Вариант 4.
Задание 1.
Муниципальное право — это комплексная отрасль
российского права, представляющая собой
совокупность правовых норм, регулирующих
общественные отношения, которые возникают
в процессе осуществления организации
и функционирования местного самоуправления.
Как и другие комплексные отрасли,
муниципальное право не имеет своего специфического метода правового
регулирования, а заимствует методы из других
отраслей российского права.
Метод муниципального права ,
как и любой другой отрасли права, направлен
на осуществление воздействия одного
субъекта права на другой. Исходя из того,
что муниципальное право является комплексной
отраслью права, оно заимствует методы,
используемые в различных отраслях права.
Так как местное самоуправление охватывает
сферу публичного и частного права, правовое
регулирование основано на сочетании
императивного и диспозитивного методов.
Императивный метод правового регулирования
основан на неравенстве участников правоотношений,
а диспозитивный наоборот — равенстве
участников правоотношений и в их возможности
самостоятельно выбирать модель поведения.
Местное самоуправление является
преимущественно публично-правовым институтом,
и поэтому чаще всего применяется императивный
метод в сочетании с обязывающими и запрещающими способами
регулирования. Так, например, к обязывающему
способу относится ч. 7 ст. 19 Федерального
закона «Об общих принципах организации
местного самоуправления в Российской
Федерации» 2003 г., где записано, что наделение
органов местного самоуправления отдельными
государственными полномочиями должно
сопровождаться предоставлением им субвенций
из федерального бюджета или бюджетов
субъектов Российской Федерации. К запрещающему
способу можно отнести ст. 19 Закона о местном
самоуправлении 2003 г., в соответствии с
которой запрещается производить наделение
органов местного самоуправления отдельными
государственными полномочиями иными
нормативными правовыми актами, кроме
законов.
Диспозитивный метод правового регулирования,
включающий в себя дозволяющий способ ,
также широко используется в муниципальном
праве. Так, согласно ст. 132 Конституции
РФ органы местного самоуправления самостоятельно
управляют муниципальной собственностью,
формируют, утверждают и исполняют местный
бюджет, устанавливают местные налоги
и сборы, осуществляют охрану общественного
порядка. Или согласно ч. 4 ст. 35 Закона
о местном самоуправлении 2003 г. «представительный
орган муниципального района может состоять
из глав поселений, входящих в состав муниципального
района, и из депутатов представительных
органов указанных поселений, либо может
избираться на муниципальных выборах
на основе всеобщего равного и прямого
избирательного права при тайном голосовании.
Императивный и диспозитивный методы
дополняются методом гарантий . В ст. 133
Конституции РФ местное самоуправление
гарантируется правом на судебную защиту,
на компенсацию дополнительных расходов,
возникающих в результате решений, принятых
органами государственной власти.
Задание 2.
В соответствии с ФЗ №131 «Об
общих принципах организации местного
самоуправления в Российской Федерации»
принятый Государственной Думой 16 сентября
2003г. и одобренный Советом Федерации 24
сентября 2003 г. В населенных пунктах где
численность населения не превышает 100
человек, представительным органом является
именно сход граждан, т.е. они имеют право
на образование муниципального образования. Районная
администрация своими действиями нарушает
конституционное право граждан на самоуправление.
Статья 25 ФЗ №131.
1. В поселении с численностью
жителей, обладающих избирательным
правом, не более 100 человек для
решения вопросов местного значения
проводится сход граждан. Сход
граждан правомочен при участии
в нем более половины жителей
поселения, обладающих избирательным
правом.
2. Сход граждан осуществляет полномочия
представительного органа муниципального
образования, в том числе отнесенные к
исключительной компетенции представительного
органа муниципального образования.
3. Сход граждан может созываться главой
муниципального образования самостоятельно
либо по инициативе группы жителей поселения
численностью не менее 10 человек. Проведение
схода граждан обеспечивается главой
местной администрации.
4. Участие в сходе граждан
выборных лиц местного самоуправления
является обязательным.
5. На сходе граждан
председательствует глава муниципального
образования или иное лицо, избираемое
сходом граждан.
