Музыкально- ритмические движения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Октября 2014 в 13:55, реферат

Краткое описание

Ритмика – один из видов музыкальной деятельности, в котором содержание музыки, её характер, образы передаются в движениях. Основой является музыка, а разнообразные физические упражнения, танцы, сюжетно-образные движения используются как средства более глубокого её восприятия и понимания.
Движения под музыку издавна применялись в воспитании детей (Древняя Индия, Китай, Греция). Но впервые рассмотрел ритмику и обосновал её в качестве метода музыкального воспитания швейцарский педагог и композитор Эмиль Жак-Далькроз (1865-1950). Перед ритмикой он, прежде всего, ставил задачу развития музыкальных способностей, а также пластичности и выразительности движений.

Вложенные файлы: 1 файл

ритмика.doc

— 67.00 Кб (Скачать файл)

 Необходимо также учитывать  усложнение двигательных заданий, последовательность которых устанавливается  в соответствии с доминирующим  видом движений. Например, задание, совершенствующее навык подпрыгиваний-поскоков, рекомендуется выстраивать от простых подпрыгиваний на двух ногах на месте к переходу на прямой и боковой галоп и, наконец, к поскокам с ноги на ногу.

5. Методика обучения ритмике в детском саду.

 а) Методы и приёмы. При обучении  ритмике используются традиционные методы: наглядный, словесный и практический. Выделим то общее, что характерно для их применения во всех возрастных группах.

 В наглядном методе это, прежде  всего постоянное сочетание наглядно-слухового  и наглядно-зрительного приёмов. Исполнение музыки каждый раз должно сопровождаться показом. И насколько художественным, ярким будет это сочетание, настолько эффективным будет обучение ритмике. Исполняя музыкальное произведение, педагог должен творчески осмыслить и передать замысел композитора, в народной же музыке следует позаботиться о художественном уровне её обработки. Показ движения нужно заранее хорошо продумать: сравнительно легко продемонстрировать действия отдельных персонажей (зайца, мишки, лисы) и намного сложнее развернуть сюжет игры или различные хороводные построения. В этом случае музыкальный аккомпанемент на фортепиано можно заменить грамзаписью, напеванием мелодии, под которую музыкальный руководитель в паре с воспитателем показывает движение. Иногда педагог обращается за помощью к детям, предварительно подготовить их к нужным действиям. Но порой всего этого оказывается недостаточно, и тогда одновременно с показом звучит объяснение.

 Педагог может использовать  и тактильно-мышечную наглядность, т.е. прикосновение к ребёнку, чтобы уточнить положение головы, отдельных частей туловища, выпрямить осанку и т.д. Этот приём характерен для раннего и младшего дошкольного возраста, а в средней и старшей группах, как правило, достаточно объяснения.

 Словесный метод (беседа о характере музыки, средствах её выразительности, объяснение, рассказ о её образах, напоминание, оценка и т.д.) широко применяется в процессе обучения ритмике как самостоятельный, так и в сочетании с наглядным и практическим методами. Применение его своеобразно тем, что состоит в выборе отдельных приёмов и в дозировке их в зависимости от вида ритмики и возраста детей. Так, к образно-сюжетному рассказу чаще прибегают при разучивании игры (особенно в младшей группе); к объяснению, напоминанию – в упражнениях, танцах; оценка становится более обоснованной в средней и старшей группах и т.д.

 При использовании практического  метода (многократное выполнение  конкретного музыкально-ритмического  движения) особенно важно предварительно  «отрабатывать» в подводящих, подготовительных упражнениях элементы бега, поскоков, подпрыгиваний, манипуляций с предметами и т.д., а затем уже включать их в игры, пляски и хороводы. Такое построение занятий облегчает освоение навыка, и ребёнок может сосредоточить внимание на образах, настроение музыки и передаче её в выразительных движениях. Вместе с тем нельзя превращать подготовительные упражнения в тренаж – необходимо облекать их в интересную, занимательную форму, используя для этого игровой и частично соревновательный методы.

 б) Этапы и методика обучения. Традиционное обучение музыкально-ритмическим движениям включает три этапа. На первом этапе ставятся задачи: ознакомить детей с новым упражнением, пляской, хороводом или игрой; создать целостное впечатление о музыке и движении; начать разучивание (в общих чертах).

