Музыкальное искусство

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Июня 2014 в 17:30, доклад

Краткое описание

Музыкальное искусство, как никакое другое, адресовано к миру человеческих чувств. Начиная с самых ранних этапов музыкального воспитания, необходимо развивать две стороны музыкальности: слуховую и эмоциональную. Чтобы эмоциональная отзывчивость на музыку у ребенка развивалась достаточно успешно, нужно развивать его эмоции, обогащать «палитру» его чувств не только музыкальными средствами. Ребенок не должен просто испытывать какие-либо эмоции во время звучания музыки, но и эмоционально переживать выразительное значение музыкальных образов. Между звуковыми образами и эмоциями должна способствовать активизация такого фактора, как интонационно-речевой опыт. Педагогике известны такие случаи, когда при достаточно хорошем, можно сказать абсолютном слухе ребенка, эмоциональное реагирование на музыку отставало. При этом восприятие не было полноценным. Музыкальное искусство связано с жизнью.

Вложенные файлы: 1 файл

Музыкальное искусство.docx

— 62.86 Кб (Скачать файл)

Музыкальное искусство, как никакое другое, адресовано к миру человеческих чувств. Начиная с самых ранних этапов музыкального воспитания, необходимо развивать две стороны музыкальности: слуховую и эмоциональную. Чтобы эмоциональная отзывчивость на музыку у ребенка развивалась достаточно успешно, нужно развивать его эмоции, обогащать «палитру» его чувств не только музыкальными средствами. Ребенок не должен просто испытывать какие-либо эмоции во время звучания музыки, но и эмоционально переживать выразительное значение музыкальных образов. Между звуковыми образами и эмоциями должна способствовать активизация такого фактора, как интонационно-речевой опыт. Педагогике известны такие случаи, когда при достаточно хорошем, можно сказать абсолютном слухе ребенка, эмоциональное реагирование на музыку отставало. При этом восприятие не было полноценным. Музыкальное искусство связано с жизнью. Восприятие музыки, понимание ее языка обуславливаются не только музыкальным, но и всем жизненным опытом человека. Важное место занимают движение и речь. Речь тесно соприкасается с музыкой, благодаря своей звуковой природе. Речь и пение – основа музыки, опирается на один и тот же источник – голосовой аппарат человека. Это очень важно для вокальных произведений. Звучащая речь, речевая интонация – один из важнейших источников выразительности музыки. В процессах музыкального воспитания – интонационно-речевой опыт участвует всегда, независимо от характера, жанра, стиля произведений и возраста ребенка. Особое значение приобретает сенсорное воспитание в восприятии музыкальной мелодии и звуков речи. Действия слухового восприятия формируются по тем же законам, что и действия восприятия зрительного, но это происходит в другой форме. Внешние ориентировочные действия при обследовании звуков заключаются в том, что ребенок подстраивает, приспосабливает к этим свойствам свои движения, прежде всего, движения голосовых связок. Он про певает мелодию, проговаривает речевые звуки. Ребенок вначале слышит мелодию, слова слитно, нерасчлененное. Возможность улавливать свойства мелодии, вычленять звуки в слове возникает и развивается по мере того, как дошкольник сам овладевает умением изменять движения голосового аппарата в соответствии с особенностями слышимых звуков, воспроизводить их. В развитии слухового восприятия существенное значение имеют движения рук, ног, всего корпуса. Подстраиваясь к ритму музыкальных произведений или стихов, движения помогают ребенку вычленить этот ритм. Развивающее чувство ритма ребенок начинает активно проявлять и вне восприятия музыки и стихов, сам, совершая ритмические движения, произнося слова в определенном ритме. В восприятии музыки и речи продолжают участвовать малозаметные и скрытые движения голосового аппарата, без которых обследование свойств звуков оказывается невозможным.

Музыка имеет свою специфику. Тогда лишь она становится источником познания, когда ее язык понятен слушателю. Чтобы воздействовать на формирующееся сознание ребенка средствами музыки, необходимо научить понимать ее язык и развивать восприимчивость к ней. Слово является главным средством, которое усиливает действие музыки. Активизируя внимание, пробуждая фантазию, оно раскрывает и делает понятным то, что прошло бы незамеченным, проскользнуло бы, не задев чувства и не оставив след в памяти. Только в соединении со словом музыка приобретает свое воспитательное значение.

При первом знакомстве с произведением я ставлю своей целью помочь детям услышать самое основное и существенное в песне или в инструментальной пьесе. Мои беседы направлены на то, чтобы облегчить маленьким слушателям восприятие. Мне важно, чтобы ребенок постиг содержание произведения в целом, понял его характер, проникся его настроением. В краткой вводной беседе перед исполнением пьесы или песни я стремлюсь разъяснить детям содержание, по возможности образно и конкретно. Многое зависит от нас – воспителей. Насколько ярко преподносятся детям пояснения, насколько глубоко удается задеть их чувства. Значение имеют и интонация голоса, и мимика – весь комплекс впечатлений.

Важным моментом является обсуждение услышанного. Беседа о музыке – это, прежде всего разговор о том впечатлении, которое произвело на детей прозвучавшее произведение. Дети – слушатели обязательно должны стать собеседниками самостоятельно думающими, размышляющими, высказывающими вслух свои мысли и суждения. А для этого необходимо создать атмосферу доверительного общения. Не стоит торопить детей – надо дать им возможность осмыслить услышанное, не нарушать настроение, вызванное музыкой. Можно выдержать небольшую паузу, а затем с помощью наводящих вопросов выяснить характер музыки: понравилась ли она? Какие чувства вызвало прослушанное произведение? Какую мысль хотел передать композитор? Какие средства музыкальной выразительности он для этого использовал? 
Начали разговор с простых вопросов, так как ответы на них вызывают доверие у ребят к самим себе, веру в собственные силы, а это не едва ли важное условие увлеченности. Потом вопросы постепенно усложняются и более сложные чередуются с более простыми. Мы выяснили жизненные связи музыки, ее социальную сущность, что она изображает объективные предметы и события жизни, явления природы: что выражает внутренний мир человека, его чувства, мысли. Целесообразно обратить внимание на характер интонаций в той или иной пьесе и в связи с этим переход от одного настроения к другому.

Так, послушав пьесу «Январь» можно обратить внимание ребят на то, как меняется характер мелодии. Сначала музыка звучит нежно, мягко. Но внезапно музыкальная фраза зазвучала тревожно. Что нарушило покой? Может быть в сказке, которую бабушка в сумерках рассказывает своим внукам, говориться о чем-то тревожном. Этого мы не знаем: ведь каждый, кто слушает музыку, представляет себе что-то свое, мысленно рисует свою картину. Но какой бы она не была, настроение у всех похожее – ощущение тревоги. Потом музыка опять затихает, успокаивается, – улеглась в душе тревога. Снова тихая мелодия, та, которую мы слышали вначале, а только чуть-чуть измененная. Словно пережитая тревога оставила в душе какой-то след. 
Совсем иная по характеру музыка «Марта» – весенняя, светлая, мелодичная. Воспитатель может помочь ребятам подобрать более точные определения характера музыки: мужественная, нежная, скорбная, печальная, таинственная. Чьи трели слышны в музыке? Кто прилетел к нам в марте и оповещает о начале весны? Вероятно, дети смогут определить другое название пьесы – «Песня жаворонка» Можно обратить внимание на то, что звучание мелодии переноситься композитором в различные регистры (верхний и нижний). Благодаря этому, мы ощущаем в музыке простор, парение жаворонка высоко в небе. 
Конечно, беседа о музыкальном произведении удастся, если это произведение будет отражать реальные жизненные ситуации, а музыка будет яркой, образной, естественной, в своем развитии, доступной восприятию детей.

Ход беседы обязательно продумывается во времени. Общая длительность занятий для старших дошкольников 20-25 минут. При этом следуем помнить, что продолжительность звучания музыки зависит от возраста: В старшей группе дети способны сосредоточенно слушать музыку 2-3минуты, в подготовительной до 5 минут. А вот продолжительность рассказа педагога точно определить невозможно: это зависит от содержания беседы. Но оно не должно намного превышать звучание самого произведения.

Продумывая план беседы, важно установить единство словесной и музыкальной частей беседы.

Мои беседы протекают, главным образом, в форме вопросов. Когда перед детьми стоит, конкретна задача, когда они должны дать ответ на поставленный мною вопрос, то отношение их к слушанию совсем иное, чем обычно. Путем вопросов я стараюсь не только мобилизовать их внимание, но и уточнить их представления.

