Общество как субъект социальной жизни

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Января 2013 в 15:44, контрольная работа

Краткое описание

Цель контрольной работы – изучить, проанализировать и оценить общество как субъект социальной жизни.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ
1. Общество как социальная система: социальные связи и взаимодействия ………………………………………………………….4
2. Типология социальных систем …………………………………………7
3. Социальные группы и общности ……………………………………….9
3.1. Виды социальных общностей ……………………………………...10
3.2. Классификация социальных групп ………………………………...12
4. Социальные институты.
Признаки и функции социальных институтов ………………………..15
Заключение …………………………………………………………………21
Список литературы ………………………………………………………...22

Вложенные файлы: 1 файл

Исследов. соц-экон. и пол проц. контрольная Я.doc

— 97.50 Кб (Скачать файл)

 

В зависимости от способа  формирования и поведения толпу  можно разделить на следующие  виды: случайная толпа – наиболее неопределенная совокупность индивидов; обусловленная толпа – заранее  планирующееся и относительно структурированное собрание людей; экспрессивная толпа – социальная квазигруппа, которая обычно организуется в целях личностного удовольствия ее членов и активность людей в которой сама по себе уже является целью и результатом; действующая толпа – форма общностей с активными, обычно эмоциональными типами поведения, в связи с чем сами ее действия носят непредсказуемый характер.

 

Наиболее близкими к  социальным группам являются квазигруппы, называемые социальными кругами. По определению Я. Щепаньского, таковыми следует называть «свободные союзы, основанные на контактах с очень слабо установленной связью, лишенных устойчивых отношений между членами». Это социальные общности, созданные с целью обмена информации между их участниками.

 

В соответствии с классификацией Я. Щепаньского существуют следующие разновидности социальных кругов: контактные – постоянно встречающиеся на основе тех или иных условий, оснований (болельщики, люди стоящие в очереди, и т.д.); профессиональные — объединяющиеся для обмена информацией исключительно по профессиональному признаку; дружеские

                                                                                                                                 12

— основанные на совместном проведении отдельных мероприятий (нечто среднее между общей компанией и группой друзей); статусные — образующиеся по поводу обмена информации среди индивидов, имеющих одинаковые или близкие статусы.

 

Таким образом, квазигруппы рассматриваются  обычно как некоторые переходные образования на пути от хаотичных к устойчивым социальным группам. Квазигруппы отличаются от социальных групп слабой организованностью, неустойчивостью, нечеткой внутренней структурой.

 

3.2. Классификация социальных  групп

 

Классификация социальных групп, как правило, базируется на предметной области анализа, в которой выделяется основной признак, определяющий устойчивость данного группового образования. В социологической литературе существует множество классификаций. Так, американский социолог Е. Юбэнк разработал семь основных признаков, которые могут быть использованы для проведения классификации социальных групп: этническая или расовая принадлежность; уровень культурного развития; типы структуры, существующей в группе; задачи и функции, выполняемые группой в более широких общностях; преобладающие типы контактов между членами группы; различные виды связей, существующих в группах; другие принципы.

 

К другим методам классификации  относится, например, разделение групп  на основе принадлежности к ним индивидов. Каждый индивид выделяет некоторое  множество людей, к которым он принадлежит, и определяет эти группы как свои («моя семья», «мой класс» и т.д.). Такие группы называются ингруппами — человек чувствует свою принадлежность к ней и

                                                                                                                               13

идентифицирует себя с ее членами («мы»). Другие группы, к  которым не принадлежит индивид, будут для него аутгруппами («не  мы», «другие»).

 

Близкой к ингруппе является референтная группа т.е. реальная или условная (воображаемая) социальная группа, система ценностей и норм которой является для индивида эталоном.

