Рок-музыка как предмет философско-культурологического анализа

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Декабря 2013 в 10:17, реферат

Краткое описание

Динамика пространственно-временного поля западной и отечественной рок-музыки аксиологична по своей природе. Это позволяет представить формы взаимодействия культуры и субкультур через модель с временной осью.
Рок-музыка, как форма протеста неизбежно присутствует в любом обществе, воздействуя на его конкретную культуру и вбирая в себя особенности общей культуры, влияя как на воспитание личности так и на ее развитие в социуме.

Вложенные файлы: 1 файл

Курсковик.docx

— 40.19 Кб (Скачать файл)

Стратегия текстового анализа по Барту подразумевает скорее аналитическую процедуру, стремящуюся проследить пути смыслообразования, а так же формы и коды, через которые и идет возникновение смыслов текста. При этом необходимо помнить, что по Дерриде традиционалистское подчинение письменности слову является предубеждением и любой знак является обозначающим.

Отвергая традиционные приемы, использованные человеком для осмысления своего положения в мире, постмодернизм предлагает фрагментарный опыт прерывистых, эклектичных повествований. Постмодернистское суждение, являясь всего лишь одним из множества равноценных суждений, не претендует на свою абсолютную правоту, поскольку это будет означать, что иные точки зрения являются неправыми.

В качестве постмодернистских  методологических принципов исследования были выделены следующие:

принцип радикальной плюральности, который трактуется как возможность  обращения к различным, в том  числе и оппонирующим друг другу, объяснительным моделям и практикам без ограничений;

принцип отказа от конфликта  бинарных оппозиций, который понимается как возможность воспринимать полярные понятия не как взаимоисключающие, а как связанные между собой  единым процессом, включенные в единый континуум и способные трансформироваться друг в друга;

принцип когнитивного релятивизма, который связан с отказом от поиска истины или признанием принципиальной невозможности ее нахождения, поскольку  истина является не реально существующим, а сконструированным в результате применения тех или иных дискурсивных практик феноменом;

«конец времени» или неоархаика, сущность которого заключается в  возможности рассматривать постсовременную  глобальную ситуацию в качестве своего рода возврата к началу человеческой истории и культуры, но на качественно другом уровне.

Изложение принципов постмодернизма было необходимым для рассмотрения вопроса рок-музыки, а именно для  рассмотрения того, насколько она  вписывается в рамки постмодернизма. Для рок-музыки, как феномена постмодернистской реальности, так же как и для постмодернизма, характерны плюрализм, фрагментарность, прерывность, изменчивость, неопределенность, эклектизм, так же, как и для посмодернистского мировоззрения, отражающего перемены социокультурной реальности. Необходимо отметить множественность интерпретаций смыслов рок-музыки.

На сегодняшний день стерта четкая разница между понятиями  хард-рок и хэви-метал – нет  однозначности в дефинициях тех  или иных направлений и чаще всего  используется обобщающие термины «рок»  или «метал», часто подразумевающие  одно и то же. Кроме того, часто  довольно сложно отнести творчество той или иной группы к какой-то одной определенной категории. Если не проводить тщательный музыковедческий  анализ, это сделать бывает невозможно, поскольку музыканты, в своем стремлении экспериментировать и искать новые формы выражения часто смешивают одно направление с другим. Эклектика весьма характерна для рока и для постмодернизма в целом.

Эпатаж и бунтарский дух  рока вызывают неоднозначную реакцию  – с одной стороны рок воспринимается как проявление юношеского нигилизма  в рамках контркультуры, что влечет за собой резко-негативное его восприятие. С другой – за маской гротеска кроется  множество внутренних смыслов, для  адекватного прочтения которых  необходимо обладать довольно обширными  знаниями в различных областях культуры, религии и науки.

Возникновение смыслов в  роке идет через звук и не только. Восприятие музыки основано на вероятностном  предвосхищении как мелодии, так  и ритма. Ритм предвосхищать проще (в силу универсальной, повсеместной природы ритма в окружающем мире). Помимо четко выраженного ритмического рисунка партии ударных, одним из средств выразительности рока является остинанто. Такая структура наиболее характерна для рока – за исключением его стилей, приближающихся по своей сути к джазу и классической музыке – такие как арт-рок, прогрессив-метал, или представляющие собой эксперимент – как психоделические направления. И. Чижова считает, что такое остинанто в роке имеет связь с источником формирования экстатических состояний, присущих магическим обрядам древности. Необходимо отметить, что при наличии такой четкой системы, в рок композициях обязательно присутствует доля импровизации – даже при условии наличия партитур с нотной записью, на концертах музыканты никогда не исполняют свои произведения четко по нотам. Один концерт всегда будет отличаться от другого, на котором будут исполняться те же песни, что и на первом.

