Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Мая 2012 в 10:29, реферат
Дирижирование (от франц. diriger — направлять, управлять, руководить), один из видов музыкально-исполнительского искусства, руководство коллективом музыкантов (оркестром, хором, ансамблем, оперной или балетной труппой и т.д.) в процессе подготовки и во время публичного исполнения им музыкального произведения.
Сопрано ( soprano от sopra — над, сверх) — высокий женский певческий голос. Рабочий диапазон:до первой октавы — до третьей октавы. Диапазон колоратурного сопрано, самого высокого «подвида» сопрано может достигать фа —ля третьей октавы.
Альт ( alto, . hautecontre; altus — высокий) — первоначально назывался голос, который был выше тенора, (исполнявшего главную мелодию: cantus formus, иначе фальцетто. Позднее обозначает низкий голос у женщин и мальчиков. Он считается вторым из четырёх главных родов человеческого голоса и подобно трём остальным, является в различных степенях. Поэтому различают низкий и более высокий альт. Объём первого простирается приблизительно от фа в малой октаве до фа или соль во второй октаве, тогда как границы второго определяются одним или двумя тонами выше (от ля в малой октаве до ля во второй октаве). По своему объёму высокий альт совпадает с меццо-сопрано и оба голоса часто смешиваются друг с другом, тогда как, по естественному строению этих голосов и соотношению регистров, они легко отличимы. Женский альт состоит из двух регистров, пределы которых доходят до си в первой октаве, у детских же мужских альтов несколькими ступенями ниже. В учении о гармонии, преимущественно в четырёхголосных сочинениях, альтом называется второй верхний голос. Альтовым ключом или знаком, в котором пишется партия альта, называется общеупотребительный ключ до, пишущийся на третьей линии нотной системы.
Тенор (итал. tenore от лат. tenere — держать) 1) высокий мужской певческий голос. Рабочий диапазон: до малой — до второй октавы; переходные (условно) ноты: ми бемоль-фа# первой октавы; 2) название голоса в полифонической фактуре; в эпоху Средних веков и Возрождения тенор считался функционально определяющим (отсюда название), в том числе, идентификатором многоголосного лада; 3) доминирующий тон, или «тон повторения» в псалмодии, а также аналогичная модальная функция (также называемая реперкуссой) в григорианском хорале.
Бас (от ит. basso — «низкий») — наиболее низкий мужской певческий голос. Отличается большой глубиной и полнотой звучания.
Виды хоровых коллективов
В зависимости от пола и возраста певцов, хоры можно классифицировать так:
смешанный хор (наиболее распространенный тип хора) — состоит из женских и мужских голосов. Женские голоса составляют партии сопрано и альтов, мужские голоса составляют партии теноров и басов. Внутри каждой партии обычно бывают подразделение на первые (более высокие) и вторые (более низкие) голоса: сопрано I и II, альты I и II, тенора I и II, басы I и II;
хор мальчиков и юношей — состоит из тех же четырех основных партий, что и смешанный, но партию сопрано исполняют мальчики — дисканты, партию альтов — контратенора — юноши, поющие фальцетом; партии теноров и басов в таком хоре, так же как и в смешанном, исполняются мужчинами;
мужской хор — состоит из теноров и басов, с подразделением каждой партии на два голоса: первые (высокие) и вторые (низкие) тенора и первые и вторые басы. Партия первых теноров может быть расширена за счет певцов-контратеноров, поющих (фальцетом) еще более высокую партию, по тесситуре находящуюся за пределами обычного мужского голосового диапазона;
женский хор — состоит из сопрано и альтов, с подразделением каждой партии на два голоса: первые и вторые сопрано и первые и вторые альты;
детский хор — состоит из двух партий: сопрано (дискантов) и альтов, иногда из трёх — сопрано (дискантов) I и II, и альтов; возможны и другие варианты.