Высказывания детей дают возможность подвести итоги, учесть положительные и отрицательные моменты в моей работе. Для детей очень важно выявлять свои знания. Это дает им возможность закрепить и уточнить свои представления. Высказываясь, дети закрепляют то, что усвоили раньше. Многое для них становится яснее в процессе высказываний. Раскрывая в определенной последовательности какой-либо музыкальный образ, беседы распространяют свое влияние на восприятие музыки. Постепенно расширяя кругозор детей, беседы знакомят с явлениями окружающей действительности через посредство музыкальных образов. Рассчитывать на то, что ребенок запомнит все содержание бесед, нельзя, но если даже не запомнит, все же в душе его останется след.

В моей работе также учитываются задачи развития слуха детей. Слух помогает ребенку учиться и говорить и петь. Слух способствует формированию эстетического вкуса ребенка, регулирует его голосовые проявления. С самого раннего возраста, как только ребенок начинает слушать и постепенно слышать, голосовой аппарат все время совершает различные движения, связанные с речью и пением. Эти движения служат ему правильной подготовкой к правильному произношению и пению. Б.М. Теплов тоже отмечает связь развития слуха и голоса, устанавливая роль звуковых, музыкальных представлений в обучении детей пению. Принимая во внимание связь развития слуха и голоса, я считала, что развивать музыкальные представления детей необходимо путем слушания им доступной музыки и песни, разучивания музыкальных игр и плясок. Но также, путем разучивания песен, доступных им по трудности, т.е. по тесситуре и диапазону. Обучение пению детей дошкольного возраста развивает не только голос, но и способствует общему музыкальному развитию детей. Работа над раскрытием художественного образа и созданием эмоционального подъема не только поддерживает интерес к песне у детей, но и способствует успешности самого процесса обучения детей пению. Путем выразительного исполнения и разъяснения содержания песни нужно упорно воспитывать у детей любовь к ней и потребность к ее исполнению. Исполнение педагогом произведений для детей должно быть всегда выразительным. Песни имеют то преимущество, что текст облегчает раскрытие музыкального содержания. Но это возможно в том случае, если произведение реалистично, если текст и музыка неразрывно связаны.  
Вся работа по музыкальному воспитанию проходит в тесном контакте с воспитателем. Если я ставлю перед собой задачу внесения какого-нибудь нового понятия, я обязательно согласовываю с воспитателем. Мне нужно знать, какой опыт имеется у детей в той области, которая будет охвачена мною в беседе. Например: я решила познакомить детей с понятием «композитор», желая внедрить его в активный словарь детей. Я предварительно сверяюсь с воспитателем, знакомы ли дети с аналогичным понятием «писатель». 
Также на музыкальных занятиях я использую игры с пением. Большинство их носит характер инсценировок. Это такие, как «Шла коза по лесу», «Золотые ворота», «Гори, ясно», «Васька-кот», «Заря-заряница», «Солнышко и дождик». Эти игры я часто использую на праздниках. Инсценировки так же, как и игры имеют огромное значение в развитии речи детей. Составляются они из ранее разученного с детьми материала. В некоторых случаях они подготавливаются с отдельными детьми сюрпризом для остальных. Дети инсценируют песни, народные прибаутки, стихотворения. Такие маленькие инсценировки я считаю наиболее подходящим видом драматического искусства для детей дошкольного возраста. Они очень хорошо смотрятся маленькими зрителями и без лишнего напряжения выполняются детьми.

Активизация интонационно-речевого опыта дошкольников представляется важной частью работы по развитию музыкального восприятия, формированию у детей эмоциональной отзывчивости на музыку.

 

 «Развитие эмоциональной сферы дошкольников на музыкальных занятиях» 
Свою работу строю с учётом индивидуальных и возрастных способностей детей на гуманном доверительном отношении к ребёнку, как личности. В центре моего внимания – это задача развития эмоциональной сферы у детей на музыкальных занятиях, в таких видах деятельности, как пение и слушание музыки. Толчком к работе в этом направлении стала практика, которая показала, что дети, когда поют или рассказывают, либо вообще не используют такие специфические средства выразительности, как жесты и мимика, либо используют их неумело. С этой целью широко использую творческие задания на развитие пластики, певческих навыков, которые развивают эмоциональную сферу детей. В работе в этом направлении опираюсь на упражнения, предлагаемые в программе «Синтез искусств в эстетическом воспитании». Пластические этюды для рук, тела, такие, как «Листья падают», «Снег кружится», «Музыкальные руки», помогают детям освоить координацию движений в соответствии с музыкальным образом, проявить свое творчество. Мною подобрано и систематизировано для практического применения в работе большое количество этюдов и пальчиковой гимнастики.

Для выявления уровня сформированности эмоциональной сферы личности дошкольников были использованы следующие задания:

Задание 1: Детям предлагалось прослушать музыкальное произведение «Кошачий дуэт» Дж. Россини, ответить на ряд вопросов и выполнить творческие задания.

1. Понравилась тебе музыка  или нет?

2. Подбери наиболее подходящие  слова для характеристики этого  произведения.

3. Что ты чувствовал, когда  слушал эту музыку?

4. Попробуй изобразить  услышанную музыку в своем  рисунке.

5. Передай характер музыки  с помощью движений.

В ходе своей работы я использовала метод наблюдения за внешним проявлением детей в процессе слушания музыки, а также анализ результатов их творческих работ.

Затем дети повторно слушали это произведение и отображали в мимике настроение котов. В том момент, когда музыка и слова менялись (кошечка пела ласково, а кот – противно, грубо), мы просили детей поднять руки. 
Цель следующего задания: уметь определить характер и настроение музыкальных произведений.

Для выполнения этого задания детям предлагается описать, какие чувства и настроения пробудила у них музыка. Например, слушая произведение Э. Грига «В пещере горного короля», они самостоятельно описывали характер и настроение пьесы. Дети отвечали однообразно – музыка злая, страшная. Слушая произведение «Сурок» Л.В. Бетховена, в основном, говорили одно и тоже – звучала грустная музыка.

Анализ выполнения данного задания показал, что дети мало владеют музыкальными эпитетами, отвечают однообразно и неполным ответом. Способности детей к вербальному выражению своих мыслей и переживаний было зафиксировано обилием пауз, междометий и повторов, что характеризовало трудность вербализации. Реакция на вопросы у детей была медленная. Развернутую характеристику эмоционально-образному содержанию произведений с использованием эпитетов, аллегорий и сравнений дали 12 человек. Для этого я использовала словарь В.Г. Ражникова, который обогащает словарный запас детей. Из самых любимых и просто хорошо знакомых произведений мы составили таблицу, в которой видны чувства и настроения музыкальных произведений.

Задание 2: В ходе беседы я подводила детей к тому, что художественный образ произведения предполагает соответствующий ему характер восприятия. Для того чтобы понять художественный образ произведения нужно дошкольников настроить на эмоциональный тон. Подготовить их к художественному общению с произведением искусства - значит, принять «облик сердечного участия и любящего взора, отобразить в своем воображении желания увидеть и чутко услышать переданное автором, который обращается к нам как к своим близким друзьям, доверительно, с любовью» (С.М. Каргапольцев).

Вниманию детей предлагалось прослушать музыкальное произведение «Клоуны» Д. Б. Кабалевского и задавались следующие вопросы: 
1.Что вы представляете себе, слушая эту музыку? (Представляем, как танцую клоуны, и веселят народ). 
2.Меняется ли музыка на протяжении всего произведения? (Да). 
3.Каким образом меняется музыка? (Сначала она была веселая, затем несколько грустная, а потом снова веселая). 
4.Как вы определили, что клоуну стало грустно? (Музыка поменялась).  
5.Как вы думаете, что могло повлиять на смену выражения лица клоуна? 
Дети повторно слушают произведение «Клоуны». Я предлагала мимикой изобразить настроение клоуна. Когда в музыке будет изображён весёлый клоун, мы будем улыбаться, а когда грустный – хмуриться. 
Затем детям предлагалось разобраться, что относится к мажору, а что – к минору. В это время вся группа работает с карточками – показывают грустного клоуна, когда звучит минор, и веселого, когда звучит мажор.  
В ходе проделанной работы выяснялось, что не все дети могут подобрать словесные характеристики, но, тем не менее, все старались. А мимикой изобразить настроение клоуна удалось почти всем. Это очень радует, значит, дети эмоционально реагируют на понравившуюся им музыку.  
Задание 3. Детям предлагается в разных интонационных вариантах произнести одну и ту же фразу: «Какой сегодня день», «Ветер шумит», найти нужный рисунок и сопроводить ее соответствующей мимикой и жестами. 
Грусть, разочарование –  
Радость, ожидание -  
Восхищение, любование –  
Досада, огорчение –  
Вопрос - испуг, ужас -  
Анализ выполнения детьми этой серии заданий показал, что многие ребята закрепощены и не умеют управлять своей мимикой, хотя в вербальной форме могут правильно определить характер героя, настроение произведений. 
Задание 4. Также детям предлагалось поиграть на музыкальных инструментах и проверить их эмоциональный уровень. Я им показывала рисунок с изображением бубна, барабана, треугольника, погремушки, стаканов с водой и предлагает выбрать детям любой инструмент по выбору. Задача ребенка заключалось в том, чтобы передать настроения человека (пиктограммы висят на доске). Нужно было сыграть дважды. В первом случае передать грустное настроение (показ пиктограммы – грусть), а во втором – веселое настроение человека (показ пиктограммы – радость).  
Анализ этого задания показал, что дети без труда справились с данной задачей. 
Задание 5: Цель задания: по интонационно-речевой и двигательной активности ребенка определить его способность передавать определенное эмоциональное состояние. 
С этой целью детям предлагалось разучить, а затем исполнить песню «Если снег идет» И.Карасева. Хочется отметить, что большинство детей справились с заданием на данном этапе. Они старались показывать движения в соответствии с текстом, при этом передавали характер и настроение песни.  
Также я использовала метод наблюдения за внешним эмоциональным проявлением детей в процессе слушания музыки и применяла задания на использование цвета в передачи эмоционально-образного содержания музыки. Их цель - выработать у детей способность передавать характер музыкального произведения через эмоциональные представления о цвете. Привожу примеры некоторых заданий:  
Задание 1: «Рисуем музыку». Цель задания - установление ассоциативной связи между музыкой и эмоциональным значением цвета. Содержание задания: я просила детей закрыть глаза и послушать музыку. (Звучит грамзапись оркестровой музыки). Затем дети рассказывают о том, что они услышали в прослушанной музыке. Рассказываю, что картину можно написать не только красками, но и словами, а также красками и предлагаю им нарисовать то, что они услышали в музыке. 
Также предлагаю детям выполнить пластические этюды на выражение эмоций и чувств, переданных в музыкальных произведениях. Цель этих заданий – выявить способность детей к передаче настроения музыки с помощью выразительных движений и мимики. Приведем примеры некоторых заданий: 
Задание 2: Пластический этюд «Музыкальные руки». Содержание задания: Под звучание музыкального произведения дети руками создают образ, эмоционально и ритмически ему соответствующий. Звучание польки дети сопровождают четкими движениями, вальса – скользящими, волнообразными, гавота – плавными, протяжными, неторопливыми и т.д. 
Вниманию детей предлагался «Вальс» Р. Глиэра и задавались следующие вопросы: 
1.Что вы представляете себе, слушая эту музыку? (Золушка танцует с принцем). 
2.А как вы поняли, что Золушка танцевала с Принцем? (музыка была волнующая, плавная, нежная). 
Далее детям предлагалось послушать «Гавот» Д. Шостаковича и задавались следующие вопросы: 
1.Как вы думаете, с кем танцует Золушка, слушая эту музыку? (Золушка танцует с Королем). 
2.Как вы догадались? (музыка была неторопливая, важная). 
Затем дети слушали «Польку с колокольчиком» В. Золотарева. 
1. Какое настроение у этого танца? (Веселое, задорное, шуточное). 
2. Кто здесь мог танцевать с Золушкой? (Маленький Паж). 
Затем дети повторно слушали эти произведения и выставляли на фланелеграфе нужные фигурки, которые соответствовали данному образу.  
Задание 3. Детям предлагалась музыкально-дидактическая игра «Цветное настроение». После прослушивания музыкальных произведений «Жаворонок» П.И. Чайковского и «В пещере горного короля» Э.Грига они выбирали нужные цвета и составляли из лепестков цветик - семицветик.  
Анализ выполнения диагностического задания: «Цветное настроение» показал, что многие дети интуитивно выбирали теплые тона для передачи нежного, лирического характера музыки «Жаворонка», и холодные тона для передачи настроения музыки мрачного, сурового характера «В пещере горного короля».  
Задание 4: С детьми проводилась музыкально-дидактическая игра, «Какого цвета настроение». Целью явилось обучить детей мимикой выражать настроение, самостоятельно подбирать подходящий цвет для определенного эмоционального состояния. 
В ходе выполнения данных заданий эмоционально-образного содержания музыкальных произведений в выразительные движения большинство детей безошибочно выбирали плавные движения для медленной, лирической музыки и энергичные движения для быстрой и ритмичной. Но движения детей были однообразными, невыразительными и схематичными. 
Привожу примеры некоторых заданий:  
Задание 1: Цель этого задания – отобразить эмоциональные различные состояния в собственном исполнении при помощи импровизации, а также закрепить понятие жанров в музыке (вальс и полька). Далее детям предлагается назвать красивые слова и изобразить эти слова в жесте, движениях, что способствует их эмоциональному настроению и творческому воображению.  
Учитель просил детей сочинить мелодию на предложенные слова и исполнить ее соответственно: 
Весело: Грустно 
Спеть в ритме польки: Спеть в ритме вальса: 
«Танец польку я люблю, и танцую, и пою, 
Ах, как польку я люблю, и танцую и пою!» 
«Танец вальс я люблю, и танцую, и пою, 
Ах, как вальс я люблю, и танцую и пою!» 
Задание 2. Дети называют соответствующие ласковые слова по своему выбору, например, «солнце», «радуга», «мама», «улыбка», «красота», «любовь» и т.д. (Дети пробуют изобразить жестами значение выбранных ими самими слов, а герой урока узнаёт, какое слово изображают дети). 
Задание проводилось с целью выявления умения детей интерпретировать музыкальное произведение, отображая его художественный образ в мимике и жестах. Тема урока: «Встреча с ветром». 
Задание 3. Содержание задания. Мы разучивали с детьми песню В. Шаинского «Антошка» и предлагал исполнить ее по ролям. Из учеников класса выбирали главного героя песни - Антошку. Перед тем как исполнять песню учитель просил детей ответить на следующие вопросы: 
1. Какой характер у этой песни? 
2. Какой характер у главного героя песни – Антошки? 
3. Хотели бы вы быть похожи на него? 
4. Как композитор относится к герою песни? 
5. Какую черту характера высмеивает композитор? 
6. Как следует исполнять эту песню? 
7. Каким должно быть выражение лица при исполнении этой песни? 
Затем я попросила детей выразительно исполнить песню, следуя всем темповым и динамическим изменениям, обращая внимание на эмоциональное перевоплощение в образ героя.  
Все рассмотренные выше приемы и методы диагностики содержания и уровня развития эмоциональной сферы у дошкольников были основаны на «перевыражении» содержания и смысла, понятого в музыке на вербальный язык, язык пластики, мимики и жеста. Так, недостаточная развитость вербального языка, характерная для дошкольников, затрудняла диагностику, а неосознанность языка мимики и жестов, наоборот, подтверждала их способность к переводу содержания музыкального произведения в различные знаковые формы. 
В своей работе я выделила три уровня развития эмоциональной сферы у дошкольников на уроках музыки. 
На первом уровне (низком) эмоции развиты недостаточно, образы статичны, ассоциативность осуществлялась по названию, по внешним признакам, гибкость и оригинальность эмоций не проявлялись. 
На втором уровне (среднем) развитие эмоций характеризовалось фрагментарностью, эмоциональностью, оригинальность выделялась не всегда, присутствовали выразительные детали. 
На третьем уровне (высоком) образы были яркими, эмоциональными, метафоричными. Эмоции характеризовались быстротой, гибкостью мышления. Сравнивая эмоции, обнаруженные в ходе ознакомления детей с музыкальными произведениями и проявленными в ходе ознакомления с произведениями живописи, нами было обнаружено, что более ярко эмоциональные проявления были выражены именно при прослушивании музыки. Мы констатировали показатели в проявлении эмоций детей, которые соответствовали высокому уровню, что, выразилось в плавных движениях в такт музыки, во внимательном взгляде, адекватной настроению произведения мимической экспрессии. Это свидетельствовало о принятии и проникновении детей в мир звуков. Дети как бы отдавались мелодии, уходили от реальной ситуации в воображаемую. Музыкальное произведение вызвало у детей ряд ассоциаций, о которых они рассказали после прослушивания. Например, Саша Е. сравнил услышанный музыкальный отрывок с розой ("Она звучит, как роза"), что свидетельствует о соотнесении собственных впечатлений с категорией красоты. Это закономерно и объясняется своеобразием этого возраста, так как с младенчества ребенок слышит напевы матери, откликается на ласковое отношение взрослого, что подтверждает положение о силе эмоциональной памяти ребенка. По мнению ряда авторов (Е.В.Зеньковский, В.А.Петровский, Б.М.Теплов и др.) музыка выступает наиболее эмоционально сильным видом искусства, вызывающим разнообразные переживания. Музыка как вид искусства в образовательном процессе детского сада занимает большое место в повседневной жизни ребенка. 
Занятие для детей старшей группы 
«Осеннее настроение». 
 