В традиции рок-культуры полностью  воплотилась идея «театра жестокости»  – отказа от традиционного понимания  средств художественной выразительности  и ориентации на пластико-визуальный ряд спектакля. предполагающий максимальный уровень экспрессии по отношению  к зрителю. Концепция театра жестокости предложена в контексте модернисткой парадигмы Арто и концептуально осмыслена Дерридой в контексте постмодернисткой парадигмы. Визуальный ряд, характерный для рок-культуры – ролики видеоклипов, действие на сцене во время концертов, атрибутика и слэнг - дополняет музыкальные средства выразительности, став неотделимой их частью. То же касается текста – третьей составляющей смыслообразования в роке. Помимо того, текст в роке являет собой ярчайший пример понятия интертекста.

Очень интересна точка  зрения Т.Н. Суминовой, которая размышляя  о художественном произведении в  целом, полагает, что в современном  обществе художественное произведение выступает в качестве информационного ресурса, воспринимаемого как трехуровневый текст: собственно текст произведения, созданный конкретным автором; контекст произведения, отражающий элементы общей культурной компетенции автора; гипертекст художественного произведения, включающий все изложенные мнения и суждения о нем, зафиксированные в биографической, научной и художественной критике. Кроме того, все эти уровни в целом представляют инфотекст, информационный мир, образующий информационную сферу, пронизывающую ноосферу со всеми ее составляющими. Конкретным примером может послужить один из альбомов группы Pink Floyd («Пинк Флоид») – “Animals” («Энималс»). Являясь концептуальным (обобщенным одной идеей, находящей отражение в каждой композиции, содержащейся на альбоме), этот альбом демонстрирует свою интертекстуальность во всем – начиная с обложки диска и заканчивая композиционным смыслом песен. Визуальные образы на обложке это: лондонская электростанция Баттерси (в последствии, благодаря этому альбому, электростанция стала туристской достопримечательностью) и огромная надувная свинья, кажущаяся крошечной в сравнении с гигантскими трубами. Огромное зловещее сооружение передает гнетущую и жесткую атмосферу альбома и задумывалось как символ загнивающей современности. Надувная свинья, являющаяся по словам Роджера Уотерса (одного из музыкантов группы) символом надежды, позднее использовалась практически на всех концертах группы. Концепцию альбома можно связать с идеей книги «Скотный двор» Джорджа Оруэлла, где люди метафорически сравнивались с животными: свиньями, собаками и овцами. Собаки явились образом бизнесменов-карьеристов; свиньи это безнравственные политики и моралисты. Свиньи и собаки — те, кто управляет овцами — безропотным стадом, обычными людьми, обывателями, бездумно следующие за своими лидерами. В отличии от Оруэлла музыканты критиковали не коммунизм, но собственное капиталистическое общество, воспользовавшись теми же образами. С одной стороны – альбом рассказывает о текущей борьбе за власть в правительстве, но с другой стороны сами Pink Floyd в это же время боролись за власть с засильем панка. И плюс, они боролись за то, что бы их творчество перестали воспринимать только как психоделическое. Группа стремилась доказать, что может выражать свои взгляды на происходящее способом, не имеющем отношение к «космизму».

В роке нет конфликта бинарных оппозиций. Балансировка на грани присуща  року. Если говорить более конкретно, то можно отметить следующие связки: массовое – элитарное: высокое – низкое; нравственное – безнравственное; жизнь – смерть; здоровье – болезнь; добро – зло; гуманизм – жестокость. С одной стороны рок всегда противопоставлял себя массовой культуре, о чем свидетельствует его дух протеста и бунтарства. С другой стороны – с момента своего возникновения, рок был культурой молодежи.

Высокое и низкое органично  переплетается в творчестве рок-музыкантов. В песне The Beatles («Битлз») “Eleanor Rigby” сочетается с одной стороны высокое и духовное и с другой – обыденность и повседневность, что часто остается за кадром.

Если говорить о нравственности и безнравственности, то нельзя не упомянуть  песню группы Doors («Дорс») “The end” с их дебютного альбома, ставшую причиной многочисленных общественных возмущений. Она состоит из довольно продолжительного речитатива вокалиста, в котором использована техника так называемого потока сознания на фрейдистскую тему и в котором есть такие слова как «папа, я хочу тебя убить».

Жизнь и смерть в целом  являются неиссякаемым источником вдохновения  для рок-музыкантов, играющих смыслами, сплетая образы между собой. В 80-х появились такие направления в роке, как готик-рок, дэт-метал. Хотя они очень сильно отличаются друг от друга, их смысловая направленность ориентирована на тематику смерти, ее различных аспектов. При этом, на определенном этапе своего существования рок-культура несла в себе зерно позитива (протест против агрессии США во Вьетнаме и др.), которое сохранилось и в последствии (рок-коалиции «рок против ядерной войны», «рок против наркотиков»).

