Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Марта 2014 в 19:05, курсовая работа
Цель курсовой работы – изучение федеративного устройства Российской Федерации, особенности ее конституционно-правового статуса, а так же статусов субъектов Российской Федерации, в том числе республик, краев, областей, городов федерального значения и автономных образований.
В соответствии с целью исследования были поставлены следующие задачи:
- изучить федеративное устройство Российской Федерации;
- рассмотреть конституционно-правовой статус государства;
Введение………………………………………………………………………….3
Конституционно-правовой статус и особенности федеративного устройства РФ.
Особенности федеративного устройства Российской Федерации….4
Конституционно-правовой статус Российской Федерации………...10
Конституционно-правовой статус субъектов Российской Федерации.
Конституционно-правовой статус республик в составе Российской Федерации……………………………………………………………..18
Конституционно-правовой статус краев, областей и городов федерального значения……………………………………………….24
Конституционно-правовой статус автономных образований..…….27
Заключение……………………………………………………………………..31
Библиографический список………………………………………………….33
Содержание
Введение…………………………………………………………
Заключение……………………………………………………
Библиографический список………………………………………………….33
Введение
Актуальность темы курсовой работы обусловлена тем, что федеративное устройство является основополагающим для любого государства, ведь это территориальная организация государства, обуславливающие правовое положение его отдельных частей их характер взаимоотношений центральных и региональных органов власти. Это понятие обладает большой важностью, так как форма Федеративного устройства составляет сущность государства, оказывая влияние не только на процесс практической реализации законов формирование правового государства.
Изучение государственного устройства Российской Федерации особенно важно, так как Российская Федерация является многонациональным государством, в состав которого входит множества субъектов и все они, имея собственные полномочия в решении различных вопросов, все же находятся в прямом подчинении Российской Федерации.
Цель курсовой работы – изучение федеративного устройства Российской Федерации, особенности ее конституционно-правового статуса, а так же статусов субъектов Российской Федерации, в том числе республик, краев, областей, городов федерального значения и автономных образований.
В соответствии с целью исследования были поставлены следующие задачи:
- изучить федеративное
- рассмотреть конституционно-
- рассмотреть особенности
Предметом исследования
Объектом исследования
Степень разработанности темы курсовой работы значительна. Разработкой этой темы занимались такие ученые правоведы как Козлова Е.И., Кутафин О.Е., Баглай М.В. и др.
При освещении темы федеративного устройства практически в каждом издании учебной литературы неотъемлемой частью становиться освещение аспектов правового положения субъектов федерации, их взаимодействие и значение в составе России.
Работа состоит из введения, двух глав, заключения, библиографического списка.
1. Конституционно-правовой
статус и особенности
Территория каждого государства делится
на части, определяющие его внутреннюю
структуру, территориальное устройство.
В рамках территориального устройства
государства формируются система территориальных
единиц, из которых складывается государство,
система государственных связей между
государством в целом и этими территориальными
единицами, характер которых зависит от
их правовых статусов.
Подобного рода устройство
территории государства принято называть
государственным устройством. С точки
зрения их формы все государства делятся
на две группы — унитарные и федеративные.
Унитарным считается государство, не имеющее
в своей внутренней территориальной структуре
других государств. В этом смысле унитарное
государство (т.е. одно, единое) принято
называть простым государством. Унитарное
государство делится, как правило, лишь
на административно-
Административно-
Унитарное государство
может существовать самостоятельно как
отдельное суверенное государство и может
также входить в состав другого государства на федеративных
началах (т.е. сохраняя определенный комплекс
своих суверенных прав) либо на автономных
началах. В современной Российской Федерации
унитарные государства - все республики
в ее составе.
Федерация - это объединение
двух или нескольких государств в одно
новое государство.
Таким образом, федеративное
государство представляет собой сложное
государство, в состав которого входят
другие государства.
