Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Ноября 2013 в 22:47, реферат
Джаз (Jazz) - музыкальный жанр, возникший в конце XIX – начале XX века в США в результате слияния африканской и европейской культур и получивший дальнейшее распространение. Джаз образовался как воплощение нескольких национальных традиций и музыкальных культур. Данный жанр берет свое начало с Африки, для африканской музыки характерны сложный ритм, всегда присутствуют танцы в виде прихлопов. Благодаря данному сочетанию появился такой жанр как регтайм, который впоследствии в сочетании с некоторыми элементами блюза дали начало джазу.
Важной причиной появление джаза это необходимость консолидации рабов из разных регионов Африки.
I. История возникновения джаза.
II. Что такое джаз.
1. Характерные особенности джаза.
2. Место рождения джаза.
3. Яркие представители джаза – джазмены.
4. Развитие джаза.
III. Влияние американского джаза на советскую культуру.
МБОУ СОШ №17
РЕФЕРАТ НА ТЕМУ:
«ВОЗНИКНОВЕНИЕ ДЖАЗА».
Выполнил:
2010
Содержание:
Джаз (Jazz) - музыкальный жанр,
возникший в конце XIX – начале
XX века в США в результате слияния
африканской и европейской
Важной причиной появление
джаза это необходимость
Относительно происхождения слова «джаз» бытует несколько версий. Одни считают, что это слово произошло от французского глагола jaser (жазе- болтать, трещать), пользуясь которым французское население Нового Орлеана пренебрежительно называло оркестровую негритянскую музыку; другие связывают его с именем негра- корнетиста Джэзбо Брауна, игравшего в Нью-Йорке в начале XX века; третьи рассматривают это слово как продукт подражания специфическому жужжанию особых медных тарелок, употреблявшихся при исполнении танцев у некоторых африканских племён.
Наиболее правдоподобной версией, очевидно, является увязка слова jazz (джаз) с американским жаргонным словечком jass, которое было употреблено в названии одного из первых джазовых оркестров, так называемого «Original Dixieland Jass Band». Джаз основан главным образом на импровизации. Многие направления имеют отличия в технике исполнения. Данной музыке также характерно выделения слабых долей, неожиданные акценты и особый драйв. Многое зависит от исполнения самого музыканта. Не только от мастерства, но и от тех чувств и эмоций, которые он передает.
Большой популярностью
в народе пользуется так называемая
«легкая» музыка, в которую входят
массовые и лирические песни, танцы,
марши, эстрадные миниатюры и
многое другое. Лёгкое запоминаемость,
доходчивость - вот основные черты
этого жизнерадостного жанра. Сюда
же относится разнообразная
Нет необходимости
проводить точное разграничение
между джазовой и симфонической
музыкой. Многие композиторы-симфонисты
успешно писали для джаз-оркестров,
так же как многие музыканты джаза
выступали и выступают с
В джазе почти
нет никаких специальных
Именно эти внешние приёмы, дающие при их умелом использовании специфическое звучание, были быстро схвачены мастерами песенно-танцевальной музыки, и, таким образом «легкая» музыка большинства стран вскоре оказалась «оджазированной».
Местом «рождения» джаза является Новый Орлеан. Также большое развитие это музыкальное направление получило в Сент-Луисе, Канзас-Сити и Мемфисе. Именно в Мемфисе образовался такой жанр как рэгтайм, который потом распространился так быстро по североамериканскому континенту, подготовив почву для джаза. «Водевильные» труппы так называли себя новоорлеанские музыканты, которые ездили по гастролям по Алабаме, Флориде, Техасе. Благодаря этому, получили свое развитие такие джазмены как Джелли Ролл Мортон, Фредди Кеппарда и другие. Легендой джаза считается Луи Армстронг – именно после него инструментальное исполнение соло становится центром всего выступления.
Развитию джаза значительно помогли оркестры, которые играли на прогулочных пароходах, ходивших по Миссисипи. Из Нового Орлеана в Сент-Пол на уик-энд данные поездки были обычным делом на то время. Музыка же была наилучшим развлечением для пассажиров на данных пароходах. Многие звезды начали свою карьеру, выступая в так называемых riverboat оркестрах.
Многие композиторы XX века предоставляли джазу соответствующее место в своих крупных произведениях. Так, талантливый американский композитор Джордж Гершвин (1898-1937), автор известной в Советском Союзе оперы «Порги и Бес», предпринял смелую попытку соединить джазовые звучания с современной симфонической музыкой. Его «Рапсодия в стиле блюз» (1924) представляет собой одночастное произведение для фортепьяно с симфоническим джазом, в котором богатая джазовая ритмика и ладово-гармоническая окраска негритянских блюзов органически сплетаются с симфоническим развитием. « Рапсодия в стиле блюз» имела огромный, далеко не временный успех.
Многие европейские
Австрийский композитор Эрнст Кшенек в «Джонни наигрывает», Курт Вейель и «Трехгрошовой опере» и другие пытались привнести джаз в оперу, но это оказалось не жизненным и не вышло за рамки интересного эксперимента.
Таким образом, имеется ряд убедительных свидетельств о взаимосвязи и современной музыки. И хотя на симфоническую музыку больших форм в дальнейшем джаз повлиял незначительно, необходимо отметить, что благодаря предпринимавшимся попыткам более широкого использования джаза удалось обогатить и расширить «легкую» музыку; нельзя не сказать и об участии джаза в формировании эстрадно-танцевальной музыки европейских стран.
