Варган был очень популярен
и на Руси, причем играли на нем здесь преимущественно
женщины. Вот какие сведения об этом инструменте
приводятся в Словаре Российской Академии
Наук за 1789 год: „Варган — железное мусикийское
орудие, простонародием употребляемое:
длиной около вершка, коего головка почти
в кольцо согнута, от того же места, где
кольцо не довершается, протянуты два
параллельно идущих треугольных брусочка,
к середине головки приваривается стальная
полоска, проходящая между брусков не
касаясь их, имеющая на конце крючок. Играют
на сем орудии приложа его к зубам, вбирая
и выпуская дух и приводя в движение перстом
стальную полоску“.
Богатейшие традиции
игры на варгане и изготовления этого
инструмента существовали вплоть до тридцатых
годов ХХ века у многих народов Севера
и Дальнего Востока, а также у народов
тюркской группы. Варган был неотъемлемым
участником шаманских камланий наравне
с бубном, а иногда даже заменял его.
Во времена сталинизма
варган был запрещен как вредный пережиток
прошлого, в частности из-за его тесной
связи с шаманизмом. Несмотря на это, старшие
поколения сумели сохранить традиции
игры на варгане и передать их своим детям
и внукам.
Республика Саха (Якутия)
— один из главных мировых центров изготовления
варгана и игры на нем. Варган — хомус
(тюрк. „музыкальный инструмент“) — здесь
считается инструментом, способным передать
любые человеческие чувства. Музыка основывается
не на мелодии, а на выражении исполнителем
своих эмоций, на воспроизведении характерных
настроений, имитации звуков природы,
иногда на лирическом повествовании —
когда через варган проговариваются слова
(этот прием называется „говорящий варган“).
Варган был распространен
и в Европе. В средние века молодые люди
часто использовали этот инструмент в
особых целях — например, для привлечения
внимания прелестных девушек. В эпоху
романтизма варган, с его экзотическим
звучанием, завоевал светские салоны.
Центром изготовления этого инструмента
и игры на нем начиная со Средних веков
считалась Австрия.
К концу XIX века искусство
варганной игры потеряло свою актуальность,
и в начале ХХ века дугообразный варган
исчез с европейской музыкальной сцены.
Это было вызвано рядом объективных причин.
В 1821 году немецкий мастер Фридрих Бушман
из нескольких маленьких варганов, настроенных
на разную высоту звучания, сконструировал
первую губную гармонику. Ну а когда губную
гармонику снабдили мехами, миру предстали
аккордеон и баян. Эти инструменты стали
пользоваться огромным успехом, а варган
был предан забвению.
В конце 1960-х — начале
1970-х годов интерес к варганной музыке
вновь стал расти, что было связано с начавшимся
процессом возрождения этнических культур,
с новыми увлечениями эзотеризмом. В Якутии
в 1970-х годах варган-хомус стал популярным
благодаря усилиям якутского исполнителя
Ивана Алексеева. Возрождившийся интерес
к инструменту привёл к организации межународного
фестиваля варгана, первый из которых
состоялся в 1984 г. в США.
Сегодня в России (преимущественно
в Сибири и на Дальнем Востоке), Австрии,
Норвегии, США и других странах, где развито
искусство игры на варгане существуют
различные общества варганистов. Очень
популярен варган ( по-украински и белорусски
дрымба) на Западной Украине, в Беларуси,
Молдове.
Восхищение игрой на
варгане проходит через все времена и
страны, варганная музыка пронизывает
все музыкальные стили. Современные варганисты
склонны не только к виртуозным импровизациям
— многие занимаются интереснейшими экспериментами,
связанными с авангардной и обертоновой
музыкой. Простота, даже примитивность
устройства варгана и в то же время сложность
игры на нем, его богатые, не раскрытые
еще до конца возможности позволяют нам
назвать его инструментом ХХI века.
Домра
Домра - древнерусский
старинный музыкальный инструмент. Этимологические
разыскания в родственных славянских
языках показывают, что термин "домра"
не славянского происхождения, т.к. подобные
корни в них отсутствуют. Вероятно, слово
"домра" тюркского происхождения
(танбур, домбур, дунбара, думбра, домбра,
домб, домра).
Учёные предполагают,
что древним предком нашей русской домры
явился египетский инструмент, получивший
у греческих историков наименование «пандура»,
и бывший в употреблении уже за несколько
тысячелетий до нашего времени. Инструмент
этот под названием «танбур», возможно,
проник к нам через Персию, торговавшую
с Закавказьем.
У разных народов до сих
пор бытуют инструменты близкие домре:
у грузин – чунгури и пандури, у южных
славян – танбура, у украинцев – бандура,
у туркменов – дуатар, у монголов – домбур,
у киргизов и татар – думра, у остяков
– домбра, у калмыков – домр. В Европу
подобные инструменты проникли в раннем
средневековье и получили наименование
лютневых. Именно лютня стала впоследствии
родоначальницей таких многострунных
инструментов, как виола, мандолина, гитара.
