Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Января 2015 в 18:12, контрольная работа
Цель контрольной работы – раскрыть, проанализировать и рассмотреть существующие методы государственного управления.
Задачами контрольной работы являются:
• рассмотрение стилей и форм управленческой деятельности;
• изучение методов государственного управления и их классификаций.
Объектом исследования являются методы государственного управления.
Введение 3
1 Характерные черты методов государственного управления и основание для их классификации 4
2 Административный метод государственного управления 7
3 Экономические методы управления 10
4 Социально-психологические методы управления 13
5 Базовая классификация методов государственного управления 16
Заключение 21
Список используемых источников
СОДЕРЖАНИЕ
Введение
1 Характерные черты методов
государственного управления и основание
для их классификации
2 Административный метод государственного управления 7
3 Экономические методы управления
4 Социально-психологические
методы управления
5 Базовая классификация методов государственного управления 16
Заключение
Список используемых источников
Актуальность данной работы связанна с тем, что в управлении существует множество различных методов. Без методов не существовало бы государственное управление.
Именно методы управления выражают содержательную сторону руководящего влияния. Они и есть воля государства, конкретизировано соответствующим управленческим органом в рамках предоставленных ему юридически властных полномочий. Поэтому методы государственного управления, как правило, фиксируются в административно-правовых актах.
Сложность и многогранность процессов управления обусловливает существование множества методов управления. Методы не исключают, а дополняют друг друга, так как каждый из них характеризуется способом реализации целей управления.
Цель контрольной работы – раскрыть, проанализировать и рассмотреть существующие методы государственного управления.
Задачами контрольной работы являются:
• рассмотрение стилей и форм управленческой деятельности;
• изучение методов государственного управления и их классификаций.
Объектом исследования являются методы государственного управления.
Предметом исследования являются формы и классификации методов государственного управления.
Контрольная работа состоит из: содержания, введения, 5 глав, заключения и списка использованных источников.
В ходе исследования использовались научные и учебные пособия, статьи, публикации специализированной периодической печати, а так же данные Интернета, которые зафиксированы в списке использованных источников.
1 Характерные черты методов государственного управления и основание для их классификации
Под методами государственного управления понимаются способы (приемы) воздействия субъекта управления на объект управления, которые используются для достижения поставленных целей и задач управления, для реализации функций управления. Методы дают ответ на вопрос о том, как, каким способом наиболее рационально можно достичь целей управления.
Методы управления находятся в единстве с целями управления. Цель обусловливает специфику использования методов, выбор методов в известной степени определяет реальность достижения поставленных целей. Но, с другой стороны, методы показывают, каким образом достигаются цели управления. Они определяют качественную сторону управления. Их совершенствование означает улучшение управления.
Методам управления присущи следующие характерные черты:
- они выражают связь
субъекта управления с
- метод - это средство, способ осуществления управляющего воздействия субъекта управления на объект управления;
- методы - это способы упорядочения, организации происходящих в системах управления процессов, приемы, посредством которых достигаются общие цели совместной деятельности людей;
- методы управления являются
подвижным и активным
- использование методов носит альтернативный характер;
- в государственном управлении
они являются инструментом
Независимо от содержания и направленности методы управления обладают:
- объективной организационной формой, под которой понимается вид воздействия, т.е. индивидуальное предписание (приказ, распоряжение и др.) или норма (правило) поведения;
- характером воздействия (непосредственное воздействие, косвенное воздействие посредством создания стимулирующих или ограничивающих условий);
- способом воздействия (единичный, коллективный, коллегиальный);
- временной характеристикой (краткосрочные и долгосрочные);
- тактическим и стратегическим характером.
Сущность методов управления в государстве определяется его социальной природой. Субъекты государственного управления применяют методы воздействия в целях осуществления задач и функций государства, общества для решения экономических, социальных, оборонных, правоохранительных и иных задач.
Говоря о методах государственного управления, следует вспомнить определение управления вообще. Любое управление представляет собой организующее целенаправленное воздействие управляющей стороны на управляемую сторону. Следовательно, каждое управленческое отношение должно преследовать какую-либо цель. Однако достижение одной и той же цели возможно различными путями. Рассмотрим, какими же способами возможно достижение управляющей стороной стоящей перед ней цели управления в государственном управлении.
Метод государственного управления представляет собой совокупность способов и средств воздействия, с помощью которых управляющая сторона достигает цели управления в процессе отношений с управляемой стороной.
В зависимости от того, кому адресовано то или иное управленческое воздействие, различают методы управленческой деятельности:
- направленные на организацию аппарата управления;
- выражающиеся в осуществлении
воздействия на внешние
По характеру воздействия методы государственного управления подразделяются:
- на административные;
- экономические;
- социально-психологические.