Вокруг джаза всегда разгорались горячие споры. Многочисленные дилетанты, «стиляги», халтурщики зачастую своими бездарными сочинениями, непрофессиональным исполнением и даже внешним поведением дискредитировали этот музыкальный жанр. Поэтому, чем больше будет появляться литература о джазе, его стилях, выдающихся исполнителях и т.д., тем быстрее мы избавимся от ограниченных, а порою предвзятых взглядов на эту богатую и разнообразную музыку.
В 1917 г. была записана первая пластинка с джаз музыкой, до этого он считался не более как музыкальным фольклором. Интересно, что первая грампластинка была записана 5 белыми музыкантами, музыкальной группой "Original Dixieland Jazz Band", из Нового Орлеана, что лишний раз подтверждает, что джаз не имеет границ, являясь музыкой смешанных наций.
Так или иначе, слово «джаз» стало обозначать в начале XX века определённый тип новой музыки, а также оркестр, исполняющий эту музыку. Вопрос относительно возникновения джаза очень запутан. Наиболее популярной является теория, согласно которой джаз возник как соединение негритянской народной музыки с музыкой многонационального белого населения Америки. Негритянские рабы, завезённые в Америку в основном из западной Африки, привезли с собой яркую и совершенно отличную от европейской музыку. Она характеризовалась превосходством ритма над мелодией и обладала огромным ритмическим разнообразием и богатством.
В протестантской церкви, получившей в Америке наибольшее распространение, одним из обязательных компонентов службы является хоровое пение религиозных гимнов. Естественно, что глубоко религиозные негры - рабы, для которых религия оставалась единственным прибежищем в их тяжёлой жизни. Они быстро усвоили нехитрые мелодии и гармонии этих гимнов, а затем стали вносить в хоровое исполнение элементы простейшей импровизации, обогащая их ритмически, а позднее вплетая в церковную мелодию молитвы светских и народных песенок англичан, французов, испанцев, немцев и других белых народов, из которых складывалась молодая американская нация. Этот процесс закончился появлением качественно нового вида песен – называемых «спиричуэлс».
Но самым важным, краеугольным камнем всего здания джаза явилась новая песенная форма, так называемый блюз, который необходимо поставить на совершенно новое место. Расцвет блюза, так же как и спиричуэлс, пришёлся на 70 – 80-е годы. В блюзе с необыкновенной выразительностью и силой проявились те основные особенности негритянской музыки, которые существовали и до его появления. Однако теперь они отличились в столь чёткую и ясную форму, что до настоящего времени в почти неизменном виде служат основой негритянской джазовой музыки.
Прежде всего, в блюзе совсем другое содержание, нежели в спиричуэлс. Если в последнем певец обращался к богу и мечтал о будущей лучшей жизни на небе, то в блюзе тематика приблизилась к «грешной» земле и имеет дело с чисто земными переживаниями. Слово «блюз» означает «тоска». Содержание блюза – это проникнутая стоицизмом, мягкой насмешкой и юмором жалоба на любимую, оставившую певца, и т. п. В арсенале этого вида песнетворчества имеется также много социальных, резко обличительных блюзов, исполнению которых иногда даже препятствовали административные органы США.
После первой мировой войны
с особой быстротой начал
Так произошло расширение понятие «джаз». И если впоследствии о джазе во многих странах появились отрицательные высказывания в печати и в музыковедческих работах, то всё это относилось к так называемой коммерческой разновидности. Ошибкой же было лишь то, что многие не хотели даже замечать коренного отличия между подлинным джазом и музыкой, прикрывающейся тем же названием.
Капиталистический мир нашёл в джазе новую возможность бизнеса; огромные прибыли потекли в сейфы владельцев фирм грамзаписи, хозяев ресторанов, дансингов, концертных залов, варьете. Модные в 20-х годах танцы, такие, как танго, фокстрот, румба, чарльстон и другие, исполнялись теперь только джазовыми оркестрами. Очень быстро выработались музыкальные штампы для танцев и модных песенок, называемых «боевиками» или «шлягерами». Куплетная форма с нехитрой гармонической схемой, речитативные, маловыразительные интонации, кочевавшие из одного опуса в другой, сделали все танцы и песенки похожими друг на друга. Индустрия шлягеров сделалось в Западной Европе чуть ли не государственным делом, поскольку музыка такого рода была призвана вызывать у слушателей чувство депрессии, или уводить их в мир экзотических иллюзий.
Советские любители музыки впервые смогли познакомиться с американским джазом во время гастролей в СССР негритянской оперетты и джаз-оркестра под управлением Сиднея Беше.
Простые, доходчивые песни, повествующие о нелёгкой жизни негритянского народа в Соединённых Штатах Америки, не могли не вызвать сочувствия и одобрения. Этот успех гастролёров заставил многих музыкантов задуматься о жизненности и пригодности в нашей бытовой музыке многих приёмов джаза, новых, непривычных сочетаний тембров, острого, пульсирующего ритма и т.п. Так в оркестры, игравшие в ресторанах и на танцевальных площадках (вперемежку с духовыми) стали вводить и такие инструменты, как саксофон, банджо, ударные.
Трудно сейчас сказать, каков будет в дальнейшем путь развития эстрадной музыки в нашей стране, но ясно, что эстрадные оркестры с их красочным, ярким звучанием оказывают сильное воздействие на слушателей. Хорошая джазовая музыка, проникнутая интонациями национальных музыкальных культур, наряду с другими видами музыкального искусства, будет, несомненно, служить дальнейшему обогащению мировой культуры.
Литература: