Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Апреля 2014 в 19:46, курсовая работа
Маленький человек пришел в большой и сложный мир взрослых. В ярком, радостном, многоголосном и многоцветном этом мире мы должны помочь детям найти и полюбить красоту поэзии, живописи, музыки. Искусство помогает ребенку приобщиться к доброму, осудить зло. В искусстве мы можем отразить свое отношение к окружающей действительности. Но и сама жизнь человека, его деятельность, природа и предметный мир - все это также источник, эстетических переживаний ребенка. Искусство - одна из форм общественного сознания, отражая действительность, искусство воздействует на людей, воспитывает человека, формирует его взгляды и чувства.
Введение................................................................................................................. 3
1. Цель и задачи музыкального образования в начальной школе ..................... 6
2. Психофизиологические особенности детей младшего школьного возраста
как предпосылки их музыкального развития.................................................... 10
3. Музыкальный фольклор: понятие, жанры..................................................... 17
4. Формы и методы изучения музыкального фольклора на уроках музыки в
младших классах ................................................................................................. 24
Список литературы ..............
Жанры музыкального фольклора:
С гоголя – вода,
С младенца – худоба!
Укатися вся.
Здесь лишь поверхностно рассмотрены некоторые жанры русского фольклора. Еще многие вопросы остались не освещенными. Однако даже это поверхностное изучение показывает какой громадный путь развития прошел русский фольклор. Он вошел в историю нашей страны как активный участник всей нашей жизни, каждого человека в отдельности, начиная с рождения до самой его смерти.
ВЫВОДЫ:
1. Термин folklore переводится
с английского как «народная
мудрость». В произведениях устного
народного творчества
2. Известны такие жанры музыкального фольклора, как русский героический эпос (былины), исторические песни, песенная лирика (народная лирическая песня), удалые песни, пестушки, потешки, заклички, приговорки, подблюдные песни, свадебные песни, величания, причитания, корильные песни, заговоры и заклинания.
Основой при формировании эстетического сознания школьников должны стать художественные ценности традиционной национальной культуры народа, источником и фундаментом которого является фольклор.
Существенную роль в этом играет работа учителя музыки, включающего в содержание занятий с младшими школьниками фольклорные произведения.
При этом решаются такие задачи, как:
- Создание условий для становления гражданской позиции личности.
- Развитие национального самосознания личности, как проявление общечеловеческих ценностей.
- Включение учащегося в такую систему деятельности и отношений, которая обогащает их положительный опыт.
На занятиях проводится идея комплексного подхода в развитии детей – соединение музыки, хореографии, истории фольклора и необходимости психолого-педагогического изучения каждого ребенка. И в плане общения в коллективе, бережное отношение к каждому ребенку.
В основу обучения учащихся младшего школьного возраста положены педагогические принципы:
1. Гуманизация обучения, стоящая на том, что каждая личность неповторима, каждый ребенок – чудо.
2. Интерация различных видов искусства: музыки, хореографии, элементов театрализации, игры.
3. Широкое привлечение
игровых технологий, интереса, как
факторов педагогической
4. Принципы гуманизации,
необходимости постоянного
Работа осуществляется в согласии с основными дидактическими принципами педагогики: учета склонностей, индивидуальных способностей, учета возрастных особенностей ребенка.
В процессе обучение осуществляются:
1. Знакомство с народно-
2. Вокально-хоровое обучение.
3. Обучение элементам хореографии, основам народного танца.
Учебно-творческая программа рассчитана на 2 года обучения.
Освоение фольклорных произведений преимущественно происходит в форме игр. При этом дети обучаются навыкам самостоятельных действий в пении; самостоятельному подбору вариантов игр, танцевальных движений; приобщаются к песенному, музыкально-игровому творчеству.
Народные игры с пением и движением развивают интерес к пению, память, чувство ритма, умение правильно передавать мелодию. В играх такого плана дети учатся передавать в движении художественный образ. Но самое главное – через игру русская народная песня входит в быт семьи, в которой воспитываются учащиеся. В народных играх дети учатся общаться, приобщаются к народным традициям, проявляют взаимовыручку, знакомятся с малыми жанрами народного творчества.