Задачи: Дать детям элементарные представления о том, что такое настроение, познакомить их с разнообразными средствами, с помощью которых люди передают свое настроение; воспитывать у детей желание высказывать свое отношение к происходящему, передавать свое настроение словом, развивать эмоциональную сферу детей. 
Ход занятия: 
 
Дети входят в зал под музыку П.Чайковского «Осенняя песня». 
М.Р. Ребята, с каким настроением вы пришли ко мне на занятие? (Выслушиваются ответы детей). 
М.Р. Вы сейчас высказали каждый свое настроение. А знаете ли вы, что такое настроение? Настроение – это то, как ты себя чувствуешь, то состояние, в котором ты сейчас находишься. Часто на наше с вами настроение влияет то погода, то музыка, то человек, с которым мы разговариваем. Настроение можно выразить по-разному: движением, мимикой лица. Художники и поэты, музыканты часто выражают свое эмоциональное состояние, настроение в своих картинах, стихах, музыкальных пьесах.  
М.Р. Сейчас я вам предлагаю сесть поудобнее, закрыть глаза и представить себе осенний день под музыку «Осень» композитора Ю. Левитана. 
«Осень» Ю.Левитан. 
М.Р. Какие чувства, мысли вызвала у вас эта музыка? 
Дети. Осень разукрасила деревья: на одних листья еще зеленые, на других - золотые, на третьих – огненно-красные.  
М.Р. А как сверкают под солнцем капельки дождя, трава, мокрый асфальт? Я предлагаю вам выразить свое настроение в танце под музыку Г.Свиридова «Осень».  
(Дети для импровизации используют осенние листочки, ленточки, султанчики). 
 
Танец «Осень» Г.Свиридова. 
М.Р. Музыка звучала одна, а настроение каждый из вас, дети, выразил по-разному: кто-то изображал дождик, кто-то – листопад или осенний ветер. 
М.Р. А сейчас предлагаю вам послушать, как поэт А.Плещеев выразил свое настроение в стихотворении «Осень наступила…» 
Осень наступила, высохли цветы, 
И глядят уныло голые кусты. 
Вянет и желтеет травка на лугах, 
Только зеленеет озимь на полях. 
 
Туча небо кроет, солнце не блестит, 
Ветер в поле воет, дождик моросит. 
Воды зашумели быстрого ручья. 
Птички улетели в теплые края. 
М.Р. Какое настроение передал поэт в стихотворении? 
Дети. Грустное, печальное, невеселое.  
М.Р. А теперь, ребята, мы с вами превратимся в маленьких композиторов и попытаемся сочинить мелодию на слова этого стихотворения. (Дети импровизируют). 
М.Р. У каждого получилась своя осенняя песенка. А теперь послушайте, какую песню сочинил на эти стихи композитор Ц. Кюи. 
 
Песня «Осень», музыка Ц.Кюи, слова А.Плещеева. 
 
М.Р. Какое настроение попытался передать в песне композитор? 
Дети. Музыка тихая, спокойная, печальная. Природа засыпает, в мелодии слышится тоска по уходящему лету, солнышку. 
М.Р. Послушайте песню еще раз. Какое настроение вызвала у вас эта музыка и почему? Давайте посмотрим, как художник М. Куприянов в картине «Золотая осень», передал осеннее настроение, а затем послушаем пьесу П.И. Чайковского «Осенняя песнь. Октябрь» из цикла «Времена года» и сравним, одинаковое или разное настроение передали художник и композитор. 
(Музыкальный руководитель рассматривает с детьми картину и обсуждает, какие краски использует художник, чтобы передать настроение. Обращает внимание детей на то, что используются теплые тона: красный, оранжевый, желтый – и поэтому настроение приподнятое). 
Дети слушают музыку П. И. Чайковского и отвечают на вопрос: какая музыка по характеру? (Печальная, грустная и настроение такое же). 
 
«Осенняя песнь. Октябрь» из цикла «Времена года» П.И. Чайковский. 
 
М.Р. Сегодня на занятии мы с вами увидели и почувствовали, что осень может вызвать у людей разнообразное настроение: светлую грусть, которую навевает нам пасмурный, тихий, холодный осенний день, а быть может, теплую радость, если денек солнечный и погожий; возможно, тоску и уныние. Предлагаю вам закончить наше занятие песней «Осень пришла», по-своему тоже выражающей определенное настроение. 
 
Песня «Осень пришла», музыка и слова В. Герчик. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Занятие для детей старшей группы 
«Зимнее настроение». 
Задачи: Развивать эмоциональную сферу дошкольников; формировать умение высказывать свои мысли связно, в соответствии с темой; воспитывать музыкальный вкус на примере художественных и музыкальных произведений. 
Ход занятия: 
 
М.Р. После дождливой, пасмурной осени пришла зима. Снег устилает землю, дует холодный ветер, солнце выглядывает редко, но как мы радуемся холодным денькам, когда снег скрипит под ногами и искрится солнце! Вот как говорит о зиме А.С. Пушкин: 
Вот север, тучи нагоняя, 
Дохнул, завыл, - и вот сама 
Идет волшебница зима! 
Пришла, рассыпалась клоками 
Повисла на суках дубов; 
Легла волнистыми коврами 
Среди полей, вокруг холмов; 
Брега с недвижною рекою 
Сровняла пухлой пеленою; 
Блеснул мороз. И рады мы 
Проказам матушки зимы. 
М.Р. А вот как приветствует зиму И.Никитин: 
Здравствуй, гостья-зима! 
Просим милости к нам 
Песни севера петь 
По лесам и степям. 
Есть раздолье у нас –  
Где угодно гуляй; 
Строй мосты по рекам 
И ковры расстилай. 
М.Р. Давайте, сравним эти два стихотворения. Каким настроением пронизаны стихи? (Ответы детей). 
М.Р. У А.С. Пушкина зима предстает перед нами торжественной, величавой. Только волшебница смогла так изменить природу, и мы околдованы, восхищаемся ее силами. У И.Никитина – стихотворение-приветствие. В нем радость ожидания, радость встречи зимы. Вот так по-разному встречают поэты зиму. 
М.Р. А с каким настроением пришли вы ко мне? (Ответы детей). 
Сейчас споем песни, в которых выражается настроение от встречи с зимой. 
Песня «Зимы я вовсе не боюсь», музыка И.Кадомцева, слова Н.Бакай; 
Песня « К нам пришла зима», музыка В. Герчик, слова В.Малкова; 
«Зимняя песенка», музыка М.Красева, слова С.Вышеславцевой. 
 
М.Р. А сейчас будем слушать музыку. У немецкого композитора Р.Шумана есть «Детский альбом», в который входят две пьесы под одним названием «Зима». Какое настроение передал в них композитор? Какая музыка по характеру? 
Дети. Первая пьеса передает одиночество, холод, тоскливое настроение. Вторая пьеса грозная, суровая, угрожающая. 
М.Р. Зима – это сказка. В балете П.И. Чайковского «Щелкунчик» есть «Вальс снежных хлопьев». Возьмите в руки ниточки новогоднего дождика, бусинки, снежинки и вместе с композитором передайте настроение музыкального произведения. (Дети импровизируют). 
Танец-импровизация  
«Вальс снежных хлопьев» П.И. Чайковский. 
М.Р. Посмотрите на картину Д.Я. Александрова «Зимняя сказка». Какое настроение передает картина? С помощью, каких красок это достигается? Выразите свое настроение, дополнив картину. (Анализ ответов детей). 
Предлагаю вам, ребята, нарисовать в группе или дома свою «Зимнюю сказку». 
ИНТЕГРИРОВАННОЕ ЗАНЯТИЕ МУЗЫКИ И РИСОВАНИЯ И ХУДОЖЕСТВЕННОГО СЛОВА В ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ГРУППЕ 
«На балу с Золушкой» 
Цели: углубить представление детей о жанре танца, взаимосвязи музыки и цвета; 
• развивать воображение, желание и способность высказываться о музыке; 
• помочь ребенку почувствовать красоту души Золушки. 
Оборудование: 
1. Детские музыкальные инструменты. 
2. Магнитофон с аудиозаписями. 
3. Цветная бумага, белые листы, фломастеры. 
4. Фланелеграф и рисунки — изображения силуэта дворца и фигурок танцующих. 
5. Заготовки платьев Золушки. 
 
