Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Мая 2013 в 19:57, контрольная работа
Муниципальное право — право местного самоуправления. Понятие муниципальное право используется в двух основных значениях: как относительно самостоятельное правовое образование в системе права РФ и как научная дисциплина, изучающая нормы муниципального права и регулируемые ими общественные отношения.
Введение 3
1. Конституция как основной источник муниципального права 4
2. Федеральное и региональное законодательство 7
3. Муниципальные правовые акты. Нормы международного права 10
4. Система муниципальных правовых актов 13
Заключение 23
Список литературы: 25
Источники муниципального права
Оглавление:
Муниципальное право — право местного самоуправления. Понятие муниципальное право используется в двух основных значениях: как относительно самостоятельное правовое образование в системе права РФ и как научная дисциплина, изучающая нормы муниципального права и регулируемые ими общественные отношения.
Основу муниципального права составляют традиционно нормы конституционного права, а также административного права. Эти отрасли по-прежнему играют ведущую роль в правовом закреплении основных принципов функционирования местной власти — местного самоуправления. Кроме того, в его содержание входят отдельные нормы бюджетного, финансового, экологического, земельного и других отраслей права, которые также определяют полномочия местного самоуправления в различных сферах местной жизни.
Главными источниками муниципального права в РФ являются Конституция РФ, в которой закреплены общие принципы организации и деятельности местного самоуправления, его гарантии, и ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» от 6 октября 2003 г. Нормы муниципального права содержатся также в правовых актах субъектов РФ (конституции республик в составе РФ, уставы других субъектов РФ, законы и положения о местном самоуправлении, о выборах в органы местного самоуправления и т. д.) и нормативных правовых актах, принимаемых в соответствии с законодательством органами местного самоуправления (уставы, положения о местном самоуправлении и др.). Важную роль в регулировании муниципальных отношений играют акты международного права, напр. Европейская хартия местного самоуправления (Страсбург, 15 октября 1985 г.).
Нормы муниципального права представляют совокупность норм, исходящих от местного сообщества, органов местного самоуправления или их должностных лиц, и норм, принимаемых органами государственной власти или их должностными лицами1.
Муниципально-правовые нормы - это правила поведения, исходящие от местного сообщества или государства в лице соответствующих органов или должностных лиц и обеспеченные принудительной силой государства.
Немаловажным вопросом является определение источников муниципального права. В юридическом смысле источник - это форма выражения норм права, наделяющая их обязательной силой. Все источники муниципального права можно разбить на две большие группы: нормативно-правовые акты и муниципально-правовые договоры. По мнению некоторых ученых, к источникам муниципального права можно относить и муниципальные обычаи, и судебные (административные) прецеденты2. С учетом особенностей российской правовой системы данная точка зрения представляется весьма спорной.
Муниципально-правовые
договоры - это двусторонние (и более)
соглашения, регулирующиеотношения,
Источниками муниципального права являются:
1. Конституция Российской Федерации, которая закрепила местное самоуправление как одну из основ конституционного строя, а также установила, что органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти (ст. 12).
Правовому регулированию местного самоуправления в Конституции Российской Федерации посвящена гл. 8 "Местное самоуправление" (ст. ст. 130 - 133)3. На основе конституционных норм можно определить следующие параметры правового пространства местного самоуправления:
население муниципального образования самостоятельно решает вопросы местного значения;
экономической основой местного самоуправления является муниципальная собственность, право и бремя владения, пользования и распоряжения которой принадлежит населению муниципального образования;
система местного самоуправления включает
институты непосредственной и представительной
демократии, при этом система осуществления
местного самоуправления через представителей
не исчерпывается выборными органами,
а включает в себя и иные органы (исполнительно-
местное самоуправление осуществляется в городских, сельских поселениях и на других территориях с учетом исторических и иных местных традиций; изменение границ таких территорий допускается только с учетом мнения населения соответствующих территорий;
органы местного самоуправления имеют самостоятельные полномочия по решению вопросов местного значения (управления муниципальной собственностью, формирования, утверждения и исполнения местного бюджета, установления местных налогов и сборов, осуществления охраны общественного порядка и др.), а также могут наделяться законом отдельными государственными полномочиями с передачей необходимых для их осуществления материальных и финансовых средств;
местному самоуправлению гарантируется право на судебную защиту;
местному самоуправлению
гарантируется компенсация
устанавливается запрет на ограничение прав местного самоуправления, установленных Конституцией Российской Федерации и федеральными законами.
Специальной 8-й
главой Конституции Российской Федерации
конституционные нормы о
Федеральный закон "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" устанавливает общие правовые, территориальные, организационные и экономические принципы местного самоуправления и определяет государственные гарантии его осуществления5.
Этот Федеральный
закон определил правовую основу
местного самоуправления, которую составляют:
Конституция Российской Федерации,
федеральные конституционные
Конкретизация правовых основ деятельности органов местного самоуправления в различных сферах жизнедеятельности общества и государства определяется в иных законах Российской Федерации и федеральных законах, как, например:
"Об основных
гарантиях избирательных прав
и права на участие в
"Об обжаловании в
суд действий и решений,
"Об основах муниципальной
службы в Российской Федерации"
Бюджетном кодексе Российской Федерации, Налоговом кодексе Российской Федерации; Семейном кодексе Российской Федерации;
Градостроительном кодексе Российской Федерации, Гражданском кодексе Российской Федерации,
"О приватизации
"О связи", "О почтовой связи";
"Об образовании", "Основах
законодательства Российской
"О ветеранах", "О
социальной защите инвалидов
в Российской Федерации", "О
беженцах", "Об основах социального
обслуживания населения в
"Об отходах производства и потребления", "Об охране окружающей среды";
"О милиции", "Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних".
В указах Президента Российской
Федерации, постановлениях Правительства,
иных нормативных правовых актах
федеральных органов
Среди актов федеральных органов государственной власти особое значение имеют решения судебных органов. В российской юридической науке судебный прецедент традиционно не считается источником права. Однако в настоящее время постановления и определения Конституционного Суда Российской Федерации играют важную роль в правовом регулировании местного самоуправления в России. С их помощью разрешаются правовые коллизии в сфере местного самоуправления, вызванные принятием нормативных правовых актов, противоречащих Конституции Российской Федерации.
Российская Федерация является федеративным государством, и в становлении и развитии местного самоуправления достаточно значительную роль играют органы государственной власти субъектов Федерации. Поэтому конституции (уставы), законы и иные правовые акты субъектов Российской Федерации также являются источниками муниципального права России. В Федеральном законе "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" определен круг вопросов в сфере местного самоуправления, регулирование которых осуществляется законодательством субъектов Федерации.
Муниципальные правовые акты наряду с федеральными и региональными нормативными правовыми актами имеют важное значение для деятельности муниципальных образований и органов местного самоуправления. В систему муниципальных правовых актов входят: устав муниципального образования; правовые акты, принятые на местном референдуме (сходе граждан), нормативные и иные правовые акты представительного органа муниципального образования; правовые акты главы муниципального образования, постановления и распоряжения главы местной администрации, иных органов и должностных лиц местного самоуправления, предусмотренных уставом муниципального образования7.