Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Июня 2012 в 11:12, курсовая работа
В законодательстве Российской федерации термин “муниципальный” применяется для характеристики как городского, так и сельского самоуправления. При этом, однако, надо учитыввать, что в Конституции Российской Федерации используются понятия не “муниципалитет”, “муниципальные органы”, “муниципальное право”, а “местное самоуправление”, “органы местного самоуправления”. Но вместе с тем в качестве одной из форм собственности Конституция Российской Федерации закрепляет муниципальную собственность, признавая право самостоятельного управления ею за органами местного самоуправления как городских, так и сельских поселении. Федеральный закон “Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской федерации” от 28 августа 1995 г.' устанавливает, что термины “муниципальный” и “местный” и словосочетания с этими терминами применяются в отношении органов местного самоуправления, предприятий, учреждений и организаций, объектов собственности и других объектов, целевое назначение которых связано с осуществлением функций местного самоуправления, а также в иных случаях, касающихся осуществления населением местного самоуправления (ст. 1). Этот же Закон, регулируя вопросы законодательной базы местного самоуправления, прямо говорит о нормах муниципального права (ст. 7). Таким образом имеются все основания именовать новую отрасль российского права муниципальным правом, которое по существу является правом местного самоуправления.
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………….3
ГЛАВА 1. Муниципальное право – комплексная отрасль права…....5
1.1. Понятие и предмет муниципального права……………………...….7
1.2. Правовое регулирование муниципальных отношений…………....14
ГЛАВА 2. Муниципально-правовые нормы и институты…………..19
2.1. Источники муниципального права…………………………………...23
2.2. Муниципально-правовые отношения их субъекты……………….…26
ГЛАВА 3. Система муниципального права……………………………38
3.1. Место муниципального права в правовой системе Российской Федерации………………………………………………………………..…41
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………44
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ……………………45
Ко второй группе относятся отношения, возникающие в процессе решения жителями муниципального образования непосредственно, через выборные и другие органы местного самоуправления вопросов обеспечения социально-экономического развития муниципального образования, жизнедеятельности его населения. Это, например, отношения, связанные с управлением муниципальной собственностью, формированием, утверждением и исполнением местного бюджета, регулированием планировки и застройки территорий муниципальных образований, содержанием дорог местного значения, организацией и развитием муниципальных учреждений здравоохранения, образования, культуры.
Третью группу муниципально-правовых отношений составляют отношения, возникающие в процессе реализации переданных органам местного самоуправления отдельных государственных полномочий. Государство, наделяя органы местного самоуправления отдельными государственными полномочиями с одновременной передачей необходимых материальных и финансовых средств, устанавливает условия и порядок контроля за их осуществлением.
Муниципальноправовых отношения можно классифицировать в зависимости от их субъектов. Исходя из этого муниципально-правовых отношения подразделяются на три группы:
1. Отношения, в которых одной из сторон выступает муниципальное образование. К этой группе относятся отношения, в которых находит свое выражение правовой статус муниципального образования, которое в соответствии с законом имеет муниципальную собственность, местный бюджет, выборные органы местного самоуправления, а также вправе иметь собственную
символику, вступать в ассоциации и союзы, объединяющие муниципальные образования, и т.д.
2. Отношения, в которых одним из субъектов выступает население муниципального образования. В эту группу входят отношения, возникающие в процессе непосредственного волеизъявления населения, принятия им решений по вопросам местного значения (например, устава муниципального образования и др.).
3. Отношения, в которых одной из сторон является орган или должностное лицо местного самоуправления. Данные отношения характеризуют многостороннюю деятельность местного самоуправления по решению вопросов местного значения, а также реализации отдельных государственных полномочий, которыми могут законом наделяться органы местного самоуправления.
