Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Мая 2014 в 21:32, контрольная работа
Ханты и манси, заселяющие большие пространства по среднему течению и низовьям Оби и Северному Уралу, близки друг другу по культуре, объединяются общим названием - обские угры. О древнем происхождении их музыки свидетельствуют изображения музыкантов и музыкальных инструментов на камнях (со 2-го тыс. до н. э.), сохранившиеся на территориях их расселения, а также традиционные эпические сказания и сказки. Истоки хантыйской и мансийской музыки - музыки устной традиции - многообразны. В её основе - традиционная музыкальная культура древнейших палеолитических обитателей бассейна средней и нижней Оби и нижнего Иртыша (местных протопалеоазиатов) - лесотундровых кочевых оленеводов и полуоседлых охотников, рыбаков и собирателей.
1. Музыка хантов и манси: её жанты, формы, характер……………………….2
2. Музыкальные инструменты народов севера…………………………………4
3. О возрождении музыкальной культуры народов ханты и манси в ХМАО……………………………………………………………………………...7
4. Пропаганда музыки малочисленных народов………………………………..8
Список литературы………………………………………………………………..9
ФГБОУ ВПО «Шадринский государственный педагогический институт»
Педагогический факультет
Кафедра теории и методики дошкольного образования
Специальность «Музыкальное образование»
Содержание
1. Музыка хантов и манси: её жанты, формы, характер……………………….2
2. Музыкальные инструменты народов севера…………………………………4
3. О возрождении музыкальной
культуры народов ханты и манси в ХМАО……………………………………………………………………
4. Пропаганда музыки малочисленных народов………………………………..8
Список литературы……………………………………………………
Ханты и манси, заселяющие
большие пространства по среднему течению
и низовьям Оби и Северному Уралу, близки
друг другу по культуре, объединяются
общим названием - обские угры. О древнем
происхождении их музыки свидетельствуют
изображения музыкантов и музыкальных
инструментов на камнях (со 2-го тыс. до
н. э.), сохранившиеся на территориях их
расселения, а также традиционные эпические
сказания и сказки. Истоки хантыйской
и мансийской музыки - музыки устной традиции
- многообразны. В её основе - традиционная
музыкальная культура древнейших палеолитических
обитателей бассейна средней и нижней
Оби и нижнего Иртыша (местных протопалеоазиатов)
- лесотундровых кочевых оленеводов и
полуоседлых охотников, рыбаков и собирателей.
Эта культура была ассимилирована культурами
северных палеоуральских племён таёжных
оседлых охотников-рыбаков (иммигрировавших
сюда к нач. 2-го тыс. до н. э. из зап. и сев.-зап.
Приуралья) и северных палеотюркских племён
кочевых степняков-коневодов (иммигрировавших
сюда с 1-го тыс. до н. э. из Приаралья).
Хантыйская и мансийская музыка - преимущественно
монодического типа (как и музыка устной
традиции венгров, образующих с хантами
и манси угорскую группу), одноголосная
вокальная, но с элементами гетерофонно-бурдонного
многоголосия (в вокальных соч. благодаря
инструментальному сопровождению). Преобладают
диатонические лады (с пентатонической
основой), характерно альтерационно-орнаментальное
развитие с использованием интервалов,
отличающихся от равномерно темперированных.
Темпоритмическое развитие многообразно,
используются в размере 4/4 и 3/4 (сложные
размеры встречаются реже). От начала к
концу произведения или цикла в целом
темп обычно ускоряется, метроритм активизируется,
громкость усиливается, происходит постепенное
изменение исходной тональности (на секунду
- терцию вверх). Все формы музыки (с характерной
квадратностью её строфопериодов): от
простых танцевальных и бытовых напевов
и наигрышей до обрядовых вокально-инструментальных
композиций, циклов ("Ойкэ Уй ат эргы"
- "Пять песен Медведя" манси) основаны
на широком использовании различных приёмов
ритмомелодического развития (чаще импровизационно-вариативного
типа).
