Подготовка, переподготовка, повышение квалификации работников организации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Октября 2014 в 11:38, реферат

Краткое описание

Определение потребности в профессиональной подготовке и переподготовке кадров
Профессиональная подготовка
Профессиональная переподготовка
Повышение квалификации
Профессиональная подготовка работников на рабочем месте
Переподготовка (переобучение) работников
Обучение вторым (смежным) профессиям
Стажировка

Вложенные файлы: 1 файл

Подготовка, переподготовка, повышение квалификации работников организации.doc

— 99.00 Кб (Скачать файл)

  Подготовка, переподготовка, повышение квалификации работников организации

 

 

 

    Определение потребности в профессиональной подготовке и переподготовке кадров

     Профессиональная подготовка     

Профессиональная переподготовка

     Повышение квалификации

     Профессиональная подготовка работников на рабочем месте

     Переподготовка (переобучение) работников

     Обучение вторым (смежным) профессиям

     Стажировка

 

 

     

  Переход к рыночной экономике выдвигает принципиально новые требования к руководителям и специалистам, организации и содержанию их подготовки и переподготовки.

Руководящим кадрам в настоящее время недостает компетентности, управленческой культуры, психологической устойчивости, умения работать в кризисных и экстремальных ситуациях. Сформировавшиеся в прежних условиях управления и хозяйствования традиции, знания, умения и навыки значительной части руководителей и специалистов стали существенным тормозом экономических и организационных нововведений.

Одним из основных элементов в кадровой работе должна стать всесторонне обоснованная оценка конкретного работника как необходимое условие предотвращения ошибок в отборе и рациональном использовании персонала.

Необходимость профессионального обучения кадров для собственных нужд определяет работодатель (ст. 196 Трудового кодекса РФ). Это может быть как подготовка, переподготовка и повышение квалификации работника, так и получение им среднего, высшего профессионального и дополнительного образования.

Условия и порядок любого вида обучения определяются коллективным, трудовым договором, дополнительным соглашением или локальными нормативными актами организации. Формы профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации работников, перечень необходимых профессий и специальностей определяются работодателем с учетом мнения представительного органа работников в порядке, установленном ст. 372 Трудового кодекса РФ для принятия локальных нормативных актов

Так, право работника на профессиональную подготовку, переподготовку и повышение квалификации реализуется путем заключения дополнительного договора между работником и работодателем (ст. 197 Трудового кодекса РФ).

Обучение работник может проходить как без отрыва, так и с отрывом от работы. В последнем случае за сотрудником сохраняются основное место работы (должность) и средняя заработная плата по основному месту работы. Когда работник обучается на курсах повышения квалификации в другой местности, ему оплачивают командировочные расходы в порядке и размерах, которые предусмотрены для лиц, направляемых в служебные командировки (ст. 187 Трудового кодекса РФ).

Подготовку, переподготовку, повышение квалификации работников, обучение их вторым профессиям работодатель может проводить:

-  самостоятельно в организации;

- в образовательных учреждениях начального, среднего, высшего профессионального и дополнительного образования.

При проведении подготовки, переподготовки, повышении квалификации работников, обучение их вторым профессиям работодатель должен создавать необходимые условия для совмещения работы с обучением, предоставлять гарантии, установленные трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами, трудовым договором.

Основанием для направления работников на профессиональную подготовку, переподготовку и повышение квалификации могут служить:

- наступление очередного срока прохождения курса специального обучения работника в соответствии с утвержденными планами;

- поступление впервые на работу;

- обеспечение возможности поддерживать уровень квалификации работника, достаточного для исполнения должностных обязанностей;

- инициатива руководства при зачислении работника в резерв на продвижение по службе;

- предстоящий перевод работника на вышестоящую должность, либо иного профиля.

 

 

1 Определение потребности в профессиональной подготовке и переподготовке кадров

Необходимость проведения профессиональной подготовки и переподготовки кадров может определяться исходя из проведения следующих мероприятий:

- Формирование общих целей и задач обучения работников на перспективу и следующий календарный год для своевременного обеспечения эффективной работы организации в целом и ее структурных подразделений.

- Определение и постановка задач кадровой службе и руководителям структурных подразделений по переподготовке и повышению квалификации работников.

- Оценка эффективности исполнения работниками организации функциональных обязанностей, их перспективности и творческого потенциала; принятие решения о необходимости получения дополнительных знаний и навыков (мероприятие выполняется с учетом требований Квалификационных характеристик по должностям работников  и может быть совмещено с проведением очередной аттестации).

- Расчет потребности в переподготовке и повышении квалификации работников организации.

- Утверждение кандидатов на переподготовку и повышение квалификации.

- Выбор образовательных учреждений, осуществляющих переподготовку и повышение квалификации.

- Определение оптимальных видов, форм, направлений и сроков обучения работников.

- Возможный выбор образовательных учреждений для заключения с ними договоров (контрактов); предварительное согласование с ними количества обучающихся, содержания учебных программ, видов, форм, продолжительности и сроков обучения.

- Заключение договоров (контрактов) с образовательными учреждениями на обучение работников организации.

 

Расчет потребности в обучении кадров

Для расчета потребности в обучении кадров целесообразно воспользоваться Методическими рекомендациями Минтруда России от 17.03.1995 № 480-ИХ

Расчет потребности в обучении кадров выполняется ежегодно и производится в разрезе организации и ее структурных подразделений.

