Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Мая 2014 в 21:32, контрольная работа
Ханты и манси, заселяющие большие пространства по среднему течению и низовьям Оби и Северному Уралу, близки друг другу по культуре, объединяются общим названием - обские угры. О древнем происхождении их музыки свидетельствуют изображения музыкантов и музыкальных инструментов на камнях (со 2-го тыс. до н. э.), сохранившиеся на территориях их расселения, а также традиционные эпические сказания и сказки. Истоки хантыйской и мансийской музыки - музыки устной традиции - многообразны. В её основе - традиционная музыкальная культура древнейших палеолитических обитателей бассейна средней и нижней Оби и нижнего Иртыша (местных протопалеоазиатов) - лесотундровых кочевых оленеводов и полуоседлых охотников, рыбаков и собирателей.
1. Музыка хантов и манси: её жанты, формы, характер……………………….2
2. Музыкальные инструменты народов севера…………………………………4
3. О возрождении музыкальной культуры народов ханты и манси в ХМАО……………………………………………………………………………...7
4. Пропаганда музыки малочисленных народов………………………………..8
Список литературы………………………………………………………………..9
Необходимым компонентом данного направления является углубленное изучение и передача подрастающему поколению национально-культурного наследия.
Народное искусство ханты и манси, их обряды и праздники неразрывно связаны с музыкальной культурой этих народов. Его невозможно сохранить, утеряв искусство игры на национальных инструментах.
Обучение детей в направлении
«Инструментальная музыка»
Наиболее ранние из дошедших до нас описаний музицирования у хантов и манси фрагментарны. Они содержатся в русских летописях 11-14 вв. Первые записи (на фонографе) хантыйской и мансийской музыки сделаны в 1905 А. Каннисто.
В наше время изданы сборникики
хантыйской и мансийской музыки, включающие
ноты и тексты.
Начиная с 1920-х гг. хантыйская и мансийская
музыка исполняется на олимпиадах, смотрах
и фестивалях народного искусствава. С
1960-х гг. дети хантов и манси получают образование
в детских музыкальных школах и музыкальных
училищахщах. С 1975 народные музыканты
выступают на всесоюзных и межреспубликанских
музыкально-этнографических концертах
в Москве, Тарту, Таллине.
Сюжеты и мелодии используются в творчестве
советских композиторов ("Семь песен
хантыйских детей" Е. К. Голубова и др.).
В Ханты-Мансийском автономном округе
с 1980 года работают 20 музыкальных школ,
ансамбль песни и танца "Миснэ" (осн.
в 1973, г. Ханты-Мансийск Тюменской области),
"Ёшк най" ("Казымчанка", осн.
в 1976, с. Казым Березовского р-на).
Список литературы.
1. Гиппиус Е. В., Программно-изобразительный комплекс в ритуальной инструментальной музыке "Медвежьего праздника" у манси, в сб.: Теоретические проблемы народной инструментальной музыки, М., 1974;
2. Бродский И. A., (О ханты-мансийской музыко-этнологической экспедиции 1975 года), "Советская этнография", 1976, No 3, с. 164-65; его же, К изучению этномузыкальных связей финно-угорских народов и народов Сибири - Дальнего Востока (по материалам экспедиций и стационарных записей автора 1959-76 гг.), в сб.: Музыкальный фольклор финно-угорских народов и их этномузыкальные связи с другими народами, Тал., 1976;
3. Владыкина-Бачинская Н. М., "Богатырь Кедровое ядрышко (пупыг-мойт)"- песня-сказка манси, в сб.: Музыкальное наследие финно-угорских народов, Тал., 1977;
4. Рюйтель И., Пятнадцать хантыйских народных мелодий из наследия В. Штейница, там же; Викар Л., Публикации и исследования музыки финно-угорских народов СССР в Венгерской Народной Республике, там же; Шешкин П. Е., Первые нотные записи мансийских песен, в сб.: Музыкальный фольклор финно-угорских народов: архаика и современность, Тал., 1979;