6. Решение схода граждан считается принятым,
если за него проголосовало более половины
участников схода граждан.
7. Решения, принятые на
сходе граждан, подлежат обязательному
исполнению на территории поселения.
8. Органы местного самоуправления
и должностные лица местного
самоуправления обеспечивают исполнение
решений, принятых на сходе
граждан, в соответствии с разграничением
полномочий между ними, определенным
уставом поселения.
9. Решения, принятые на
сходе граждан, подлежат официальному
опубликованию (обнародованию).
10. В случаях, предусмотренных
настоящим Федеральным законом,
сход граждан может проводиться
в целях выдвижения инициативы
населения, проживающего в населенном
пункте, расположенном на межселенных
территориях, по вопросам, связанным
с организацией и осуществлением
местного самоуправления. На проведение
схода граждан, предусмотренного
настоящей частью, не распространяются
правила проведения схода граждан,
предусмотренные настоящей статьей.
Такой сход граждан правомочен
при участии в нем более
половины обладающих избирательным
правом жителей населенного пункта,
расположенного на межселенных
территориях. Решение такого схода
граждан считается принятым, если
за него проголосовало более
половины участников схода граждан.
(часть десятая введена Федеральным
законом от 25.12.2008 N 281-ФЗ)
Из вышесказанного следует, что если на
сходе граждан нас пункта, где численность
населения менее 100 человек, председательствует
глава МО, то сам факт создания Муниципального
образования в населенном пункте с населением
менее 100 человек очевиден.
Задание 3.
В соответствии с частью 1 статьи
68 Федерального закона представительные
органы муниципальных образований для совместного
решения вопросов местного значения могут принимать решения об
учреждении межмуниципальных хозяйственных обществ
в форме закрытых акционерных обществ и обществ с ограниченной
ответственностью.
Данное положение не противоречит абзацу
3 части 4 статьи 66 ГК, устанавливающему,
что государственные органы и органы местного
самоуправления не вправе выступать участниками
хозяйственных обществ и вкладчиками
в товариществах на вере, если иное не
установлено законом, так как иное установлено
Федеральным законом.
В соответствии с концепцией
Федерального закона создание межмуниципальных
хозяйственных обществ является одной из
форм межмуниципального сотрудничества,
поэтому оно не основано на применении
процедур приватизации муниципального
имущества, так как не предполагает возмездное
отчуждение имущества, находящегося в собственности
муниципальных образований, в собственность
физических или юридических лиц (статья
1 Федерального закона от 21.12.2001г. №178-ФЗ
"О приватизации государственного и муниципального
имущества").
Кроме того, в соответствии с частью 1 статьи
13 Федерального закона от 21.12.2001г. №178-ФЗ
"О приватизации государственного и
муниципального имущества" все способы
приватизации касаются открытых акционерных
обществ, в том числе одним из способов
приватизации является внесение государственного
или муниципального имущества в качестве
вклада в уставные капиталы открытых акционерных
обществ. При этом, на основании части
5 статьи 13 вышеназванного Федерального
закона приватизация государственного
и муниципального имущества осуществляется
только способами, предусмотренными этим
Федеральным законом.
Организации межмуниципального сотрудничества
не вправе осуществлять полномочия органов
местного самоуправления, так как они создаются только
для решения конкретных задач (причем организации
межмуниципального сотрудничества создаются в форме коммерческой
организации). Например: обеспечение коммунальными
услугами населения территории относится
к вопросу местного значения в соответствии
со ст. 16 Федерального закона № 131 -ФЗ -"организация
электро-, тепло-, газо- и водоснабжения
населения, водо-отведения, снабжения
населения топливом", следовательно,
одним из вариантов деятельности хозяйственного
общества, в котором сможет выступить
участником орган местного самоуправления,
является организация в границах поселения
электро-, тепло-, газо- и водоснабжения
населения, водоотведения, снабжения населения
топливом.
Вариант 5.
Задание 1.
Соотношение муниципальных
образований и государства, органов
местного самоуправления и государственных
органов делает насущным вопрос о
соотношении понятий «государственная
власть» и «муниципальная власть».
