Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Декабря 2012 в 09:32, курсовая работа
Цель контрольной работы изучить:
- конституционный строй, его принципы и структуру;
- рассмотреть основные права, свободы и обязанности граждан Республики Беларусь;
- общую характеристику Конституционного Суда Республики Беларусь.
Введение………………………………………………………………………………
1. Понятие конституционного строя, его принципы и структура…………………
2. Основные права, свободы и обязанности граждан Республики Беларусь, их классификация и юридические свойства…………………………………………
3.Общая характеристика Конституционного Суда Республики Беларусь………...
Заключение……………………………………………………………….....................
Список литературы……………………………………………………………………
Важнейшим институтом социально-экономических
отношений является, закрепленное в
Конституции Республики Беларусь право
частной собственности, непременное
условие демократической
Государство приняло на себя обязанность защищать частную собственность, обеспечивать ее неприкосновенность. Право частной собственности регулируется многими отраслями белорусского права.
Наряду с правами и свободами, действующим Законодательством Республики
Беларусь предусмотрены
и обязанности граждан
Каждый, кто находится на территории Республики Беларусь, обязан соблюдать ее Конституцию, законы и уважать национальные традиции.
Каждый обязан уважать достоинство, права, свободы, законные интересы других лиц. Каждого лицо обязанно действовать таким образом, чтобы уважать достоинство, права, свободы и законные интересы других лиц. По существу в ней вдет речь о том, что права индивидуума заканчиваются там, где начинаются права другого человека. Невыполнение этой обязанности влечет юридическую ответственность.
Каждый обязан беречь историко-культурное, духовное наследие и другие национальные ценности. Охрана природной среды -- долг каждого.
Граждане Республики Беларусь обязаны принимать участие в финансировании государственных расходов путем уплаты государственных налогов, пошлин и иных платежей.
Защита Республики Беларусь – обязанность и священный долг гражданина Республики Беларусь. Порядок прохождения воинской службы, основания и условия освобождения от воинской службы либо замена ее альтернативной определяются законом.
Никто не может быть понужден к исполнению обязанностей, не предусмотренных Конституцией Республики Беларусь и ее законами, либо к отказу от своих прав.
Юридической обязанностью каждого (гражданина Республики Беларусь, иностранного гражданина, лица без гражданства), кто находится на территории
Республики Беларусь, является обязанность соблюдать ее Конституцию и законы. При их нарушении возможно привлечение виновного лица к ответственности, в том числе уголовной, административной, гражданско- правовой и иной ответственности.
Требование о соблюдении законов носит достаточно общий характер. Можно предположить, что, во-первых, речь идет о законах, которые соответствуют
Конституции, так как в случае расхождения Конституции и закона должна действовать Конституция (см. ст.ст. 137, 142 Конституции). Во-вторых, эта обязанность распространяется на все (не только Конституцию и законы) нормативные акты, если они изданы на основе и в соответствии с Конституцией
Республики Беларусь.
Что же касается невыполнения провозглашенного в Конституции требования об уважении национальных традиций, то, на мой взгляд, если при этом не нарушаются правовые нормы, может наступать лишь моральная ответственность.
В Республике
Беларусь институт
Конституционный Суд формируется в количестве 12 судей из высококвалифицированных специалистов в области права, имеющих, как правило, ученую степень. Шесть судей Конституционного Суда назначаются Президентом, остальные шесть избираются Советом Республики Национального собрания. Председатель Конституционного Суда назначается из числа судей Президентом с согласия Совета Республики Национального собрания. Срок полномочий судей - 11 лет, но допускается повторное в соответствии с законом занятие должности судьи. Предельный возраст членов Конституционного Суда - 70 лет. [13]
Конституционный Суд осуществляет контроль за конституционностью нормативных правовых актов в государстве. По предложениям Президента Республики Беларусь, Палаты представителей Национального собрания, Совета Республики Национального собрания, Верховного Суда, Высшего Хозяйственного Суда, Совета Министров Республики Беларусь Конституционный Суд дает заключения:
- о соответствии законов, декретов и указов Президента Республики Беларусь, международных договорных и иных обязательств Республики Беларусь Конституции Республики Беларусь и международно-правовым актам, ратифицированным Республикой Беларусь;
- о соответствии актов межгосударственных образований, в которые входит Республика Беларусь, указов Президента Республики Беларусь, изданных во исполнение законов, Конституции Республики Беларусь, международно-правовым актам, ратифицированным Республикой Беларусь, законам и декретам Президента Республики Беларусь;
- о соответствии постановлений Совета Министров Республики Беларусь, актов Верховного Суда Республики Беларусь, Высшего Хозяйственного Суда Республики Беларусь, Генерального прокурора Республики Беларусь Конституции Республики Беларусь, международно-правовым актам, ратифицированным Республикой Беларусь, законам, декретам и указам Президента Республики Беларусь;
- о соответствии актов любого другого государственного органа Конституции Республики Беларусь, международно-правовым актам, ратифицированным Республикой Беларусь, законам, декретам и указам Президента Республики Беларусь. [13]
Основными принципами деятельности Конституционного Суда являются конституционность, независимость, коллегиальность, гласность, устность, равноправие и состязательность сторон. Конституционный Суд при исполнении своих функций независим. Какое бы то ни было воздействие на Конституционный Суд или на его членов, связанное с деятельностью по осуществлению конституционного контроля, недопустимо и влечет ответственность по закону.