Под административными методами понимается прямое воздействие управляющей стороны на поведение управляемых сторон. Это метод прямых и односторонних юридически властных предписаний органов государственного управления. Невыполнение данных предписаний влечет наступление соответствующей юридической ответственности.
Под экономическими методами понимается использование косвенных способов и средств воздействия на интересы управляемых сторон отношений, стимулирующих их материальную заинтересованность в выполнении поставленных перед ними задач.
Социально-психологические методы управления заключаются в воздействии на управляемые стороны с учетом особенностей их психологии и проявляются в системе отношений «руководитель-коллектив». Их можно охарактеризовать как способ психологического воздействия на управляемую группу людей со стороны руководителей для достижения определенных управленческих целей.
Кроме того, выделяется уже упомянутая классификация методов прямого и косвенного воздействия управляющей стороны на волю управляемой стороны, а также правовых и неправовых методов государственного управления.
Таким образом, благодаря методам можно получить ответ на вопрос о том, как, каким способом наиболее рационально можно достичь целей управления, достичь поставленные цели и осуществить функции и задачи государственного управления.
2 Административный метод государственного управления
Административные методы – способы и формы управления, в основе которых лежит голое администрирование, распорядительство, опирающееся на приказы, распоряжения, спускаемые сверху установки.
Административные методы являются способом осуществления управленческих воздействий на персонал и базируются на власти, дисциплине и взысканиях. Они ориентированы на такие мотивы поведения, как осознанная необходимость дисциплины труда, чувство долга и т. п. Эти методы отличает прямой характер воздействия: любой регламентирующий или административный акт подлежит обязательному исполнению. Административные методы управления являются мощным рычагом достижения поставленных целей в случаях, когда нужно подчинить коллектив и направить его на решение конкретных задач управления.
Административное воздействие заключается в целенаправленном изменении субъектом управления состояния объекта.
Для административных методов характерно их соответствие нормам органов управления.
В организации возможны три формы проявления административных методов:
– обязательное предписание (приказ, запрет и т. п.);
– согласительные (консультация, компромисс);
– рекомендации, пожелания (совет, разъяснение, предложение, общение и т. п.).
Система административных методов может быть представлена как совокупность двух равнозначных элементов:
1) воздействия на структуру управления;
2) воздействия на процесс управления.
Организационное воздействие на структуру управления осуществляется в большинстве случаев путем организационного регламентирования, нормирования, организационно-методического инструктирования и проектирования.
Воздействие на процесс управления – это методы распорядительного влияния руководителя на коллектив в целом и личности в частности.
Условно среди административных
методов управления различают организационно-
Организационно-
Организационно-
1) руководители всех звеньев аппарата управления в организации (или государственных органов) и их заместители, ответственные за деятельность подведомственных им органов, предприятий, учреждений и организаций;
2) лица, имеющие в непосредственном подчинении других лиц (определенный управленческий персонал);
3) лица, уполномоченные издавать нормативные и (или) индивидуальные правовые акты.
Организационно-
системе законодательных актов страны (государственные законы, указы, постановления, распоряжения, государственные стандарты, положения, инструкции, методы и другие документы, утвержденные высшими управленческими структурами для обязательного применения на территории всей страны – президентом, парламентом, правительством);
системе нормативных документов вышестоящих структур управления (стандарты, положения, инструкции, методики, постановления коллегий министерств и ведомств, а также приказы, распоряжения, утвержденные руководством этих государственных органов и действующие во всех организациях, учреждениях и т. п., объединенных данным министерством или ведомством);
системе разрабатываемых в данной организации планов, программ, организационных документов, регламентирующих её деятельность.
К организационно-
Административное принуждение - разновидность государственного правового принуждения. Поэтому ему присущи все признаки последнего (государственно-властный характер, направлено на обеспечение правопорядка и др.). Вместе с тем административное принуждение имеет присущие ему особенности [1].
Цель административного принуждения — заставить конкретных субъектов права соблюдать определенные предписания или воздержаться от тех или иных действий.
Итак, административные методы в целом имеют важное значение для государственного управления. Они характеризуются «властью-подчинением», и в них наиболее ярко выражается властная природа управленческой деятельности. Однако это не исключает при использовании административных методов воздействия на управляемые объекты учета интересов последних.
3 Экономические методы управления
Экономические методы управления – способы и приемы воздействия на население, в основе которых лежат экономические отношения людей и использование их экономических интересов.
Экономические методы воздействуют на экономические интересы личности, коллектива, государства для достижения оптимальных результатов их функционирования с минимальными требованиями и материальными затратами.
Информация о работе Базовая классификация методов государственного управления