Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Октября 2014 в 19:09, курсовая работа
Актуальность курсовой работы обусловлена тем, что в процессе становления местного самоуправления существенную роль играет обеспечение его деятельности конкретными материальными предпосылками. Самоуправление может быть реальным только в тех случаях, когда оно обеспечено экономикой, ибо «корни самоуправления в экономике» .
Одним из главных условий жизнедеятельности местного самоуправления является наличие у него материально-финансовой базы. Формирование товарно-денежных отношений, правовое регламентирование всего объема форм собственности, появление множества субъектов реальных рыночных отношений поставили перед местным самоуправлением задачу создания собственной финансово-экономической базы на новых основах.
Введение------------------------------------------------------------------------------------3-4
Глава 1. Теоретические основы функционирования муниципальных образований в условиях рынка-------------------------------------------------------5-12
1.1 Экономическая основа местного самоуправления: состав, особенности и проблемы формирования -------------------------------------------------------------5-10
1.2 Необходимость реализации органами местного самоуправления социально-экономической политики, направленной на развитие рыночных отношений------------------------------------------------------------------------------10-12
Глава 2. Анализ функционирования муниципального образования в условиях развития рыночных отношений ( на примере г. Саратов)--------------------13-20
2.1. Оценка социально-экономического развития г. Саратов ---------------13-15
2.2. Анализ эффективности работы органов местного самоуправления г. Саратов, направленной на развитие рыночных отношений------------------13-20
Глава 3. Направления развития муниципальных образования в рыночных условиях---------------------------------------------------------------------------------20-26
3.1. Применение инструментов территориального маркетинга--------------20-23
3.2. Повышение инвестиционной привлекательности муниципального образования-----------------------------------------------------------------------------24-26
Заключение-----------------------------------------------------------------------------27-28
Список использованной литературы----------------------------------------------
Основной целью инвестиционной политики Администрации муниципального образования «Город Саратов» является обеспечение подъема экономики города за счет привлечения инвестиций в эффективные и
конкурентоспособные экологически безопасные производства.Вместе с тем считаем, что для привлечения инвесторов по приоритетным для Саратова направлениям необходимо ускорить работу по разработке программы развития застроенных территорий.Органы местного самоуправления Саратова должны стремиться создать у себя в городе не просто хорошие, а наилучшие условия для привлечения инвесторов. Саратов является развивающимся городом с разнообразной структурной экономикой, обладающий широкими инвестиционными возможностями. В подтверждение этого является результат рейтинга «ТОП-100 лучших городов России», по методике которого использовалось 14 показателей, объединенным в пять индексов. Город Саратов с итоговым индексом рейтинга 36,17 занял в нем 21-е место, переместившись за год с 32 места. Это большой рывок за такой маленький временной период. Нонесмотря на это Саратов занимает далеко не первые места и в настоящее время потенциал города еще не исчерпан существуют нереализованные возможности.
Существует возможность
повысить конкурентоспособность
и инвестиционную
привлекательность за счет проводимой
кластерной политики. С помощью постоянного обмена
информацией, построения совместных программ
развития, системно отработанной кооперации кластер
становится мощным инструментом влияния
на рыночные процессы, повышения конкурентоспособности
отрасли и территории
в целом.
Вхождение предприятий в кластер
выявляет огромные резервы, так как кластерные
промышленные структуры являются наиболее
успешной
и эффективной моделью индустриальной
организации.
Развитая транспортная инфраструктура – основа инвестиционной привлекательности. От транспортной инфраструктуры зависит развитие и углубление межрегиональных связей, формирование полноценного внутреннего рынка и рациональное освоение наших природных ресурсов, эффективность работы и развития производства бизнеса и социальной сферы.Необходимо нужно осуществить разработку пакета документов с целью устранения административных барьеров, которые препятствуют инвестиционной деятельности и привлечению инвестиций.Также можно реализовать мероприятия направленные на обеспечение информационного сопровождения инвестиционной деятельности и получению обратной связи о существующих инвестиционных барьерах и препятствиях.
Отсюда следует, что успех в работе с конкретными инвесторами зависит непосредственно от колоссальных усилий органов местного самоуправления, а также, как выстроена система привлечения инвестиций на местах. Только в этом случае можно рассчитывать на успех в огромной конкуренции за инвестиции, которые необходимые для развития
Глава 2. Анализ функционирования муниципального образования в условиях развития рыночных отношений ( на примере г. Саратов)
2.1. Оценка социально-
За текущий год активно решались наболевшие городские проблемы, создавалась основа для перспективного развития города. В результате совместной работы органов местного самоуправления, учреждений, предприятий и организаций всех форм собственности удалось обеспечить рост основных социально-экономических показателей.