Заложенная в Конституции РФ вертикальная
децентрализация власти с выделением
местного самоуправления в качестве
негосударственного элемента публичной
власти подразумевает разделение категорий
«публичная власть» и «государственная
власть», которые ранее традиционно отождествлялись.
По смыслу Конституции РФ, механизм публичной
власти включает в себя государственную
и местную (муниципальную) власть. Органы
местного самоуправления осуществляют
ту разновидность публичной власти, которая
носит название местной, или муниципальной
(9, 95). Муниципальная власть имеет ряд признаков,
присущих государственной власти: возможность
принимать общеобязательные решения и
обеспечивать их исполнение, издавать
нормативные акты и т.д. Однако данные
признаки не столько подчеркивают государственные
начала местной власти, сколько отражают
ее публичный характер. Таким образом,
муниципальная власть - это публичная
власть особого рода, которая от государственной
власти отличается следующими признаками:
территориальной ограниченностью; более
широким спектром форм непосредственного
участия населения в управлении своими
территориями; системой принуждения в
местном самоуправлении; законодательным
ограничением прав местной власти со стороны
государства; подконтрольностью государству
реализации передаваемых местной власти
государственных полномочий; преобладанием
в сфере полномочий местного самоуправления
хозяйственной составляющей, а не властной
(10, 23-24). Итак, понятия «государственная
власть» и муниципальная власть» являются
составляющими категории «публичная власть».
Данные понятия имеют некоторые общие
признаки, однако эти признаки не столько
подчеркивают государственные начала
местной власти, сколько отражают ее публичный
характер.
Поэтому правильнее было бы
сказать, что муниципальная власть
– власть особого рода, существенно
отличающаяся от государственной власти.
Таким образом, понятия «государственная
власть» и «муниципальная власть» являются,
скорее, противоположными понятиями, чем
тождественными.
Задание 2.
Муниципально-территориальное
устройство включает муниципально-территориальное
деление, что подразумевает разделение
территории субъекта РФ на муниципальные
образования для упорядоченного осуществления
на их территории функций местного самоуправления.
Согласно ч. 1 ст. 131Конституции РФ, местное самоуправление
осуществляется в городских, сельских
поселениях и на других территориях с учетом исторических
и иных местных традиций. Но Конституция
РФ не дает однозначного ответа на то,
какие территории занимает муниципальное
образование. Полный перечень дает ФЗ
«Об общих принципах организации местного
самоуправления в РФ». Согласно п. 1 ст.
2 данного закона, муниципальное образование
- это городское или сельское поселение,
муниципальный район, городской округ
либо внутригородская территория города
федерального значения. По условию задачи,
закон субъекта устанавливал, что основной
единицей осуществления местного самоуправления
является город. По ФЗ «Об общих принципах
организации местного самоуправления
в РФ» муниципальным образованием может
признаваться городское поселение, под
которым понимается городили поселок,
в которых местное самоуправление осуществляется
населением непосредственно и (или) через
выборные и иные органы местного самоуправления
(п.1 ст. 2 ФЗ «Об общих принципах организации
местного самоуправления в РФ»). Таким
образом, мы видим, что понятие «город»
по своему объему равнозначно понятию
«городское поселение» (об этом дополнительно
должно быть указано в Законе субъекта).
