Местное самоуправление как один из видов социального управления

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Января 2013 в 11:49, реферат

Краткое описание

Местное самоуправление - форма народовластия, обеспечивающая организацию деятельности населения для самостоятельного и под свою ответственность решения вопросов местного значения. Местное самоуправление организуется в городах, районах, посёлках и на других территориях.

Вложенные файлы: 1 файл

Функции местного самоуправления.doc

— 98.00 Кб (Скачать файл)

Права собственника в отношении имущества и местных  финансов,  входящих  в состав муниципальной собственности,  от  имени  муниципального  образования осуществляют органы местного самоуправления, а в  случаях,  предусмотренных законами  субъектов   Российской   Федерации   и   уставами   муниципальных образований, население непосредственно.

Органы местного самоуправления в соответствии с законом вправе передавать объекты муниципальной собственности во временное или постоянное пользование физическим и юридическим лицам, сдавать  в  аренду,  а  также  отчуждать  в установленном  порядке.  Они  также  вправе   совершать   с   муниципальным имуществом и иные сделки, определять  в  договорах  и  соглашениях  условия использования  приватизируемых  или  передаваемых  в  пользование  объектов муниципальной собственности.

Кроме того, органы местного самоуправления в соответствии с Законом могут в  интересах  населения   устанавливать   условия   использования   земель, находящихся в границах  муниципального  образования  (ст.  29  Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»).

Органы  местного  самоуправления  имеют  право  на  образование   целевых внебюджетных фондов, на создание муниципальных банков и  других  финансово- кредитных  организаций,  на  выпуск   муниципальных   займов.   Статья   39 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» предусматривает, что население непосредственно  или представительные органы местного самоуправления с учетом  мнения  населения могут принимать решения о разовых добровольных сборах средств  граждан  для финансирования вопросов местного значения.

Несомненно,  что  реализация  этих  и  иных   полномочий,   связанных   с осуществлением рассматриваемой функции, должна осуществляться  в  интересах населения   муниципального   образования,   служить   удовлетворению    его потребностей.

Это обеспечивается прежде всего  деятельностью  представительных  органов местного самоуправления,  избираемых  населением.  Статья  15  Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»  от  28  августа  1995  г.  относит  к  исключительному  ведению представительного органа местного самоуправления полномочия по  утверждению местного бюджета и отчета о его исполнении; установлению местных налогов  и сборов;  установлению  порядка  управления  и  распоряжения   муниципальной собственностью. Кроме того, порядок и  условия  приватизации  муниципальной собственности   должны   определяться   населением   непосредственно    или представительным органом местного самоуправления самостоятельно. Доходы  от приватизации  объектов  муниципальной  собственности  согласно  статье   29 данного Закона поступают в полном объеме в местный бюджет.

Население  муниципального   образования   должно   получать   необходимую информацию  об  управлении  и  распоряжении  муниципальной  собственностью, финансовыми ресурсами в целях осуществления действенного контроля  за  этой стороной  муниципальной  деятельности.  Уставы  муниципальных   образований закрепляют   соответствующие   формы   контроля   населения,   граждан   за деятельностью органов и должностных лиц местного самоуправления.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

4.   Обеспечение   комплексного   социально-экономического развития муниципального образования.

 

Статья 6 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» от 28  августа  1995  г.  относит  к ведению   местного   самоуправления   вопросы    комплексного    социально- экономического развития муниципального образования.

Муниципальные образования — города,  поселки,  станицы,  районы  (уезды), сельские округа и другие — представляют собой своеобразные  территориально- производственные   и   хозяйственные   комплексы.   Комплексное    развитие муниципального  образования  призвано  обеспечить  повышение  эффективности местного хозяйства, решение социально-культурных,  экологических  задач,  а также рациональное  использование  трудовых,  природных  и  других  местных ресурсов, создание необходимых условий жизни и отдыха граждан.

