Контрольная работа по "Муниципальное право"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Октября 2013 в 12:31, контрольная работа

Краткое описание

Муниципальное право - относительно новое понятие для российской правовой системы. Возникновение муниципального права как отрасли права датируется началом 90-х г. XX века. В этот период в Российской Федерации шел процесс формирования правовой базы местного самоуправления. Количественное и качественное наращивание системы правовых норм, регламентирующих местное самоуправление в нашей стране, стало важным фактором становления муниципального права как самостоятельной отрасли российского права1.

В теории права под отраслью права понимается обособившаяся внутри системы права совокупность однородных правовых норм, регулирующих определенную область (сферу) общественных отношений2. Муниципальное право направлено на регулирование общественных отношений, возникающих в сфере организации и функционирования местного самоуправления.

Содержание

1. Муниципальное право как отрасль права (понятие, предмет)………………3

2. Местный референдум…………………………………………………………8

Список использованных источников и литературы……………………….......18

Вложенные файлы: 1 файл

МП.doc

— 87.50 Кб (Скачать файл)

 

Министерство  образования и науки Российской Федерации

Федеральное государственное  автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования

«Российский государственный  профессионально-педагогический

университет»

Институт социологии и права

Кафедра права

 

 

 

 

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

по дисциплине «муниципальное право»

 

 

 

                                                    Выполнил: студент группы 

                                                  Бр-215СУП Прутова А.В.

                         Проверил:

                              

                                                          

                                                    

   

                                                      

 

Екатеринбург 2012

Содержание

 

1. Муниципальное право как отрасль права (понятие, предмет)………………3

2. Местный референдум…………………………………………………………8

Список использованных источников и литературы……………………….......18

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. Муниципальное право как отрасль права (понятие, предмет)

Муниципальное право - относительно новое понятие для российской правовой системы. Возникновение муниципального права как отрасли права датируется началом 90-х г. XX века. В этот период в Российской Федерации шел процесс формирования правовой базы местного самоуправления. Количественное и качественное наращивание системы правовых норм, регламентирующих местное самоуправление в нашей стране, стало важным фактором становления муниципального права как самостоятельной отрасли российского права1.

В теории права  под отраслью права понимается обособившаяся внутри системы права совокупность однородных правовых норм, регулирующих определенную область (сферу) общественных отношений2. Муниципальное право направлено на регулирование общественных отношений, возникающих в сфере организации и функционирования местного самоуправления.

Изначально муниципальное  право возникло как подотрасль конституционного права. В силу этого некоторые  ученые и в настоящее время  не рассматривают его в качестве самостоятельной отрасли. Мнение о  муниципальном праве как подотрасли конституционного права обычно основывается на том, что местное самоуправление является одной из форм народовластия, в силу чего Конституция Российской Федерации содержит отдельную главу, в которой содержатся нормы, регулирующие основы местного самоуправления. Кроме того, особенностью подотрасли, как известно, является наличие в ее составе общего института, закрепленного, как правило, в особой главе кодифицированного нормативного акта. В качестве такого кодифицированного акта применительно к муниципальному праву рассматривается Конституция Российской Федерации. Однако Конституция Российской Федерации является особым актом, носящим нормативно-учредительный характер и содержащим в себе основы всех отраслей российского права. Поэтому, придерживаясь данной точки зрения, с тем же успехом к подотраслям конституционного права можно отнести административное, гражданское, трудовое право и иные отрасли.

Правовое регулирование  местного самоуправления отнюдь не исчерпывается  конституционными нормами. А.Н. Костюков совершенно верно указывает, что общественные отношения, регулируемые конституционным и муниципальным правом, различаются. Конституционное право регулирует отношения, определяющие принципы, на которых основано устройство государства и общества. Муниципальным правом регулируются отношения, возникающие при реализации права населения на местное самоуправление. Муниципальное право конкретизирует положения конституционного права в области местного самоуправления3.

В юридической  науке также высказывается точка зрения о том, что муниципальное право является подотраслью административного права. Например, Ю.Н. Старилов наряду с милицейским, строительным, социальным, служебным, образовательным правом относит муниципальное право к Особенной части административного права4. В.С. Четвериков, называя муниципальное право комплексной отраслью в силу отсутствия специфических норм права и использования правовых норм конституционного, гражданского, административного права, фактически говорит о муниципальном праве как подотрасли административного права5.