ГЛАВА 3. Система муниципального права
Муниципальное право как отрасль права имеет свою систему, в которой выделяются комплексы однородных норм муниципального права, регулирующих определенные группы общественных отношений, входящих в его предмет. Система муниципального права основывается на логическом, последовательном разделении норм муниципального права и их объединении в однородные правовые комплексы (институты) с учетом содержания и характера регулируемых ими отношений в сфере местного самоуправления. При этом система муниципального права отражает взаимосвязь и взаимообусловленность правового регулирования вопросов местного самоуправления как целостного социального явления. Поэтому система муниципального права имеет объективную основу: ее построение обусловлено не только структурой Федерального закона “Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации”, но и потребностями практики развития местного самоуправления, которая оказывает влияние на формирование институтов муниципального права, помогает определить их роль в осуществлении местного самоуправления.
Следовательно, под системой муниципального права понимается объединение муниципальноправовых норм в муниципально-правовых институты, расположенные в определенной последовательности в зависимости от их значения и роли в регулировании муниципальных отношений.
Первым элементом системы муниципального права являются муниципально-правовые нормы, закрепляющие положение местного самоуправления в системе народовластия, определяющие его роль в развитии демократических начал в управлении обществом и государством. К этой группе норм муниципального права относятся нормы, содержащие определения основных понятий и терминов, используемых законодательством о местном самоуправлении. Муниципально-правовые нормы раскрывают значение таких понятий, как местное самоуправление муниципальное образование*, вопросы местного значения/местный референдум, органы местного' самоуправления, должностное лицо местного самоуправления и др. В эту группу муниципально-правовых норм входят также нормы, закрепляющие основные принципы и функции местного самоуправления. Местное самоуправление как форма организации власти на местном уровне характеризуется тесным взаимодействием и взаимопроникновением форм прямой и представительной демократии. Нормы муниципального права, относящиеся к данной группе, закрепляют формы непосредственного волеизъявления населения муниципальных образований, институты представительной демократии в системе местного самоуправления, другие элементы этой системы.
Вторая группа норм муниципального права — следующий элемент системы — объединяет нормы, закрепляющие основы деятельности местного самоуправления: территориальные, организационные, финансово-экономические. Эти нормы определяют порядок образования, объединения, преобразования или упразднения муниципальных образований, установление и изменение их границ и наименований. Они также закрепляют принципы организации местного самоуправления, основы взаимоотношений выборных и других органов местного самоуправления, условия и порядок прохождения муниципальной службы, статус муниципального служащего. Важнейшим условием самостоятельности местного самоуправления являются финансово-экономические основы деятельности населения муниципальных образований. Нормы муниципального права закрепляют порядок формирования муниципальной собственности, ее состав, а также устанавливают основы финансовой самостоятельности местного самоуправления.
Третьим элементом системы муниципального права выступает группа норм, закрепляющих предметы ведения и полномочия местного самоуправления. Данные нормы устанавливают собственные полномочия местного самоуправления, а также отдельные государственные полномочия, которыми могут наделяться органы местного самоуправления. Нормы муниципального права, относящиеся к этой группе, регулируют принципы определения компетенции органов местного самоуправления, отношения, которые возникают в процессе реализации полномочий местного самоуправления в различных сферах местной жизни.
Четвертый элемент системы — группа муниципально-правовых норм, устанавливающая гарантии местного самоуправления. Нормы данной группы закрепляют систему гарантий, обеспечивающих организационную и финансовую самостоятельность местного самоуправления, а также судебную и другие правовые формы защиты местного самоуправления.
Сущность местного самоуправления — в самостоятельной и под свою ответственность деятельности населения по решению вопросов местного значения. Поэтому пятую группу муниципально-правовых норм составляют нормы, устанавливающие ответственность органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления. Эти нормы определяют формы, порядок и условия ответственности органов и должностных лиц местного самоуправления перед населением муниципального образования, перед государством, а также перед физическими и юридическими лицами.
Таким образом, система муниципального права включает следующие структурные части:
1. Местное самоуправление в системе народовластия.