 

Социальные группы различаются  и по другим признакам, например по характеру взаимоотношений между  ее членами социальные группы делятся  на малые и большие, первичные и вторичные. Социальные группы, для которых характерно наличие непосредственно личных взаимодействий, контактов, естественно, могут включать в себя небольшое число партнеров (от 2 до 15 — 20 человек). Поэтому они называются малыми группами (термин, предложенный Ч. Кули). Наличие прямого контакта сказывается на внутригрупповых взаимодействиях, делает их более персонифицированными и облегчает идентификацию «Я» индивида с общегрупповым «Мы». Это основной объект социологических исследований.

 

Разновидностью малых  социальных групп являются первичные  группы. Отличительными признаками этих групп, по Кули, являются непосредственный, межличностный контакт ее членов, который характеризуется высоким  уровнем эмоциональности. Эти группы «первичны» в том смысле, что именно в них индивиды получают первичный опыт социального единства.

 

Вторичные группы образуются из людей, эмоциональные отношения  между которыми имеют невысокий  уровень. Их взаимодействие подчинено  лишь достижению определенных целей  и социальных контактов. Сами социальные контакты в этих группах носят безличный, односторонний и утилитарный

                                                                                                                                 14

характер, индивидуальность личности не имеет значения — больше ценится умение выполнять определенные функции. Основным типом вторичной социальной группы является большая социальная группа, сформированная для достижения определенных целей, т.е. организация (политическая, производственная, религиозная и т.д.). Обычно это многотысячные группы людей, разбросанные на обширных пространствах, связи между которыми не могут носить характер непосредственных контактов, поэтому особое значение приобретает опосредованное солидарное взаимодействие.

 

Следует иметь в виду, что малая группа может быть как  первичной, так и вторичной —  в зависимости от того, какой тип  взаимоотношений существует между  ее участниками. Что касается большой  группы, то она может быть только вторичной.

 

В настоящее время большое внимание уделяется изучению в

первую очередь малых  групп, так как помимо удобства работы с

ними по причине их небольшого размера такие группы представляют огромный интерес как  элементарные частицы социальной

структуры, в которых  зарождаются социальные процессы, прослеживаются механизмы сплоченности, возникновения лидерства, ролевых взаимоотношений.

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                                                                                                 15

4. Социальные институты. Признаки и функции социальных институтов

 

В своей повседневной деятельности люди понимают под институтом разные социальные единицы. Это могут  быть учебные или научные организации  и учреждения, любые крупные целевые  организации. Среди социологов нет полного согласия в понимании этого термина. Не­которые ученые применяют его только к крупномасштабным организациям (например, к комитетам, объединениям и т.п.), используя для малых организаций термин «группа» или «ассоциация». Такое понимание позволяет различать понятия «институт», «группа» и «ассоциация» исключительно по признаку размера социального объекта и делает непонятными базовые особенности институтов, групп и ассоциаций.

 

Социальный институт - это организованная система связей и социальных норм, которая объединяет значимые общественные ценности и процедуры, удовлетворяющие основным, потребностям общества.

 

В этом определении под  общественными ценностями понимаются разделяемые идеи и цели, под общественными  процедурами — стандартизованные образцы поведения в групповых процессах, а под системой социальных связей — сплетение ролей и статусов, посредством которых это поведение осуществляется и удерживается в определенных рамках.

 

Любой социальный институт возникает и функционирует, выполняя ту или иную социальную потребность. Если такая потребность становится незначительной или совсем исчезает, то существование института оказывается бессмысленным, тормозящим общественную жизнь. Такой институт в силу инерции социальных связей некоторое время еще может

 

                                                                                                                               16

функционировать как  дань традиции, но в большинстве  случаев его жизнь довольно быстро прекращается.

 

Несмотря на то, что институты и социальные группы — различные научные понятия, они неотделимы друг от друга. Институт, будучи совокупностью взаимосвязей и систем поведения, определяется, в конечном счете, потребностями людей. Хотя он сам формирует взаимосвязи и нормы, есть люди, между которыми осуществляются эти взаимосвязи и которые используют нормы на практике. Именно люди сами с помощью институциональных норм организуют себя в группы и ассоциации. Таким образом, в каждый институт входит много групп и ассоциаций, определяющих институциональное поведение.