Безусловно, муниципальное  право имеет очень много точек  пересечения с административным. Во-первых, само муниципальное управление достаточно схоже с государственным, так как осуществляется преимущественно  с использованием метода власти-подчинения. Во-вторых, муниципальная служба принципиально не отличается от государственной гражданской службы. В-третьих, органы местного самоуправления могут наделяться отдельными государственными полномочиями, выполняя при этом функции государственного управления. В-четвертых, в круг вопросов местного значения включается правоохранительная деятельность, органы местного самоуправления могут являться органами административной юрисдикции.

Тем не менее, все это еще  не позволяет включать муниципальное право в административное в качестве подотрасли. Значительный объем в муниципальном праве норм конституционного, гражданского, финансового и некоторых других отраслей права позволяет считать его самостоятельной комплексной отраслью российского права. В пользу его отраслевого характера говорит и тот факт, что муниципальное право обладает присущим только ему предметом регулирования, специфическими правовыми конструкциями, своеобразной структурированностью норм, сочетанием различных методов юридического воздействия, т.е. совокупностью факторов внутреннего свойства6. А.Н. Костюков полагает, что в юридической науке самостоятельность муниципального права как отрасли права доказана и не вызывает сомнений7.

Само слово «муниципальный»  происходит от латинского «municipium», обозначающего буквально «самоуправляющаяся община»8. О.Е. Кутафин и В.И. Фадеев уточняют, что «munus» по латыни значит «тяжесть», «тягота», «бремя», а «capio» - «беру», «принимаю». Поэтому муниципалитетом называлось городское управление, берущее на себя бремя решения общегородских задач, распоряжения хозяйственными средствами.

В процессе становления отрасли  российского права, регулирующей организацию  и функционирование местного самоуправления, за ней утвердилось наименование «муниципальное право», несмотря на наличие в русском языке близкого в данном случае по значению термина «местное право». Закон о местном самоуправлении 2003 г. предусматривает, что слова «местный» и «муниципальный» и словосочетания с ними должны пониматься как тождественные. В различных нормативных актах, затрагивающих данную сферу, чаще используется термин «местный». Так, Конституция Российской Федерации и другие нормативные акты упоминают о местном самоуправлении, органах местного самоуправления, местном бюджете и т.п. Вместе с тем в законодательстве предусматривается существование муниципальной собственности, муниципальных образований. Поэтому наименование отрасли права, направленной на регулирование местного самоуправления, в качестве «муниципального права» представляется вполне допустимым.

Термин «муниципальное право» понимается не только как отрасль  права, но и еще в двух значениях: как научная дисциплина и как  учебная дисциплина. Все эти понятия  взаимосвязаны, так как имеют  один источник - сферу общественных отношений, возникающих при организации и деятельности местного самоуправления. Однако каждое из этих понятий имеет свое специфическое содержание.

Предметная определенность - главное условие формирования и  развития муниципального права. Предметом  муниципального права является круг общественных отношений, складывающихся в сфере местного самоуправления.

При определении  предмета муниципального права и  особенностей его метода необходимо учитывать целый ряд обстоятельств. Прежде всего, это комплексный характер отрасли права. Местное самоуправление не изолировано от иных общественных отношений, на муниципальный уровень влияют нормы иных отраслей права. Например, реализация прав и свобод человека и гражданина, осуществление основных обязанностей граждан защищены конституционным правом; при осуществлении бюджетных прав муниципальные образования используют нормы бюджетного законодательства; при совершении сделок гражданско-правового характера органы местного самоуправления руководствуются нормами гражданского права и т.д.

Таким образом, предмет муниципального права включает в себя часть отношений, регулируемых комплексно несколькими отраслями  права. Поэтому часть норм различных  отраслей права становится одновременно и нормами муниципального права.

Кроме того, нормы  муниципального права регулируют сложную систему отношений как публично-правового, так и частноправового характера. К первым можно отнести отношения, возникающие между государственными и муниципальными органами, а также муниципалитетами. Ко вторым - предпринимательскую деятельность муниципальных предприятий, гражданско-правовые отношения органов местного самоуправления с иными юридическими и физическими лицами.