Уровень жизни. Средняя номинальная заработная плата (без выплат социального характера) по городу в сентябре 2013 года по полному кругу организаций, составила 23104,3 руб., по сравнению с августом 2013 года увеличилась на 0,6%, по сравнению с сентябрем 2012 г. – на 12,9%.
Рынок труда. На 1 октября 2013 года уровень безработицы составил 0,55% от трудоспособного населения в трудоспособном возрасте. По сравнению с аналогичным периодом прошлого года уровень безработицы ниже на 25,7%. Общая потребность в работниках, заявленная предприятиями и организациями, на конец сентября 2013 года составила 14648 человек. Нагрузка незанятого населения, состоящего на учете в органах службы занятости, на одну заявленную вакансию – 0,2 человека.
Общая характеристика предприятий и организаций.По состоянию на 1 октября 2013 года в городе зарегистрировано 1262 крупных и средних предприятий, из них в частной собственности – 49%, в государственной – 13,3%, в муниципальной – 1,9%, в собственности общественных и религиозных организаций – 1,5%, на прочие формы собственности приходится 34,3%.
Производство товаров и услуг. Оборот организаций без субъектов малого предпринимательства города в январе-сентябре 2013 года составил 311,6 млрд. руб., и 107,2% по отношению к январю-сентябрю 2012 года.
Индекс промышленного производства по основным видам деятельности по крупным и средним организациям в январе-сентябре 2013 года по сравнению с аналогичным периодом 2012 года составил 98,9%, в том числе: добыча полезных ископаемых – 98,9%, обрабатывающие производства – 93,8%, производство и распределение электроэнергии, газа и воды – 95,6%.
Финансы предприятий.
Величина дебиторской задолженности крупных и средних организаций на 1 октября 2013 года составила 100,9 млрд. руб., в том числе просроченная – 4 млрд. руб., или 3,9% от общего объема задолженности.
Кредиторская задолженность крупных и средних предприятий на 1 октября 2013 года составила 98 млрд. руб., в том числе просроченная – 3 млрд. руб. или 3,1% от общей суммы кредиторской задолженности.
Сальдированный финансовый результат крупных и средних предприятий и организаций (кроме банков, страховых и бюджетных организаций) в действующих ценах за январь-сентябрь 2013 года составил 16,2 млрд. руб. В общем числе организаций доля прибыльных составила 72% (сумма прибыли – 20,9 млрд. руб.), убыточных – 28% (сумма убытка – 4,7 млрд. руб.).
В январе-сентябре 2013 года на развитие экономики и социальной сферы по крупным организациям использовано 24201,3 млн. руб. инвестиций в основной капитал, что составило 107,1% к январю-сентябрю 2012 года.
Потребительский рынок.
Оборот розничной торговли в январе-сентябре 2013 года составил 89,9 млрд. руб. или 100,4% к январю-сентябрю 2012 года.
Транспорт.
Объём грузоперевозок крупных и средних организаций, выполненных на коммерческой основе в январе-сентябре 2013 года, составил 293,7 тыс. тонн или 121,4% к уровню аналогичного периода 2012 года.
Объём пассажирских перевозок в январе-сентябре 2013 года составил:
– автобусами автопредприятий – 6,1 млн. человек, что составляет 112,8% по отношению к аналогичному периоду 2012 года;
автобусами физических лиц – 85,8 млн. человек, что составляет 104,9% по отношению к аналогичному периоду 2012 года. 5Хочется думать чтодинамичная социально- экономическая и культурная жизнь Саратова вызывает интерес со стороны российских и зарубежных партнеров. Ведь Сотрудничество с городами России, зарубежных стран это, прежде всего, наивысший показатель развитости и привлекательности муниципального образования.
2.2. Анализ эффективности
работы органов местного
Хроническая нехватка финансов и большой дефицит средств в бюджетеразвития указывает нам , что на первый взгляд, может показаться, что главной целью местного самоуправления является удовлетворение насущных, самых необходимых нужд общества на сегодняшний момент, которые противодействуют резкому и катастрофическому падению уровня жизни. Однако без курса на перспективные цели, как нам известно, не удается добиться и текущих задач. Поэтому очень важно, чтобы органы местного самоуправления не переставали разрабатывать и реализовывать местную экономическую политику.