С точки зрения манеры пения различают:
академические хоры — поющие в академической манере, основанной на эталоне европейского академического (оперно-концертного) певческого тона;
народные хоры — поющие в народной манере.
По количеству участников различают:
камерные хоры — от 12 до 30-50 участников;
большие хоры — от 50 до 120 участников;
сводные хоры — до 1000 участников, собираются на время из разных коллективов. Такие составы имеют статус «хэппининг-перфоманс» и не относятся собственно к исполнительскому искусству, так как представляют собой скорее пропагандно-просветительское направление.
Хоры могут иметь разный статус.
Профессиональные хоры. Могут быть как независимыми, так и поддерживаться государством. Состоят из профессиональных певцов. Ведут регулярную концертную деятельность.
Любительские хоры объединяют людей, для которых пение в хоре — это хобби. Могут существовать при дворцах культуры, клубах, муниципалитетах, при организациях и учреждениях, при немузыкальных учебных заведениях (очень распространенная форма) и т. п.: хор студентов, хор сотрудников, хор ветеранов.
Церковные хоры. Основная их деятельность — участие в церковных службах. Церковные хоры высокого музыкального уровня могут также вести концертную деятельность. В церковных хорах поют как профессионалы, так и любители. Художественный руководитель церковного хора — регент — должен быть не только хормейстером, но и знатоком церковной службы.
Учебные хоры существуют в музыкальных учебных заведениях (музыкально-педагогических училищах, колледжах, консерваториях, музыкальных академиях, институтах искусства и культуры, и пр.), готовящих профессиональные кадры в области хорового искусства и музыкального воспитания
Хоровые конкурсы
В СССР проводились многочисл. смотры-конкурсы любительск. хоров в рамках олимпиад, праздников песни, респ. и Всесоюз. фестивалей самодеят. иск-ва.
В 1972 и 1975 в Таллине, по инициативе Г. Эрнесакса, проведены конкурсы хоров с участием зарубежных коллективов. Среди победителей были хоры, руководимые Б. Тевлиным, М. Заринской, Е. Богдановским, А. Крыловым.
Одним из наиболее известных межд. конкурсов явл. итальянский Полифонико им. Гвидо д’Ареццо (орг. 1952), проводимый ежегодно в г. Ареццо. Среди получивших первые премии — хоры под упр. И. Кокарса, В. Полянского. Большим авторитетом пользуется проводившийся с 1961 (каждые два года) конкурс им. Б. Бартока (г. Дебрецен, Венгрия). Среди его победителей хоры под упр. Ю. Уланова (Москва), В. Чернушенко, А. Крылова, Б. Певзнера. Проводятся Х. к. в Болгарии (г. Варна), Голландии (г. Гаага) и др. странах.
На конкурсах Всемирных фестивалей молодежи (1949, 1951, 1953, 1957) первыми премиями отмечены хоры под упр. В. Соколова, И. Полтавцева, Г. Сандлера, К. Пигрова, В. Серебровского (Уральский ун-т).
Назовем нек. победителей межд. конкурсов за последнее десятилетие. С.-Петерб. кам. хор “Lege artis”, рук. Б. Абальян, 1990 (Бельгия), 1991 (Швейцария), 1995 (Германия). С.-Петерб. Молодежный кам. хор, рук. Ю. Хуторецкая, 1995 (Швейцария), 1997 (Испания). С.-Петерб. кам. хор “Певческий мост”, рук. А. Сысоев, 1995 (Италия, конкурс им. Палестрины). Ижевский муниципальный кам. хор, рук. В. Михайлов, 1996 (Греция). Брянский акад. хор, рук. М. Бутилло, 1997 (Венгрия). Кам. хор Моск. консерватории, рук. Б. Тевлин, 1998 (Италия), 1999 (Германия). Донская хоровая капелла “Анастасия”, рук. С. Тараканов (1999, Италия). За последнее десятилетие много премий получил Брянский академический хор, рук. Марио Бутилло.
