Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Января 2013 в 22:30, лекция
К устройствам автоматической регулировки уровня сигнала (устройствам динамической обработки) относятся компрессор, лимитер, деэссер, гейт, экспандер и максимайзер. Также существуют многополосные версии этих приборов.
Ради бога, сходите на http://www.wikisound.org/
1. Звукорежиссерские пульты: типовая
структура каналов, подгруппы,
последовательное и
Если вы не знаете, как устроен микшер, то у меня для вас плохие новости. Впрочем, как мы видим, я и сам не смог все изложить в печатном виде. Что печально.
2. Разновидности устройств
К устройствам автоматической регулировки
уровня сигнала (устройствам динамической
обработки) относятся компрессор, лимитер,
деэссер, гейт, экспандер и максимайзер.
Также существуют многополосные версии
этих приборов.
Компрессор – устройство, которое уменьшает ДД и делает громкие участки фонограммы тише, либо тихие громче. Компрессор первого типа уменьшает уровень сигнала, превышающего пороговое значение (threshold), в соответствии с параметром ratio и со скоростью, зависящей от параметров attack и release. При превышении порога компрессор уменьшает превышение сигнала (ту величину, на которую сигнал превысил порог) в %ratio% раз, фактически понижая громкость в этот момент. Атака определяет время, за которое компрессор начнет работать в полную силу при превышении порога, релиз – время, за которое компрессор «отпустит» сигнал после того, как он прекратит превышать порог. Параметр soft knee отвечает за мягкое срабатывание компрессора «на подходе» к порогу. Второй тип компрессора – компрессор, который делает тихие звуки громче: в случае, если сигнал ниже трешолда, upward compressor начинает его повышать и срабатывает в полную силу через время атаки; повышение, соответственно, исчезает через время релиза после того, как сигнал превысил трешолд. Бонус такого компрессора в том, что громкость пиков останется практически неизменной.
Компрессор может работать по пикам или по среднеквадратичной громкости (RMS, Root Mean Square). В первом случае анализатор компрессора регистрирует превышение порога отдельными пиками (мгновенным значением громкости), а во втором – среднеквадратичной громкостью (наиболее близкая к «плотности» характеристика волны).
Лимитер – устройство, которое обрезает, либо «давит» сигнал (в зависимости от типа) выше порогового значении (уменьшает ДД). В первом случае (brickwall limiter) при мгновенном превышении сигналом порогового значения устройство дает на выход ровно пороговое значение и имеет в распоряжении только регуляторы threshold и gain/trim.
Во втором случае лимитер можно рассматривать как компрессор с экстремальными параметрами (ратио – 1: ∞, атака нулевая или очень короткая, релиз – настраивается, трешолд – также настраивается пользователем).
Деэссер – устройство, схожее с компрессором, которое срабатывает на высокие звуки (все шипящие имеют большую энергию в районе 6+ кГц, что позволяет их отсечь от прочих букв). Используется для подавления излишне громких шипящих и свистящих в голосе. Бывают два типа деэссеров: первый (широкополосный) понижает весь сигнал при превышении порога в выбранной области частот (может быть рассмотрен как обычный компрессор с сайдченом с двумя обрезными или одним полосопропускным фильтром), второй – только сигнал в выбранной полосе частот (может быть рассмотрен как двух- или трехполосный компрессор, в котором первая, нижняя полоса не подвергается компрессии вообще).
Гейт – устройство, которое полностью подавляет сигнал при нахождении его ниже (или выше в режиме ducking) порога. Имеет параметры attack (время, за которое гейт «откроется» и начнет пропускать сигнал в полную силу), release (время, за которое гейт «закроется»), threshold, иногда имеет параметр depth, которым можно выбрать величину подавления сигнала при срабатывании гейта.