Игровая деятельность на занятии позволяет решать следующие задачи:
- Развитие творческой индивидуальности.
- Эмоциональное развитие.
- Воспитание эстетических, патриотических чувств.
- Развитие музыкальных способностей.
- Развитие духовной сферы.
- Развитие самостоятельности, физическое развитие.
Удачной формой обучения фольклору может послужить постановка музыкальной сказки «Теремок» по методике педагога-музыканта Н.А. Метлова3. Эта работа помогает активизировать творческую активность ребят.
На занятиях, посвященных устному народному творчеству, через пословицы, поговорки, сказки дети раскрывают для себя нравственно-этические понятия добра, зла, честности, уважение к старости, взаимопомощи. По темам: «Труд», «Дружба» они подбирают пословицы, поговорки, составляют ребусы, кроссворды, придумывают мелодии колыбельных песен.
При знакомстве на уроках с прибаутками, календарным, потешным, игровым фольклором, обогащается внутренний мир ребенка. Дети с удовольствием поют приговорки, говорят и поют небылицы, отмечая красоту русского языка, яркость музыкальных образов, добрый юмор.
Эта творческая деятельность находит свое отражение в фольклорных праздниках. К примеру, один их них может носить название «Пошутим – посмеемся» (знакомство детей с обрядами осеннего цикла), что обогатит ребят знаниями о старинных крестьянских обычаях, которые соблюдались земледельцами во время уборки урожая. Ребята используют эти знания и во время осеннего праздника «Жниво» (игры, песни, импровизация обрядов осенних календарных праздников). После изучения обрядов зимнего цикла дети с увлечением будут изготавливать «козу», которую потом «водить» с собой во время «колядования», разучивать игровые сценки, играя роли, перевоплощаться в героев, подбирать себе костюмы, петь колядки с добрыми пожеланиями на зимнем календарном празднике «Накануне Рождества» (рождественские игры, праздники, обряды, песни и гадания). Знакомясь с обрядами летнего цикла, дети готовятся к празднованию «Троицы»: плетут «венки», украшают разноцветными ленточками «дерево березку», знакомятся с обрядом «кумления». Готовясь к «Деревенским посиделкам», они подбирают частушки, поговорки, считалочки, небылицы, мальчики показывают свое мастерство в игре на ложках, девочки – в рукоделии.
Совместная деятельность детей создает общее эмоциональное переживание, ребята оказывают помощь друг другу при выполнении задания, сострадают, переживают неудачи и радуются успеху. Они становятся терпимее, добрее, справедливее в оценке своих действий и поступков. При подготовке праздников происходит преображение робких, застенчивых детей в раскрепощенных, инициативных.
На занятиях по фольклору обязательно проводится вокально-хоровая работа. Знакомились с певческой установкой пения сидя, стоя, вырабатываются навык вдоха, выдоха без звука, на отдельной гласной, на слове, на фразе, с использованием скороговорок, небольших попевок на 3-х звуках, вырабатывали мягкую атаку звука.
Из своего опыта я знаю, что процесс формирования певческих навыков зависит от индивидуальных особенностей детей, от певческой подготовки, с которой они пришли в детское объединение, что влияет на характер становления навыков и качество результатов обучения.
Процесс формирования певческого голоса труден, т.к. младшие школьники еще не умеют анализировать поставленную задачу в целом. Но при правильном воспитании их певческая деятельность принимает особый характер управляемый, целенаправленный. Наиболее рациональным способом развития памяти является запоминание и частое повторение небольших заданий и постепенное их усложнение. Формирование певческих навыков строится на развитии образного мышления, способности общения. Этот процесс протекает интереснее, если ученики осознают свои ошибки и умеют отличать хороший результат от плохого.
Информация о работе Изучение музыкального фольклора на уроках музыки в младших классах