Механизм реализации государственной политики развития местного самоуправления

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Февраля 2013 в 23:59, контрольная работа

Краткое описание

Государство в лице федеральных органов государственной власти и органов государственной власти субъектов Российской Федерации располагает рядом механизмов, позволяющих осуществлять государственную политику в области развития местного самоуправления в Российской Федерации. К таким механизмам относятся:
правовое регулирование организационной, финансовой и хозяйственной самостоятельности местного самоуправления при решении вопросов местного значения;
формирование системы государственных органов, занимающихся вопросами местного самоуправления;
принятие федеральных и региональных программ, способствующих реализации конституционных основ местного самоуправления и развитию муниципальных образований;
бюджетное и налоговое регулирование, позволяющее обеспечить сбалансированные минимальные местные бюджеты, создать условия для оптимизации налоговой базы муниципальных образований;

Вложенные файлы: 1 файл

Документ Microsoft Word.docx

— 66.88 Кб (Скачать файл)

 

 

 

 

 

 

 

КОНТРОЛЬНАЯ  РАБОТА

 

по дисциплине:     Муниципальное право

 

тема: «1. Механизм реализации государственной политики развития местного самоуправления

 2. Муниципальные выборы»

 

 

 

 

 

 

                                                    Выполнил: ст. гр. 3203-2с   

 

                                                    Проверил:

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Казань – 2012

Вариант № 10

 

1. Механизм реализации  государственной политики развития  местного самоуправления

 

Государство в лице федеральных  органов государственной власти и органов государственной власти субъектов Российской Федерации располагает рядом механизмов, позволяющих осуществлять государственную политику в области развития местного самоуправления в Российской Федерации. К таким механизмам относятся:

  • правовое регулирование организационной, финансовой и хозяйственной самостоятельности местного самоуправления при решении вопросов местного значения;
  • формирование системы государственных органов, занимающихся вопросами местного самоуправления;
  • принятие федеральных и региональных программ, способствующих реализации конституционных основ местного самоуправления и развитию муниципальных образований;
  • бюджетное и налоговое регулирование, позволяющее обеспечить сбалансированные минимальные местные бюджеты, создать условия для оптимизации налоговой базы муниципальных образований;
  • передача в муниципальную собственность находящихся в государственной собственности объектов, необходимых для осуществления полномочий местного самоуправления;
  • методическая поддержка местного самоуправления, в том числе организация и проведение конференций, семинаров по актуальным вопросам местного самоуправления;
  • подготовка и повышение квалификации кадров для местного самоуправления, в том числе повышение квалификации выборных лиц местного самоуправления, подготовка кандидатов и участников выборных кампаний к выборам и другим процедурам прямого волеизъявления населения;
  • информационная поддержка местного самоуправления, в том числе разъяснение населению конституционных основ местного самоуправления, информирование его о ходе и проблемах реформы местного самоуправления, о роли населения в создании системы общественного контроля за деятельностью органов местного самоуправления;
  • широкое использование согласительных процедур при решении проблем, возникающих в процессе взаимодействия федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления 1.

Комплексное использование  указанных механизмов в рамках долгосрочных федеральных и региональных целевых  программ поддержки местного самоуправления будет способствовать наиболее эффективной  реализации государственной политики в области развития местного самоуправления в Российской Федерации.

Реализация государственной  политики в области развития местного самоуправления в Российской Федерации  требует комплексного подхода к  решению поставленных задач, поэтапного их выполнения, а также определения  приоритетных направлений на соответствующем  этапе реализации государственной  политики.

Успешная реализация государственной  политики в области развития местного самоуправления в Российской Федерации  должна привести к созданию системы  взаимодействия населения, местного самоуправления и государственной власти. Эффективное  функционирование этой системы позволит обеспечить:

  • улучшение условий жизни населения в каждом муниципальном образовании;
  • обретение гражданами навыков демократического взаимодействия с формируемыми ими органами местного самоуправления, а также навыков общественного контроля за эффективностью их деятельности;
  • устойчивое самостоятельное развитие муниципальных образований 2.

