Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Мая 2015 в 19:13, курсовая работа
Местное самоуправление - важнейшая стабилизирующая институция всего государственного устройства любой страны. В силу своей организационно-правовой природы оно выступает фундаментом гражданского общества. Его сущность характеризуется органическим сочетанием черт органа публичной власти и объединения граждан по территориальному принципу. В этой связи политические интересы отдельных граждан, общественных объединений, движений, партий и других негосударственных структур получают выражение на местном уровне наиболее свободно и полно в том случае, когда местная власть организована на началах самоуправления. Cоциальная структура страны предстает как взаимодействие разобщенных индивидуумов и государственного аппарата
Введение 3
1. Субъекты местного самоуправления 6
2. Органы местного самоуправления 18
2.1. Представительный орган местного самоуправления 18
2.2. Местный исполнительный орган 22
3. Задачи местного самоуправления 28
Заключение 32
Список литературы 34
16) представляет интересы соответствующего района в государственных органах, в отношениях с предприятиями, организациями, учреждениями и объединениями;
17) организует работу по содержанию в надлежащем состоянии памятников природы, истории и культуры, культовых сооружений;
18) решает вопросы трудоустройства, образования, профессиональной подготовки, социально-культурного, медицинского, торгового, транспортного, бытового и иного обслуживания граждан, проживающих на соответствующей территории, в пределах и порядке, установленных законодательством Республики Беларусь;
19) содействует развитию народных традиций и обычаев;
20) может выступать учредителем местных средств массовой информации;
21) осуществляет иные предусмотренные законодательством Республики Беларусь полномочия, предоставленные ей соответствующим исполнительным комитетом, Советом.[5]
Муниципальные образования как самостоятельные звенья политико-административной системы осуществляют чрезвычайно обширный круг задач - от планирования коммунального развития до поддержки малого и среднего предпринимательства, защиты окружающей среды.
В Республике Беларусь основные направления деятельности местных органов власти закрепляются кроме Закона «О местном управлении и самоуправлении в Республике Беларусь» во множестве других нормативных актов, издаваемых Президентом, Правительством, иными республиканскими и местными органами власти. Конечно, рациональнее отражать задачи каждого муниципального образования в уставе.
Сугубо к собственной сфере деятельности местного самоуправления относятся:
Местные органы власти выполняют обширный блок задач в области охраны окружающей среды и использования при- родных ресурсов. Согласно ст. 34 Закона «О местном управлении и самоуправлении в Республике Беларусь» Советам принадлежит право:
Согласно Кодексу о недрах Республики Беларусь местные Советы депутатов принимают решения о предоставлении участков для добычи ископаемых, строительства и эксплуатации подземных сооружений; Водный кодекс требует, чтобы проекты на строительство объектов, влияющих на состояние вод, согласовывались с местными Советами депутатов или исполкомами. Согласно Закону Республики Беларусь от 18 июня 1993 г. «О государственной экологической экспертизе» местные Советы депутатов вправе требовать проведения экологических экспертиз объектов (технологий) или самим организовывать их проведение. В соответствии с Законом Республики Беларусь от 23 ноября 1993 г. «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» местные органы власти вправе устанавливать особые режимы проживания и ведения хозяйственной деятельности, направленные на предотвращение и ликвидацию эпидемий и отравлений людей. В рамках обеспечения экологической безопасности организуется выполнение программ и мероприятий, связанных с преодолением последствий чернобыльской катастрофы.
В сфере административного регулирования на местные органы власти возлагается:
регистрация актов гражданского состояния;
Принципиально важные направления работы местного самоуправления сформулированы в вышеназванном акте СНГ:
Поскольку местное самоуправление ответственно за выполнение своих задач, то оно должно иметь возможность самостоятельно строить организационную структуру (определять систему своих органов, порядок формирования, решать кадровые вопросы - подбирать сотрудников, принимать на работу, продвигать по службе и увольнять), распределять полномочия между подразделениями. Под органом местного самоуправления в этой связи следует понимать отдельное лицо или совокупность лиц, которое представляет территориальное сообщество и выполняет в рамках закона его задачи.
