Деятельность органов местного управления и самоуправления по улучшению работы учреждений здравоохранения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Ноября 2011 в 07:49, курсовая работа

Краткое описание

Целью данной курсовой работы является рассмотрение деятельности органов местного управления и самоуправления Минского горисполкома по улучшению работы учреждений здравоохранения.
Задачи:
Определить понятие, назначение и виды органов местного управления и самоуправления.
Рассмотреть порядок образования и состав исполнительных комитетов, их подотчетность и подчиненность.
Проанализировать деятельность органов местного управления и самоуправления Минского горисполкома по улучшению работы учреждений здравоохранения.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
1. СУЩНОСТЬ ОРГАНОВ МЕСТНОГО УПРАВЛЕНИЯ И САМОУПРАВЛЕНИЯ 5
1.1. Понятие, назначение и виды органов местного управления 5
1.2. Порядок образования и состав исполнительных комитетов (местных администраций) 11
1.3. Подотчетность и подчиненность органов местного управления 12
2. УПРАВЛЕНИЕ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ МИНСКОГО ГОРИСПОЛКОМА 1
2.1. Задачи и функции управления 1
2.2. Деятельность управления здравоохранения Минского горисполкома по улучшению работы учреждений здравоохранения 22
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 33
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 35

Вложенные файлы: 1 файл

КУРСОВАЯ.doc

— 176.50 Кб (Скачать файл)

АКАДЕМИЯ  УПРАВЛЕНИЯ ПРИ ПРЕЗИДЕНТЕ

РЕСПУБЛИКИ  БЕЛАРУСЬ

ИНСТИТУТ  ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ 

Кафедра государственного строительства 
 

Специальность: Экономист-менеджер

Специализация: Государственное управление и экономика 
 
 
 
 

К У Р  С О В А Я   Р А Б  О Т А

Деятельность  органов местного управления и самоуправления

по  улучшению работы учреждений здравоохранения 
 
 
 

Автор работы

ГРНЭ-2, 4 курс                    _______________           Я.С. Кассирова____

       (группа, курс)                          (подпись)                                                   (инициалы, фамилия) 

Руководитель

________________       ________________         __________________    (ученая степень, звание)                                                 (подпись)                 (инициалы, фамилия) 
 
 
 
 
 
 

МИНСК 2011

СОДЕРЖАНИЕ 

ВВЕДЕНИЕ 3
1. СУЩНОСТЬ ОРГАНОВ МЕСТНОГО УПРАВЛЕНИЯ И САМОУПРАВЛЕНИЯ 5
1.1. Понятие, назначение и виды органов местного управления 5
1.2. Порядок образования и состав исполнительных комитетов (местных администраций) 11
1.3. Подотчетность и подчиненность  органов местного управления 12
2. УПРАВЛЕНИЕ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ МИНСКОГО  ГОРИСПОЛКОМА 1
2.1. Задачи и функции управления 1
2.2. Деятельность управления здравоохранения Минского горисполкома по улучшению работы учреждений здравоохранения 22
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 33
СПИСОК  ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 35

        

          
 

 

       

ВВЕДЕНИЕ

     Впервые теория, объясняющая сущность местного самоуправления, возникла в середине XIX века в Бельгии и Франции. Это  теория свободной (естественной) общины. Ее представители считали, что право общины на заведование своими делами является таким же естественным и неотчуждаемым, как права человека, что община является первичной по отношению к государству, поэтому последнее должно уважать свободу общинного управления. Община имеет право на самостоятельность и независимость от центральной власти по самой своей природе, причем государство не создает общину, а лишь признает ее. Эту теорию сменила хозяйственная теория. Ее представители (Р. Моль, А. Васильчиков) сделали упор не только на признание самоуправляющейся общины в качестве самостоятельного субъекта права, но и на содержание коммунальной деятельности. Местное самоуправление считалось чуждым политике, но имеющим свою особую сферу хозяйственной деятельности. Одновременно появилась государственная теория самоуправления, основные положения которой были сформулированы Л. Штейном, Р. Гнейстом. Сторонники этой теории рассматривали местное самоуправление как часть государства. В настоящее время практика, показала, что природа местного управления и самоуправления не может быть однозначно определена, затруднительно четко выделить собственно местные дела, отличные от общегосударственных; функции местного самоуправления отражают не только частноправовой, но и публичный характер. Местное самоуправление одновременно содержит в себе элементы как государственного, так и общественного образования, что нашло свое отражение в современной трактовке этого понятия.

      Целью данной курсовой работы является рассмотрение деятельности органов местного управления и самоуправления Минского горисполкома по улучшению работы учреждений здравоохранения.