В 1995 в г. Калуге проведен первый межд. конкурс “Поющее мужское братство”, с уч. более 20-ти хоров. Первое место получил “Калужский акад. мужской хор”, рук. Е. Деревяшкин. Московский муж. хор “Хоровая академия”, рук. А. Седов, 1997 (Лос-Анджелес).
Первый Всероссийский
конкурс молодых хоровых
Х. к., в числе других муз. конкурсов, “содействуют развитию искусства, способствуют укреплению дружбы и культурных связей между народами” (Д. Шостакович)
Вебер Карл Мария (1786—1826) — нем. композитор, дирижер, пианист, муз. писатель; руководил оперн. хором. Среди соч. 6 кантат, 3 мессы и офферторий; хоры в оп. "Вольный стрелок", "Эврианта", "Оберон" и др.; муж. хоры в сб. "Лира и меч", смеш. цыганские хоры из музыки к драме П. А. Вольфа "Прециоза" (наиболее известный из них "В лесу", с имитацией эха); хоры a.cap. Хоры В. близки нем. бытовым ансамблям с их гарм. многоголосием, куплетностью; в муж. голосах часто применяются divisi, используются также неполн. составы смеш. хора; встречаются (в операх) 2-хорные эпизоды. Один из первых дирижеров-профессионалов, В. оставил след в развитии дирижерск. искусства: рассадил орк. по группам, дирижировал палочкой и т. д.; современники отмечали властность его жеста.
Вагнер Рихард (1813—83) — нем. композитор, дирижер, муз. писатель; некотор. время работал хормейстером; в 1863 с большим успехом концертировал в России. Его оперы содержат ряд хоров: "Риенци" — хор горожан; "Летучий голландец" — хоры прях и матросов; "Тангейзер" — хор пилигримов, марш; "Лоэнгрин" — хор. сцена I д., свадебный хор и др.; "Мейстерзингеры" — ряд хор. эпизодов, финал; "Парсифаль" — полифонич. разработанные хор. сцены. Среди соч. для хора a cap. отметим "Торжественную песню", "Приветствие королю", "У гроба Вебера". Хоры В. отличаются характерностью; большинство из них доступно для исп. лишь хорошо подготовленным певцам (из-за высокой тесситуры и широкого диапазона хор. партии). Муз.-лит. труды (в пер. на рус. яз.): "О дирижировании", "Опера и драма" и др.
Берлиоз Гектор (1803—69) — франц. композитор, дирижер, муз. писатель. В его соч., новаторских по содержанию и форме, широко использован хор (монументальный Реквием в духе франц. революционно-героич. музыки, посв. памяти жертв революции 1830 г.; драм. легенда "Осуждение Фауста"; симфония "Ромео и Джульетта", оратория "Детство Христа"; "Лелио, или Возвращение к жизни", оп. "Бенвенуто Челлини" и др., "Траурно-триумфальная симфония"), иногда хор двойной ("Марсельеза", "Марш франков", кантата "Всемирный храм") и тройной ("Te Deum", "Сара-купальщица"). Среди произв. Б. — хоры с орк. ("Угроза франков", Гимн Франции), с фп. ("Цветы ландов") и a cap. Б. был выдающимся дирижером; в 1847 и 1867—68 с большим успехом концертировал в России. Муз.-лит. соч.: "Трактат по инструментовке" с главой "Дирижер оркестра", "Мемуары" и др. В кн. "Вечера в оркестре" Б. описал и высоко оценил искусство Придв. певч. капеллы, хор. творчество Бортнянского.
