Муниципальное управление социальной поддержкой отдельных групп населения (на примере Заводского района города Кемерово )

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Декабря 2010 в 14:47, курсовая работа

Краткое описание

Данная работа состоит из двух глав, в первой главе рассмотрены теоретико–правовые основы муниципального управления социальной сферой, вторая глава посвящена анализу муниципального управления социальной поддержкой отдельных групп населения.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ.
ГЛАВА1. ТЕОРЕТИКО-ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ МУНИЦИПАЛЬНОГО УПРАВЛЕНИЯ СОЦИАЛЬНОЙ СФЕРОЙ.
Сущность муниципального управления социальной сферой.
Правовое регулирование муниципального управления социальной сферой.
ГЛАВА 2. АНАЛИЗ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОРГАНОВ МУНИЦИПАЛЬНОГО УПРАВЛЕНИЯ В СФЕРЕ СОЦИАЛЬНОЙ ПОДДЕРЖКИ ОТДЕЛЬНЫХ ГРУПП НАСЕЛЕНИЯ ( НА ПРИМЕРЕ ЗАВОДСКОГО РАЙОНА ГОРОДА КЕМЕРОВА)
2.1. Анализ деятельности отдела социальной защиты населения в Заводском районе города Кемерова.
2.2. Направления совершенствования муниципального управления социальной поддержкой отдельных групп населения ( на примере Заводского района города Кемерово )
ЗАКЛЮЧЕНИЕ.

Вложенные файлы: 1 файл

Предметная.doc

— 121.00 Кб (Скачать файл)
    1. Правовое  регулирование муниципального управления социальной сферой.

Социальная  политика в Российской Федерации  исходит из конституционного определения  России как социального государства, политика которого направлена на создания условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека4.

    В Российской Федерации охраняются труд и здоровье людей, устанавливается  гарантированный минимальный размер оплаты труда, обеспечивается государственная  поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных; служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты .

Конституция гарантирует каждому социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потере кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом .

В этих целях в РФ развивается система  государственных и муниципальных  служб, обеспечивается государственная  поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты.

Конституция провозглашает право каждого:

– на труд в условиях, отвечающих требованиям  безопасности и гигиены;

– на жилище ;

– на медицинскую помощь в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения за счет бюджетных средств, страховых взносов, и других: источников ;

– на бесплатное дошкольное, основное общее и среднее  профессиональное образование в  государственных и муниципальных образовательных учреждениях и на предприятиях ;

– на пользование  учреждениями культуры и досуга и культурным ценностям.5

Федеральный закон  № 131 «Об общих принципах организации  местного самоуправления в РФ» относит  к компетенции муниципальных  районов и городских округов в данной сфере только опеку и попечительство , а к компетенции поселений – оказание содействия в установлении опеки и попечительства над нуждающимся в этом жителями поселения.

Федеральный закон  «Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации» от 10 декабря 1995г( с изменениями от 1 января 2009 года). закрепляет основы правового регулирования в области социального обслуживания граждан, находящихся в трудной жизненной ситуации. При этом выделяются следующие принципы социального обслуживания граждан:

- адресность;

- доступность;

- добровольность;

- гуманность;

- приоритетность;

- конфиденциальность;

- профилактическая направленность.

Следующим законом, нормы которого регулируют общественные отношения, является Федеральный закон «Об охране здоровья граждан» от 22 июля 1993г( с изменениями от 1 января 2010 года). Его основы закрепляют понятия охраны здоровья граждан и ее основные принципы, права граждан в области охраны здоровья. В частности отдельно предусматривает право на охрану здоровья: семьи, беременных женщин и матерей, несовершеннолетних, военнослужащих, граждан пожилого возраста, инвалидов.