Следует сказать, что,
объединяясь, государства не обязательно
образуют федерацию. Они могут образовать
и конфедерацию. Однако в отличие от федерации,
которая является союзным государством,
т.е. государственно-правовым объединением,
обеспечивающим государственное единство
всех входящих в его состав государств
и сохраняющим за ними определенную политико-юридическую
самостоятельность, конфедерация представляет
собой союз государств, т.е. международно-правовое
объединение.
Государства, образующие
федеративное государство, называются
его субъектами. Последние, как правило,
обладают одинаковым правовым статусом.
Однако мировой практике известны и такие
федерации, субъекты которых обладают
различным правовым статусом.
Между федерацией и ее
субъектами проводится разграничение
компетенции, цель которого, обеспечить наиболее
эффективное осуществление федерацией
своих задач путем объединения ресурсов
и возможностей всех ее членов, как в интересах
самой федерации, так и ее субъектов. Сохраняя
за собой полномочия в определенном объеме,
субъекты федерации добровольно ограничивают
свою компетенцию в пользу федерации,
признавая приоритет ее задач и целей.
Они признают также на своей территории
высшую юридическую силу нормативных
правовых актов федерации.
Государственная власть
федерации является единственной суверенной
властью на ее территории. Она опирается
на волю всего ее народа. Признание полного
суверенитета субъектов федерации означало
бы одно из двух: либо формальный характер
такого признания, не влекущий за собой
никаких юридических последствий, либо
фактическую ликвидацию федерации. В этом
случае она утрачивает характер союзного
государства и превращается в союз суверенных
государств или распадается на отдельные
суверенные государства, существующие
самостоятельно.
Однако Российская Федерация
имеет ряд особенностей, существенно отличающих
ее от других федераций. Федерация
обычно образуется путем объединения
двух или нескольких государств в единое
союзное государство. Образование же Российской
Федерации шло совсем иным путем. Россия
как федерация не является объединением
нескольких государств. Она была образована
в результате создания в ее составе ряда
автономных государств и автономных национально-
государственных образований народов,
населяющих ее территорию. Эти государства,
а также национально-государственные
образования и были признаны субъектами
Российской Федерации.
Вот почему Российская
Федерация с самого начала ее создания
являлась одновременно и национальным
государством русского народа, составляющего
подавляющее большинство ее населения
и давшего имя республике, и основанной
на автономии федерацией, объединившей
в своем составе русский и многие другие
народы.2
Порядок образования Российской
Федерации свидетельствует о том, что
с момента своего возникновения эта федерация
носила не договорно-конституционный
или договорный характер, как многие другие федерации,
а конституционно-правовой характер, поскольку
была создана не в результате заключения
договора между ее субъектами, а на основе
провозглашения ее федерацией в Конституции
Республики. Не обладая классическими
признаками федеративного государства,
Россия как федерация вызывала немало
споров. Но главным аргументом в защиту
ее федерального характера служили не
те или иные формальные признаки федерации,
а воля ее народов, выразивших желание
рассматривать свое государство в качестве
федеративного.
Ныне Российская Федерация
в большей мере походит на классическое
федеративное государство, чем ее предшественница
РСФСР. В настоящее время субъектами Российской
Федерации являются не только бывшие или
настоящие автономии, но и области, края,
города федерального значения.
Таким образом, сегодня
не часть, как это было прежде, а вся территория
Российской Федерации складывается из
территорий ее субъектов.
Однако, несмотря на изменение
многих ее черт, Российская Федерация
была и осталась конституционно-правовой
федерацией.
Как и любая другая федерация,
Россия является единым государством.
Поэтому находящиеся в ее составе государства
не могут заключать с ней межгосударственные
договоры на тех же основаниях, что и с
зарубежными государствами.
В настоящее время Россия
имеет в своем составе три вида субъектов
- государства в составе Российской Федерации,
преобразованные, как правило, из бывших
автономных республик, государственно-территориальные
образования - края, области и города федерального
значения, бывшие прежде наиболее крупными
административно-
Таким образом, в числе
субъектов Российской Федерации и сейчас
сохраняются традиционные
территориальные автономные образования.