Первые сведения о бытовании
у древних русов музыкального инструмента
танбуровидного типа принадлежат перу
арабских путешественников IX -X столетий.
Не располагая однако, прямыми указании
на то, что речь идёт о домре, можно выдвинуть
гипотезу о наличии такого инструмента
у восточных славян.
Первым русским историческим
письменным свидетельством о домре можно
считать запись в старинной новгородской
книге конца XV - начала XVI веков о Калинке
- "домрачее". В переписных документах
этого периода профессии "домрачей"
и "доморник" встречаются неоднократно.
Непосредственное название
инструмента обнаруживается только в
памятниках XVII столетия. В 1627 году русский
живописец Симон Ушаков составил описание
древней стенной росписи Грановитой палаты
московского Кремля (сооружение которой
относится к 1487-1491 гг.). В описании Ушаков
дважды упоминает название инструмента:
"человек играет в домру" и "сидят
подле стола на скамье люди и играют в
гусли и в скрипки и в свирели и в волынки
и в домры".
Неоднократны упоминания
о домре в административной документации
XVII века: в указах, грамотах, памятях, посланиях.
В них домра фигурирует как атрибут скоморошьего
ремесла, обычно в совокупности с другими
инструментами: гуслями, волынками, сурнами,
бубнами и т.д.
К тому же времени относятся
поговорки "рядъ скомрахъ о своихъ домрахъ".
"любить - игра, купить - домра", "
у Ерёмы гусли, у Фомы домра". Они дают
повод предполагать, что ударение в названии
инструмента падало на последнюю "а".
Итак, в разных литературных
источниках русского происхождения фигурирует
слово "домра". Помимо того мы располагаем
вариантами названий "домришка",
"домра большая басистая". Вероятно
употреблялись и другие: альтовые, теноровые
домры.
Основываясь на материалах
можно прийти к выводу о популярности
домры не только в народной среде, но и
в дворцовом быте XVII в. В царствование
Михаила Фёдоровича при дворцовой потешной
палате рядом с гусельниками и бахарями
состояли домрачеи. Неоднократно упоминаются
такие имена, как Богдан Путята, Андреюшка
Фёдоров, Васька Степанов и др.
Главными исполнителями
на домрах были скоморохи и были они не
только музыкантами, но и актёрами, плясунами,
акробатами и балагурами. (Само слово "скоморох"
происходит от арабского "maskhora" -
смех, насмешка.) В Древней Руси центром
поселения скоморохов стал Великий Новгород.
Представители этой профессии пользовались
в "вольном" городе большой честью.
Скоморохи были главными
зачинщиками песен и плясок. Своим весельем
и "гудьбой" они не только развлекали
народ, но и заставляли подражать себе.
Потому, при царствовании Алексея Михайловича
прозванного "тишайшим" по инициативе
патриарха начались гонения на певцов
и скоморохов.
Аскетичные византийцы
считали, что русские очень любившие пение
и музыку, стали злоупотреблять этим искусством,
распевая разного рода "скандалезные
песни". Музыка и её орудия признавались
"треклятыми изобретениями дьявола",
музыкант считался прямым слугою сатаны
и назывался "шпынь".
Начиная с 1648 года последовал
ряд царских указов, запрещавших инструментальную
музыку. В Москве было приказано собрать
все инструменты и когда их собрали, то
нагрузив ими 5 возов свезли за Москву-реку
и там сожгли. С тех пор первенствующее
значение при дворе приобретают певцы
духовных стихов.
Несмотря на довольно
частые упоминания о домре до нас не дошло
изображения этого инструмента. Потому
долгое время не знали к какому роду инструментов
её отнести. Лишь в конце прошлого века
в Вятской губернии был найден небольшой
струнный инструмент с округлой формой
корпуса. Инструмент вскоре попал в руки
Василия Васильевича Андреева как раз
в ту пору занимавшегося поисками и восстановлением
сохранившихся в народе образцов старинных
русских инструментам.
Андреев, путем сличения
найденного инструмента с изображениями
на старинных лубочных картинках и гравюрах,
а также по описанию, предположил в нем
давно разыскиваемую домру. Именно по
этому вятскому образцу в 1896 году и была
воссоздана полузабытая русская домра,
получившая квартовый строй и полный хроматический
звукоряд. В 1896-1900 гг. на основе этой домры
В.В. Андреев в содружестве с Ф.С. Пасербским
и С.И. Налимовым создал целое семейство
домр от пикколо до контрабаса.
В 1908 году Г. П. Любимов
совместно с мастером С. Ф. Буровым на основе
реконструированной Андреевым домры создал
четырехструнную домру с квинтовым строем.
В 1914 г. из таких домр был организован квартет,
а в 1919 г. - оркестр. Появление этого инструмента
вызвано возросшей необходимостью в увеличении
звукового диапазона домры. Общность строя
конструкции с мандолиной и скрипкой делает
доступным для нее громадный репертуар,
написанный для этих инструментов.
Звук четырехструнной
домры сравнительно более слабый, что
вызвано конструктивными особенностями
многострунных инструментов, потому в
настоящее время в балалаечно-домровых
оркестрах употребляются преимущественно
трехструнные домры, хотя нередки и четырехструнные.