Характер древней трудовой деятельности
хантов и манси, полуоседлого быта таёжных
рыбаков-охотников, их религиозно-мифологическое
мировоззрение предопределили самобытную
систему образности хантыйской и мансийской
музыки, где большую роль играют образы
мудрого, мужественного умелого охотника,
рыбака и оленевода, хозяина леса - Медведя
(как бы представителя верховного бога
Нуми Торума на земле), лебедя, журавля,
коня, лося и других животных, растений,
рек, леса, гор и другие образы природы.
Среди жанров песен хантов и манси: трудовые
(охотничьи, рыбацкие, оленеводческие),
календарные, семейно-бытовые - колыбельные
(у хантов - нюхатли ариль, у манси - няврамэ
улылы) и лирические ( любовные); героические
песни-сказания и исторические песни;
личные именные; танцевальные; тотемизмо-религиозные
песни - медвежьи (правильнее - песни Медвежьего
игрища, у манси - Уй йиквавэ эры), песни
о Торуме (уманси - Нумптормасьэрги), мухоморные,
песни опьянения (у мапси - айем эрги), камлания;
современные патриотические песни о новой
жизни, шуточные и сатирически песни, частушки
и другие.
Основные формы бытования хантыйской и мансийской музыки – преимущественно сольные песни, сольные инструментальные наигрыши и пьесы, танцевальная музыка, музыка религиозных ритуалов, а также музыка эпоса (напевно или речитативно исполняемые сказания). Ханты и манси отличаются исключительной музыкальностью. Каждый человек имеет как минимум две собственные личные именные песни (у хантов - маарэм, у манси - амки эргум) : детскую личную именную песню, подаренную ребёнку вскоре после рождения матерью, и взрослую личную именную песню, сочинённую им к совершеннолетию (некоторые имеют также личный именной инструментальный наигрыш). Эти песни - обереги, призванные охранять и приносить счастье, сопровождают их владельца всю жизнь. Реже встречается третья разновидность личных именных песен - песня-автобиография, сочиняемая пожилым человеком в предчувствии смерти.
Народные музыканты, как правило, сами изготовляют традиционные музыкальные инструменты, среди них: струнные - 3-5-струнная цитра-"лодка" (у хантов - нарс-юх, у манси - сангквалтап), 9-13-струн. угловая арфа-"журавль", или "лебедь" (у хантов -тоорсапт-юх, уманси - торысыпь йив), 1-2-струнная скрипка (у хантов - нерьпь, у манси - нэрнэ-йив) и скрипочка (у хантов - нинг-юх), музыкальный лук (у манси- ёвт); самозвучащие - деревянный или костяной варган-зубанка (у хантов - тумран, у манси - тумра), деревянная трещотка (у хантов - тори-нёдэль, у манси - тарих-нёле), деревянная жужжалка (у манси - пыгалка), деревянная чуринга-завывалка (у манси - вот-вовнэ-тоул-парт - "дощечка, вращением вызывающая ветер"); бубен (у манси - коюп) с бубенцами-колокольчиками (у манси - лонхансяп) и с колотушкой (у манси - няли); духовые - свистки, дудки, пищалки и т. п. из дерева, тростника, кости, пера. Особые инструментальные пьесы - пляски кукол-человечков (у манси - акань йикв), связанных нитями с пальцами играющего на "лодке", а ныне балалайке, ассоциируются с инструментальными - кукольными играми "козликов-марионеток" у народов Среднего Востока.
САНКВЫЛТАП, НАРСЬЮХ. Санквылтап -манс., нарсъюх - хант. - национальный струнный щипковый инструмент, напоминающий форму лодки. Полукруглое днище выдалбливается из дерева, сверху крепится деревянная пластинка - дека. Современные мастера используют металлические струны; раньше же натягивали оленьи жилы. Струны натянуты параллельно корпуса.
Данный инструмент является самым популярным из всех инструментов в музыкальной культуре ханты и манси.
В литературных источниках встречаются различные названия инструмента: сангультап, санквылтап, югорская цитра, югорская лира и т.д.