Функция  комплексного  социально-экономического  развития  муниципального образования   осуществляется   прежде   всего   посредством   планирования. Представительные органы местного самоуправления принимают планы и программы развития муниципального образования, а также  контролируют  их  реализацию, утверждая отчеты об их исполнении. При этом органы местного  самоуправления не должны допускать перекосов  в  развитии  производственной  и  социальной инфраструктур, добиваясь их гармонического  сочетания.  Планы  и  программы развития муниципального образования должны быть направлены  на  обеспечение оптимальных пропорций в развитии разных сфер местной  жизни,  рационального использования природных и иных ресурсов. Осуществляя данную функцию, органы местного самоуправления должны учитывать  и  интересы  развития  территории субъекта Российской федерации в целом.

Осуществление     комплексного     социально-экономического      развития муниципального  образования  тесно  связано   с   его   бюджетно-финансовой политикой, направленной на материальное обеспечение муниципальных планов  и программ, их сбалансированности и увязки.  Органы  местного  самоуправления самостоятельно  распоряжаются  средствами  местных  бюджетов.  Они   вправе образовывать целевые внебюджетные фонды,  устанавливать  местные  налоги  и сборы, а также льготы по их уплате.

Проблемы  комплексного  социально-экономического  развития  муниципальных образований во многом связаны с  деятельностью  предприятий,  учреждений  и организаций, не находящихся в муниципальной собственности.  В  соответствии со статьей 32 Федерального закона «Об общих принципах организации  местного самоуправления в  Российской  Федерации»  от  28  августа  1995  г.  органы местного самоуправления вправе координировать участие  данных  предприятий, учреждений и организаций  в  комплексном  социально-экономическом  развитии территории муниципального образования.

Координационная  деятельность  органов   местного   самоуправления   дает возможность объединить усилия расположенных на их  территории  предприятий, учреждений   и   организаций   независимо   от   их   подчиненности,   форм собственности. Органы  местного  самоуправления  используют  в  этих  целях договоры,  муниципальный  заказ,  а  также  такие   организационные   формы координационной работы, как советы директоров,  советы  предпринимателей  и др.

Обеспечение комплексного социально-экономического развития  муниципальных образований  предполагает   сбор,   обработку   и   обобщение   необходимой информации. Поэтому  должна  получить  развитие  муниципальная  статистика, муниципальная информационная служба. Федеральная программа  государственной поддержки    местного    самоуправления,    утвержденная     постановлением Правительства Российской Федерации от 27 декабря 1995 г. предусматривает, в частности, разработку унифицированной системы показателей,  характеризующей социально-экономическое развитие города, района, сельского  поселения,  для получения прогнозов развития  этих  населенных  пунктов;  внедрение  единой системы классификации  и  кодирования  технико-экономической  и  социальной информации  в  систему  сбора  и  обработки  информации  органов   местного самоуправления.  Статья  37  Федерального  закона   «Об   общих   принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» от  28  августа 1995  г.  устанавливает,  что   показатели   финансовой   и   хозяйственной деятельности органов местного самоуправления, муниципальных  предприятий  и организаций  подлежат  учету органами  государственной статистики.  Таким образом,  в  сфере  информационного  обеспечения  комплексного   социально- экономического   развития   муниципальных   образований   органы   местного самоуправления тесно взаимодействуют  с  соответствующими  государственными органами.

Обеспечение  комплексного  социально-экономического  развития  территории муниципального образования — необходимое условие успешного решения вопросов местной жизни, достижения целей местного самоуправления.

5. Удовлетворение основных жизненных потребностей населения  в  сферах, отнесенных к ведению муниципальных образований.

 

К основным целям муниципальной  деятельности относится  улучшение  условий жизни граждан, создание  благоприятной  среды  жизнедеятельности  населения муниципального образования. Важную  роль  в  достижении  этой  цели  играет деятельность органов местного  самоуправления  по  удовлетворению  основных жизненных  потребностей  граждан,   что   предполагает   развитие   местной инфраструктуры, организацию обслуживания населения.