Таким образом, муниципальное право России рассматривается  как совокупность правовых институтов, регулирующих разнородные общественные отношения, что и определяет его комплексный характер.

При определении  предмета и метода муниципального права  необходимо также учитывать, что  муниципальное право России - это  совокупность институтов права и  норм, являющихся результатом правотворчества на уровнях муниципального образования, субъектов Федерации и Российской Федерации в целом. Соответственно, муниципальное право отражает интересы, которые формируются и регулируются на каждом из этих уровней публичной власти, а также взаимодействие таких уровней и соотношение их интересов.

В целом муниципальное  право регулирует общественные отношения, совокупность которых можно представить  в виде следующих основных групп:

- отношения, возникающие в результате организации местного самоуправления как института народовластия;

- отношения, возникающие в процессе реализации права населения муниципального образования, а также отдельного гражданина на местное самоуправление;

- отношения, возникающие в связи с организацией деятельности представительных, исполнительно-распорядительных и иных органов местного самоуправления;

- отношения, связанные с регулированием статуса членов выборных органов и должностных лиц, наделенных полномочиями на отдельные публично-властные функции в сфере местного самоуправления, муниципальной службы, и муниципальных служащих;

- отношения, связанные с наделением отдельными государственными полномочиями органов местного самоуправления;

- отношения, возникающие в процессе взаимодействия органов местного самоуправления с органами государственной власти;

- отношения, возникающие в процессе межмуниципального сотрудничества.

На основе предмета муниципального права можно сформулировать и его понятие.

Муниципальное право представляет собой совокупность правовых норм, регулирующих общественные отношения, которые возникают в процессе осуществления организации и функционирования местного самоуправления.

 

2. Местный референдум

 

Местный референдум - голосование граждан Российской Федерации, постоянно или преимущественно  проживающих в границах одного или нескольких муниципальных образований, по важным вопросам местного значения, которое проводится в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, конституциями, уставами, законами субъектов Российской Федерации, а также уставами муниципальных образований. Проведение местных референдумов, как правило, предусматривается уставами муниципальных образований, однако вполне достаточным юридическим основанием для их проведения являются федеральное законодательство и законодательство соответствующего субъекта Федерации9.

В основе института референдума  в Российской Федерации лежат  политические права и свободы  человека и гражданина. Поэтому все  виды референдумов заняли прочное место  в системе конституционных институтов, выступают в качестве гарантии права граждан участвовать в управлении делами государства как непосредственно, так и через своих представителей.

В Конституции Российской Федерации закреплено: «Граждане Российской федерации имеют право избирать и быть избранными в органы государственной власти и органы местного самоуправления, а также участвовать в референдуме».

Право на участие в референдуме, как и активное избирательное  право, является равным и прямым для  всех граждан Российской Федерации. Гражданин Российской Федерации участвует в референдуме на основе принципа свободы и добровольности. Он сам решает, принять участие в голосовании или нет, сам определяет свою волю при голосовании. Никто не вправе оказывать воздействие на гражданина с целью принудить его к участию или неучастию в выборах и референдуме, а также на его свободное волеизъявление. Законодательство о выборах и референдуме устанавливает гарантии свободного волеизъявления граждан.

Институт референдума  обычно включает в себя две возможности - решать законодательные вопросы совместно парламенту и электорату. Поэтому референдум предполагает, что его инициаторами могут быть, с одной стороны, парламент, законодательная власть, а с другой - избирательный корпус, действующий в порядке народной инициативы.

Первичной целью референдумов является принятие государственных решений на основе единства мнений граждан в условиях, когда другие формы прямой демократии применяются ограниченно или не дают должного результата. Но всегда возникает вопрос, насколько едино общество с его многообразием форм, институтов, мнений и настроений. В Российской Федерации признается идеологическое и политическое многообразие, многопартийность (ч.1 и 3 ст.13 Конституции Российской Федерации). Иначе говоря, мы живем в условиях идеологического и политического плюрализма, который характеризует состояние элементов общественной системы, представляющей собой определенную целостность, единство.

Информация о работе Контрольная работа по "Муниципальное право"