В соответствии с уставом г. Саратова структура органов местного самоуправления города состоит из городской Думы – представительный орган и администрации города – исполнительно-распорядительный орган. За управление экономической сферой муниципального образования в г. Саратове несет ответственность городская Администрация.
Комитет по экономике Администрации г. Саратова является структурным подразделением, курирующий экономическую сферу муниципального образования и решающий следующие задачи:
1. Разработка и реализация единой социально-экономической политики, направленной на устойчивое социально-экономическое развитие города;
2. Подготовка проектов муниципальных правовых актов, способствующих эффективному использованию производственного и научно-технического потенциала, природных, трудовых, материальных и финансовых ресурсов в области социально-экономического развития города;
3. Участие в бюджетном процессе, в рамках компетенции комитета, в соответствии с решением Саратовской городской Думы от 27.03.2008 № 26-271 ;
4. Анализ эффективности действующей системы налогообложения, разработка и участие в реализации мероприятий по ее совершенствованию с целью увеличения поступлений денежных средств в бюджет города и создания механизма контроля налогооблагаемой базы и ее изменениями.
Основная работа городской администрации по реализации экономической политики проводится на основе осуществления целевых программ
Целевые и ведомственные программы г. Саратова имеют разную целевую направленность, но в общем они призваны обеспечить улучшение социально-экономического положения города. Следует отметить, что их количество с каждым годом меняется: целевых программ становится меньше, а ведомственных больше. Как мы знаем Федеральным законом от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» были определены вопросы местного значения, полномочия муниципальных органов управления.
Эффективно реализовать возложенные данным законом полномочия, обеспечить динамичное и всестороннее развитие экономической сферы г.Саратова невозможно без установления системы приоритетов, достижения согласованности действий всех органов управления, населения, предприятий и общественных организаций.
С учетом этого,органы местного самоуправления г. Саратовакаждый год составляютпрограммы социально-экономического развития г. Саратова на среднесрочную перспективу, паспорт социально-экономического развития города, в котором проводится оценка развития экономической и социальной сферы, выявляются проблемы и перспективы дальнейшего развития муниципального образования.
Так Комитетом по экономике, а также другими структурными подразделениями администрации г.Саратова в 2012 году был разработан проект программы социально-экономического развития г.Саратова на 2013-2015 годы, в которой:
- проведена оценка достигнутого
уровня развития экономики и
социальной сферы города
- сформулированы цели, задачи
социально-экономического
- определены целевые ориентиры социально-экономического развития;
- с учетом использования
принципов SWOT-анализа были выявлены
сильные и слабые стороны
Осуществление 1-го этапа регламентации муниципальных услуг и установленных требований федерального законодательства было обеспечено в установленные сроки. В настоящее время завершена работа по регламентации муниципальных услуг, в результате чего информация о 61 услуге размещены на Едином портале в сети Интернет. Это позволяет жителям получить всю нужную информацию и упрощает процедуру получения услуг. Сейчас отмечается положительный эффект от реализации данного закона. И если раньше житель Саратова, чтобы получить ту или иную услугу должен был собрать и предоставить очень большое количество справок и документов из разных инстанций, то на текущий момент -посещения ограничиваются в основном подачей определенного минимального пакета документов и получением услуги. Например, при предоставлении услуги «Предоставления земельных участков» из 11 ранее требуемых справок сейчас заявителем представляется около 6.
В контексте рассматриваемого вопроса одной из приоритетных задач как раз и стало своевременное выявление и исправление структурными подразделениями недостатков оказания муниципальных услуг. Администрацией г. Саратова совместно с Правительством Саратовской области рассматриваются различные помещения для размещения многофункциональных центров. Предполагается создать МФЦ в каждом районе города.И вот 15 ноября 2013 г. начал свою работу многофункциональный центр Октябрьского района Саратова. Это пятый по счету МФЦ в регионе. Открытие такого центра позволит жителям получать множество госуслуг в одном месте. Для этого оборудовано 25 «окон» для приёма и обслуживания посетителей. Здесь можно подать заявление на замену, получения паспорта гражданина РФ и загранпаспорта, оформить сделки с имуществом, зарегистрировать ИП, всего в МФЦ будет предоставляться 41 услуга.
Оценка работы органов местного самоуправления города Саратова показала, что вся деятельность администрации муниципального образования в 2013 году была направлена на:
Информация о работе Влияние рыночных реформ на развитие местного самоуправления