 Методика обучения состоит  в следующем: педагог прослушивает  вместе с детьми музыкальное  произведение, раскрывает его характер, образы и показывает музыкально-ритмическое  движение, стремясь пробудить в  детях желание разучить его. (Показ должен быть правильным, эмоциональным и целостным). Затем педагог поясняет содержание, элементы этого движения, при необходимости показывает каждый отдельно и даже может предложить детям выполнить их. Если элементы хорошо знакомы (или не представляют особой трудности), то воспитатель вместе со всей группой или несколькими детьми выполняет новое движение полностью. При этом педагог напоминает последовательность элементов композиции, разъясняет и вновь показывает движение для более точного выполнения задания. Большое значение на первом этапе (как и в дальнейшем) имеет объективная и тактичная оценка педагогом действий каждого ребёнка, чтобы сохранить эмоционально-положительное отношение детей к занятиям.

 На втором этапе задачи  изменяются: это углублённое разучивание музыкально-ритмического движения, уточнение его элементов и создание целостного образа, настроения музыкального произведения.

 Педагог даёт необходимые  разъяснения, напоминает последовательность  действий, своевременно, доброжелательно  оценивает достижения детей. Если появляются затруднения, воспитателю следует вновь обратиться к музыке, её выразительным средствам, наглядному показу движения (с соответствующими пояснениями). На данном этапе необходимо стремится к тому, чтобы дети осознано выполняли движения. Для этого педагог задаёт вопросы о характере музыки и движения, предлагает вкратце пересказать сюжет игры и композиции хоровода и т.д. Эти приёмы помогают детям глубже прочувствовать музыку, запомнить последовательность движений, найти соответствующий образ.

 На третьем этапе обучения  ритмике задача заключается в  том, чтобы закрепить представления  о музыке и движении, поощряя  детей самостоятельно выполнять  разученные движения, а в дальнейшем  применять их в повседневной  жизни (под грамзапись, аккомпанемент детских музыкальных инструментов, пение).

 Методика закрепления и совершенствования  музыкально-ритмического движения  нацелена на работу над его  качеством. Воспитатель, напоминая  последовательность, используя образные  сравнения, отмечая удачное исполнение, создаёт условия для эмоционального выполнения детьми музыкально-ритмических движений. Желательно предлагать также творческие задания, например, внести изменения в знакомую пляску или игру, придумать новую композицию хоровода из разученных элементов танца.

 в) Разучивание «Круговой пляски»  на русскую народную мелодию (в  обр. С. Разоренова).

 Программное содержание. Передавать  задорный, энергичный, плясовой характер  музыки в движениях, используя  элементы русского народного  танца и меняя их в соответствии с музыкальными фразами мелодии и динамическими оттенками (громко - тихо, громко - не очень громко). Учиться ходить простым хороводным шагом и дробным шагом по кругу и в кружении.

 Занятие 1. Знакомство детей  с мелодией русской народной пляски (по фразам), её характером и формой. Педагог обращает внимание на смену характера музыки и её динамических оттенков, рассказывает о композиции пляски, показывает её.

 Занятие 2. Разучивание пляски. Дети учатся менять простой  шаг на дробный в движении по кругу в соответствии с характером музыки и её построением (по фразам).

 Занятие 3. Продолжение разучивания  пляски. Дети выполняют дробный  шаг в кружении (шаг на 1/16), сохраняя  красивую, гордую осанку.

 Занятие 4. Продолжение разучивания  пляски. Педагог добивается целостности музыкального образа, плавного перехода одного движения в другое, следит за равномерным сужением круга (на третью музыкальную фразу).

 Занятие 5. Продолжение работы  над самостоятельным и выразительным  исполнением пляски – ритмичность, пластичность, синхронность движения в соответствии с музыкой (равномерность шага, поворот в одну сторону частым дробным шагом).

 

6. Вывод. Трудно переоценить значение движения в развитии ребенка дошкольного возраста. Телесные ощущения для него первостепенны в освоении окружающего мира. Телесный опыт способствует полноценному развитию у ребенка всех психических процессов: восприятия, внимания, памяти, воображения, мышления. Ритмическое движение под музыку вызывают у детей яркие эмоциональные импульсы, разнообразные двигательные реакции, усиливают радость и удовольствие от движения. Дети чрезвычайно чувствительны к музыкальному ритму и с радостью реагируют на него. Ритмика – это начало, база, толчок для будущей физической формы ребенка, для будущего стиля и ритма его жизни. Это очень важно – как ваш ребенок будет двигаться по жизни и насколько будет здоров. Не стоит этим пренебрегать. Надо помочь ребенку быть здоровым, определиться в его желаниях и способностях.

 

 

 

 

 

7. Литература.

 О.П. Радынова, А.И. Катинене, М.Л. Палавандишвили «Музыкальное воспитание для дошкольников». Москва. Academ A 1998.


Информация о работе Музыкально- ритмические движения