Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Октября 2013 в 15:27, курсовая работа
Творчество выдающегося немецкого композитора Пауля Хиндемита (1895 – 1963) широко и многообразно. Он вошел в историю музыки не только как плодовитый композитор, но и как создатель собственной музыкальной системы, изложенной в научном труде «Руководство по музыкальной композиции» (Unterweisung im Tonsatz), написанной в 1937 году. Масштабность его таланта выразилась в охвате практически всех музыкальных жанров.
Вторая строфа (тт.10-19), отделена от первой двойной чертой. Она представляет собой вариацию первой строфы – мелодия утолщается за счет присоединяемых интервалов – октавы, септимы и кварты. Ритмика в левой руке начинает дробиться. Также появляется новый музыкальный материал, что связано с вариантностью внутри строфы с т. 14. Здесь абсолютно все процессы, происходящие в музыкальной ткани – смена размера (5/4, 12/8, 15/8), динамики и появление нового тематизма обусловлены текстом. Заканчивается вторая строфа менее устойчиво в виде секстаккорда Ges.
Интересно также, что после второй строфы сразу не следует третья, заключительная строфа. Хиндемит вводит новый музыкальный материал в качестве ритурнеля (проигрыша) – тт.20-23. Он резко выделяется прежде всего своей динамикой ff, будто призывая слушателя и исполнителя осмыслить «услышанный» стихотворный текст во время прослушивания этого проигрыша. Возможно, это авторское слово композитора. Но напряжение рассеивается и в тт.24-25 мы слышим интересный прием, применяемый Хиндемитом – флажолеты арфы, которые придают тембру инструмента эффект жужжания. Этот прием невероятно изобразителен и совпадает с текстом, когда в нем появляются слова: ««Часто», скажет он изумленно, звучат на закате сами струны, тихо как жужжание пчел». Завершается финал, нисходящим мотивом (т. 25), который тихо истаивая, замирает и растворяется в пространстве.
Третья глава.
Анализ сонаты для арфы, сделанный исследователем Барбарой Пёшл-Эдрих.
Несомненно, очень важным на наш взгляд показался труд арфистки Барбары Пёшл-Эдрих (р. 1972), ныне успешно концертирующей и преподающей исполнение на арфе в Бостонском университете. Ее диссертация посвящена непосредственно сонате для арфы Хиндемита, и вызвала огромный интерес с исследовательской точки зрения. Работа называется «Современное и тональное: аналитическое изучение сонаты для арфы Пауля Хиндемита». Благодаря этому труду, Барбара успешно получила степень доктора в 2005 году на базе «Boston university, college of fine arts». Работа объемная, большая часть написанного материала связана с историей создания сочинения, историческими фактами, касающихся арфы, исполнителей, а также работе Хиндемита в Ельском университете. Непосредственно анализу сонаты для арфы выделена центральная аналитическая глава, по объему гораздо более меньшая, нежели чем тщательно собранный и структурированный фактологический материал.
Для того чтобы оценить разбор сонаты для арфы, сделанный Барбарой Пёшл-Эдрих, мы сделали перевод главы «Analysis». Исследователем сделан тщательный анализ тонально-гармонической системы, непосредственно в самой сонате. Об этом с самого начала упоминается в главе «Анализ». Барбара акцентирует внимание на том, что именно эта соната родилась в непосредственной близости с созданием тонально-гармонической системы композитора (1939 — год создания сонаты, 1937 — окончательное оформление композиторской системы Хиндемита).
Первое, на что обращает на себя анализ — это разговор о значимости первого мотива из первой части сонаты. Трехзвучный мотив — Урмотив (ч.4+б.2) пронизывает всю музыкальную ткань произведения и встречается в различных вариантах — инверсии (I), ракоходе (R), ракоходе инверсии (RI). Он симметричен. В первом элементе главной партии найден первоначальный вариант (тт. 1-2, звуки b-es-des) и ракоход инверсии (тт. 3-4, звуки as-b-f). Такая симметричность найдена во всей первой части (тт. 1-4, 14-15, 27-29, 41-44, 83-84, 92-93 и тт. 114-115 и 120-121). Значимость интервалов нисходящей секунды («мотив вздоха»), а также кварты, как основного строительного материала гармонической и мелодической ткани. Автор приводит в сравнении с Хиндемитом других композиторов, в творчестве которых интервал кварты стал очень значимым — это Шёнберг и Скрябин («Прометеев аккорд»).
Форма первой части — рондо-соната, состоящая из 7 частей (см. схему). Первая тема (А, главная партия), каждый раз возвращается на тоновую высоту отличной от первоначально заявленного тона Ges. Для экспозиции характерны: техника секвенцирования, а также метрические сдвиги.
Экспозиция |
Разработка |
Реприза |
А В А1 |
С |
А2 В1 А3 |
тт.:1-15, 16-40, 41-56 |
57-76 |
77-98, 99-113, 114-до конца |
Побочная партия (В) в пределах 25-ти тактов повторяется на разной высоте 5 раз. В полном объеме тема появляется в т.31. Завершается экспозиция проведением первой темы (А1).
Развивающий раздел (С)
1 Пауль Хиндемит. Стать и материалы. // О. Леонтьева. Пауль Хиндемит — критик времени. М., 1979. С. 6.
2 Т. Левая, О. Леонтьева. «Пауль Хиндемит». М., 1974. С. 268