Иные государственные органы, общественные объединения, другие организации, а также граждане обращаются с инициативой о проверке конституционности акта к органам и лицам, обладающим правом внесения в Конституционный Суд Республики Беларусь предложений о проверке конституционности акта.
В случаях,
предусмотренных Конституцией
Конституционный
Суд Республики Беларусь
Заключения
и решения Конституционного
Конституционный Суд в соответствии со статьей 40 и частью четвертой статьи 122 Конституции, устанавливающими, что каждый имеет право направлять личные или коллективные обращения в государственные органы, а также в судебном порядке обжаловать решения местных Советов депутатов, исполнительных и распорядительных органов, ограничивающие права, свободы и законные интересы граждан, рассматривает такие обращения и при необходимости выносит решения об устранении противоречий или пробелов в законодательстве.
Основное место в деятельности Конституционного Суда занимают вопросы, касающиеся защиты прав и свобод граждан, закрепленных в Конституции Республики Беларусь и международных актах. Принимаемые Конституционным Судом решения направлены на обеспечение прав граждан на судебную защиту посредством обращения за защитой в компетентный, независимый и беспристрастный суд, права на получение юридической помощи, равенства всех форм собственности, защиты прав субъектов предпринимательской деятельности по налогообложению, создания равных условий для юридических лиц государственной и негосударственной форм собственности, права на жилище, свободы перемещения и выбора места жительства, права на труд, образование, здравоохранение и др.
Конституционный Суд проверяет
на соответствие Конституции не только
акты общегосударственного уровня, в
том числе законы о ратификации
международных договоров, регламенты
палат Парламента, но и нормативные
акты министерств, государственных
комитетов, местных Советов депутатов,
местных исполнительных и распорядительных
органов. Конституционный Суд
Принимая заключения и иные решения, Конституционный Суд оказывает влияние на развитие правовой системы страны, приближение ее к международным стандартам, на формирование национального законодательства и на судебную деятельность. При вынесении решений Конституционный Суд учитывает положения международных правовых актов. Наряду с использованием универсальных международных правовых актов Конституционный Суд ориентируется на европейские международные акты, прежде всего - Европейскую конвенцию о защите прав человека и основных свобод и практику Европейского Суда по правам человека, что способствует укреплению Беларуси как демократического социального правового государства.
Заключения и решения Конституционного Суда Республики Беларусь являются окончательными, обжалованию и опротестованию не подлежат. Они обязательно публикуются в официальных изданиях, в том числе в двух газетах - "Звязда" и "Народная газета". Решения в форме запроса, требования, по вопросам процедурного характера публикуются в порядке, устанавливаемом Конституционным Судом.
Решения Конституционного Суда исполняются государственными органами и должностными лицами. Большинство решений Конституционного Суда исполнено, другие находятся в стадии исполнения.
Конституционный
Суд Республики Беларусь
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В заключении приведем основные моменты контрольной работы.
Конституционный строй – это определенная форма (способ) организации государства, закрепленный в его конституции.
Основы конституционного строя Республики Беларусь закреплены в первом разделе Конституции нашего государства, который содержит 20 статей.
Ст. 1 Конституции дает наиболее общую характеристику белорусского государства. В ней закреплено, что Республика Беларусь является унитарным демократическим социальным правовым государством.
Понятие «основы конституционного строя» состоит из ряда взаимосвязанных элементов:
2. Экономическая система.
3. Социальная политика.
4. Духовно-культурные отношения.
5. Цели и принципы внешней политики.
Конституционные права и свободы человека и гражданина - неотъемлемые наиболее важные права и свободы, принадлежащие ему от рождения (в надлежащих случаях в силу его гражданства), защищаемые государством, составляющие ядро правового статуса личности и получающие высшую юридическую силу. Перечисление в Конституции Республики Беларусь основных прав и свобод не должно толковаться как отрицание или умаление других общепризнанных прав и свобод человека и гражданина. Основные фундаментальные права и вытекающие из них иные права и свободы обеспечивают различные сферы жизни человека: личную, политическую, социальную, экономическую, культурную. В соответствии с этим конституционные права и свободы принято классифицировать на три группы:
. личные,
. политические,
. социальные, культурные, экономические.
Конституционный Суд - единственный орган судебной власти, чьи основные полномочия и порядок формирования прямо определены в Конституции. При этом, как отмечено в части седьмой статьи 116 Конституции, компетенция, организация и порядок деятельности Конституционного Суда определяются специальным законом.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
Информация о работе Конституционный строй, его принципы и структура