Ход занятия 
Дети входят в музыкальный зал. 
М. Р. (звенит колокольчиком, затем говорит): Послушайте, ребята, какой звон у этого колокольчика! Давайте прислушаемся к нему, может быть, он о чем-то хочет нам рассказать? (Дает детям послушать). Мне, кажется, понятно, о чем он звенит. Он попал к нам сюда из сказки, под этот веселый перелив танцевала на балу у Короля — кто, как вы думаете? Конечно, наша любимая Золушка. Давайте отправимся вместе с ней на бал и попробуем по музыке отгадать, с кем танцует Золушка. Хотите? (Дети отвечают). 
(Звучит фонограмма тихой, нежной музыки). 
 
«Детская музыка» композитора Эванса. 
 
— Вот уже карета с Золушкой подъехала ко дворцу. В окнах видны танцующие люди, смотрите, там и прекрасный Принц, и его отец — Король, и даже маленький Паж, помощник Феи — он тоже здесь. Пока Золушка поднимается по ступенькам лестницы, я вам скажу, что она очень волнуется, ведь наша любимая героиня попала во дворец на такой роскошный бал. Но мы-то с вами знаем, что Золушке нечего бояться – как только она войдет в зал, все обратят на нее внимание и захотят с ней потанцевать: и принц, и Король, и, конечно, маленький Паж, который нарочно пробрался во дворец и даже захватил с собой вот этот колокольчик, чтобы под его переливчатый звон потанцевать с Золушкой. 
Вот и я хочу вас спросить: почему же все-таки Золушку сразу заметили на балу, ведь кроме нее там было много красивых, нарядных девушек? (Ответы детей). Конечно, на Золушке было и прекрасное платье, и необыкновенные туфельки, но всего прекрасней было ее доброе улыбающееся личико, лучистые глаза, в которых светилась радость. И каждому, кто видел Золушку, хотелось еще и еще раз смотреть на нее и любоваться. А теперь послушаем музыку и постараемся узнать, с кем сейчас танцует Золушка? Как можно назвать этот танец? (Дети отвечают - «Вальс»). 
 
Исполняется «Вальс» Р. Глиэра. 
 
На фланелеграфе выкладываем рисунок с изображением танцующих. 
— А как вы поняли, что Золушка танцевала с Принцем? (Ответы детей). 
— Конечно, музыка такая плавная, нежная, волнующая, что сразу понятно, как хорошо было кружиться под нее Принцу и Золушке. А теперь послушаем другую музыку. 
Исполняется «Гавот» Д. Шостаковича, 
У.М. спрашивает, какой по характеру исполняется танец, дети отвечают. 
— Вы правильно почувствовали, что под эту музыку — неторопливую, важную—с Золушкой танцевал сам Король. (Выставляется другой рисунок). 
— Король был уже пожилой и не мог быстро кружиться, но зато он очень красиво кланялся, поворачивался, и все даже перестали танцевать и смотрели на Короля. Этот танец назывался «гавот», его обязательно танцевали на балах. 
После танца Король сел отдыхать, а Золушка снова танцует. С кем же? И как называется этот веселый танец? 
 
Исполняется «Полька с колокольчиками» В. Золотарева. 
 