Федеральный закон от 19 мая 1995г. «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей»( с изменениями от 1 января 2010 года), закрепил единую систему пособий, адресованных гражданам, имеющим детей. К ним относятся следующие:

- пособие по беременности и родам женщине, единовременное пособие женщинам, вставшими на учет в ранние сроки беременности;

- пособие в связи с рождением ребенка, полагающееся каждой семье;

- пособие за время отпуска по уходу за ребенком до достижения 1,5 года;

- ежемесячное пособие на каждого ребенка с момента его рождения и до достижения 16 (учащимся 18) лет.

В последующие  годы были изданы дополнения к данному закону, в части изменения размера выплат.

Федеральный закон  от 16 июля 1999г. «Об основах обязательного  социального страхования» ( с изменениями от 1 января 2010 года) закрепил основные принципы осуществления обязательного социального страхования, виды социальных рисков, страховые случаи, виды страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию, права и обязанности субъектов обязательного социального страхования.

Ряд текущих  законов регулирует пенсионное обеспечение  различных категорий граждан, это, например, Федеральный закон от 17.12.2001 г. № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» и Федеральный закон от 15.12.2001 г. № 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации.

Таким образом, Конституция как основной закон государства и нормативно-правовые акты, конкретизирующие и наполняющие реальным содержанием социальные права, свободы и обязанности личности составляют и образуют то правовое пространство, в котором функционирует социальный механизм защиты интересов человека.  

ГЛАВА 2. АНАЛИЗ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОРГАНОВ МУНИЦИПАЛЬНОГО УПРАВЛЕНИЯ В СФЕРЕ СОЦИАЛЬНОЙ ПОДДЕРЖКИ ОТДЕЛЬНЫХ ГРУПП НАСЕЛЕНИЯ ( НА ПРИМЕРЕ ЗАВОДСКОГО РАЙОНА ГОРОДА КЕМЕРОВА_

2.1.  Анализ деятельности  отдела социальной защиты населения в Заводском районе города Кемерова. 

          Социальная поддержка – это временные или постоянные меры адресной поддержки отдельных категорий граждан в кризисной ситуации.6

      Социальная  защита и социальная поддержка граждан  являются прерогативой государства. Федеральное законодательство относит к компетенции муниципальных районов и городских округов в данной сфере только опеку и попечительство и к компетенции поселений – оказание содействия в установлении в соответствии с федеральными законами опеки и попечительства над нуждающимися в этом жителями поселения. Однако основную часть забот по социальной поддержке граждан традиционно осуществляют органы местного самоуправления в качестве государственных полномочий. Как наиболее близкие к населению, органы местного самоуправления лучше знают конкретные условия жизни отдельных граждан и могут выполнять функции социальной поддержки более эффективно. В связи с недостаточностью государственного финансирования местные бюджеты несут существенную долю затрат по социальной поддержке населения.

      Основные  формы социальной поддержки отдельных  групп населения являются:

      – денежные пособия;

      – помощь в натуральной форме (продукты, одежда);

      – субсидии (целевые средства для оплаты услуг);

      – компенсации (возмещение некоторых расходов).

      Муниципальная политика в области социальной защиты и социальной поддержки населения  представляет собой реализацию собственных  и переданных (федеральных, и региональных) государственных полномочий по организации  комплекса мероприятий, направленных на предохранение отдельных уязвимых групп населения и граждан от попадания в зону крайнего социального неблагополучия. Формирование и реализация местной политики в области социальной поддержки населения осуществляются в рамках адресной помощи конкретным группам и слоям населения, отдельным гражданам7.

      Для реализации муниципальной политики в сфере социальной поддержки  населения в муниципальных образования  создаются различные учреждения социального обслуживания, а в  структуре местных администраций  – органы (отделы, комитеты, департаменты) социальной защиты. Структура этих органов зависит от финансовых возможностей муниципального образования, сложившейся системы управления, наличия необходимых специалистов.

Социальную поддержку  отдельным группам населения  на территории Заводского района, г. Кемерова осуществляет Отдел социальной защиты населения Заводского района, г. Кемерово.

В своей деятельности Отдел подчинен главе администрации  района, отделу здравоохранения и  социального развития Кемеровской  области.