 

Институт — это своеобразная форма человеческой деятельности, основанной на четко разработанной идеологии, системе правил и норм, а также развитом социальном контроле за их исполнением. Институциональная деятельность осуществляется людьми, организованными в группы или ассоциации, где проведено разделение на статусы и роли в соответствии с потребностями данной социальной группы или общества в целом. Институты, таким образом, поддерживают социальные структуры и порядок в обществе.

 

Каждый социальный институт имеет как специфические особенности, так и общие признаки с другими  институтами.

 

.Рассмотрим подробнее,  некоторые институциональные признаки.

 

Культурные символы. Все  институты стремятся к приооретению символов, которые в предельно концентрированной форме создают представления об институте, его образ. Так, для государства это флаг или герб; для церкви —

                                                                                                                              17

распятие, полумесяц или  звезда Давида, для семьи — обручальное  кольцо, для университета — эмблема  «альма-матер».

 

Таким образом, культурным символом института может быть любой  материальный или нематериальный элемент  культуры, выражающий в наиболее концентрированном виде основные специфические черты данного института, складывающиеся в его целостный образ.

 

Кодексы поведения (устные и письменные). Ясно, что люди, включенные в деятельность институтов, должны принимать соответствующие предназначенные им роли. Система этих ролей чаще всего выражается в формальных кодексах, таких, как присяга на верность стране, клятва при заключении брака, медицинская профессиональная клятва Гиппократа. Эти кодексы поддерживают институционально закрепляемые роли и являются важной частью социального контроля. Формальный кодекс — лишь часть общего поведения, создающего институциональную роль. Существуют и нормы поведения в отдельных ролях (солдата, родителя, профессора, политического деятеля), сущность которых составляет достаточно тщательно разработанный комплекс неформальных традиций, ожиданий и правил, отобранных в результате длительного опыта и наблюдений за исполнением данной роли.

 

Во всех институтах роли будут успешно исполняться только теми, кто обучен необходимым ролевым установкам и ролевому поведению.

 

Идеология. Идеологию  можно достаточно приближенно охарактеризовать как систему идей, которая санкционирована  совокупностью норм. Опираясь на систему  институциональных норм, идеология  определяет не только то, как люди должны относиться к тому или иному действию, но и то, почему они

                                                                                                                                18

должны действовать  определенным образом и почему они  иногда недостаточно активно действуют или совсем не участвуют в действии. Идеология включает в себя как основополагающие убеждения данного института, так и разработку таких убеждений, которые будут объяснять окружающую действительность в терминах, принятых членами данного института. Если повторение присяги формально привязывает индивида к текущим институциональным нормам, то идеология дает ему рациональное оправдание для применения их в повседневной жизни.

 

Идеология, таким образом, является одним из важнейших культурных комплексов, поддерживающих влияние института и оправдывающих и объясняющих всю его деятельность. Именно через идеологию лидеры требуют кредита доверия у членов института. Поэтому всякое значительное действие должно быть идеологически выдержано, т.е. соответствовать основным идеологическим положениям данного инсти­тута. При этом критицизм институциональной идеологии рассматривается как еретический или как разрушающее нападение, которое должно быть устранено.

 

Общество является сложным  социальным образованием, и силы, действующие внутри него, так взаимосвязаны, что невозможно предвидеть последствия каждого отдельно взятого действия. В связи с этим институты имеют явные функции, которые легко распознаются как часть признанных целей института, и латентные функции, которые осуществляются непреднамеренно и могут быть непризнанными или, если они и признаны, считаются побочным продуктом.

 

Явные функции социальных институтов:

 

 

                                                                                                                                 19

1. Функция закрепления  и воспроизводства общественных  отношений. Каждый институт обладает  системой правил и норм поведения,  закрепляющих, стандартизирующих поведение  своих членов и делающих это  поведение предсказуемым. Соответствующий социальный контроль обеспечивает порядок и рамки, в которых должна протекать деятельность каждого члена института. Тем самым институт обеспечивает устойчивость социальной структуры общества.

Информация о работе Общество как субъект социальной жизни