дети отвечают, ставится третий рисунок. 
— Да, вы отгадали: раз зазвучала быстрая, задорная и звонкая музыка, то это Паж пригласил, Золушку на польку, и они танцевали очень весело и радостно.  
Пластический этюд «Музыкальные руки».  
Содержание задания: Под звучание музыкального произведения дети руками создают образ, эмоционально и ритмически ему соответствующий. Звучание польки дети сопровождают четкими, геометрическими движениями, вальса – скользящими, волнообразными, гавота – плавными, протяжными, неторопливыми и т.д. 
Вы правильно почувствовали музыку и определили танцы, но самое удивительное на этом балу было то, что платье у Золушки меняло свой цвет в зависимости от ее настроения и от характера музыки. Вы помните, ведь это платье ей подарила Фея!" Я достану сейчас листы цветной бумаги, а вы ёще раз послушаете музыку, можете даже закрыть глаза, чтобы лучше представить цвет платья Золушки. Потом вы покажете на тот цвет, который, по вашему мнению, соответствует характеру танца и настроению Золушки. 
(Выставляются красный, желтый, фиолетовый цвета, - можно добавить голубой. Поочередно прослушивается музыка ко всем танцам, затем следует обсуждение с детьми выбранных цветов. Очень важно, чтобы дети давали характеристики выбранному цвету, например: красный – яркий, радостный, волнующий. Педагог комментирует: Золушка была счастлива, танцевать с Принцем, ее сердечко наполнилось радостью, при этом она была взволнована, и щеки у неё пылали, подобно алым розам. 
Возможно, дети для изображения танца Золушки и Принца выберут и голубой цвет – нежный светлый, красивый. Это тоже возможный вариант: Нежность переполняла сердце Золушки, а чувства ее были светлыми и прекрасными, так же, как светла и прекрасна музыка, под которую они танцевали. 
Желтый цвет - теплый, ласковый, веселый: Золушка чувствовала, что Паж очень рад танцевать с ней, ей было с ним весело и легко. Можем представить себе этот танец, слушая польку. 
Фиолетовый цвет - спокойный, глубокий, торжественный. Золушке непривычно было танцевать гавот, но она хорошо чувствовала музыку и сумела двигаться вместе с Королем торжественно и важно. Ведь музыка гавота так хорошо передает размеренность шага танцующих, их неторопливые движения. 
После того как, дети определили цвета, им предлагают украсить платье Золушки. Детям раздают заготовки - контур платья, и они раскрашивают его по своему усмотрению. 
М.Р. Когда Золушка жила в своей каморке, она ходила в одном и том же стареньком платьице, а теперь у нее появилось столько прекрасных нарядов!  
Как интересно на балу с Золушкой, правда, ребята? Может быть, и нам попробовать потанцевать? Стоя на месте, будем руками изображать характер танца. Чтобы было легче, мы сейчас выберем музыкальные инструменты, которые, подойдут к музыке. 
На столе лежат: румба, колокольчик, музыкальный молоточек. Вместе, с педагогом дети выбирают музыкальные инструменты; идет сопровождение музыки на музыкальных инструментах группой детей, а другая группа жестами передает настроение музыки, причем можно пояснить, что к польке нужен колокольчик, к вальсу - треугольник, и т. д. Движения танца дети импровизируют в зале. Кроме того, дети могут передавать движение мелодии в графическом изображении: в ритме музыки они водят фломастером по листу бумаги, не отрывая его от листа. На листе появляется своеобразный рисунок танца. 
М.Р. Когда Золушка попала к себе домой после бала, то на память у нее осталась, как вы знаете, туфелька, но еще остался и этот колокольчик. Золушка часто его доставала, когда ей было грустно, тихонько звенела колокольчиком, и тогда улыбка вновь озаряла ее лицо. Она даже сама придумывала мелодии танцев, например, полечки: 
«Танец польку я люблю, и танцую, и пою, 
Ах, как польку я люблю, и танцую и пою!» 
М.Р. Вот и мы сейчас попробуем позвенеть этим колокольчиком и придумать мелодию своего танца. 
Песенная импровизация. 
Таким же образом дети могут сочинить и мелодию своего вальса. 
М.Р. Заканчивается занятие, мы прощаемся с Золушкой, но пусть в наших сердцах продолжает звенеть колокольчик, чтобы мы не забывали почаще улыбаться и дарить всем людям тепло и любовь!  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Интегрированное занятие в подгтовительной группе 
(музыка, природа и рисование) 
Шуршавчики - осенние листья 
Цели: 
1) Познакомить детей с цветом, формой, фактурой осенних листьев в природе. 
2) Развивать способность к построению ассоциативных аналогий между образами действительности и звуковыми, пластическими, художественными образами, запечатленными в произведениях искусства. 
3) Расширить эмоциональный опыт. 
Предварительная работа: 
1) Ознакомление с творчеством художника И. Левитана, картиной «Золотая осень». 
2) Заучивание детьми стихов об осени. 
3) Наблюдение за осенними изменениями в природе. 
Дети заходят в зал, садятся. На мольберте репродукции картины И. Левитана «Золотая осень». 
М.Р: Дети, природа передает вам привет. Закройте глаза и послушайте.  
«Шелест листвы» из цикла «Звуки природы» 
М.Р. Что вы услышали? 
Дети. Тихий шелест, шуршание. 
М.Р. С вами поздоровались осенние листочки, давайте мы будем называть их шуршавчиками. Посмотрите на картину, какое время года изобразил художник? 
Дети. Осень. 
У.М.  
Осень... Осыпается весь наш бедный сад,  
Листья, пожелтевшие, по ветру летят. 
Песня «Сарафан надела осень» муз. Е. Тиличеевой. 
Учитель раздает детям листья и предлагает им полюбоваться их цветом и формой. 
М.Р. Скажите, как осень раскрасила ваш шуршавчик? 
Дети. Желтый, зеленый с красным пятнышком, красный, оранжевый. 
М.Р. Посмотрите, сколько оттенков желтого цвета увидел художник в природе осенью. Найдите местечко для своего шуршавчика. 
Дети подходят к картине и прикладывают листок. 
М.Р. Хорошо твоему шуршавчику среди побуревшей травки? А у Маши шуршавчик притаился среди лимонного цвета опавшей листвы. Все листочки нашли себе место в нашей осени. Что еще может с ними произойти? 
Дети. Может подуть ветер и унести шуршавчик с собой. 
М.Р. Положите листочек себе на ладошку, какой он?  
Дети. Легкий 
М.Р. Погладьте его, что ощущают ваши пальчики? 
Дети. Листочек шершавый, сухой, хрупкий. 
М.Р. А хотите сами превратиться в легкий осенний листок, который кружится и летает, подгоняемый ветерком? 
Дети под музыку П. И. Чайковского «Осенняя песня» танцуют, изображая падающие листья. 
П. И. Чайковский «Осенняя песня» 
М.Р. Полетели листочки и тихонько опустились. (Дети садятся на стулья.) Ребенок. Кроет уж лист золотой  
Влажную землю в лесу. 
Смело топчу я ногой  
Вешнюю леса красу. 
М.Р. Дети, понюхайте свой листочек, приятный запах, правда? Вы можете себе представить, какие запахи наполняют пространство картины? 
Дети. Пахнет землей, деревьями, листьями. 
М.Р. Оказывается, не только нам нравятся опавшие листья, вот послушайте сказку. 
Ёжик Селиван очень любил тепло. И яркое солнце тоже, хотя и охотился ночью. Но больше всего ему нравились упавшие желтые листья, потому что они были яркими, как солнце и очень теплыми. Он таскал их в норку и радовался, когда особенно светлый листик делал его дом милым и нарядным. А когда норка стала совсем уютной, он справил новоселье. И после праздника на улицу больше не вышел. Так и остался спать у себя до самой весны. А листья шуршат тихонько, и спится под это солнечное шуршание сладко-сладко. 
М.Р. Как вы думаете, почему ёжику так сладко спалось? 
Дети. Потому что листочки шуршали и убаюкивали ёжика. 
М.Р. Давайте пошуршим все вместе. Что вы ощущаете? 
Дети. Спокойствие, тепло. 
М.Р. Каким цветом можно нарисовать шуршание листьев? 
Дети. Лимонным, буро-зеленым, оранжево-красным, коричневым. 
М.Р. Так давайте нарисуем его. Для этого раскрасьте свой листочек гуашью, уберите лишнюю краску и прижмите его к бумаге. 
Дети приступают к созданию рисунков. После выполнения задания дети читают стихи об осени и исполняют песню. 
Песня «Золотые листья» муз. Н.Ладухина. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Интегрированное занятие в подготовительной группе 
(музыка, природа, и рисование) 
Волшебные деревья 
Цели: 
1) Развивать способности к построению ассоциативных аналогий между образами реальных деревьев и звуковыми, пластическими, художественными 
образами деревьев, запечатленных в произведениях искусства. 
2) Формировать умения создавать образ дерева, работая в технике гравирования (процарапывания по воску). 
3) Развитие творческого воображения и эмоциональной сферы. 
4) Предварительная работа: 
1) Наблюдение за деревьями в природе, сравнение, уточнение их характерных особенностей. 
2) Рассматривание иллюстраций в детских книгах. 
3) Упражнения в создании образных описаний. Материал и оборудование: 
1) Репродукции картин А. Акопяна «Весна» и Н. Ианкошвили «Осень в Ахтала». 
2) Сборник пьес Э. Грига «Весной», «Маленькие прелюдии и фуги» И. С. Баха. 
3) Экран для теней, две тонких веточки и две коряжистые. 
4) Мольберты, листы альбомного формата, покрытые воском, и синей гуашью, простые графитные карандаши. 
М.Р Ребята, слышите музыку? Она приглашает вас на сказочную прогулку. 
Дети проходят под звуки музыки и садятся. 
М.Р.Сегодня я хочу рассказать вам историю про волшебные деревья, которые росли в сказочном лесу. Деревья были волшебными, потому что становились видимыми только тогда, когда пели свои удивительные песни. При этом каждое дерево напевало свою мелодию. Молодые деревца пели нежными изящными голосами, а старые деревья, которые видели много на своем веку, рассказывали в песнях чудесные лесные сказки. Гудели их высокие стволы, скрипели сучья, шуршали могучие кроны. А художник, гуляя по лесу, слушал песни деревьев и переносил их на свои картины. 
И сейчас я приглашаю вас в этот сказочный лес. Но чтобы попасть в лес, нужно спеть веселую песенку. 
Песня «Лес до небес» муз. Ю.Чичикова. 
М.Р. А теперь мы будем слушать мелодию с закрытыми глазами. Подумайте, какое дерево может так петь. 
М.Р. исполняет пьесу Э. Грига «Весной». 
М.Р. Расскажите, какое дерево вы представили? 
Дети. Красивое растущее дерево, нежное и стройное. 
М.Р. Я представила дерево, пробуждающееся от зимнего сна. Сначала маленькое, но вот оно растет и становится выше, тянется нежными веточками к солнцу. Оно кажется почти прозрачным - так тонок ствол и ветви. И мне вспомнилось стихотворение. 
Сияет солнце, воды блещут, 
На всем улыбка, жизнь во всем 
Деревья радостно трепещут, 
Купаясь в небе голубом. 
(Ф. Тютчев) 
Ребята, давайте превратимся в молодые нежные деревца. Наше туловище - это ствол, а руки - лёгкие веточки, они качаются под дуновением ветерка. (Дети выполняют движения под музыку.) 
Музыкально-пластическая миниатюра. 
Представьте, что мы оказались рядом с деревцем, которое изобразил художник. Учитель показывает репродукцию картины А. Акопяна «Весна». 
Брожу по лесу я тропою каменистой, 
Трепещут и блестят в ветвистой тишине 
Младые веточки под влагою росистой. 
(Н. Огарёв) 
Обратите внимание, как художник изобразил крону дерева. На что она похожа? 
Дети. Она похожа на одуванчик. 
М.Р. Да, поэтому деревце кажется легким и воздушным. Ребята, а какой линией можно нарисовать такое дерево? 
Дети. Тонкой, нежной, воздушной. 
М.Р. Сейчас мы превратим веточку в тонкое деревце. 
Гаснет свет, включается подсветка экрана. Учитель рисования приглашает ребёнка выбрать веточку и превратить её в дерево. Если веточка выбрана правильно, ребёнок награждается аплодисментами. 
М.Р. Но вот художник снова посетил сказочный лес, чтобы послушать другие деревья. Какое дерево он услышал на этот раз? 
Учитель музыки исполняет 
«Маленькие прелюдии и фуги» И. С. Баха. 
М.Р. Какое дерево пело, расскажите. 
Дети. Могучее, с широким шершавым стволом, старое и мудрое. 
М.Р. Конечно же, могучее дерево, сильное, с крепким широким стволом, с ветвями, которые ветер хочет унести с собой, но не может. Давайте мы превратимся в могучее дерево. Сожмите кулаки, покажите, насколько сильное у вас дерево. 
Дети выполняют движения под музыку. 
М.Р. А вот портрет могучего дерева. (Репродукция картины «Осень в Ахтала» Н. Ианкошвили.) 
Ученик читает стихотворение. 
Замахал ветвями лес, 
Сучья гнутся и скрипят. 
Лист оторванный кружится 
И уносится, и мчится. 
М.Р Ветви согнулись от сильного ветра, лес загудел, он поет ветру старые лесные сказки. Ребята, какой линией можно нарисовать такое дерево? 
Дети. Широкой. 
М.Р. Давайте, превратим веточку в могучее дерево. 
Гаснет свет, включается подсветка экрана. Педагог приглашает ребенка выбрать веточку. 
М.Р. Ребята, вам понравилась прогулка по волшебному лесу? Сейчас вы сами нарисуете дерево, которое вам понравилось больше всего. 
Дети садятся за мольберты. 
М.Р. Ребята, у вас на мольбертах волшебная бумага. И сейчас вы будете не рисовать, а процарапывать по воску острым карандашом. Такая техника называется «граттаж». 
Во время самостоятельной работы детей звучит музыка.  
А.Вивальди «Зима» из цикла «Времена года». 
Учитель рисования просит детей положить работы рядом. 
М.Р. Какой красивый сказочный лес вырос у нас. Молодцы! 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Азбука настроений 
Эмоциональное развитие школьника тесно связано с познавательным. Если хорошо развиты эмоции ребенка, то он лучше понимает детей и взрослых, ему легче дается обучение. 
В процессе работы нами было отмечено, что детям не всегда удается понять и правильно определить испытываемое ими чувство, поскольку способность к произвольной регуляции эмоций развита недостаточно. 
Научиться полноценно, выражать свои чувства ребенок может через овладение умением различать и сравнивать эмоциональные ощущения; определять их характер, например, приятно неприятно, спокойно беспокойно и т. д. 
С этой целью педагоги используют различные формы работы: игры-драматизации, беседы. Нам хотелось бы предложить такую форму работы, благодаря которой дети учатся самостоятельно определять характер эмоциональных отношений, а именно обозначать их через выбор определенного цвета. Например, ребенок подбирает подходящий, по его мнению, цвет к изображению грустного человечка, веселого, спокойного, злого, недовольного и т. д. 
Указанная работа может проводиться с детьми младшего школьного возраста на уроках музыки в качестве дополнения. Организатором таких дидактических игр-занятий может быть учитель начальных классов, а также учитель музыки, который в своей деятельности использует интегрированные уроки.  
Школьники с помощью педагога учатся определять (по изображению на картинке) настроения, обозначать их через цвет. 
Нами была использована в качестве раздаточного материала «Азбука настроения» (авторы: творческий коллектив под руководством Н. Л. Бело-польской, 1993, 1994 гг.).  
 
