Понятие местного самоуправления

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Апреля 2013 в 15:23, реферат

Краткое описание

В России местное самоуправления неоднократно преобразовывалось, что привело к земской (1864 г.) и городской (1870 г.) реформам, в результате которых была создана децентрализованная система местного самоуправления. Однако на местах сохранялось и государственное управление.
В Советской России решение вопросов местного значения относилось к компетенции местных Советов, которые сочетали в себе одновременно свойства органов государственной власти и местного самоуправления. Конституционное законодательство устанавливало, что местные Советы решают все местные вопросы, исходя из общегосударственных интересов и интересов граждан, проживающих на территории, подведомственной Совету.

Содержание

Введение
1. Понятие местного самоуправления
2. Органы и должностные лица местного самоуправления
2.1 Представительные органы
2.2 Глава муниципального образования и иные выборные должностные лица
2.3 Статус депутатов, членов выборного органа местного самоуправления, выборных должностных лиц местного самоуправления
3. Полномочия местного самоуправления
Список литературы и источников

Вложенные файлы: 1 файл

мун право контр.doc

— 74.00 Кб (Скачать файл)

Депутатам и членам выборных органов местного самоуправления, выполняющим  свои полномочия на постоянной основе, выборным должностным лицам местного самоуправления социальные гарантии, связанные с пребыванием на этих должностях, устанавливаются законами субъектов Российской Федерации.

Лица, осуществляющие службу на должностях в органах местного самоуправления, являются муниципальными служащими. Правовая регламентация  муниципальной службы, включающая требования к должностям, статус муниципального служащего, условия и порядок прохождения муниципальной службы, управление службой, определяется уставом муниципального образования в соответствии с законами субъектов Российской Федерации и федеральным законодательством.

Время работы на должностях в органах местного самоуправления засчитывается в стаж, исчисляемый для предоставления льгот и гарантий, в соответствии с законодательством о государственной службе.

Органы местного самоуправления и должностные лица местного самоуправления по вопросам своего ведения принимают (издают) правовые акты. Наименование я виды правовых актов органов местного самоуправления, выборных я других должностных лиц местного самоуправления. Полномочия по изданию этих актов, порядок их принятия и вступления в силу определяются уставом муниципального образования в соответствии с законами субъектов Российской Федерации.

Нормативные правовые акты органов местного самоуправления и  должностных лиц местного самоуправления, затрагивающие права, свободы и  обязанности человека и гражданина, вступают в силу после их официального опубликования (обнародования).

 

 

3. Полномочия  местного самоуправления

 

Один из самых важных и сложных вопросов организации  местного самоуправления – разделение предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и ее субъектов, с одной стороны, и органами местного самоуправления, с другой.

К полномочиям органов  государственной власти в области  местного самоуправления относятся  принятие и изменение федеральных  законов об общих принципах организации местного самоуправления, контроль за их соблюдением, обеспечение соответствия законодательства субъектов РФ о местном самоуправлении Конституции РФ и федеральному законодательству, а также обеспечение гарантий осуществления предусмотренных Конституцией РФ и законами обязанностей государства в области местного самоуправления. Только федеральная власть осуществляет регулирование законами порядка передачи объектов федеральной собственности в муниципальную собственность и отношений между федеральным бюджетом и местными бюджетами. Важной частью полномочий Федерации является регулирование и защита прав граждан на осуществление местного самоуправления и установление федеральных гарантий избирательных прав граждан при выборах органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления, а также регулирование основ муниципальной службы.

К полномочиям органов  государственной власти субъектов  РФ в области местного самоуправления относятся принятие и изменение законов субъектов РФ о местном самоуправлении, контроль за их реализацией, порядок передачи и передача объектов собственности субъектов РФ в муниципальную собственность, отношения между бюджетами данного субъекта РФ и местными бюджетами, а также обеспечение гарантий финансовой самостоятельности местного самоуправления. Органы государственной власти субъектов РФ обеспечивают права граждан на осуществление местного самоуправления, устанавливают порядок образования, объединения, преобразования или упразднения муниципальных образований, их границы и наименования. Они вправе регулировать законами особенности организации местного самоуправления с учетом исторических и иных местных традиций, принимать законодательство о муниципальной службе.

В ведении муниципальных  образований находятся вопросы местного значения, а также отдельные государственные полномочия, которыми могут наделяться органы местного самоуправления. К числу вопросов местного значения относятся принятие и изменение уставов муниципальных образований, контроль за их соблюдением, владение, пользование и распоряжение муниципальной собственностью, местные финансы и бюджет, содержание жилищного фонда, организация учреждений образования и здравоохранения, охрана общественного порядка и др.

Наделение органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями осуществляется только федеральными законами, законами субъектов РФ с одновременной передачей необходимых материальных и финансовых средств. Реализация переданных полномочий подконтрольна государству.

Муниципальные образования вправе принимать к своему рассмотрению иные вопросы, отнесенные к местному ведению законами субъектов Российской Федерации, а также вопросы, не исключенные из их ведения и не отнесенные к ведению других муниципальных образований и органов государственной власти.

Если в границах территории муниципального образования (за исключением  города) имеются другие муниципальные  образования, то полномочия муниципальных  образований, объекты муниципальной  собственности, источники доходов  местных бюджетов разграничиваются законом субъекта Российской Федерации, а в отношении внутригородских муниципальных образований — уставом города.

Муниципальным образованиям должна обеспечиваться экономическая  и финансовая самостоятельность  на основе разграничения предметов  ведения между ними. Подчиненность одного муниципального образования другому не допускается.

В соответствии с Конституцией РФ (ст. 132), органы местного самоуправления могут наделяться законом отдельными государственными полномочиями.

Наделение органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями осуществляется только федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации с одновременной передачей необходимых материальных и финансовых средств. Реализация переданных полномочий подконтрольна государству. Условия и порядок контроля за осуществлением органами местного самоуправления отдельных государственных полномочий определяются соответственно федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.

Часть полномочий местного самоуправления находится в исключительном ведении представительных органов местного самоуправления. В их число входят: принятие общеобязательных правил по предметам ведения муниципального образования, предусмотренных его уставом; утверждение местного бюджета и отчета о его исполнении; принятие планов и программ развития муниципального образования, утверждение отчетов об их исполнении; установление местных налогов и сборов; установление порядка управления и распоряжения муниципальной собственностью; контроль за деятельностью органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления, предусмотренных уставами муниципальных образований.

 

 

 

 

Список использованной литературы

 

  1. Велихов Л.А. Основы городского хозяйства. Общее учение о городе, его управлении и методах хозяйства. Обнинск: Институт муниципального управления, 1995.
  2. Игнатов В.Г., Бутов В.И. Местное самоуправление: российская практика и зарубежный опыт: учебное пособие, Ростов-н/Д. 2005
  3. Цветкова Г. Местное самоуправление как основа общественного строя.// Управленческое консультирование. 1999. №1. С.45
  4. Мардьярова А.В. Межмуниципальные соглашения о передаче части полномочий:некоторые проблемы теории, законодательного регулирования и практики применения. /СПС «Консультант +».
  5. Мильшин Ю.Н., Чанов С.Е. Муниципальное право России: Учебное пособие. М.: Дашков и Ко, 2007. С
  6. Акмалова А.А. Методология исследования местного самоуправления в Российской Федерации. М., 2003.
  7. Соломка НИ. Взаимоотношения органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления // Дисс. ... канд. юрид. наук. Екатеринбург, 1999.



Информация о работе Понятие местного самоуправления