Казачков Семен Абрамович (р. 1909) — рус. хор. дирижер; проф., в 1947—90 первый зав. кафедрой хор. дирижирования Казанск. конс., канд. искусствоведения, Почетный доктор Казанского ун-та, засл. деят. иск. России. Хор студентов, руководимый К., ведет большую концертно-просветит. работу в школах, неоднократно с успехом выступал в Москве, а также в Ленинграде и Таллине; включал в свои программы классику ("Прометей" Танеева, пролог из "Бориса Годунова" Мусоргского, "10 поэм" Шостаковича и др.), соч. и обр. татарск. композиторов. Хору свойственно сочетание высокого технич. мастерства и одухотворенности, свежести и колоритности звучания. К. — автор кн. "Дирижерский аппарат и его постановка" (1967), "От урока к концерту" (1990), "Дирижер хора. Артист и педагог" (1998), статей. Уч-ки: А. Абдуллин, А. Булдакова, Л. Дразнина, В. Леванов, В. Лукьянов, Д. Кутдусов, В. Макаров, Е. Мохнаткин, В. Сотников, М. Таминдарова, Л. Усцов и др.
Ольхов Константин Абрамович (1914—76) — рус. хор. дирижер, проф. хор. кафедры Ленингр. конс., кандидат искусствоведения. Руководил различн. хорами (1940—41 гл. хормейстер Центр. ансамбля Военно-Морского Флота СССР и др.). Автор кн. "О дирижировании хором" (1961), "Вопросы теории дирижерской техники и обучения хоровых дирижеров" (1979), занимался также хор. творчеством С. Танеева. Исследовал вопросы преподавания дирижирования, структуру единичного дирижерск. жеста и др. Сост. сб-ков "Избранные хоры С. Танеева", "Праздничный концерт" (позднее "Хоровой концерт"). Уч-ки: В. Айдарова, А. Алексеев, М. Беляков, Е. Бражник, В. Васильев, В. Гончаров, Л. Ежов, В. Кожин, В. Комаров, М. Кукушкин, З. Массарский, П. Россоловский, Г. Терацуянц, У Ген-Ир, Л. Фулиди, М. Эпштейн, Ю. Хотеев и др
ПТИЦА Клавдий Борисович (1911—83) — рус. хор. дирижер, обществ. деятель, проф., с 1960 зав. кафедрой хор. дирижирования Моск. консерватории; канд. искусствоведения, нар. арт. СССР. Руководил хором оп. студии МГК, 1938—41 хормейстер хора Моск. филармонии, 1943—46 хормейстер Гос. хора русской песни под упр. А. Свешникова. С 1950 худож. рук. Большого хора Центрального телевидения и Всесоюзного радио, с котор. подготовил много опер, кантат, ораторий, хоров классиков и совр. композиторов (нередко 1-е исп.). Выступал дирижером объед. хоров, участвовал в жюри междунар. хор. конкурсов. Для творч. облика П. было характерно сочетание интеллектуальности с эмоц. теплотой, умение охватить форму произв. в целом при тщательной отделке деталей. Написал ряд содержательных, блестящих по изложению работ в области истории и теории хор. искусства, в т. ч. "Очерки по технике дирижирования хором" (1948), "Три русские песни С. Рахманинова" для хора и симф. оркестра (опыт исполнительск. анализа), "Мастера хорового искусства в Московской консерватории" (1970); критико-биографич. очерки в кн. П. Чеснокова "Хор и управление им" (3-е изд., 1961), К. Пигрова "Руководство хором"; автор статей и рецензий, составитель хрестоматий по хор. дирижированию и др. Уч-ки: Н. Ветлугина, В. Балашов, Л. Григоров, Н. Добровольская, В. Живов, Л. Исханова, В. Краснощеков, Б. Куликв, А. Осипов, Г. Рождественская, Е. Сидорова и др
Список использованной литературы
Виноградов К. Работа над дикцией в хоре.— М.: Музыка, 1967.
Дмитревский Г. Хороведение и управление хором.— Музгиз, 1957.
Егоров, А. А. Теория и практика работы с хором / А. А. Егоров. – Л. ; М.: Госмузиздат, 1951.
Живов В. Л. Хоровое исполнительство: Теория. Методика. Практика.— М.: Владос, 2003.
Ильин В. Очерки истории русской хоровой культуры.— М.: Советский композитор, 1985.