Обеспечивая  удовлетворение  потребностей  населения  в  жизненно  важных услугах, органы местного самоуправления, во-первых,  организуют,  содержат, развивают   соответствующие    муниципальные    предприятия,    учреждения, организации и службы. Право органов  местного  самоуправления  на  создание предприятий, учреждений и организаций  закрепляет  статья  30  Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» от 28 августа 1995 г. Статья 6 данного Закона  обязывает  органы местного самоуправления  заниматься  вопросами  организации,  содержания  и развития  муниципальных  учреждений   дошкольного,   основного   общего   и профессионального  образования;  муниципальных  энерго-,  газо-, тепло-  и водоснабжения и канализации и др.

Закон  также  возлагает  на  органы   местного   самоуправления   вопросы организации снабжения населения топливом; утилизации и переработки  бытовых отходов; транспортного обслуживания населения и т.п.

Во-вторых, муниципальные органы обязаны создавать условия для жилищного и

социально-культурного строительства;  для  обеспечения  населения  услугами торговли, общественного питания и бытового обслуживания;  для  деятельности учреждений культуры, средств  массовой  информации,  организации  зрелищных мероприятий и т.д. Кроме того, органы местного самоуправления  обеспечивают санитарное  благополучие  населения;  социальную  поддержку  и   содействие занятости   населения;   противопожарную   безопасность   в   муниципальном образовании.

В-третьих, органы местного самоуправления регулируют вопросы, относящиеся к  данной  области  муниципальной  деятельности.  Представительные   органы местного самоуправления принимают общеобязательные правила по этим вопросам местной жизни.

В-четвертых, органы местного самоуправления  осуществляют  в  этой  сфере контрольную деятельность, что служит созданию необходимых  предпосылок  для наиболее полной и эффективной реализации прав и свобод граждан, обеспечению стабильного правового режима муниципального образования.

Органы местного самоуправления в  соответствии со статьей 37  Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» от  28  августа  1995  г.  обязаны  обеспечивать  удовлетворение основных жизненных потребностей населения в сферах,  отнесенных  к  ведению муниципальных образований, на уровне, не ниже  минимальных  государственных социальных стандартов, выполнение которых гарантируется государством  путем закрепления в доходы местных бюджетов федеральными органами государственной власти, органами  государственной  власти  субъектов  Российской  Федерации отчислений от федеральных налогов и налогов субъектов Российской федерации.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 6. Охрана общественного порядка.

 

Статья 132 Конституции Российской  Федерации  устанавливает,  что  органы местного самоуправления осуществляют охрану общественного порядка.

Общественный порядок — это  составная часть правопорядка в  нашем обществе, важный элемент правовой основы жизнедеятельности граждан. Поэтому  успешное осуществление данной функции местного  самоуправления  выступает  одним  из условий  решения   общегосударственной   задачи   обеспечения   законности, укрепления правопорядка в Российской Федерации.

Общественный   порядок   —   основа   нормальной   жизни   муниципального образования,  функционирования  местной  демократии,  необходимое   условие реализации прав и свобод граждан.

Общественный порядок характеризует  состояние местной жизни муниципального образования,  уровень  правовой  культуры  и  правосознания   муниципальных служащих,  граждан,  их  объединений.   Важное   значение   для   упрочения общественного порядка имеет урегулированность вопросов местного жизни.

Охрану общественного порядка  в муниципальном образовании главным  образом обеспечивают муниципальные  органы  охраны  общественного  порядка.  Органы местного самоуправления в соответствии со статьей б Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» от 28 августа 1995 г. организуют и  содержат  муниципальные  органы  охраны общественного порядка, осуществляют контроль за их деятельностью.

В настоящее время охрана общественного  порядка  обеспечивается  органами местного  самоуправления  с  помощью  милиции   общественной   безопасности (местной милиции), которая согласно Закону Российской Федерации «О милиции» (1991 г.) является составной частью милиции Российской федерации и входит в структуру Министерства внутренних дел Российской Федерации.

Информация о работе Местное самоуправление как один из видов социального управления