Подводя некоторые итоги нужно  сказать: постмодернистский дискурс  в настоящее время можно считать "тотализирующим дискурсом" (М.Фуко), образованным из дискурсивных практик различных научных дисциплин. Постмодернистская методология вырабатывает новые принципы построения общецивилизационной парадигмы, которая обеспечит человечеству выход из кризиса и создаст условия для дальнейшего развития. Переосмысление культурной ситуации и переоценка ее ценностей ведется при помощи системы понятий, среди которых ключевыми являются такие понятия, как текст (смысл, интертекст, контекст), интертекстуальность, деконструкция, пространство, время.

Обращение к постмодерну как  культурной ситуации постсовременного мира и постмодернизму как теоретической рефлексии постмодерна позволило позиционировать рок-культуру как феномен постмодернистской реальности, характерными признаками которого являются многозначность и поливариантность, децентрированность дискурса и деканонизация, децентрированность субъекта и ироничность, гибридизация различных жанровых кодов и карнавализация как форма игрового освоения мира-текста.

Заключение

 

Если мы обратим более  пристальное внимание на музыку то увидим, что она зачастую начинает объединяться с другими видами творчества, имеющие способность более сильно конкретизировать содержание. Взять  в пример синтетические жанры - песня  и балет. Здесь музыкальные образы дополняются и конкретизируются другими образами – визуальными  или слуховыми. Такое сочетание  ведёт к большему и более точному  пониманию смысла, заложенного автором. Идёт некоторое переведение на конкретные жизненные образы, ситуации, которые  сами по себе воспринимаются людьми. Движение накладываемые на музыку в танце, несёт некий смысл, который, в  сочетании с содержанием музыки, даёт более чёткое представление  об области, в которой должны распространяться наши эмоции.

В развитии музыки можно  выделить три этапа: первый – это  фольклор, у второго нет одного точного названия, определяется она  по-разному: «устная музыкальная  литература», музыка «традиционная» или  «устно-профессиональная», на третьем  этапе исключается устное общение  и заменяется письменной формой. Появляется чёткое разделение на три составляющие: композитор, исполнитель и слушатель, что характерно и для современного восприятия. Пройдя через эти три  этапа, музыка становиться более  разнообразной и «слушательной», началась оценка музыкантов, разделение их по личному восприятию – нравится или не нравится.

Рассмотрев музыкальные  жанры, мы можем заметить, как сильно изменилась музыка, какие претерпела изменения ее первоначальная часть. И можно с уверенностью сказать, что благодаря развитию человечества развитие её будет продолжаться вечно, пока существует человек, в голову которого приходят порой самые необычайные  идеи.

Музыка отражала все состояния  человека – от праздничного до самого утопического, и никогда не оставляла человека, будь то семейные обряды или межнациональные войны. Она помогала людям от начала и по сей день. Гармонично она вписалась и во всю систему искусств – стала прекрасным дополнением ко многим из них и сама нередко была ими приукрашена. Музыка, превосходно вписалась в культуру человека и укрепилась там навсегда, распространившись во все стороны его жизни.

Проведенный анализ дает дополнительное представление о сложности рассматриваемой  проблемы, одновременно проливая свет и на ее системность. Такие взаимосвязанные  системы как культура и субкультуры  представляют собой своеобразную синергетическую  пару, особенности внутренних динамических связей которой не могут быть поняты без интегрального подхода. При этом нельзя обойтись без обращения к моделям. Поскольку синергетическое единство указанных систем существует и диалектически движется в пространстве и времени цивилизаций, модель субкультуры рока удобно рассматривать в понятиях пространства, времени и аксиальности развития цивилизаций.

Движение по оси времени любой  цивилизации, включенной в пространство духовных и иных ценностей, постоянно  сопровождается изменениями радиус-векторов уровней развития составляющих культуры и включенных в нее субкультур. Такое взаимодействие пространственно-временных отношений цивилизации иллюстрируется образами спиралей, радиусы которых и положение на любом отрезке времени определяется законами перехода количества в качество и отрицания. Поскольку система культуры вообще является более сложной и доминантной, все субкультуры оказываются внутри ее спирального образа. Последний имеет прогрессивно расширяющийся характер, определяемый развитием цивилизации.

Взлеты и падения субкультур не проходят незаметно для самой  культуры цивилизации, внося в нее  соответствующие изменения через  интериоризацию людьми того, что привнесла субкультура и ее экстериоризацию своего вклада в общую культуру. Таким образом, несомненно то, что присутствие или отсутствие любой субкультуры, ее субъективная желательность или нежелательность не могут повлиять на объективный закон развития цивилизации в ее пространственно-временном континууме. Рок-культура не умерла, ее наличие так же объективно, как законы диалектики.

 


Информация о работе Рок-музыка как предмет философско-культурологического анализа