Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Марта 2013 в 14:47, контрольная работа
Музыкальное воспитание и обучение не только духовно воздействует на детей, но и укрепляет их физические силы. Музыка создает жизнерадостное настроение, повышает тонус мышц, активизирует деятельность всего организма.
Музыка возбуждает непосредственные эмоции, определяющие действия ребёнка, поэтому она является незаменимым средством воспитания в семье.
Проблема музыкального воспитания детей с самого начала занимает своё место среди общих вопросов о целях, задачах и методах воспитания.
Введение
Влияние музыкального воспитания на развитие личности ребенка.
Семья – социальный институт формирования личности. Значение музыкального воспитания в семье.
Особенности развития восприятия музыки у детей в период детства.
Список классических произведений для прослушивания дома.
Список литературы
Содержание
Введение
Список литературы
Введение
Музыка – величайший источник эстетического и духовного наслаждения. Она сопутствует человеку на протяжении всей его жизни, вызывает эмоциональный отклик, взволнованность, стремление к действию. Она способна вдохновить, зажечь человека, вселить в него дух бодрости и энергии, но может и привести в состояние тоски, скорби или тихой грусти.
Характерной особенностью музыки является сильное, тонкое и глубокое воздействие на внутренний мир слушателя, оказываемое как на эмоциональную, так и на интеллектуальную стороны его личности. Более того, доказано, что слушание музыкальных произведений в дородовый период чрезвычайно важно для последующего развития человека. Многократное восприятие лучших образцов музыкального творчества учит ребёнка мыслить, чувствовать, переживать настроения, выраженные в художественных образах.
Музыкальное воспитание и обучение не только духовно воздействует на детей, но и укрепляет их физические силы. Музыка создает жизнерадостное настроение, повышает тонус мышц, активизирует деятельность всего организма.
Музыка возбуждает
непосредственные эмоции, определяющие
действия ребёнка, поэтому она является
незаменимым средством
Проблема музыкального воспитания детей с самого начала занимает своё место среди общих вопросов о целях, задачах и методах воспитания.
Задача литературы и искусства, обращенных к детям, прежде всего, заключается в том, чтобы «помочь познанию ими мира». В книгах, рисунках и музыке для детей должна отражаться жизнь, которая их окружает, такою «какая она есть». [Н.К. Крупская]
Пробудить интерес и любовь к искусству, а затем использовать его, как могучее средство воздействия и воспитания подрастающего поколения, - такая цель была осознана и поставлена в российской школьной и дошкольной методической литературе с самого начала её появления.
Лишь на этой
основе мыслилось всё дальнейшее
развитие детей – воспитание их
эстетического отношения к
Влияние музыкального воспитания на развитие личности ребенка
Произведения искусства оказывают большое влияние на развитие ребёнка с самого раннего возраста. Музыка, книги, телевидение постепенно начинают играть приоритетную роль в сфере интересов детей. Особое место в иерархии художественных ценностей занимает музыка.
Искусство вообще обладает специфическими средствами воздействия на человека. Характерной особенностью музыки является сильное, тонкое и глубокое воздействие на внутренний мир слушателя, оказываемое как на эмоциональную, так и на интеллектуальную стороны его личности. Музыка сопровождает человека на протяжении всей его жизни. Более того, доказано, что слушание музыкальных произведений в дородовый период чрезвычайно важно для последующего развития человека. Многократное восприятие лучших образцов музыкального творчества учит ребёнка мыслить, чувствовать, переживать настроения, выраженные в художественных образах. Музыка имеет познавательное значение. Благодаря ей речь детей обогащается словами и фразами, характеризующими настроение, чувства, образы. С её помощью осуществляется нравственное, эстетическое воспитание, понимание ребёнком прекрасного и становление его духовности.
В годы формирования правильной речи и письма важно, чтобы ребёнок слышал мелодии, ритмы и интонации которые близки его родному языку. Наиболее подходящим материалом для этого считаются народные считалки, попевки и детские песни, а также авторские песни, созданные в народном духе. Наилучшими формами работы в этом возрасте являются прослушивание песен и попевок, движение под эту музыку, детские музыкально-речевые импровизации и пение. Особое значение для развития ребёнка имеют игры, создаваемые самими детьми на основе песен.
Активное
пение или слушание музыки развивают
эмоциональность и
Музыка
способна не только быть средством, вызывающим
эмоции, но в случае необходимости
становится тормозящим средством, способным
вывести ребенка из состояния
азарта, в состояние тихой
Любая музыкальная деятельность требует концентрированного внимания. Сознательное воспитание внимание ребёнка через музыку происходит различными путями. Он охотно сосредотачивает внимание на новой песенке. Внимание тренируется при прослушивании выразительного исполнения песен или инструментальных произведений.
Музыкальное воспитание влияет на развитие личности ребенка. Оно направлено на овладение детьми музыкальной культурой, подготовку к самостоятельной жизни, на формирование творческих способностей, в том числе и музыкального восприятия.
Семья – социальный институт формирования личности.
Значение музыкального воспитания
Семья, с позиции социологов, представляет собой малую социальную группу, основанную на брачном союзе и кровном родстве, члены которой связаны общностью быта, взаимной помощью, моральной ответственностью. Этот древнейший институт человеческого общества прошел сложный путь развития: от родоплеменных форм общежития, до современных форм семейных отношений.