Северные манси данный инструмент называют санквылтап, кондинские манси - санкэл тап, что в переводе означает «звенящая доска», васюганские ханты называют инструмент «панэн юх», сургутские ханты - «наркис юх», шеркальские ханты - нарс - юх (поющее дерево), березовские ханты - нарыс юх.
На сегодняшний день самое распространенное в округе название данного инструмента: нарсъюх - хант. и санквылтап - манс.
Корни происхождения родственных инструментов ханты (нарсъюх) и манси (санквылтап) одни и те же, но постепенно они приобрели некоторые отличия. Так как ханты, в основном, проживали на Оби, по своему географическому положению они более широко контактировали с другими народами. У приобских ханты появились металлические струны. Стали меняться крепления струн, следовательно, менялось и звучание инструмента. В результате анализа записей известных нам хантыйских исполнителей на нарсъюхе (А. Гришкина, А. Ангашупова, В. Юдина,) и мансийских исполнителей на санквылтапе (А. Бахтиярова, К. Лончакова, Г. Сайнахова), становится очевидным тот факт, что строй хантыйских инструментов гораздо выше, чем мансийских. Как правило, в хантыйских наигрышах более четко обозначена мелодическая линия, мансийским наигрышам свойственно более богатое орнаментальное изложение мелодии (украшение мелодии). Основные отличия хантыйской и мансийской инструментальной музыки наблюдаются между территориальными группами этих народов. В различных регионах существенно отличаются приемы игры. Мелодическая линия наигрыша под одним и тем же названием в различных регионах может существенно изменяться, а наигрыш звучать совершенно по-разному.
На старинных инструментах приспособлением для крепления струн служили косточки из утиных ножек, позднее деревянные палочки и натягивались жильные струны, которые обладали хорошим тембром. Затем национальные мастера стали изготавливать крепления: Г. Сайнахов делал деревянные колки, А. Гришкин - из толстого алюминиевого провода, А. Ангашупов ставил гитарные колки.
БУБЕН. Ударный одномембранный музыкальный инструмент в виде обода, обтянутого кожей с металлическими подвесками.
Подобные музыкальные инструменты распространены почти у всех народов. Отличительной особенностью бубна у народов Сибири и Дальнего Востока является его чисто сакральное предназначение. Бубен - непременный атрибут любого шамана. С помощью звуков бубна шаман связывался с миром духов. Инструмент использовался в конкретных обрядовых целях: изгоняли злых духов и болезни, призывали добрых духов и т.д. Бубен предназначался не только как музыкальный инструмент для создания ритмического аккомпанемента во время камлания, но имел символическое значение средства передвижения. Бубен мыслился оленем или лодкой, в которой шаман отправляется в путешествие. В него же, как в некое вместилище, шаман «собирал» своих помощников- духов. Женщинам запрещалось прикасаться к этому священному инструменту.
Хантыйские и мансийские бубны изготавливаются из выделанной и выдержанной кожи молодого оленя. Рукоять бубна, как правило, Y -образная, иногда крестообразная. Колотушку к бубну длиной около 40 см. выстругивают из дерева, край колотушки, соприкасающийся при ударах с бубном, иногда обматывается куском оленьей шкуры. Для звукового эффекта на оборотной стороне бубна подвязываются различные мелкие металлические предметы.
ЖУРАВЛЬ. Национальный струнный щипковый музыкальный инструмент в виде плавной треугольной рамы, внутри которой натянуты струны различной длины и настройки.
Инструмент состоит из резонансного корпуса с декой, верхней дуги, струн. Передняя часть корпуса загибается вверх и переходит в шейку. На конце шейки обычно вырезают птичью голову, таким образом, общий вид инструмента напоминает птицу. Струны натягиваются между нижней и боковой частями инструмента. Согласно сведениям этнографической литературы, между колками и декой натягивалось от 5 до 13 струн. Гибкая верхняя дуга служила в качестве вибратора, к дуге привязывалась петля. Большой палец продевался в петлю и создавал вибрацию звука во время боя по бурдонной струне.