Правовую основу деятельности Отдела составляют Конституция РФ, Федеральные законы, законы Кемеровской области, указы и распоряжения Президента РФ, постановления Правительства РФ, Устав Кемеровской области и города Кемерова, акты иных органов государственной власти РФ и Кемеровской области, решения городской администрации, постановления и распоряжения главы города и района.

Отдел возглавляет  начальник, назначенный на должность  и освобождаемый от нее распоряжением  главы администрации района.

Начальник Отдела имеет заместителя, который назначается и освобождается от должности распоряжением главы администрации района по представлению начальника Отдела, заместителя главы-руководителя аппарата администрации и по согласованию с отделом здравоохранения и социального развития Кемеровской области.

Другие работники  Отдела назначаются и освобождаются  от должности главой администрации  по представлению начальника Управления, заместителя главы-руководителя аппарата администрации.

Основные задачи и функции Отдел осуществляет в соответствии с Положением об Отделе социальной защиты населения Заводского района г. Кемерова.

Основными задачами Отдела являются:

- Организация социальной защиты пожилых граждан, ветеранов войны и труда, инвалидов, граждан, уволенных с профессиональной военной службы и членов их семей, семей военнослужащих, погибших при исполнении обязанностей военной службы, защиты семьи, материнства, отцовства и детства, других групп населения, нуждающихся в социальной поддержке.

- Участие в разработке и выполнении программ социальной защиты населения на территории района.

- Организация социального обеспечения граждан, семей с детьми.

- Проведение мероприятий по материально-бытовому обслуживанию престарелых граждан, инвалидов и семей с детьми. Развитие благотворительной деятельности организаций, учреждений и предприятий по привлечению внебюджетных средств для укрепления материально-технической базы системы социальной защиты населения и финансирование программ социальной поддержке.

- Организация работы по координации деятельности центра социального обслуживания, общественных организаций.

- Организация и внедрение в систему социальной защиты населения района современных единых информационных технологий, разрабатываемых Министерством здравоохранения и социального развития Кемеровской области.

- Обеспечение контроля за целевым и экономным использованием бюджетных средств, предназначенных для выплаты пособий, компенсаций в соответствии с источниками финансирования.

- Осуществление контроля за деятельностью по предоставлению социальных услуг в муниципальном и негосударственном секторах на подведомственной территории.

- Организация социального обеспечения граждан, семей с детьми

- Обеспечение современного и правильного назначения, начисления и выплаты пособий, компенсаций.

- Осуществление контроля за возмещением расходов по медицинскому, бытовому, транспортному, жилищно-коммунальному и другим видам обслуживания инвалидов, ветеранов и иных категорий лиц, за реализацией льгот гражданами, предусмотренных действующим законодательством.

- Дальнейшее совершенствование порядка назначения, начисления и выплаты пособий и компенсаций на основе применения современной вычислительной техники и повышения профессионального мастерства работников.

- Проведение мероприятий по материально-бытовому обслуживанию престарелых граждан, инвалидов и семей с детьми.

- Совершенствование порядка выявления, учета, материально-бытового обследования лиц, нуждающихся в социальной поддержке на основе применения современных средств.

- Оказание адресной помощи нуждающимся гражданам.

- Организация социального обслуживания пенсионеров, ветеранов войны и труда, инвалидов, семей с детьми и других групп населения.

- Обеспечение качества и доступности социального обслуживания.

В соответствии с возложенными задачами Отдел осуществляет следующие функции:

а) в области  социального обслуживания:

- оформляет документы  на помещение престарелых граждан,  инвалидов, детей-инвалидов в  соответствующие государственные  дома-интернаты;

- оказывает помощь по обеспечению социальной защиты граждан, оказавшихся в экстремальных ситуациях, в том числе лиц, без определенного места жительства и занятия, беженцев, вынужденных переселенцев;

Информация о работе Муниципальное управление социальной поддержкой отдельных групп населения (на примере Заводского района города Кемерово )