       Задачи:

  1. Определить понятие, назначение и виды органов местного управления и самоуправления.
  2. Рассмотреть порядок образования и состав исполнительных комитетов, их подотчетность и подчиненность.
  3. Проанализировать деятельность органов местного управления и самоуправления Минского горисполкома по улучшению работы учреждений здравоохранения.

     Объектом  исследования в курсовой работе является объективная реальность, то есть это те нормативные правовые акты, которые отражают и регулируют правовой статус органов местного управления и самоуправления в Республике Беларусь.

     Предметом исследования курсовой работы являются деятельность органов местного управления и самоуправления по улучшению работы учреждений здравоохранения.

     При написании курсовой работы использовались следующие методы: формально-юридический метод, метод системного анализа, сравнительного правоведения. 
 
 
 
 

 

1.СУЩНОСТЬ ОРГАНОВ МЕСТНОГО УПРАВЛЕНИЯ

И САМОУПРАВЛЕНИЯ

1.1. Понятие,  назначение и виды органов  местного управления

     В систему механизма государственного управления входят органы местного управления и самоуправления. В отличие от иных государственных органов - Парламента, Совета Министров, судов, прокуратуры, Комитета государственного контроля, наименования которых отражены в названиях соответствующих разделов или глав Конституции Республики Беларусь, -органы местного управления там не упоминаются. О них идет речь в разделе V Конституции «Местное управление и самоуправление». В этом разделе (ст. 17) законодатель раскрывает суть местного управления и самоуправления и только упоминает местные исполнительные и распорядительные органы. Подобный подход снизил роль органов местного управления и разрушил систему, как государственных органов, так и органов государственного управления Василевич Г.А. Конституционное право Республики Беларусь: Учебник. - Мн.: Книжный дом; Интерпрессервис, 2003. - 882с..

     В конституциях других стран по-разному  решается рассматриваемый вопрос. Например, в Конституции Японии глава 8 называется «Местное управление», хотя в четырех ее статьях речь идет о местных органах публичной власти. В Конституции Франции раздел XII называется «О территориальных коллективах, о местных органах самоуправления». В Конституции Италии раздел V называется «Области, провинции и коммуны». Вначале в нем ведется речь о территориальных единицах, а затем (ст. 121) об органах области. В конституциях некоторых стран (например, ФРГ) вообще отсутствует специальный раздел или глава о местных органах управления. Управление тесно связано с органами, его осуществляющими. Тем не менее, раздел V Конституции Республики Беларусь правильнее было бы назвать «Органы местного управления и местного самоуправления» [12. с. 78].

     В Конституции БССР 1978г. название раздела VI соответствовало его содержанию и отражало местный уровень органов  государственной власти и управления. Он назывался «Местные органы государственной  власти и управления в Белорусской  ССР» Конституция Республики Беларусь. Научно-правовой комментарий. Под общей ред. В.Г. Тихини, Г.А. Василевича, М.И. Постухова. - Минск изд. «Беларусь», 1996.. Конституция Республики Беларусь 1994г. по существу воспроизвела название, которое было в Законе Республики Беларусь от 1993г. «О местном управлении и самоуправлении в Республике Беларусь».

     Не  совсем точно сформулирована и статья 117 Конституции в действующей  редакции. В ней записано: «Местное управление и самоуправление осуществляется гражданами через местные Советы депутатов, исполнительные и распорядительные органы...». Из этого следует, что местное управление осуществляют граждане и местные Советы, а самоуправление - исполнительные и распорядительные органы. Такое несоответствие произошло из-за расположения термина «самоуправление» за термином «управление». Это отвечает названию раздела V Конституции, но не соответствует фактическому положению.

     Закон Республики Беларусь «О местном управлении и самоуправлении в Республике Беларусь»  названные упущения устранил. В настоящее время упомянутым Законом определяется правовой статус органов местного управления. Закон соответствует нынешнему положению органов местного управления, но считается правовым актом 1991г. В 1991г. рассматриваемый Закон был издан под названием «О местном самоуправлении и местном хозяйстве». По содержанию он значительно отличался от действующего. Например, тогда местные Советы назывались Советами народных депутатов, был иной правовой статус нынешних органов местного управления. Более правильным было бы принять новый закон, а не руководствоваться старым с многочисленными существенными (коренными) изменениями и дополнениями в новой редакции.

     В действующем Законе «О местном управлении и самоуправлении в Республике Беларусь»  отсутствует четкое определение  органов местного управления, лишь в части 2 статьи 1 установлено, что они образуют единую систему, состоящую из областных, районных, городских, поселковых и сельских исполнительных комитетов и местных администраций [7. с. 3].