Но в то же время закон субъекта ограничивает
местное самоуправление, устанавливая
город как основную единицу осуществления
местного самоуправления, что противоречит
ст.ст. 10 и 11 ФЗ «Об общих принципах организации
местного самоуправления в РФ». Местное
самоуправление осуществляется на всей
территории РФ в городских, сельских поселениях,
муниципальных районах, городских округах
и на внутригородских территориях городов
федерального значения. Территория субъекта
РФ разграничивается между поселениями
(городскими и сельскими). В случае образования
населенного пункта на территории муниципального
образования, такие населенные пункты
являются муниципальными и требуют лишь
установления правового статуса данного
населенного пункта (статуса самостоятельного
муниципального образования) либо включения
в состав существующего муниципального
образования. По условию задачи в законе
субъекта РФ об административно-территориальном
устройстве данного субъекта была определено,
что если на территории субъекта существуют
деревни, поселки, иные населенные пункты
помимо городов, то они либо должны приобретать
статус города, либо должны быть включены
в состав города в качестве внутригородского
района. Согласно абз. 1 п. 1 ст. 2 ФЗ «Об общих
принципах организации местного самоуправления
вРФ» деревни, поселки и иные населенные
пункты могут быть включены в состав сельского
поселения, но не города. Так же ФЗ «Об
общих принципах организации местного
самоуправления в РФ» установил в ст. 11
границы муниципальных образований. Согласно
подп. 5 п. 1 ст. 11 данного ФЗ, в состав территории
городского поселения могут входить один
город или один поселок, а так же в соответствии
с генеральным планом городского поселения,
территории, предназначенные для развития
его социальной, транспортной и иной инфраструктуры
(включая территории поселков и сельских
населенных пунктов, не являющихся муниципальными
образованиями). Таким образом, на основании
изложенного мы приходим к выводу, что
норма закона субъекта РФ об административно-территориальном
устройстве данного субъекта, устанавливающая
город в качестве основной единицы для
осуществления местного самоуправления,
а так же устанавливающая, что существующие
на территории этого субъекта, помимо
городов, деревни, поселки, иные населенные
пункты должны приобретать статус города
либо быть включены в состав города в качестве
внутригородского района, частично противоречит
ФЗ «Об общих принципах организации местного
самоуправления в РФ». Деревня не может
приобрести статус города, так как согласно
ФЗ «Об общих принципах организации местного
самоуправления в РФ», она может приобрести
только статус такого муниципального
образования, как сельское поселение,
и не может входить в состав города в качестве
внутригородского района. Поселки и иные
населенные пункты так же не могут приобрести
статуса города, так как по закону приобретают
статус сельского поселения, но могут
входить в состав города в качестве внутригородского
района, если это определено генеральным
планом городского поселения (города)
и данные территории предназначены для
развития социальной, транспортной и иной
инфраструктуры. Согласно п. 3 ст. 6 ФЗ «Об
общих принципах организации местного
самоуправления в РФ», в случае противоречия
конституции (устава), закона, иного нормативного
правового акта субъекта РФ, регулирующих
вопросы организации местного самоуправления
и устанавливающих права, обязанности
и ответственность органов местного самоуправления
и должностных лиц местного самоуправления,
Конституции
РФ, федеральным конституционным
законам, ФЗ «Об общих принципах
организации местного самоуправления
в РФ» и другим федеральным
законам применяются Конституция
РФ, федеральные конституционные
законы, ФЗ «Об общих принципах
организации местного самоуправления
в РФ» и другие федеральные
законы. Таким образом, на основании изложенного
мы приходим к выводу, что норма закона
субъекта РФ об административно-территориальном
устройстве данного субъекта, устанавливающая,
что существующие на территории этого
субъекта, помимо городов, деревни, поселки,
иные населенные пункты должны приобретать
статус города либо быть включены в состав
города в качестве внутригородского района,
частично противоречит ФЗ «Об общих принципах
организации местного самоуправления
в РФ». Следовательно, данная норма незаконна,
и в этом случае следует руководствоваться
нормами ФЗ «Об общих принципах организации
местного самоуправления в РФ»
Задание
3.
В
основу протеста прокурора легли
следующие аргументы:
1)
Согласно Конституции РФ, органы
местного самоуправления самостоятельно
формируют, утверждают и исполняют
местный бюджет (ст. 132). ФЗ «Об
общих принципах организации
местного самоуправления в РФ»
в п. 1 ст. 52 определяет, что каждое
муниципальное образование имеет
собственный бюджет (местный бюджет),
что так же отражено в п.
1 ст. 15 Бюджетного кодекса РФ. Следовательно,
бюджет может иметь только
муниципальное образование, виды
которого определены в ст.2 ФЗ
«Об общих принципах организации
местного самоуправления в РФ».