При расчете потребности в обучении кадров в расчет не включаются:

- работники, обучающиеся в вузах, аспирантуре без отрыва от работы по специальностям, соответствующим профилю  трудовой деятельности;

- работники организации, предположительно находящиеся в расчетном году в длительных отпусках (отпуск по беременности и родам, отпуск по уходу за ребенком и т.д.) и служебных командировках.

Структурные подразделения организации подготавливают предложения по переподготовке и повышению квалификации работников и  направляют их в кадровую службу организации.

Распределение обучающихся по годам в пределах установленной периодичности переподготовки и повышения квалификации может быть:

- равномерным, с учетом охвата всех должностей, специальностей, профессий;

- разовым, с учетом охвата всех работников какой-либо одной группы;

- периодическим, когда обучение одних и тех же работников предусматривается с циклом периодичности менее пяти лет.

Кроме того, работодателем могут быть утверждены  индивидуальные планы профессионального развития работников организации в соответствии с должностными инструкциями работников.

В индивидуальном плане могут указываться:

- цель, вид, форма и продолжительность получения дополнительного профессионального образования, включая сведения о возможности использования дистанционных образовательных технологий и самообразования;

- направления дополнительного профессионального образования;

- ожидаемая результативность дополнительного профессионального образования работника.

В индивидуальном плане рекомендуется указывать только один вид дополнительного профессионального образования - повышение квалификации, профессиональная переподготовка или стажировка.

В качестве требуемого направления дополнительного профессионального образования могут указываться следующие направления обучения:

- управленческое;

- правовое;

- организационно-экономическое;

- планово-финансовое;

- информационно-аналитическое;

- иное направление обучения (с указанием конкретных направлений обучения).

В качестве года проведения дополнительного профессионального образования указывается соответствующий календарный год, на который запланировано соответствующее мероприятие (например, 2010 год или 2011 год), по иным видам и формам обучения в индивидуальном плане могут быть указаны конкретные сроки исполнения, а также исполнение в течение определенного периода или всего календарного года.

В качестве ожидаемой результативности дополнительного профессионального образования в индивидуальном плане могут быть указаны:

- внедрение в практику трудовой деятельности работником новых знаний с целью повышения качества профессиональной деятельности;

- обеспечение надлежащего уровня профессиональных знаний, необходимых для участия работника в научно-практической деятельности;

- постоянный перевод работника на другую работу (вышестоящую должность);

- присвоение работнику соответствующего квалификационного разряда;

- освоение новых профессиональных знаний и умений для участия в сдаче квалификационного экзамена или успешного прохождения аттестации;

- комплексное освоение новых научных знаний для последующего продолжения обучения в системе послевузовского профессионального образования;

- освоение новых научных знаний в целях качественного исполнения своих должностных обязанностей;

- иные показатели результативности дополнительного профессионального образования.

 

Порядок оформления обучения работников организации

1. Направление на профессиональное обучение работников осуществляют соответствующие подразделения (отделы) организации или работники, выполняющие эти функции.

2. Организация (работодатель) заключает в установленном порядке договоры с образовательными учреждениями, организациями на профессиональное обучение работников.

3. Организация (работодатель) заключает с работниками договоры, на основании которых им выдаются направления на обучение по установленной форме.

4. Направление работника (группы работников) на профессиональную подготовку, переподготовку и повышение квалификации оформляется отдельным приказом с обязательным указанием основания, срока, места и формы обучения.

5. Организация (работодатель), направившие работников на профессиональное обучение, могут участвовать совместно с образовательными учреждениями, организациями в контроле за выполнением обучаемыми работниками учебных планов и программ, их посещаемостью и успеваемостью. Они получают от образовательных учреждений, организаций сведения о посещаемости и успеваемости обучаемых, периодичность и сроки представления которых определяются договором на обучение.

6. Успешное завершение профессиональной переподготовки, повышения квалификации, стажировки специалистов в учреждениях дополнительного профессионального образования, имеющих государственную аккредитацию, подтверждается соответствующими документами государственного образца (свидетельство, удостоверение, диплом).

 

Профессиональная подготовка

Профессиональная подготовка имеет целью ускоренное приобретение обучающимся навыков, необходимых для выполнения определенной работы, группы работ.

Профессиональная подготовка не сопровождается повышением образовательного уровня обучающегося

Профессиональная подготовка может быть получена в образовательных учреждениях, а также в образовательных подразделениях организаций, имеющих соответствующие лицензии, и в порядке индивидуальной подготовки у специалистов, обладающих соответствующей квалификацией.

Конкретные сроки профессиональной подготовки персонала устанавливаются непосредственно образовательными учреждениями, учебными заведениями, подразделениями, фирмами, исходя из специфики профессии, необходимого уровня квалификации, начальной общеобразовательной и специальной подготовки, профессионального и возрастного опыта.

Рекомендуемая модель учебного плана устанавливает общий объем учебного времени из расчета 160 часов в месяц при 40-часовой учебной неделе.

Гибкость предлагаемой модели обеспечивается введением трех относительно независимых курсов:

- экономического;

- общетехнического (общеотраслевого);

- специального

Экономический курс направлен на формирование у персонала знаний и навыков рыночного хозяйствования в условиях проводимых экономических реформ. Входящие в экономический курс предметы могут быть включены в примерные и рабочие планы как отдельные, так и как интегрированный предмет. Вопросы экономики, относящиеся к практической деятельности предприятия, организации, фирмы рекомендуется изучать в процессе преподавания учебных предметов специального (базового) курса и (или) производственного обучения.

Информация о работе Подготовка, переподготовка, повышение квалификации работников организации