Территориальная автономия
в Российской Федерации - это самостоятельное
осуществление государственной власти
находящимися в ее составе национально-государственными
образованиями в пределах компетенции,
устанавливаемой федеральными органами
государственной власти при участии соответствующей
автономной единицы.
Автономия в Российской Федерации построена по национальному признаку. Это значит, что она создается с учетом национального состава населения, проживающего на ее территории. В зависимости от численности населения, уровня и перспектив развития экономики и других факторов образуются различные виды автономии - автономная область или автономный округ. При этом принимается во внимание воля населения создать то или иное автономное образование или преобразовать один вид автономии в другой.
В Российской Федерации автономия длительное время осуществлялась в двух формах: государственной, которая воплощалась в национальном государстве - автономной республике, и административной, представленной автономными областями и автономными округами.
Государственная автономия
характеризовалась значительным объемом
прав, наличием конституции, высших органов
государственной власти, законодательства,
гражданства. Административная автономия
всех этих признаков, свойственных государственной
автономии, не имела.
В настоящее время в России
территориальная автономия осуществляется
только в одной форме - административной.
Новой формой самоопределения народов
в Российской Федерации является национально-культурная
автономия, представляющая Собой общественное
объединение граждан России, относящих
себя к определенным этническим общностям,
для самостоятельного решения вопросов
сохранения самобытности, развития языка,
образования, национальной культуры.4
Национально-культурная автономия основывается на принципах: свободного волеизъявления граждан при Отнесении себя к определенной этнической общности; добровольной самоориентации и самоуправления; многообразия форм внутренней ориентации национально-культурной автономии; сочетания общественной инициативы с государственной поддержкой; уважения языка, культуры, традиций и обычаев граждан различных этнических общностей; законности. Нормы института государственного устройства содержатся в гл. 3 Конституции РФ «Федеративное устройство», определяющей правовые основы статуса Федерации и ее субъектов, дающей полный перечень этих субъектов, устанавливающей исключительную, а также совместную с ее субъектами компетенцию Российской Федерации. Нормы института государственного устройства содержатся также в Федеративном договоре от 31 марта 1992 г., в нормативных актах органов государственной власти Российской Федерации; Президента РФ, Правительства РФ; в конституциях, уставах и других законодательных актах субъектов Федерации.
Однако Конституция РФ
рассматривает федерацию в России не только
как форму государственного устройства
страны, но и как одну из основ конституционного
строя Российской Федерации, установленных
в гл. 1. В государственном устройстве Российской Федерации,
которое основывается на принципе федерализма,
находит одно из проявлений ее демократизм
как государства.5
В России федерализм -
это прежде всего государственная организация
национальных отношений. Исторический
опыт российского федерализма подтвердил
его жизненную необходимость для разрешения
национального вопроса, для осуществления
суверенитета наций, составляющих многонациональный
народ Российской Федерации. Российский
федерализм обеспечивает суверенитет
наций, проживающих на территории Российской
Федерации. Суверенитет нации означает
ее верховенство и независимость в решении
вопросов своей внутренней жизни и взаимоотношений
с другими нациями, ее свободное волеизъявление
в избрании формы своей национальной государственности.
Федерализм в России означает свободное
развитие наций и народностей, проживающих
на ее территории. Такое развитие выражается
в создании различных форм национальной
государственности народов Российской
Федерации - республик, автономной области,
автономных округов, а также в преобразовании
одних форм национальной государственности
в другие. Свободное развитие наций и народностей
означает также развитие национальных
языков.
Однако российский федерализм
не только форма разрешения национального
вопроса в многонациональном государстве,
но и форма демократизации управления.
Информация о работе Конституционно-правовой статус и особенности федеративного устройства РФ