Зарубежные социологи рассматривают семью как социальный институт лишь в том случае, если она характеризуется тремя основными видами семейных отношений: супружеством, родительством и родством, при отсутствии одного из показателей используется понятие «семейная группа».
Семья –
сложная многофункциональная
Для каждого
человека семья выполняет эмоциональную
и рекреативную функции, защищающие
человека от стрессовых и экстремальных
ситуаций. Уют и тепло домашнего
очага, реализация потребностей человека
в доверительном и
Семья – первая «среда», окружающая ребёнка и ежесекундно влияющая на него. Она воздействует всем: укладом быта, каждым произнесенным словом, высказанной мыслью, интонацией. Еще больше – примером, поступками, действиями, увлечениями – отношением к окружающему. Воздействует независимо от того, привлекают ли родители сознательно внимание детей ко всему этому или пускают их «на самотёк».
Особая роль в воспитании ребёнка принадлежит музыке. Исполнение песен и участие в играх развивает также память детей. Родитель может вызвать в памяти ребёнка песни, напевая без слов мелодию одной из них. Прослушивание дома с ребёнком детских песен и инструментальной музыки развивает воображение детей. Слушая музыку, ребёнок создает в своем воображении новые эмоциональные связи в соответствии с характером музыки или же вспоминает ранее пережитые ситуации и разукрашивает их своей фантазией.
Первые
песни, с которыми встречается ребенок
в своей жизни – колыбельные.
Колыбельная песня родилась из необходимости
помочь маленькому ребенку при засыпании.
Ведь детский организм занят собственным
выстраиванием и созиданием, и
в первый год жизни этот процесс
идет особенно быстрыми темпами. Все
её средства выразительности: темп, мелодика,
ритмическая структура –
С этим искусством дети соприкасаются с первых дней жизни, слушая колыбельные песни, а позднее пытаясь издавать голосом протяжные звуки, ритмично двигаясь в «такт» музыке.
Музыка возбуждает непосредственные эмоции, определяющие действия ребёнка, поэтому она является незаменимым средством воспитания в семье.
Благотворность влияния семьи на развитие интереса к музыке и творческих способностей ребёнка подтверждают биографии многих музыкантов. Свои первые впечатления связывают с семьей М.И. Глинки, А.С. Даргомыжский, П.И. Чайковский, Д.Д. Шостакович. Они отмечают, что домашние музыкальные вечера, царившая на них атмосфера любви и уважения к искусству вызывали в них заинтересованность музыкой, воспитали преданность ей.
В настоящее время проблема участия семьи в воспитании у ребенка интереса к музыке приобретает особую остроту. Это, прежде всего, связано с бурным развитием средств массовой коммуникации. Никогда еще музыка не была столь доступна во всем своем многообразии буквально каждому.
Широкое распространение телевизоров, магнитофонов, компьютеров сместило акцент в потреблении музыки на индивидуальные формы. Это в определенной мере благотворно влияет на развитие личности, повышая систематичность восприятия музыки и увеличивая избирательность к произведениям искусства. Но, однако, не следует забывать и об отрицательных сторонах этого процесса. Содержание домашнего слушанья музыки, его интенсивность и качество, в отличии от общественного, в гораздо меньшей степени подвергается контролю и регулированию. Кроме того, учитывая данные социологов о превалировании в музыкальной продукции произведений развлекательного жанра, нельзя оставлять без внимания и то, что домашнее потребление музыки в ряде случаев может и не привести к действительному развитию личности.
Во избежание формирования потребительского отношения к искусству и односторонности развития музыкальных предпочтений подрастающего поколения, семье необходимо активно включаться в воспитание у детей интереса к художественно ценным музыкальным произведениям. Выполнение этой задачи, во многом новой и сложной для современных родителей, требует от них определенной педагогической подготовленности.
Реализовывая принципы развивающего музыкального воспитания в условиях семьи, родители должны прежде всего основываться на том, что такое обучение будет полноценно реализовываться через общение ребенка не только со взрослыми, но и со сверстниками, через взаимодействие ребенка с музыкой, через погружение ребенка в музыкальную деятельность.
Особенности развития восприятия музыки у детей в период детства
Развитие восприятия музыки является важнейшей задачей музыкального воспитания младших школьников и происходит оно в процессе всех видов музыкальной деятельности. Например, чтобы разучить песню, ее надо сначала послушать. Исполняя песню, важно вслушиваться в чистоту интонирования мелодии, выразительность ее звучания; двигаясь под музыку, необходимо следить за ее изменением, развитием и передавать в движении свое отношение к произведению.
Важно формировать у детей навыки умения, необходимые для полноценного восприятия ими музыкальных произведений, развивать у них музыкальные, творческие способности, а также интерес и музыкальный вкус.
Основой воспитания у школьников музыкального вкуса являются художественные произведения и активная музыкальная деятельность, направленная на их освоение. Правильно организованное слушание музыки, разнообразные приемы активизации восприятия (например, через движение) способствуют развитию интересов и вкусов детей, формированию их музыкальных потребностей.
Информация о работе Список классических произведений для прослушивания дома