 
1. Дидактическая игра  
«Азбука настроений» 
Цель. Познакомить детей с понятием «настроение», учить определять эмоциональное состояние по графическому изображению. 
Материал. По одному набору карточек (6 шт.) на каждого ребенка с изображением настроений: радость, горе, самодовольство, испуг, агрессия, недовольство. 
Ход занятия 
Учитель предлагает каждому ученику взять по набору карточек. Затем обращается к ним с вопросом: может ли кто-нибудь объяснить, что такое настроение? Выслушивает ответы детей, говорит о том, что у всех бывает разное настроение (грусть, веселье, испуг и т. д.). Предлагает внимательно рассмотреть карточки и выбрать ту, где показано грустное настроение, затем найти карточку с изображением недовольства и положить рядом (справа). Таким образом, под руководством педагога дети выбирают соответствующие карточки и раскладывают их в названной последовательности слева направо. 
Нам представляется целесообразным заканчивать ряд изображением радостного настроения. Например, грустное настроение, недовольство, испуг, агрессия, самодовольство, радость. 
Далее детям предлагаются вопросы:  
- Когда мы плачем? Почему нам становится грустно? 
- Когда мы бываем недовольны? 
- Чего можно испугаться? 
- Почему люди кричат? 
- Как показать, что ты хвастаешься? 
-Чему мы радуемся?  
По ответам детей учитель может определить, во-первых, насколько у них сформировано понимание выраженного в мимике настроения; во-вторых, узнать те или иные проблемы ученика. Например, очень информативным в этом плане является вопрос «Чего можно испугаться?», заданный в безличной форме. Ответы детей могут послужить материалом для дальнейшей психолого-педагогической коррекционной работы. 
2. Дидактическая игра 
«Читаем стихотворения» 
Цель. Закреплять умение детей определять эмоциональный настрой стихотворения, продолжать учить подбирать соответствующее графическое изображение. 
Материал. По одному набору (6 шт.) карточек из «Азбуки настроений»; стихотворения. 
Ход занятия 
Учитель предлагает каждому ученику взять по набору карточек, послушать стихотворение, определить, о каком настроении идет речь, и показать соответствующую карточку. 
1) Грустное настроение (слезы).  
И. Токмакова. «Ничья кошка». 
Это — ничья кошка. 
Имени нет у нее.  
У выбитого окошка  
Какое ей тут житье?  
Холодно ей и сыро,  
У кошки лапа болит... 
 
2) Агрессия, злое настроение. 
В. Приходько. «Король Боровик».  
Шел Король Боровик  
Через лес напрямик. 
Он грозил кулаком  
И стучал каблуком.  
Был Король Боровик не в духе 
- Короля покусали мухи. 
 
3) Испуг, страх. 
А. Кондратьев. «По ночам».  
Говорят, в больших, кустах  
По ночам таится страх. 
Я пошел к большим кустам: 
«Кто же там и что же там?» 
 
4) Недовольство. 
М. Бородицкая. «Колдунье не колдуется». 
Сидит колдунья, дуется 
На целый белый свет:  
Колдунье не колдуется,  
И вдохновенья нет.  
Наколдовала к завтраку  
Из Африки банан, 
А появился — здрасьте вам! 
— Из Арктики буран... 
 
5) Самодовольство. 
А. Усачев. «Что я могу?»  
Я все могу! — 
Могу плясать, и рисовать, и петь,  
Могу стоять на голове  
И в телескоп смотреть! 
Могу допрыгнуть до Луны, 
Могу найти алмаз,  
Могу я даже видеть сны, 
Не закрывая глаз... 
 
6) Радость. 
А. Барто. «Светит солнышко в окошко». 
Светит солнышко в окошко. 
Смотрит в нашу комнатку. 
Мы захлопаем в ладоши — 
Очень рады солнышку. 
По прочитанным отрывкам ученики раскладывают слева направо карточки с выбранными рисунками, затем вместе с учителем обсуждают, что получилось. 
Примечание. Стихотворные отрывки могут быть заменены на другие, важно, чтобы в них говорилось о том эмоциональном состоянии, которое изображено на рисунке. На этом занятии учитель не уточняет при показе настроений положение бровей, глаз, губ и т. д., эта работа проводится далее. 
 
3. Дидактическая игра  
«Слушаем музыку» 
Цель. Закреплять умение детей определять настроение музыкального произведения, подбирать соответствующий рисунок по «Азбуке настроений». 
Материал. По одному набору карточек (6 шт.) из «Азбуки настроений»; аудиокассеты с записью соответствующих мелодий. 
Ход занятия 
Педагог объясняет детям, что они будут подбирать карточки с изображением настроений, соответствующих той музыке, которую услышат. Методика аналогична предыдущему уроку. Например, можно использовать следующие музыкальные отрывки. 
1) Недовольство — начало «Песни Тролля» из музыкальной сказки «Белоснежка и семь гномов» (муз. М. Гусева). 
2) Грусть, слезы - русская народная песня «На улице дождик» в исполнении ансамбля «Золотое кольцо». 
3) Страх — К. Сен-Сане. «Карнавал животных», этюд № 2 (аудиокассета). 
4) Злость, агрессия Г. Гладков. «Песня разбойников» (сл. Ю. Энтина). 
5) Самодовольство — песня А. Пинегина «Кошелечек» (сл. И. Иртенева), аудиокассета «Последний бегемот». 
6) Радость — песня А. Пинегина «Хрюшечки» (сл. Ю. Кушака). 
 