Наибольшей популярностью четырёхструнные
домры пользуются на территории Украины.
Благодаря своим исполнительским
возможностям домры в оркестре составляют
основную мелодическую группу. Кроме того
домра находит своё применение как сольный
инструмент. Для неё пишут концертные
пьесы и произведения. К сожалению, в качестве
народного инструмента в России и Украине
домра не пользуется особой популярностью,
в деревнях она почти не встречается.
Жалейка.
Слово "жалейка"
не встречается ни в одном древнерусском
памятнике письменности. Первое упоминание
о жалейке есть в записях А. Тучкова, относящихся
к концу XVIII века. Есть основание предполагать,
что жалейка присутствовала до этого в
облике другого инструмента.
В ряде областей жалейку,
как и владимирский рожок, называют "пастушеским
рожком". В результате, когда в письменном
источнике говорится о "пастушеском
рожке" мы не можем точно знать о каком
инструменте идёт речь.
Происхождение слова
"жалейка" не установлено. Некоторые
исследователи связывают его с "желями"
или "жалениями"- поминальным обрядом,
который включает в себя в некоторых местностях
игру на жалейке. Для изучения вопроса
о времени возникновения у русских традиции
игры на жалейки полезным может оказаться
инструмент с названием "пищики",
широко распространённый в южно-российских
областях.
Жалейка бывает двух
разновидностей - одинарная и двойная
(двухствольчатая). Одинарная жалейка
представляет собой небольшую трубочку
из ивы или бузины длиной от 10 до 20 см, в
верхний конец которой вставлен пищик
с одинарным язычком из камыша или гусиного
пера, а на нижний надет раструб из коровьего
рога или из бересты. Язычок иногда надрезают
на самой трубочке. На стволе есть от 3
до 7 игровых отверстий, благодаря чему
можно менять высоту звука.
Звукоряд инструмента
диатонический, диапазон зависит от количества
игровых отверстий. Тембр жалейки пронзительный
и гнусавый, печальный и жалостливый. Использовался
инструмент как пастушеский, играли на
нём наигрыши разных жанров в одиночку,
дуэтом, ансамблем.
Двойная жалейка состоит
из двух одинаковых по длине трубочек
с игровыми отверстиями, сложенными рядом
и вставленными в один общий раструб. Число
игровых отверстий у парных жалеек различно,
как правило на мелодической дудочке их
больше, чем на вторящей.
Играют на обеих дудочках
одновременно, извлекая звук либо из обеих
сразу, либо из каждой дудочки отдельно
по очереди. Парные жалейки используются
для одноголосной и двухголосной игры.
Одинарные жалейки распространены главным
образом в северных областях России, а
парные - в южных.
В Тверской губернии
пастухи выделывали жалейки из ивы, по
местному бредины, потому жалейки там
стали называться "брёлками". Весь
корпус брёлки состоял из дерева, отчего
и звук у неё получался более мягкий.
В 1900 г. В. В. Андреев ввел
в состав своего оркестра жалейку усовершенствованного
образца, названную им брёлкой. Своим внешним
видом эта жалейка похожа на народную,
она имеет двойной язычок гобойного типа.
Кроме обычных игровых отверстий, у нее
есть дополнительные, с клапанами, которые
позволяют получить хроматический звукоряд.
Когда-то жалейка была
широко распространена по России, Белоруссии,
Украине и Литве. Сейчас её можно увидеть,
пожалуй, только в оркестрах русских народных
инструментов.
Гусли
Слово "гусли"
свойственно славянским наречиям. Существует
несколько версий происхождения слова.
По одной из них слово "гусли" выражает
совокупность струн. "Гусль" (гусли)
в смысле "струны" происходит, очевидно,
от старославянского "гYctu" ("гудеть").
Гудением, гудьбой в старину назывался
именно звук струн.
В наиболее старинных
славянских памятниках слово "гусли"
иногда упоминается для обозначения инструментов
вообще. В других случаях, возможно, под
именем гуслей подразумеваются струнные
инструменты в отличии от духовых и ударных.
Под именем гуслей в
разных местах славянских земель понимают
музыкальные инструменты разного типа.
Так сербо - хорваты гуслями называют однострунный
смычковый инструмент, у западных славян
гуслями называются скрипкообразный смычковый
инструмент.
Древнерусские гусли
по преданиям имели горизонтальное положение,
их обычно сравнивают с лежачей арфой.
Подобные по форме инструменты есть у
финнов (кантеле), эстонцев (каннель), литовцев
(канклес), латышей (куаклес).
Корпус гуслей в старину
строился из дерева явора, отчего и назывались
они "яворчатые" или чаще "яровчатые".
Нет основания предполагать, что число
струн на древних славянских гуслях было
постоянно. Не так давно на археологических
раскопках в Новгороде были найдены гусли,
относящиеся к XI - XIV векам. Среди них были
4, 5, 6, 9-ти струнные гусли. Различались
гусли и размерами. Самые большие имели
длину 85 см, самые маленькие 35,5 см.