Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Апреля 2013 в 14:57, лекция
Среди компонентов, объединяющих учащихся в единый ансамбль, метроритму принадлежит едва ли не главное место. Действительно, что помогает участникам ансамбля играть вместе, чтобы создавалось впечатление, будто играет один человек. Это ощущение метроритма.
Определение темпа произведения – важный момент в исполнительском искусстве. Правильно выбранный темп способствует правильной передаче характера музыки, неверный темп в той или иной мере искажает этот характер. Хотя и существуют авторские указания темпа, вплоть до определения скорости по метроному, темп «заложен» в самой музыке.
Итогом работы для таких
ансамблей всегда является
Существует достаточно много нотной литературы для различного состава ансамблей. Такие авторы, как Вивальди, Паганини, Шуберт (и это далеко не полный список) создали основу для ансамблевого репертуара. Существует ансамбли с участием гитары и у современных авторов. Однако, литературы, предназначенной для конкретных ансамблей, не много. Поэтому, руководителям коллективов зачастую приходится создавать репертуар самостоятельно, делая обработки и переложения для конкретного состава ансамбля. Поделюсь своим опытом, который, возможно, пригодится молодым аранжировщикам.
Детские ансамбли бывают довольно большими, до 20 человек, так как преподаватели стремятся привлечь к коллективному музицированию максимальное количество учеников (и это правильно). Однако, специфика нашей работы такова, что больше, почему-то не означает лучше и громче. Если есть такая возможность, используйте бас-гитару или балалайку контрабас. Хорошо добавить в ансамбль домру, которая будет вести верхний голос. Звук домры сочетается с тембром гитары и придаёт звучанию ансамбля объем.
Теперь о репертуаре. Произведение для такого ансамбля можно брать любое − от популярной музыки, до произведений лёгкого жанра, но предпочтительно песенного или танцевального характера. Независимо от того, сколько человек будет играть, я расписываю всё, как правило, для квартета, удваивая затем голоса. Первой и второй гитаре отдается верхний голос (мелодия). С октавным удвоением, так что первая гитара играет на октаву выше. Иногда они играют в сексу или терцию, то есть вторая гитара исполняет второй голос. Партия третьей гитары представляет собой аккомпанемент (аккорды или арпеджио). Четвертой гитаре отдается бас. Всё! Избегайте параллельных кварт и затесавшихся в партитуру секунд и септим между голосами. Желаю творческих успехов!
Быстрое развитие электронных музыкальных инструментов, имеющих почти неограниченные возможности, привело к тому, что синтезатор становится не только популярным, но и незаменимым во многих случаях инструментом.
Новые цифровые музыкальные инструменты: синтезаторы, сэмплеры, рабочие станции, мультимедийные компьютеры и т.п. при улучшении качества звучания и расширении функциональных возможностей по сравнению со своими предшественниками – аналоговыми электронными инструментами – отличаются сравнительно недорогой ценой. Вследствие чего эти новые инструменты всё более востребованы в повседневном обиходе как инструменты любительского музицирования. Широкое распространение электронных инструментов и одностороннее представление об их назначении (исключительно для молодёжи и развлечений) объективно ставит перед музыкальной педагогикой задачу обучения игре на этих инструментах и формирования музыкального вкуса. Сочетание методов и приемов практической педагогики воспитания и музыкальной педагогики дает возможность выстроить модель воспитания в классе ансамбля синтезатора, которая отражает ценностные ориентиры, соответствующие разным возрастным периодам.
Учебно-воспитательный процесс автор разделил на три этапа, содержащие в себе непосредственное обучение игре на синтезаторе ансамблевое музицирование и постоянное воспитательное действие (воздействие) со стороны педагога.
Первый этап (первый, второй годы обучения).
Задачи первого этапа: сформировать первоначальные навыки сольной и ансамблевой игры, познакомить с произведениями разных жанров и стилей, предоставить возможность учащимся реализовать свои первые результаты в освоении программы в концертной деятельности, сформировать устойчивый интерес детей к музыке, выбранному музыкальному инструменту, коллективному музицированию.
Содержанием музыкального воспитания на данном этапе является ключевая ценность: «Природа». Это означает, что интерес к музыкальному творчеству у младших подростков формируется через накопление музыкальных, художественных и эстетических впечатлений, связанных, прежде всего, с природными явлениями. С другой стороны, посредством бесед, размышлений, экскурсий и других форм воспитательной работы формируется отношение ребёнка к природе, к себе как части природы. Результатом такой работы является выражение личностных детских ощущений, чувств, ассоциаций посредством звуков, рождающихся первых импровизаций.
Второй этап (третий, четвёртый годы обучения) своими задачами ставит совершенствование и развитие исполнительских навыков. Создание условий для формирования потребности творческой сольной и ансамблевой деятельности.
Педагогическое содействие личностному развитию заключается на данном этапе в формировании образа Человека как феномена мира, а основным видом творчества является выполнение детьми усложняющихся творческих заданий в электронной музыке, связанных с аранжировкой.
Аранжировка включает четыре основных действия: анализ текста оригинала, составление проекта аранжировки, отбор звуковых средств, проверка и корректировка результата.
На всех её этапах – от анализа текста оригинала до внесения коррективов в готовый продукт – формируется личность юного музыканта.
На первом этапе – анализ текста
оригинала – происходит погружение
в эпоху, в которую жил и
творил композитор. Подростки знакомятся
с историей его жизни, размышляют
о его значении в контексте
культуры того времени, воздействии
его музыки на современников, чем
вызван музыкальный рисунок
На следующих этапах (от составления проекта аранжировки и до внесения коррективов в результат) проявляется понимание собственного отношения к событиям, озвученных автором, выраженное через подбор звуковых средств, паттерна, тембрового решения, шумовых эффектов, режима исполнительской артикуляции и пр. Этому способствует метод авторской интроспекции, когда юный аранжировщик при показе комментирует собственные действия, что постепенно приводит к осознанию своей человеческой сущности.
Третий этап (пятый год обучения). Это этап творческой реализации учащихся в сольном и ансамблевом исполнительстве.
Ключевой ценностью является Общество как феномен современной культуры во всех его проявлениях. Например, понятие Отечество (Родина) как место, где человек родился и познал счастье жизни, разрешается через погружение в отечественную музыкальную культуру, включающую не только произведения признанных мастеров XVIII – XX века, но и современную классику, лучшие образцы рок- и поп-музыки, джазовые композиции, авторские песни.
Таким образом, в течение пяти лет обучения происходит восхождение ребёнка от одной ключевой ценности, характеризующей жизнь, достойную Человека, к другой. Это последовательное расположение, согласно возрастному развитию, помогает ребёнку более осмысленно подходить к жизни как таковой.
Другой особенностью авторской методики является работа с инструментальными ансамблями разного состава – объединениеПараллельно с учебной работой организуется последовательное участие исполнительских составов в различных конкурсах и фестивалях (районных, городских, всероссийских и международных). Цель такого вида деятельности – более полное раскрытие творческого потенциала личности на базе исполнительской практики.
Успешная работа класса ансамбля во многом зависит от правильного выбора репертуара и связанного с ним комплектования составов инструментальных ансамблей1.
Программа обучения предполагает удовлетворение познавательного интереса ребёнка, близкое знакомство с различными музыкальными инструментами, приобретение им умений в совместной творческой деятельности, обогащение навыками общения. Работа педагога направлена на выявление интересов и возможностей каждого ребёнка. Независимо от музыкальных способностей ребёнок получает возможность для творческой самореализаци