Контрольная работа по "Муниципальному праву"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Июня 2012 в 00:50, контрольная работа

Краткое описание

Работники органов местного самоуправления могут быть подразделены на две категории:
— выборные представители: они образуют так называемую “законодательную власть” местного самоуправления;
— назначаемые должностные лица: они принадлежат к администрации органа местного самоуправления.

Содержание

1.Определие и раскройте формы прямого волеизъявления граждан и формы участия населения в осуществлении местного самоуправления на примере государств западной Европы. 2
2. Определите и раскройте полномочия органов местного самоуправления в социально-культурной области. 6
2. Определите и раскройте полномочия органов местного самоуправления в социально-культурной области. 6
3.Укажите правовые формы защиты интересов местного самоуправления. Покажите на примерах работу данного механизма. 9
4. Рассмотрите порядок принятия правовых актов местного самоуправления в государствах американского континента. 19
4. Рассмотрите порядок принятия правовых актов местного самоуправления в государствах американского континента. 19
5. Определите и раскройте экономические основы органов местного самоуправления в России. 23
Список используемой литературы 26

Вложенные файлы: 1 файл

231202 Зачетная работа.doc

— 134.50 Кб (Скачать файл)

     Если  нарушены либо могут быть нарушены конституционные права и интересы, муниципалитет имеет право обратиться за защитой в Конституционный  Суд РФ.

     В большинстве случаев средством  судебной защиты является иск. Иск - это требование, обращенное, с одной стороны, к суду, а с другой - к ответчику. Обращение с иском в суд всегда сопряжено с наличием спора о праве либо законном интересе. Являясь спорным материально-правовым требованием, иск служит средством возбуждения искового производства, а форма, в которой происходит защита этого права, называется исковой формой.

     Если  же отсутствует спор о праве, то обращение  в суд имеет заявительский  характер, такое обращение оформляется  в форме заявления.

     Наряду  с судебным порядком защиты существует также административно-судебный порядок защиты нарушенного права. Применяется он при разрешении споров, возникающих из правоотношений в сфере управления.

     Пример

     В соответствии с п. 5 ст. 101.2 Налогового кодекса РФ решение о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения или об отказе в привлечении к ответственности может быть обжаловано в судебном порядке только после обжалования этого решения в вышестоящем налоговом органе.

     Статья 12 Гражданского кодекса РФ (далее - ГК РФ) содержит перечень способов защиты гражданских прав:

     - признание права; 

     - восстановление положения, существовавшего  до нарушения права, и пресечение  действий, нарушающих право или  создающих угрозу его нарушения 

     - признание оспоримой сделки недействительной и применение последствий ее недействительности, применение последствий недействительности ничтожной сделки; В признание недействительным акта государственного органа или органа местного самоуправления;

     - самозащита права;

     - присуждение к исполнению обязанности в натуре;

     - возмещение убытков;

     - взыскание неустойки;

     - компенсация морального вреда;

     - прекращение или изменение правоотношения;

     - неприменение судом акта государственного  органа или органа местного  самоуправления, противоречащего закону.

     Некоторые из них возможно применить только в судебном порядке, некоторые могут  быть использованы самостоятельно без  участия суда.

     Каждый  из указанных способов предопределен  правовыми нормами, которые регулируют определенное правоотношение.

     Пример

     Для защиты права собственности можно  воспользоваться:

     - иском о признании права собственности;

     - иском о признании недействительным  акта государственного органа  или органа местного самоуправления, нарушающего данное право.

     Для защиты своего права можно воспользоваться как одним из способов, предусмотренных ст. 12 ГК РФ, так одновременно несколькими, если нормами права это предусматривается.

     Пример

     В случае если нормативный либо ненормативный  акт государственного органа или  органа местного самоуправления признан судом не соответствующим закону или иным правовым актам и нарушающим права и охраняемые законом интересы, возможно одновременное обращение в суд за восстановлением нарушенного права одним из способов, например взысканием убытков.

     Согласно  законодательству применять способы защиты нарушенных прав можно следующим образом: s обжалованием в суде незаконных актов и действий в сфере управления.