4. Дидактическая игра 
«Рисуем настроение» 
Цель. Учить детей выражать настроение мимикой, обращать внимание на положение бровей, рта; учить самостоятельно, подбирать подходящий цвет для определенного эмоционального состояния.  
Материал. Листы бумаги с тремя нарисованными шаблонами (рис.1); простые и цветные карандаши или краски; рисунки с изображением спокойствия, смущения, страха (рис. 2—4). 
Примечание. Учесть следующее: не разбирать более трех эмоциональных 
состояний за одну игру; лучше использовать не цветные карандаши, а краски, что позволит выбрать большее количество оттенков (при их смешивании); кроме того, работа с красками более привлекательна. 
Ход занятия 
Учитель раздает листочки с шаблонами, затем объясняет, что сегодня дети будут «рисовать» настроение, а потом выберут подходящее по цвету «платье» и раскрасят человечков. 
Показывает рисунок, обращает внимание на положение бровей, глаз. «На этом рисунке нарисовано спокойное настроение. Посмотрите, брови не подняты, глаза прикрыты. Словно мы слушаем тихую колыбельную песню...» Воспитатель включает аудиокассету с записью «Колыбельной медведицы» (Е. Крылатов — Ю. Яковлев) в исполнении Н. Сенчуковой и ансамбля «Дюна». 
«Постарайтесь показать мимикой спокойное настроение: мы спокойны, глаза прикрыты, губы расслаблены... Мы отдыхаем». Звучит музыка. «Теперь попробуем нарисовать это настроение. Возьмите листы бумаги и простые карандаши. Нарисуйте спокойное лицо у первого человечка». Дети рисуют. «Давайте подберем спокойному человечку цвет одежды. Как вы считаете, каким цветом лучше раскрасить его платье?» Дети самостоятельно подбирают цвет.  
Педагог оказывает помощь только в случае затруднения. Затем выбор цвета обсуждается. 
Переходим к следующему изображению. «Посмотрите на этот рисунок. Здесь мы видим улыбку, но глаза опять прикрыты, да и брови сдвинуты. Что же это? Давайте послушаем музыку!» Воспитатель включает запись «Песни Синеглазки» (Ю. Энтин — М. Минков). «Оказывается, это смущение! Вот как мы смущаемся, когда нас хвалят. Мы улыбаемся, нам приятно, но в то же время немного не по себе, поэтому и брови сдвинуты, как бы напряжены». Детям предлагается зарисовать это настроение и подобрать подходящий цвет для платья. Можно задать вопросы: «Цвет будет ярким или не очень? Должен цвет обращать на себя внимание или быть поскромнее?» И т. д. 
Выбранные цвета обсуждаются. 
Учитель предлагает определить настроение, изображенное на последнем рисунке. Звучит музыка К. Сен-Санса «Карнавал животных». «Посмотрите, лицо у испуганного человека напряженное, рот открыт, брови сдвинуты, глаза испуганные». Затем дети начинают рисовать, подбирать цвета. Проводится обсуждение. 
 
 
5. Дидактическая игра  
«Какого цвета настроение?» 
Цель. Продолжать учить детей мимикой выражать настроение, самостоятельно подбирать подходящий цвет для определенного эмоционального состояния. 
Материал. Листы бумаги с тремя нарисованными шаблонами; простые и цветные карандаши, краски; рисунки с изображением радости, недовольства, усмешки; аудиозаписи. 
Ход занятия 
Игра проводится так же, как и предыдущая. Приводим примерный подбор музыкальных произведений для иллюстрации эмоционального состояния: 
• радость — песня «Солнышко» (Е. Морозовой) (рис. 5); 
• недовольство - аудиозапись «Песенка Водяного» (Ю. Энтина — М. Дунаевский) (рис. 6); 
• насмешка — «Антошка» (В. Шаинский — Ю. Энтин) (рис. 7). 
Учитель обращает внимание детей на то, что когда радуются, то глаза открыты, рот улыбается, брови не подняты. Предлагаем детям изобразить мимикой радость, затем нарисовать на шаблоне и, подобрав подходящий цвет, раскрасить платье человечков. 
Недовольство дети изображают без затруднений. Труднее определить насмешку. Можно поговорить об этом поподробнее: когда над людьми смеются? Может ли быть насмешка доброй? Почему нельзя сказать, что человек радуется, хотя рот у него улыбается? (Брови напряжены, да и глаза прищурены.) Как себя чувствует тот, над кем смеются? Хорошо или плохо смеяться над другими? 
Затем обсуждаем подбор цвета: для неприятного настроения и цвет выбираем неприятный, например, серый, для радостного — яркий, красивый. 
 
6. Дидактическая игра  
«Какого цвета счастье?» 
Цель. Закреплять умение выражать определенное настроение через цвет, показывать мимикой эмоциональное состояние. 
Материал. Листы бумаги с нарисованными шаблонами; карандаши, краски; рисунки с изображением счастья, грусти, страха. 
Ход занятия 
Педагог предлагает детям изобразить мимикой счастье, затем показывает, как это можно нарисовать. Включает аудиокассету с записью французской народной песни «Танец маленьких утят» (в перев. Ю. Энтина). Под эту музыку дети рисуют счастливое выражение лица. Подбирают подходящий цвет и раскрашивают платье человечка (рис. 8). Воспитатель включает следующую мелодию - песня «Пропала собака» (В. Шаинский — А. Ламм). Спрашивает детей: какое настроение создает песня? (Грустное.) Показывает, как можно нарисовать грусть: брови не подняты, глаза грустные, уголки рта опущены вниз (рис. 9). Спрашивает: какой цвет лучше подойдет для изображения грустного настроения? (Например, серый.) Для иллюстрации злого настроения используется «Песня разбойников» (Г. Гладков — Ю. Энтин): уголки рта опущены, но глаза и брови не спокойны, как у грустного человека, а напряжены. Воспитатель предлагает подобрать цвет (например, черный) для «злого» человечка (рис. 10). 
В конце урока дети исполняют «Танец маленьких утят». 
Указанная работа может проводиться со всеми детьми (если в группе есть дети, которые нуждаются в психогимнастике или иной коррекционной работе, такая подготовка поможет им лучше освоить психологические этюды, понять содержание психотерапевтических сказок). 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Прослушав достаточно большое количество музыкальных произведений, можно создать «копилку чувств», как советует педагог Е.И. Юдина. Для этого детям предлагается описать, какие чувства и настроения пробудила у них музыка. Из самых любимых и просто хорошо знакомых произведений мы составили таблицу, в которой видны чувства и настроения музыкальных произведений. 
Настроение 
Композитор 
Название сочинения 
Печаль 
Л.В. Бетховен 
«Сурок» 
Радость 
Ж.Бизе 
Увертюра к опере «Кармен» 
Мечтательность 
П.И Чайковский 
«Сладкая греза» 
Героические чувства 
М.В. Глинка 
«Марш Черномора» 
Гнев 
Э. Григ 
«Шествие гномов» 
Шутливое настроение 
И.С. Бах 
«Шутка» 
Тревога 
А. Вивальди 
«Зима» из цикла «Времена года» 
Сказочность 
Э Григ 
«В пещере  
горного короля» 
Волнение 
П.И Чайковский 
«Подснежник» 
Спокойствие  
Э Григ 
«Утро» 
Нежность 
П.И Чайковский 
«Осенняя песня» 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Радостно 
Торжественно 
Нежно 
Грозно 
Спокойно 
Взволнованно 
Тяжело 
Поэтично 
Весело  
Величес-твенно 
Ласково 
Динамично трагично зловеще 
Мирно 
Обеспокоенно  
грузно 
Возвышенно 
Празднично 
Победно 
Любовно 
 
Безмятежно 
Тревожно 
Мощно 
трепетно 
Приподнято 
Призывно 
Радушно 
 
Добродушно 
 
 
Душевно 
Звонко 
Величаво 
Мягко 
 
просто 
С отчаянием 
 
 
Звучно 
Ликующе 
Трогательно 
 
наивно 
 
 
 
Блестяще 
Востор-женно 
Приветливо 
 
светло 
 
Неуклюже 
 
Бодро 
Пышно 
Приятно 
 
Простодушно 
 
 
 
Искрясь 
Шумно 
Доверчиво 
 
прозрачно 
 
 
 
Игриво 
Жизнеутвер-ждающе 
Мило 
 
Беззаботно 
 
 
 
Бойко 
Оптимис-тично 
Беззлобно 
 
 
 
 
 
Живо 
Грациозно 
 
 
 
 
 
 
Задорно 
Эффектно 
 
 
 
 
 
 
Ослепительно 
 
 
 
 
 
 
 
Лучисто 
 
 
 
 
 
 
 
Ярко 
 
 
 
 
 
 
 
Лучезарно 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Понимание родства и близости художественных образов в произведениях. 
 
Поэзия 
Живопись 
Музыка 
В.Шекспир 
«Буря» 
 
Л.Бетховен «Аппассионата». 
М. Пляцковский 
«Цирк» 
Иллюстрация «Клоуны». 
О. Тевдорадзе “Цирковые лошадки” 
А.Майков 
«Подснежник» 
Иллюстрация «Подснежкник». 
П.И.Чайковский 
«Подснежкник». 
И.Суриков 
«Осень» 
К.Коровин 
«Осень» 
П.И.Чайковский 
«Осенняя песня» 
«Утро» 
Н.П. Крымов 
«Утро» 
Э. Григ 
«Утро» 
А.С. Пушкин 
«Зимнее утро» 
А.П. Рябушкин 
«Зимнее утро» 
П.И.Чайковский 
«Зимнее утро» из цикла «Детский альбом» 
 
И. Левитан 
«Март» 
П.И.Чайковский 
«Март» 
из цикла «Времена года» 
Песня «Сурок» 
А. Ватто 
«Савояр с сурком» 
 
Л. В. Бетховен 
«Сурок» 
 
И.Репин 
«Бурлаки на Волге» 
Русская народная песня 
«Эй, ухнем!»

Информация о работе Музыкальное искусство