2. Основы местного самоуправления: территориальные, организационные и финансово-экономические.
3. Предметы ведения и полномочия местного самоуправления.
4. Гарантии местного самоуправления.
5. Ответственность органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления. Контроль за их деятельностью.
3.1. Место муниципального права в правовой системе Российской Федерации
Муниципальное право как правовое образование не относится к числу основных отраслей права. Его место в системе права России определяется тем, что муниципальное право — это вторичное, производное образование, возникшее на базе основных отраслей права в результате развития местного самоуправления, его обособления в общей системе управления обществом и государством, а также развития специального законодательства о местном самоуправлении.
Как уже отмечалось, муниципальное право — это комплексная отрасль права. Своеобразие таких правовых образований в системе права проявляется в том, что нормы, составляющие комплексную отрасль, выступают, во-первых, как нормы основных отраслей права, а во-вторых, будучи нормами основных отраслей права и оставаясь таковыми, вместе с тем входят во вторичную правовую структуру — комплексную отрасль права. В силу этого муниципальное право самым тесным образом связано и взаимодействует со многими отраслями права, которые, регулируя свой предмет, затрагивают и вопросы муниципальной деятельности.
Муниципальное право тесно взаимосвязано с конституционным (государственным) правом, которое, являясь ведущей отраслью российского права, определяет основные начала, принципы организации местного самоуправления, гарантии и формы осуществления местного самоуправления, его место в системе народовластия. Тем самым нормы конституционного (государственного) права устанавливают основы муниципального права, которое регулирует общественные отношения, возникающие в процессе организации и деятельности местного самоуправления.
Взаимосвязь муниципального права с административным правом обусловлена тем, что органы местного самоуправления обладают в соответствии с законом административной правосубъектностью. Так, местная администрация, административная комиссия при местной администрации вправе налагать в пределах своей компетенции, согласно Кодексу РСФСР об административных правонарушениях, административные взыскания на граждан и должностных лиц за совершенные ими административные правонарушения, а также осуществлять другие полномочия административно-правового характера. Следует также учитывать, что время работы на должностях в органах местного самоуправления засчитывается в стаж, исчисляемый для предоставления льгот и гарантий, в соответствии с законодательством о государственной службе, правовое регулирование которой осуществляет административное право.
Муниципальное право находится в тесной взаимосвязи с гражданским правом, определяющим гражданско-правовой статус муниципального образования, органов местного самоуправления, которые от имени муниципального образования осуществляют права собственника в отношении имущества, входящего в состав муниципальной собственности.
Взаимодействие муниципального права с такими отраслями права, как финансовое, земельное, экологическое, хозяйственное право проявляется в регулировании деятельности органов местного самоуправления, которые в соответствии с Федеральным законом “Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской федерации” от 28 августа 1995 г. формируют, утверждают и исполняют местный бюджет, устанавливают местные налоги и сборы, решают другие финансовые вопросы местного значения, а также осуществляют контроль за использованием земель на территории муниципального образования, участвуют в охране окружающей природной среды, создают условия для обеспечения населения услугами торговли, общественного питания, бытового обслуживания и т.д
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В результате данного исследования сформулированы следующие выводы:
Муниципальное право как правовое образование не относится к числу основных отраслей права. Его место в системе права России определяется тем, что муниципальное право — это вторичное, производное образование, возникшее на базе основных отраслей права в результате развития местного самоуправления, его обособления в общей системе управления обществом и государством, а также развития специального законодательства о местном самоуправлении.
Муниципальное право тесно взаимосвязано с конституционным (государственным) правом, которое, являясь ведущей отраслью российского права, определяет основные начала, принципы организации местного самоуправления, гарантии и формы осуществления местного самоуправления, его место в системе народовластия. Тем самым нормы конституционного (государственного) права устанавливают основы муниципального права, которое регулирует общественные отношения, возникающие в процессе организации и деятельности местного самоуправления.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. ст. 12 Конституции Российской Федерации // Российская газета, 1993, 25 декабря (№ 197).