     В соответствии со ст. 13 ГК РФ ненормативный  акт государственного органа или  органа местного самоуправления, а в случаях, предусмотренных за коном, также нормативный акт, не соответствующий закону или иным правовым актам и нарушающий гражданские права и охраняемые законом интересы гражданина или юридического лица, может быть признан судом недействительным. Наряду со ст. 13 ГК РФ основные вопросы, связанные с обжалованием актов и действий в сфере управления и возникающие в судебной практике, имеют отражение в следующих федеральных законах и документах высших судов:

    • Законе РФ от 27.04.1993 № 4866-I «Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан»;
    • постановлении Пленума ВС РФ от20.01.2003 № 2 "О некоторых вопросах, возникающих в связи с принятием и введением в действие Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации";
    • постановлении Пленума ВС РФ от 29.11.2007 № 48 "О практике рассмотрения дел об оспаривании нормативных правых актов полностью или в части" (в ред. постановления Пленума ВС РФ от 10.06.2010 № 13);
    • постановлении Пленума ВС РФ от 10.02.2009 № 2 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих".

     В данном случае предметом обжалования  в судах общей юрисдикции являются не только облеченные в письменную форму решения, распоряжения, приказы, предписания, но и действия (бездействие) государственного органа и органа местного самоуправления или уклонение от принятия решения, нарушающие гражданские права.

     Необходимо  отметить, что в судах общей юрисдикции могут быть обжалованы как единоличные, так и коллегиальные действия (решения) государственных органов и органов местного самоуправления, а также действия (бездействие) иных органов. Подлежат обжалованию в суде акты как индивидуального, так и нормативного характера.

     К решениям относятся акты органов  государственной власти и органов  местного самоуправления, их должностных  лиц, государственных и муниципальных  служащих. Причем решения могут быть приняты как в устной, так и  в письменной форме. Обжалуемые решения могут носить как ненормативный, так и нормативный характер. К действиям относятся властные волеизъявления указанных органов и лиц, которые не облечены в форму решений, но повлекли нарушение прав и интересов или создали препятствие к их осуществлению.

     В отличие от судов общей юрисдикции арбитражные суды рассматривают  дела об оспаривании актов ненормативного характера, принятых в сфере предпринимательской  или экономической деятельности органами государственной власти, местного самоуправления, иными органами, организациями, должностными лицами, наделенными федеральным законом отдельными государственными или публичными полномочиями. При этом судебно-арбитражная практика под актом понимает документ, содержащий обязательные предписания, распоряжения, влекущие юридические последствия, а также действия (бездействие нарушающие гражданские права и охраняемые законом интересы исключительно юридических лиц и индивидуальных предпринимателей. Несоответствие акта закону охватывает:

    • неправильное толкование или применение закона при принятии акта;
    • издание акта соответствующим органом с превышением своих полномочий или нарушением процедуры его принятия;
    • привлечение к ответственности, не предусмотренной нормативными актами и другие нарушения.
    • При этом необходимо наличие факта нарушения незаконным актом (действием, бездействием) прав и интересов лица, обратившегося за защитой к суду.

     Пример

     Решением  Арбитражного суда Хабаровского края от 02.03.2011 было признано несоответствующим  закону распоряжение главы Солнечного муниципального района, в соответствии с которым был передан в аренду на 15 лет третьему лицу земельный участок, на котором расположен объект муниципальной собственности. В данном случае муниципальным районом были нарушены нормы ст. 35,19 Земельного кодекса РФ. В результате поселение не имело возможности вовлечь в гражданский оборот имущество поселения и получить доход в местный бюджет, так как сдача в аренду недвижимого имущества невозможна в силу закона без передачи земельного участка под этим объектом.

      Следует отметить, что случаи нарушения  норм земельного законодательства в  связи с распоряжением земельными участками, государственная собственность  на которые не разграничена, со стороны  районов сегодня нередки. Часто  нарушается законодательный порядок предоставления земельных участков в границах поселения в аренду. В итоге поселения несут убытки и вынуждены заниматься восстановлением своих нарушенных прав.

     Суды, признавая недействительным акт  государственного органа или органа местного самоуправления, во-первых, пресекают противоправное поведение, выразившееся в издании такого акта, и восстанавливают права и охраняемые законом интересы обратившегося лица. При этом какой-либо отмены акта со стороны издавшего его органа не требуется. Во-вторых, суд, признав недействительным акт государственного органа или органа местного самоуправления, предотвращает совершение повторного или нового противоправного поведения по предмету спора как самим нарушителем, так и другими лицами. И, в-третьих, в случае признания судом акта недействительным нарушенное право подлежит восстановлению либо защите иными способами, предусмотренными ст. 12 ГК РФ, например возмещением убытков.