Экспандер – «обратный компрессор», работа которого состоит в том, чтобы расширить ДД и сделать тихие звуки тише или громкие громче. Первый тип абсолютно идентичен первому типу компрессора, за исключением того, что его ратио меньше 1:1 (0.5:1, 0.25:1 и т.п.), вследствие чего он часто реализован с компрессором в одном приборе, просто регулятор ратио может принимать значения как больше, так и меньше единицы. При превышении порога экспандер первого типа начнет повышать уровень сигнала согласно ратио.
Экспандер второго типа делает тихие звуки тише – при попадании сигнала в область ниже порогового значения он начинает уменьшать громкость, срабатывая в полную мощность (рассчитанное через ратио значение) через время атаки релиза и прекращая работать через время релиза после превышения порога.
Максимайзер – устройство для субъективного увеличения громкости (уменьшения ДД). Максимайзеры первого типа работают за счет психоакустических процессах, поднимая ощущение громкости фонограммы. Максимайзеры второго типа сходны по обработке с лимитерами, но имеют другой интерфейс: первый вид позволяет установить порог, относительно которого будут «срезаны» все превышающие пики, а затем отнормализовать уровень по значению второго регулятора, а второй вид позволяет указать, на сколько дебицел «продавить» (фактически, поднять перед обработкой, pre-gain) сигнал, который обрежется по порогу в ноль децибел. Также у максимайзеров могут быть параметры релиз и алгоритмы отработки, схожие с теми или иными реальными приборами.
Максимайзер, компрессор (в т.ч. и
многополосный) и лимитер часто
встречаются при финальной
Деэссер применяется главным образом для работы с голосом (потому что иной материал с переменной избыточностью ВЧ практически не встречается) и служит для подавления свистящих и шипящих.
3. Ручная и автоматическая
Основные сведения (виды downward и upward; soft knee; peak/rms) даны выше.
В аналоговой технике существует три (два) вида компрессоров – оптоэлектронный, VCA (Voltage Controlled Amplifier), ламповый. В первом управляющий сигнал регулирует яркость лампы, которую регистрирует фотоэлемент; такой вид компрессора работает медленнее и плавне своих собратьев. В VCA на сам компрессирующий элемент подается напряжение, соответствующее огибающей сигнала.
Sidechain: сайдчейном называют использование в качестве управляющего сигнала сигнал, отличающийся от обрабатываемого. В случае внутреннего (internal) сайдчейна им является обработанный исходный сигнал (чаще всего – со скорректированной АЧХ), внешним же сайдчейном называют подачу на управляющий элемент абсолютно независимого сигнала. Прибор, на который по сайдчейну будет подан исходный сигнал, не будет отличаться ничем от прибора в простом применении. Чаще всего внутренний сайдчейн корректируют, используя два обрезных фильтра (ФВЧ и ФНЧ), с помощью этого можно убрать громкие участки бочки из управляющего сигнала (таким образом можно заставить компрессор «жать» только в тех местах, где громко звучат НЧ или ВЧ), или наоборот, оставить только бочку и жать в тех местах, где она громко звучит.
В результате прибор (в данном случае, компрессор) рассчитывает изменение громкости для управляющего сигнала (сайдчейна), но применяет его на обрабатываемом; таким образом при сайдчейном баса бочкой компрессор будет рассчитывать понижение громкости для превышающей порог бочки, и будет применять его на басу, «продавливая» его в то время, пока звучит бочка; или же гейт в дак-моде будет «запирать» музыку, если на него подается голос с микрофона диктора.
4. Ограничители уровня
сигнала. Максимайзеры: основные
параметры и случаи применения.
См. №2 и №7
5. Устройства типа Gate. Временные
параметры. Двухпороговые
См. №2 и №3 (сайдчейн)
Классический
гейт предназначен для того, чтобы
заглушить тихие участки
Двухпороговый гейт заглушает канал при понижении сигнала меньше уровня первого порога и восстанавливает только тогда, когда сигнал превысит второй порог. Это может быть полезно при записи, насыщенной ненужными пиками (напремир, треском винила).
7. Подготовка треков к перезаписи
(сведению): основные этапы и их
роли.