 

 

 

 

 2. Муниципальные выборы

 

Конституция Российской Федерации ( ч. 2 ст. 130) определяет, что местное  самоуправление осуществляется гражданами путем референдума, выборов, других форм прямого волеизъявления, через  выборные и другие органы местного самоуправления. Муниципальные выборы, так же как и местный референдум, являются необходимым элементом  народовластия, одним из направлений  вовлечения населения в управление делами государства и осуществление  местного самоуправления, высшим непосредственным выражением воли населения муниципального образования. Государством гарантируются  свободное волеизъявление граждан  Российской Федерации на выборах, защита демократических принципов и  норм избирательного права.

В отличие от местного референдума, обязательность проведения которого федеральным законом не установлена, муниципальные выборы являются периодическими, обязательными и должны проводиться в сроки, обеспечивающие соблюдение установленных законом сроков полномочий формируемых органов, депутатов и выборных должностных лиц.

Муниципальные выборы —  форма прямого волеизъявления граждан, осуществляемого в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, конституциями (уставами), законами субъектов Российской Федерации, уставами муниципальных  образований в целях формирования органа местного самоуправления или  наделения полномочиями должностного лица.

В юридической литературе выделяется ряд характерных черт выборов как одного из институтов, обеспечивающих функционирование местной  публичной власти:

— выборы — один из основных и обязательных институтов прямой демократии, непосредственного волеизъявления населения и публичного принятия им кадровых решений;

— выборы выступают как  часть и исходное начало представительного  властвования жителей: по своей сути выборы есть связь представительных институтов и институтов прямой демократии;

— выборы позволяют гражданам  непосредственно включаться в управление делами своих муниципальных образований, осуществлять принадлежащие им конституционные  права и свободы;

— по своим масштабам, широте участия в избирательной кампании различных слоев местного населения  выборы представляют собой общемуниципальное  политическое мероприятие;

— выборы выступают одним  из элементов структурирования гражданского общества, позволяя выявить различные  позиции, интересы, подходы к выработке  компромиссных решений.

Основу избирательного законодательства в Российской Федерации составляют положения ст. 32 Конституции Российской Федерации. В частности, в соответствии с этой статьей право избирать и быть избранным в органы местного самоуправления принадлежит каждому  гражданину Российской Федерации, постоянно  проживающему на соответствующей территории и достигшему 18-летнего возраста. Не имеют права избирать и быть избранными граждане, признанные судом  недееспособными, а также содержащиеся в местах лишения свободы по приговору  суда 3.

Муниципальные выборы подразделяются на основные или очередные выборы у досрочные выборы, повторные  выборы и дополнительные выборы.

Основные (очередные) муниципальные  выборы проводятся по окончании установленного законом и уставом муниципального образования срока полномочий депутатов, членов выборного органа и выборного  должностного лица местного самоуправления. Закрепляемый в уставе муниципального образования срок полномочий депутатов, выборных органов и выборных должностных  лиц не может быть менее двух и  не более пяти лет.

Федеральный закон от 6 октября 2003 г. № 131-ФЭ «Об общих принципах  организации местного самоуправления в Российской Федерации» предусматривает, что в соответствии с уставом  муниципального района формирование его  представительного органа может  осуществляться не путем выборов, а  путем делегирования в его  состав глав муниципальных образований  поселений и депутатов представительных органов поселений, расположенных  на территории муниципального района. Кроме того, в поселении с численностью жителей не более 100 человек, обладающих избирательным правом, полномочия представительного  органа осуществляет сход граждан.

Досрочные муниципальные  выборы проводятся в случаях досрочного прекращения полномочий депутата, всего  представительного органа, иного  выборного органа и выборного  должностного лица местного самоуправления. В частности, основаниями досрочного прекращения полномочий могут быть: депутата, члена выборного органа — отзыв этих лиц избирателями муниципального образования; представительного  органа: а) принятие им решения о  самороспуске; б) вступление в силу решения соответствующего суда на уровне субъекта Федерации о неправомочности  данного состава представительного  органа; в) вступление в силу закона субъекта Федерации о роспуске представительного  органа в соответствии со статьей 73 Федерального закона от 6 октября 2003 г. No 131-ФЭ (ответственность перед государством); выборного должностного лица местного самоуправления: а) отзыв избирателями; б) издание высшим должностным лицом  субъекта Федерации правового акта об отрешении от должности выборного  должностного лица местного самоуправления в соответствии со статьей 74 Федерального закона от 6 октября 2003 г. № 131-ФЭ (ответственность  перед государством), а также иные основания, предусмотренные частью 6 ст. 36 Федерального закона от 6 октября 2003 г. № 131-ФЭ.