     Как следует из содержания главы 2 «Органы местного управления», председатель исполнительного комитета (ст. 10) является одним из видов органов местного управления. С этим можно было бы согласиться, если бы председатель исполнительного комитета был в перечне части 2 статьи 1 Закона. Однако он в нем отсутствует. На самом деле регламентация вопроса о председателе исполкома - это лишь продолжение разговора об исполнительном комитете, частью которого является его председатель. Иначе говоря, статья 10 с названием «Председатель исполнительного комитета» неуместна в указанной главе. Вторым видом органов местного управления считается местная администрация. Ее статус закрепляется в статье 11 данного Закона. В рассматриваемом Законе не выделяются в отдельный вид органов местного управления отделы, управления и иные структурные подразделения исполнительного комитета (местной администрации). Исполнительный комитет определяется в статье 9 Закона как исполнительный и распорядительный орган на территории области, района, города, поселка, сельсовета. В этом определении названы два признака исполнительного комитета: во-первых, он - территориальный орган; во-вторых - исполнительный и распорядительный. Территориальный масштаб деятельности присущ, по существу, любому органу государственного управления. В данном случае в него вкладывается особый смысл. Деятельность исполкома распространяется на всю соответствующую территориальную единицу - область, район, город, поселок, сельсовет. Это означает, что исполком способствует целостности и одинаковому развитию территориальной единицы, распространяет полномочия в той или иной мере на все организации, расположенные на ее территории. Иных подобных органов в территориальных единицах не существует. На территории области, района, города, поселка и сельсовета могут находиться органы государственного управления с соответствующим территориальным масштабом деятельности, но с другим статусом, целями и задачами, например налоговые органы, органы Министерства обороны и др. Их деятельность не имеет такого универсального территориального характера, как деятельность исполкомов. Они тесно взаимодействуют с исполкомом, так как в определенном смысле хозяином на рассматриваемой территории является только он.

     Вторым  признаком законодатель называет то, что исполнительный комитет является исполнительным и распорядительным органом, т.е. исполнительный комитет определяется через понятие «исполнительный и распорядительный орган». Действительно, исполнительный комитет как орган государственного управления не может не обладать качеством исполнительности. Термин «исполнительный» подчеркивает, что рассматриваемый орган предназначен для исполнения чьих-то повелений. Раньше исполнительные комитеты являлись органами местных Советов, и их главной целью было исполнение, проведение в жизнь решений последних. Так, в соответствии со статьей 46 Закона БССР «О городском, районном в городе Совете народных депутатов» исполнительным и распорядительным органом городского, районного Совета народных депутатов являлся избираемый из числа депутатов исполнительный комитет. Он руководил государственным, хозяйственным и социально-культурным строительством на территории соответствующего Совета на основании решений избравшего его Совета и вышестоящих органов государственной власти и управления.

     Нынешние  исполнительные комитеты, с отделением их от Советов, преобразованием статуса и установлением управленческой вертикали, утратили свое прежнее главное предназначение и остались только органами государственного управления. В этой связи отпала необходимость называть рассматриваемые органы исполнительными. Подобное объяснение относится и к термину «распорядительный». Раньше употребление этого термина наравне с «исполнительным» подчеркивало, что исполком был не просто исполнительным органом Совета, но и распорядительным, т.е. мог решать вопросы как входящие в компетенцию Совета, так и иные, исполняя решения вышестоящих государственных органов [40. с. 65].

     Следовательно, наименование рассматриваемых органов  исполнительными и распорядительными  определено их прошлым статусом. Ныне, поскольку их статус изменился, вероятно, правильным было бы изменить и название и привести его в соответствие с реальным их положением. Определения «исполнительный» и «распорядительный» теперь характеризуют деятельность, осуществляемую ими как органами государственного управления, но не раскрывают при этом их сущности, основного предназначения. Основным предназначением исполнительных комитетов является осуществление исполнительной власти на территории области, района, города, поселка, сельсовета. Подобный вывод вытекает из ч. 2 ст. 9 Закона «О местном управлении и самоуправлении в Республике Беларусь». В ней записано, что исполнительные комитеты входят в систему органов исполнительной власти. К ним больше подошло бы название «местная администрация», «местный комитет», «мэрия» и т.д. В данном Законе ничего не сказано о том, что исполкомы - коллегиальные органы и органы общей компетенции.

Информация о работе Деятельность органов местного управления и самоуправления по улучшению работы учреждений здравоохранения