Первый
этап обработки дорожки – обрезание
сверхнизких частот, которые могли попасть
на дорожку и проявились бы при динамической
обработке. Вторым этапом идет удаление
пауз, которое осуществляется вручную
или гейтом, для того чтобы в итоговую
фонограмму попал только чистый сигнал.
Третий этап – обрезание лишних пиков
с помощью лимитера, чтобы преждевременно
избежать появления лишних пиков в готовой
фонограмме. Последним этапом (опционально)
идет нормализация дорожек для более удобной
работы с ними.
8. Способы стереопанорамирования виртуальных
источников звука.
Существует
два параметра для
9. Устройства типа Gate. Спектральная
коррекция управляющего сигнала. Устройства с
внешней цепью (Sidechain). Работа устройств
в режиме "Duck mode".
См.№2, №3 и
№5
10.Глубина фонографического изображения
и основные способы ее звукорежиссерской
реализации.
Существует пять планов глубины изображения. Используются, главным образом, три – крупный, средний дальний.
- На крупном плане имеется эффект ближней зоны (повышение НЧ и ВЧ), ширина стерео максимальна, реверберационный хвост присутствует, но не особо заметен, возможен эффект присутствия (повышение в районе 3-4 кГц).
- На среднем плане источник воспринимается слегка более узким, реверберационный хвост явно слышен, но не доминирует над сигналом, эффекта ближней зоны нет.
- На дальнем плане
11. Передача ширины
Существует несколько способов работы со стереобазой сигнала. Часто к звукорежиссеру попадает моносигнал (если только запись не велась по стереосистемам AB, XY или MS), в этом случае перед непосредственно расширением или сужением стереобазы ее необходимо создать. Для этого существуют следующие методы:
- Наложение стереохоруса
- Наложение стереореверба с
коротким или вообще
- Задержка одного из каналов на время <30 мс (при большем времени сигнал перестанет восприниматься как единый, подобное может случится и при меньшем времени, если в сигнале присутствуют транзиенты с сопоставимой длиной звучания, а также при этом обязательно появится фазовое несоответствие между каналами)
- Наложение нескольких
При уже существующей стереобазе можно расширить или сузить ее при помощи разложения MS, либо расширить одним из предложенных выше методов.
12. Коррекция АЧХ звуковых
сигналов и ее функции (
См. след. вопрос.
В художественных целях коррекция АЧХ может применяться для выделения тех или иных инструментов, или их функциональных частей (выделение атаки, основного тона, обертонов, сустейна), для создания плановости и эффекта присутствия (см. №10).
В технических целях эквализация может помочь разделить инструменты при сведении («освобождение места», занимаемого ненужной частью какого-то сигнала), формирует кроссоверы в многополосных устройствах и системах, выделяет нужную полосу при сайдчейне, убирает неслышимые частоты из сигнала на этапе подготовки дорожек к сведению.
13. Коррекция АЧХ звуковых
Коррекция АЧХ осуществляется с помощью фильтров. Все фильтры (кроме цифровых линейнофазовых) вносят фазовые задержки в сигнал, что приводит к фазовым искажениям.
Существует четыре типа фильтров – обрезающий (обрезает все частоты выше или ниже частоты среза), пропускающий (пропускает только полосу частот), режекторный (вырезает полосу частот), всепропускающий (all-pass, меняет только фазу сигнала). На их основе существуют классические фильтры обработки: шельфовый (верхний и нижний), обрезающий (ничем не отличается от вышеописанного) и bell (повышающий или понижающий полосу частот). У всех фильтров имеется параметр частоты среза, относительно которого происходит обработка, у bell имеется параметр Q (добротность, величина, обратная ширине полосы bandwith)(часто применяется к обрезным и шельфовым фильтра в значении резонанса), у остальных есть параметр крутизны среза (х*6дБ/окт) и иногда существует параметр резонанса (повышения громкости полосы частоты среза).