Повторные муниципальные  выборы проводятся в случаях выбытия  всех кандидатов; признания выборов  несостоявшимися, недействительными  либо если кандидат, избранный по одномандатному (многомандатному) избирательному округу, не сложил с себя полномочия, несовместимые со статусом депутата, а кандидат, избранный на должность выборного должностного лица, — полномочия, несовместимые со статусом выборного должностного лица, а также в случаях, когда по итогам голосования остались незамещенные мандаты в многомандатном избирательном округе.

Дополнительные муниципальные  выборы проводятся в случае досрочного прекращения полномочий депутата, избранного по одномандатному или многомандатному  избирательному округу.

Повторные и (или) дополнительные выборы не назначаются и не проводятся, если в результате этих выборов депутат  не может быть избран на срок более  одного года.

Законом субъекта Федерации  устанавливаются виды избирательных  систем, которые могут применяться  при проведении муниципальных выборов, и порядок их применения.

Под избирательной системой понимаются условия признания кандидата, кандидатов избранными, списков кандидатов — допущенными к распределению  депутатских мандатов, а также  порядок распределения депутатских  мандатов между списками кандидатов и внутри списков кандидатов 4.

В соответствии с федеральным  законодательством муниципальные  выборы осуществляются на основе общих  принципов избирательного права  России. Гражданин Российской Федерации  участвует в выборах на основе всеобщего равного и прямого  избирательного права при тайном голосовании. Выборы являются свободными и добровольными. Никто не вправе оказывать воздействие на гражданина Российской Федерации с целью  принудить его к участию или  неучастию в выборах либо воспрепятствовать  его свободному волеизъявлению. Муниципальные  выборы проводятся открыто и гласно.

Принцип всеобщего избирательного права означает, что гражданин  Российской Федерации, достигший на день голосования возраста 18 лет, имеет  право избирать (активное избирательное право), а по достижении возраста, установленного Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, конституциями (уставами), законами субъектов Российской Федерации, но не моложе 21 года, — быть избранным (пассивное избирательное право) в органы местного самоуправления. Установление максимального возраста кандидата не допускается.

Не имеют права избирать, быть избранными граждане, признанные судом недееспособными или содержащиеся в местах лишения свободы по приговору  суда.

Не имеют права быть избранными граждане Российской Федерации:

а) осужденные к лишению  свободы за совершение тяжких и (или) особо тяжких преступлений и имеющие  на день голосования на выборах неснятую и непогашенную судимость за указанные  преступления;

б) осужденные за совершение преступлений экстремистской направленности, предусмотренных Уголовным кодексом Российской Федерации, и имеющие  на день голосования на выборах неснятую и непогашенную судимость за указанные  преступления;

в) подвергнутые административному  наказанию за совершение административного  правонарушения, предусмотренного статьей 20.3 Кодекса Российской Федерации  об административных правонарушениях, если голосование на выборах состоится  до окончания срока, в течение  которого лицо считается подвергнутым административному наказанию;

г) в отношении которых  вступившим в силу решением суда установлен факт нарушения ограничений, предусмотренных  пунктом 1 ст. 56, либо совершения действий, предусмотренных подпунктом «ж»  п. 7 и подпунктом «ж» п. 8 ст. 76 Федерального закона от 12 июня 2002 г. № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и  права на участие в референдуме  граждан Российской Федерации», если указанные нарушения либо действия совершены до дня голосования  на выборах в течение установленного законом срока полномочий органа местного самоуправления, в которые назначены выборы, либо должностного лица, для избрания которого назначены выборы.

Информация о работе Механизм реализации государственной политики развития местного самоуправления