В теории и практике предложен целый ряд понятий и классификаций для отражения деятельности публичной власти. В сфере местного самоуправления в зависимости от правовой природы различают собственные (обязательные и добровольные) и переданные государством задачи. В коммунально-политическом выражении задачи могут быть подразделены в зависимости от содержания на плановые, организационные, по оказанию услуг, предоставлению товаров. Понятие «вид задач» учитывает различные качественные аспекты, прежде всего специфику, способы выполнения и связанные с этим интенсивность расходов и другие издержки. Под видом понимаются отдельные обособленные направления работы без учета применяемых при их выполнении финансовых средств и трудовых ресурсов.
Именно возможностью и способностью населения решать все основные вопросы местного значения для обеспечения наиболее полного и качественного удовлетворения насущных потребностей жителей соответствующего образования определеяется уровень реальной эффективности местного самоуправления. Содержание задач местного самоуправления показывает, что выполнение большинства из них в качестве своей основы имеет развитие хозяйственной деятельности и получение финансовых ресурсов.
Самоуправление означает «быть хозяином при осуществлении законодательного регулирования», которое сегодня трансформируется в критерии правового государства.
Сравнение различных конституционных
систем показывает, что имеется ряд общих
черт в организации местного самоуправления,
анализ которых может облегчить понимание
данного социально-политического института.
К их числу, в частности, относятся: введение
четкого разделения функций публичной
власти между государственными органами
и институтами местного самоуправления,
систематическое делегирование части
управленческих функций органам местного
самоуправления; периодическое изменение
территориальной организации государств
в направлении уменьшения числа административно-
Н. В. Сильченко полагает, что официальные власти в лице Верховного Совета 12-го созыва - полновластного в то время органа государственной власти в Республике Беларусь – просто не имели, да и не желали иметь какого-нибудь ясно сформулированного представления о самоуправлении вообще и о необходимости его введения в государстве. Власть попросту не имела ни концепции, ни каких-либо ориентиров в деле реформирования местных органов власти и управления. Поэтому пятый раздел Конституции Республики Беларусь 1994 г., посвященный вопросам местного управления и самоуправления, резко диссонировал с содержанием и духом Основного Закона. Он был почти дословно, с небольшими косметическими правками перенесен из Конституции Белорусской ССР 1978 г.[2]
Конституционно закреплялась сильная централизованная государственная исполнительная власть, полностью подконтрольная Президенту, который являлся главой исполнительной власти.
Начало очередному этапу новейшей истории самоуправления положил Указ Президента Республики Беларусь от 19 сентября 1995 г. № 383 «О проведении реформы органов местного управления и самоуправления»[11], в соответствии с которым окончательно упразднялись районные в городах Советы депутатов и их органы.
Окончательная конструкция местной власти была установлена Указом Президента Республики Беларусь от 20 ноябр. 1995 г. № 476 2, а также Указом от 18 марта 1996 г. № 105 которыми утверждались «Положение о председателе областного, Минского городского исполнительного комитета», «Положение о председателе районного, городского исполнительного комитета».[11]
Таким образом, Конституция 1994 г. и последующее законодательство в системе местной власти утвердили понятие местного управления как форму организации и деятельности местных исполнительных и распорядительных органов для решения вопросов местного значения исходя из общегосударственных интересов и интересов населения, проживающего на соответствующей территории. Исполнительные органы перемещались в «вертикаль власти» и их взаимоотношения с Советами состояли лишь в подотчетности. Местные Советы имеют право принимать решения лишь в строго ограниченных пределах.
В настоящее время ведется подготовка новой концепции местной власти в Беларуси, реформа которой вряд ли будет простой и последней, и очень важно, чтобы самоуправление стало реальностью.