятий, дроблёных вступлений) на различные доли такта и разным хоровым партиям;
  • разграничение функций рук;
  • внезапное ускорение или замедление;
  • показ подвижной или контрастной динамики;
  • показ акцентов;
  • показ фермат, пауз.

 

Некоторые трудности художественно-выразительной стороны дирижирования:

  • определение основного исполнительского принципа музыкальной драматургии (целостность, непрерывность развития);
  • выразительная передача фразировки, кульминаций (общая и частные, динамические и смысловые);
  • требуют обоснования (более крупного или мелкого, более тяжёлого или лёгкого, плавного или отрывистого)  и определения дирижёрского жеста в зависимости от характера музыки:
  • облегчённый жест связан с успокоением музыки, затиханием звучности, спадом напряжения.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

Это произведение – как рассказ лирического героя о свое судьбе, раскаяние. Сложно оно прежде всего своей непрерывностью и целостность. Предельное legato сохраняется на протяжении всего произведения. Показ подвижной и контрастной динамики составляет определенную трудность.

Полифония представляет собой еще одну трудность. Необходимо слышать переход темы из одного голоса в другой, уметь слышать все темы во всех голосах.

Смена дирижерских размеров, дирижирование в сложном размере, внезапное ускорение и замедление в темпе – все это сложности данного произведения.

 

Список использованной литературы:

http://muzikalkairk6.ucoz.ru/load/biografija_kompozitorov/russkie_kompozitory_xx_veka/biografija_kompozitora_slonimskij_sergej_mikhajlovich/

http://www.biogr.ru/biography/?id_rubric=7&id=12698


Информация о работе Анализ хорового произведения «Печальное сердце мое»