В указанной статье установлено,
что муниципальным образованием
является городское или сельское
поселение, муниципальный район,
городской округ либо внутригородская
территория города федерального
значения. Сельское поселение представляет
собой один или несколько объединенных
общей территорией сельских населенных
пунктов (поселков, сел, станиц, деревень,
хуторов, кишлаков, аулов и других
сельских населенных пунктов), в которых
местное самоуправление осуществляется
населением непосредственно и (или) через
выборные и иные органы местного самоуправления.
Городское поселение - это город или поселок,
в которых местное самоуправление осуществляется
населением непосредственно и (или) через
выборные и иные органы местного самоуправления.
Муниципальный район - это несколько поселений
или поседений и межселенных территорий,
объединенных общей территорией, в границах
которой местное самоуправление осуществляется
в целях решении вопросов местного значения
межпоселенческого характера населением
непосредственно и (или) через выборные
и иные органы местного самоуправления,
которые могут осуществлять отдельные
государственные полномочия, передаваемые
органам местного самоуправления федеральными
законами и законами субъектов РФ. Городской
округ - это городское поселение, которое
не входит в состав муниципального района
и органы местного самоуправления которого
осуществляют полномочия по решению установленных
ФЗ «Об общих принципах организации местного
самоуправления в РФ» вопросов местного
значения поселения и вопросов местного
значения муниципального района, а так
же могут осуществлять отдельные государственные
полномочия, передаваемые органам местного
самоуправления федеральными законами
и законами субъектов РФ. Внутригородская
территория города федерального значения
представляет собой часть территории
города федерального значения, в границах
которой местное самоуправление осуществляется
населением непосредственно и (или) через
выборные и иные органы местного самоуправления
(ст. 2 ФЗ «Об общих принципах организации
местного самоуправления в РФ»). Таким
образом, мы видим, что район города не
назван в законе в качестве муниципального
образования и не может иметь самостоятельного
бюджета. Бюджетный кодекс РФ определяет,
что в качестве составной части бюджетов
городских и сельских поселений могут
быть предусмотрены сметы доходов и расходов
отдельных населенных пунктов, других
территорий, не являющихся муниципальным
образованием (п. 6 ст. 15 БК РФ). Таким образом,
не бюджет, а смета доходов и расходов
района города может быть определена лишь
в виде составной части бюджета городского
поселения (города). 2) ФЗ «Об общих принципах
организации местного самоуправления
в РФ» относит формирование, утверждение
и исполнение местного бюджета к вопросам
местного значения (подп.1 п. 1 ст. 14, подп.
1 п. 1 ст. 15, подп. 1 п. 1 ст. 16). В целях решения,
в том числе и данного вопроса, органы
местного самоуправления принимают Устав
муниципального образования (п. 1 ст. 17
ФЗ «Об общих принципах организации местного
самоуправления в РФ»). Устав входит в
систему муниципальных правовых актов
(ст. 43 ФЗ «Об общих принципах организации
местного самоуправления в РФ»). Согласно
п. 4 ст. 7 данного ФЗ, муниципальные правовые
акты не должны противоречить Конституции
РФ, федеральным конституционным законам,
ФЗ «Об общих принципах организации местного
самоуправления в РФ», другим федеральным
законам и иным нормативным правовым актам
РФ, а так же конституциям (уставам), законам,
иным нормативным правовым актам субъектов
РФ. Следовательно, есть основания считать
Устав муниципального образования противоречащим
ФЗ «Об общих принципах организации местного
самоуправления в РФ» и Бюджетному кодексу
РФ. 3) Одним из направлений деятельности
прокуратуры РФ является надзор за исполнением
законом, предметом которого является,
в том числе, соответствие законам правовых
актов, издаваемых органами местного самоуправления
и их должностными лицами (п. 1ст. 21 ФЗ «О
прокуратуре РФ»). Для осуществления возложенных
на прокуратуру функций, прокурор опротестовывает
противоречащие закону правовые акты
(п. 3 ст. 22 ФЗ «О прокуратуре РФ»). Таким
образом, можно говорить о том, что Устав
муниципального образования противоречит
законодательству РФ и у прокурора имелись
основания для принесения протеста.