Данный музыкальный
инструмент известен почти
Существующее многообразие названий данного инструмента создает определенные сложности. В литературных источниках инструмент называют по разному: «разновидность арфы», «мансийская угловая арфа», «югорская арфа»; в просторечье по-русски инструмент называют «гусь», «журавль», «лебедь». Восточные ханты называют инструмент «тороп юх» - дословный перевод: журавль, дерево; северо-западные ханты - тарэгсапль; северные сосьвинские манси - «тарыгсып йив»; северные сыгвинские манси называют инструмент «тарыг сыплув ийв» - (транскрипция - тары сиплув йив, дословный перевод: журавля шея деревянная) и т.д. В различных наречиях ханты и манси во всех названиях данного инструмента, состоящих из одного, двух или трёх слов, обязательно присутствует слово «журавль», поэтому в целях унификации для удобства практического обучения игре на данном инструменте, мы произвольно назвали его - Журавль.
Дерево (как правило, ель) для изготовления журавля должно быть выдержанным, а не просто высушенным. У выдержанного дерева капилляры засмаливаются и не пропускают влагу. На старинных инструментах выстругивались деревянные колки и натягивались жильные струны, которые обладали хорошим тембром, но служили очень недолго. В настоящее время обычно пользуются гитарными колками и металлическими струнами.
Этот уникальный инструмент в инструментарии других народов Сибири отсутствовал. Ближайший аналог Югорской арфе - археологический экземпляр инструмента, найденный в Пазарыкском кургане и датируемый V-VI вв. до нашей эры.
Игра на журавле сопровождала исполнение песен медвежьего праздника и эпических произведений, повествующих об историческом прошлом народа.
При игре кладут инструмент на колени или же на правую ногу в вертикальном положении. Одной рукой играют мелодию, другой защипывают бурдонную струну. Некоторые исполнители при помощи петли на дуге создают вибрато.
Этот прекрасный грациозный инструмент использовался как сольный или аккомпанирующий. В настоящее время используется в сольной и в ансамблевой игре.
ТУМРАН. Хантыйский губной язычковый инструмент из кости. Тумран состоит из тонкой (примерно 1,5 мм) костяной пластинки, длиной 13-14 см и шириной около 1,5 см, в которой сделана прорезь, образующая язычок. С правой стороны тумрана привязана веревочка.
В научной литературе тумран чаще всего называют «варган». Инструмент действительно напоминает варган, но принципиальное отличие от щипковых варганов в том, что звук извлекается дыханием и движением резонирующего язычка с помощью веревочки. Играющий на тумране дергает за веревочку, привязанную к правому краю инструмента - язычок колеблется и одновременно с помощью дыхания извлекается звук.
На тумране играть достаточно сложно. Чтобы извлечь мелодию, необходимо уметь создавать правильное колебание язычка и владеть особой техникой дыхания.
Тумран - хантыйский инструмент. В отличие от санквылтапа (нарсъюха) или бубна, входящих в музыкальную культуру всех региональных местностей проживания ханты и манси, тумран был распространен в основном у восточных и приобских ханты. Игра на тумране встречается у ванзетурских манси, одежда, обряды и музыка которых особенно близки к хантыйской культуре. В отличие от игры на санквылтапе, нарсъюхе и бубне, которая выполняла прежде всего обрядовую функцию, основная сфера применения тумрана - необрядовое музицирование. Как правило, на тумране играли женщины. Известная исполнительница наигрышей на данном инструменте Ирина Ивановна Тасманова, по языку и культуре относящаяся к ванзетурским манси, сама изготавливала для себя тумраны.
Ранее тумран изготавливали из расщепленной кости задней ноги или лопатки оленя. Когда не стало оленей у приобских ханты, стали изготавливать из коровьего ребра. В частности Д. Агеев в 80-е годы изготовил несколько тумранов из коровьего ребра.
В Ханты-Мансийском автономном округе-Югра в настоящее время ведется активная деятельность по возрождению, сохранению и развитию искусства и культуры коренных народов Севера.