Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Октября 2012 в 18:23, курсовая работа
Введение………………………………………………………………………….3
1. Местное самоуправление России в переходный период ………………5
2. Необходимость развития местного самоуправления…………………14
3. Тенденции развития местного самоуправления……………………….21
Заключение…………………………………………………………………….24
Список использованной литературы..…………………………………….25
Введение………………………………………………………………………….3
1. Местное самоуправление России в переходный период ………………5
2. Необходимость развития местного самоуправления…………………14
3. Тенденции развития местного самоуправления……………………….21
Заключение…………………………………………………………………….24
Список использованной литературы..…………………………………….25
Решение существующих проблем взаимодействия органов государственной власти и местного самоуправления, а также многих иных, требует четкого разграничения компетенции между органами субъектов Федерации и местным самоуправлением, определения вопросов совместного ведения и перечень полномочий, передаваемых друг другу на основе добровольно заключенного соглашения.
В законах ряда субъектов Российской Федерации о порядке передачи отдельных государственных полномочий муниципальным образованиям существуют прямые расхождения с Конституцией РФ и Федеральным законом "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации". В частности, предусматривается возможность передачи полномочий по договору, хотя в Конституции РФ не установлен такой порядок. В ней говорится, что передача может происходить только по закону.
Надо полагать, что после принятия федерального закона об общих принципах наделения органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями в законы субъектов Российской Федерации будут внесены поправки, уточнения и добавления.
С целью гармонизации взаимоотношений регионам необходим комплексный нормативный правовой акт, например, Закон «О взаимодействии органов государственной власти и органов местного самоуправления субъекта Федерации». Он устанавливал бы общие принципы данного взаимодействия для эффективного решения вопросов государственного и местного значения, управления процессами экономического и социального развития субъекта и муниципальных образований в интересах населения.
Данный закон должен закрепить
основные принципы взаимодействия государственных
и муниципальных органов
Уточнение полномочий региональных
государственных органов и
Основные направления развития местного самоуправления предопределяются теми задачами, которые решаются муниципальными образованиями в соответствии с Конституцией РФ, Европейской хартией, законодательством о местном самоуправлении. В системе управления государством и обществом через самостоятельное решение вопросов местного значения оно реализует следующие задачи:
- укрепляет основы народовластия;
- создает условия для обеспечения жизненных интересов населения;
- проводит мероприятия по социальной защите населения;
- стабилизирует политическую систему;
- готовит кадры для муниципальных органов.
Особая значимость придается развитию местной, муниципальной демократии, созданию оптимальной и эффективной системы местного самоуправления как необходимого условия обретения Россией качеств правового демократического государства.
Местное самоуправление составляет
важнейшую часть механизма
В рамках Совета Европы, членом которого Российская Федерация стала в 1996 г., получил признание принцип субсидиарности – общий принцип институциональной организации власти и управления. Его основополагающая идея заключается в том, что политическая власть должна вмешиваться только тогда, когда общество и составляющие его группы (начиная от индивидуумов и семьи до местных общин и других более крупных групп) не могут удовлетворить некоторые свои потребности.
Местное самоуправление представляет собой уровень политического участия и решения вопросов, наиболее близко расположенный к гражданину. Принцип же субсидиарности предполагает, что решения принимаются как можно ближе к гражданину. Все, что можно решить на местах, не должно передаваться на вышестоящий уровень власти.
Особое значение для принципа субсидиарности имеет ст. 4 Европейской хартии, устанавливающая, что «при делегировании полномочий центральными или региональными органами местные органы самоуправления должны, насколько это возможно, обладать свободой приспосабливать их осуществление к местным условиям».
Проблемы распределения полномочий между местными и вышестоящими органами власти, приближения процесса принятия решений к гражданину, взаимодействия и сотрудничества между различными уровнями власти, участия местных властей в определении их собственных полномочий, решение которых предполагает реализация принципа субсидиарности, обуславливают важное направление развития муниципального законодательства в нашей стране.
Самостоятельность местного самоуправления в пределах его полномочий и негосударственный статус его органов констатируются в Федеральной программе государственной поддержки местного самоуправления. Они требуют перехода от централизованного руководства их деятельностью со стороны государственных органов исполнительной власти к законодательному регулированию, методической поддержке местного самоуправления и формированию органами государственной власти субъектов РФ эффективной системы контроля за соответствием федеральному законодательству и законам субъектов РФ решений, принимаемых органами местного самоуправления.
Конституция РФ и ФЗ в ред. от 6 октября 2003 г. центр тяжести правового регулирования местного самоуправления перенесли на уровень субъектов РФ, которые должны принять достаточно большое количество законодательных актов, затрагивающих многие сферы организации и деятельности местного самоуправления. Поэтому особое внимание на федеральном уровне необходимо уделить созданию системы правовых гарантий, обеспечивающих защиту прав и интересов местного самоуправления от необоснованного вмешательства в его деятельность органов государственной власти.
Важную роль в развитии реального и эффективного местного самоуправления играет создание системы его кадрового и информационного обеспечения. Объективной потребностью правового обеспечения местного самоуправления является развитие муниципального права.
Во все периоды становления
России как единой и великой державы,
особенно в кризисные периоды, отчетливо
проявлялись две тенденции: объединение
на основе сильной центральной власти
и разобщение, суверенизация территорий,
ее составляющих. Причиной тому были как
объективные исторические и социально-экономические
условия, так и субъективное желание удельных
владетелей, или региональных элит, в современных
политических терминах, быть всевластными
хозяевами в своих ограниченных, но самодостаточных,
с их точки зрения, пределах.
Наряду с двумя отмеченными основными
тенденциями на всех этапах развития государственности
иногда явно, иногда в менее заметной мере
проявлялась и третья - становление и развитие
местного самоуправления. В периоды разобщенности
самоуправление было одним из инструментов
управления для региональных властей.
При усилении центральной власти самоуправление
было в значительной мере компромиссом
между верховной властью и входящими в
состав единого государства территориями.
Признание прав территорий на самоуправление
сглаживало остроту противостояния центра
и провинции.
В той или иной мере самоуправление в России существовало на всем протяжении ее истории. При этом немаловажным обстоятельством является то, что, как и в настоящее время, государство сознательно шло на возрождение самоуправления в периоды кризиса государственной власти, принуждаемое неизбежной необходимостью проведения реформ.
Информация о работе Местное самоуправление в России – тенденции развития