2. Ст. 8 Конституции Российской Федерации.
3. Закон РФ «О местном самоуправлении в РФ» от 6 июля 1991 г. N 1550-1
/Ведомости СНД РФ и ВС РФ, 1991, № 29.
4. Указ от 22 декабря 1993 г. № 2265 "О гарантиях местного самоуправления в Российской Федерации" //Собрание актов Президента и Правительства РФ,
1993, № 52, ст. 507.
5. Собрание законодательства Российской Федерации. 1994. № 27. Ст. 2858.
6. Собрание актов Президента и Правительства Российской Федерации. 1993.
7. Собрание законодательства Российской Федерации. 1995. № 11. Ст. 995
8. Широков А. Н. Основы местного самоуправления в Российской Федерации
(введение в муниципальное управление) — М.: Редакционно-издательский центр
«Муниципальная власть», 2000, с. 135
9. Комментарий к Гражданскому кодексу Российской Федерации, части первой
(постатейный) /Отв. Ред О.Н. Садиков. – М.: Юридическая фирма КОНТАКТ:
ИНФРА-М, 1998, с.420.
10. ФЗ от 28.08.95 г. N 154-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» //СЗ РФ, 1995, N 35, ст. 3506;
1997, N 12, ст. 1378
11. Там же, п. 1 ст. 29
12. ст.ст. 15, 29 ФЗ от 28.08.95 г. N 154-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» //СЗ РФ, 1995,
N 35, ст. 3506; 1997, N 12, ст. 1378
13. п. 3 ст. 212 Гражданского кодекса Российской Федерации. Часть 1. – М.:
ЭКСМОС, 1999.
14. Закон РФ от 23 февраля 1995 г. "О природных лечебных ресурсах, лечебно- оздоровительных местностях и курортах" //СЗ РФ, 1995, № 9, ст. 713
15. П. 1 ст. 29 ФЗ от 28.08.95 г. N 154-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» //СЗ РФ, 1995,
N 35, ст. 3506; 1997, N 12, ст. 1378
16. 131 ФЗ от «Об общих принципах организации муниципальной системы управления в Российской Федерации» (от 6 октября 2003 года)//ООО «Издательский Дом ИНФРА-М»
17. Ст. 61 ФЗ от 28.08.95 г. N 154-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» //СЗ РФ, 1995, N 35, ст.
3506; 1997, N 12, ст. 1378
18. п. 4,5 ст. 4 Закона ЕАО «О порядке передачи объектов госсобственности
Еврейской автономной области в муниципальную собственность» от 3 июля 1997 г. N 37-ОЗ
19. п. 1 Указа от 22.12.93 г. № 2265 "О гарантиях местного самоуправления в Российской Федерации" //Собрание актов Президента и Правительства РФ,
1993, № 52, ст. 507.
20. п. 2 ст. 61 ФЗ Федеральный закон от 28.08.95 г. N 154-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» //СЗ
РФ, 1995, N 35, ст. 3506; 1997, N 12, ст. 1378
РФ от 28 апреля 1997 г. № 13) - //Вестник ВАС РФ, 1997, № 7, с. 91-103.
21. Ст. 217 Гражданский кодекс Российской Федерации. Части первая и вторая. – М.: ЭКСМОС, 1999.
22. ст. 125 Гражданский кодекс Российской Федерации. Части первая и вторая. – М.: ЭКСМОС, 1999.
23. П. 3 ст. 215 Гражданский кодекс Российской Федерации. Части первая и вторая. – М.: ЭКСМОС, 1999.
24. ст.ст. 66, 142 Гражданский кодекс Российской Федерации. Части первая и вторая. – М.: ЭКСМОС, 1999.
Информация о работе Муниципальное право – комплексная отрасль права