     Таким образом, преследуются цели не только пресечения, восстановления нарушенных прав и охраняемых законом интересов, но и компенсации потерь, вызванных нарушением гражданского права и охраняемого законом интереса; в возмещением убытков, причиненных государственными органами и органами местного самоуправления.

     В силу ст. 16 ГК РФ убытки, причиненные гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления или должностных лиц этих органов, в т. ч. издания не соответствующего закону или иному правовому акту акта государственного органа или органа местного самоуправления, подлежат возмещению Российской Федерацией, соответствующим субъектом РФ или муниципальным образованием. Такие образом, убытки могут быть взысканы в связи:

     - с незаконными действиями органов власти и должностных лиц;

     - изданием органом власти акта, не соответствующего закону или  иному правовому акту.

     Ответственность за причиненные в сфере управления убытки устанавливается ст. 1069 и 1071 ГКРФ. В данном случае от имени казны  выступают соответствующие финансовые органы. Следовательно, в случае предъявления в суд иска о возмещении убытков, причиненных в сфере управления, ответчиком выступает соответствующий финансовый орган.

     Такого  рода иски предъявляются либо в суд  общей юрисдикции, либо в арбитражный суд в зависимости от подведомственности, установленной Арбитражным процессуальным кодексом РФ (далее-АПК РФ) и Гражданским процессуальным кодексом (далее - ГПК РФ).

     При взыскании убытков судами оценивается  законность действий и изданных правовых актов, причинивших убытки.

     Важно отметить, что иск о возмещении убытков, причиненных в сфере  управления, затрагивает государственные  и общественные интересы, поэтому  на основании ст.41 и 42 ГПК, ст. 41 и 42 АПК  может быть заявлен муниципальным  органом, наделенным законом полномочиями по предъявлению исков в защиту государственных и общественных интересов.

     При удовлетворении иска взыскание производится за счет средств соответствующего бюджета (казны), а при отсутствии денежных средств - за счет иного имущества соответствующей казны.

     Требования  о возмещении убытков, причиненных  органами власти, являются гражданско-правовыми, поэтому при определении состава  убытков, условий привлечения к  ответственности, сроков исковой давности следует обращаться к нормам ст. 15,1069,1071 ГКРФ.

     Очень часто муниципалитеты задают вопрос, что нужно доказать, чтобы взыскать убытки.

     При взыскании убытков необходимо доказать вину, противоправность, убытки и причинную  связь между ними и противоправным поведением либо действием. Как правило, только наличие всех четырех составляющих приводит к взысканию убытков.

     Пример

     Распространена  практика возложения на муниципалитеты обязанностей по предоставлению жилья  тем нуждающимся гражданам, которые  не относятся к малоимущим, но жилищные права которых гарантированы государством.

     Так, исполняя требования Федерального закона от 18.04.1991 № 1026-1 "О милиции" (далее - Федеральный закон о милиции) мэрия г. Белогорска Амурской области  приобрела для участкового уполномоченного  квартиру. А в начале 2011 г. отсудила у Минфина России 1,5 млн руб., потраченных из городского бюджета на ее покупку. В суде юристы мэрии настаивали, что если Федеральный закон о милиции гарантирует участковым милиционерам предоставление жилья, то и средства на эти цели должны быть федеральными.

     В этой связи необходимо отметить, что  в ряде федеральных законов, принять  до административной реформы, еще остались нормы, прямо обязывающие муниципалитеты решать вопросы, относящиеся в настоящее  время к государственным полномочиям. Кроме того, в действующем федеральном законодательстве не всегда указан орган власти, ответственный за решение той или иной задачи. В итоге органы местного самоуправления вынуждены решать вопросы, не относящиеся к вопросам местного значения, за счет средств местных бюджетов, пытаясь при этом доказать, что не вправе тратить средства местного бюджета на выполнение таких обязанностей. Однако в большинстве случаев вынуждены все-таки тратить. В данном случае муниципалитет несет убытки, которые вправе взыскать с соответствующего бюджета в судебном порядке.

Информация о работе Контрольная работа по "Муниципальному праву"