Представительные органы местного самоуправления, их правовая характеристика

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Сентября 2013 в 14:26, реферат

Краткое описание

Цель работы – исследовать представительные органы муниципального самоуправления.
Задачи:
дать понятие органов местного самоуправления;
рассмотреть структуру представительных органов местного самоуправления
перечислить полномочия органов местного самоуправления.

Содержание

Введение 3
1. Органы местного самоуправления – понятие, сущность 4
2. Представительные органы местного самоуправления – сущность, функции 7
3. Полномочия представительных органов местного самоуправления 10
Заключение 11
Литература 12

Вложенные файлы: 1 файл

Муниц Рефер.doc

— 67.00 Кб (Скачать файл)

НЕГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ИНСТИТУТ  ЭКОНОМИКИ И ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА

 

Заочное отделение

 

 

 

 

РЕФЕРАТ

по  муниципальному праву на тему

 

«ПРЕДСТАВИТЕЛЬНЫЕ ОРГАНЫ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ, ИХ ПРАВОВАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА»

 

 

 

 

   

студента 3 курса

   

группы 11б-Ю-31з

   

юридического  факультета

   

№ зачетной книжки ___/_____

   

З

   

Руководитель: Шикула И.Р.

к.ю.н., доцент

     

 

 

 

Москва - 2013

 

Содержание:

 

Введение 3

1. Органы местного самоуправления  – понятие, сущность 4

2. Представительные органы местного самоуправления – сущность, функции 7

3.  Полномочия представительных  органов местного самоуправления 10

Заключение 11

Литература 12

 

Введение

 

В современных  условиях местное самоуправление рассматривается  в качестве одной из фундаментальных  основ конституционного строя Российской Федерации. За период, прошедший после принятия Конституции России 1993 года, местное управление, которое в условиях бывшего Советского государства традиционно воспринималось в качестве государственного управления, кардинальным образом реформировано и обрело новый конституционный статус, отвечающий интересам самоорганизации населения в решении вопросов местного значения.

Местное самоуправление в России  переживает трудные  времена. В условиях углубления общего кризиса, дефицита финансовых ресурсов федеральный и региональный уровни государственной власти пытаются решать свои проблемы за счет местного самоуправления. Следствием этого стало бедственное положение муниципальных образований. Вследствие вышесказанного избранная тема работы весьма актуальна.

Цель работы – исследовать представительные органы муниципального самоуправления.

  Задачи:

  • дать понятие органов местного самоуправления;
  • рассмотреть структуру представительных органов местного самоуправления
  • перечислить полномочия органов местного самоуправления.

 

1. Органы местного  самоуправления – понятие, сущность

 

В демократическом  государстве организация и осуществление  власти базируются на принципе разделения властей, который сочетается с принципом  местного самоуправления. Этот принцип обеспечивает такую децентрализацию системы управления в Российской Федерации, которая делает эту систему управления наиболее пригодной к обеспечению интересов населения на местах с учетом исторических и иных местных традиций.

Однако местное  самоуправление – это не только один из важнейших демократических принципов организации и осуществления власти. Это также и право населения различных административно-территориальных единиц управлять в рамках закона самостоятельно, а также в  собственных интересах значительной частью общественных дел.

Местное самоуправление представляет самостоятельный уровень  реализации народом своей власти. При этом власть на уровне самоуправления народ осуществляет как самостоятельно(путем  различных форм волеизъявления), так  и через органы местного самоуправления.

Органы местного самоуправления - выборные и другие органы, наделенные полномочиями на решение вопросов местного значения и не входящие в систему  органов государственной власти.1

Органам местного самоуправления принадлежит особое место в демократической системе управления обществом и государством. Это место определяется прежде всего тем, что наличие органов самоуправления обеспечивает такую децентрализацию системы управления, которая делает эту систему управления наиболее пригодной к обеспечению интересов населения на местах с учетом юридических и иных местных традиций.

Однако органы местного самоуправления - это не только способ децентрализации управления, но и  способ организации и осуществления  власти на местах, который обеспечивает самостоятельное решение гражданами вопросов местной жизни, организационное обособление управления местными делами в системе управления обществом и государством.

Специфичность положения  органов местного самоуправления характеризуется  целым рядом отличительных признаков.

Во-первых, органы местного самоуправления организационно обособлены, имеют свою самостоятельность. Они  не являются составной частью, структурным  подразделением государственного механизма  управления. Органы местного самоуправления не входят в систему государственных органов власти.2

Во-вторых, органы местного самоуправления, как правило, избираются непосредственно населением, проживающим  на соответствующей территории на основе демократических начал.

В-третьих, органы местного самоуправления наделяются в соответствии с уставом муниципального образования собственными полномочиями по решению вопросов местного значения.

В-четвертых, органы местного самоуправления могут наделяться отдельными государственными полномочиями с передачей  необходимых для их осуществления материальных и финансовых средств. В этом случае их деятельность подконтрольна государству.3

В-пятых, деятельность органов  местного самоуправления носит властный характер, поскольку они выступают  одной из форм реализации власти народа. Принятые ими в пределах своих полномочий акты обязательны на территории местного самоуправления для всех предприятий, учреждений, организаций, должностных лиц, граждан, общественных объединений.

В-шестых, близость органов  местного самоуправления к населению и зависимость их структуры от его потребностей и взглядов позволяет с большей эффективностью, нежели при жестко централизованной системе государственного управления на местах, обеспечивать учет потребностей и интересов населения.

Местное самоуправление создает необходимые условия для приближения власти к населению, создания гибкой системы местного управления, хорошо приспособленной к местным условиям и особенностям. Оно способствует развитию инициативы и самодеятельности граждан и в конечном итоге развитию муниципальной демократии.

Таким образом, местное самоуправление в РФ - это система организации и деятельности граждан, представляющая совокупность организационных форм и институтов прямого волеизъявления, а также выборных и других органов местного самоуправления, посредством которых  обеспечивается самостоятельное решение населением вопросов местного значения.

 

2. Представительные  органы местного самоуправления – сущность, функции

 

Представительные  органы занимают особое положение в  системе местного самоуправления. Это проявляется в следующем.

Во-первых, Конституция  РФ и Федеральный закон «Об  Общих принципах организации  местного самоуправления в Российской Федерации» прямо устанавливают  наличие выборных органов местного самоуправления. Так, ч. 2 ст. 130 Конституции РФ устанавливает, что местное самоуправление осуществляется гражданами... через выборные и другие органы местного самоуправления. При этом название других органов не устанавливается. Это свидетельствует о том, что приоритет отдается именно представительным органам.

Во-вторых, представительные органы избираются непосредственно  самими жителями муниципального образования  и призваны выражать их волю при  решении возложенных на них задач.     

В-третьих, представительные органы наделены исключительной компетенцией, содержание которой подчеркивает особенность их статуса по сравнению с исполнительными органами и должностными лицами местного самоуправления, характеризует их как ведущее звено в системе местною самоуправления. 

В законах  о выборах имеется статья об обязательности проведения выборов в представительные органы местного самоуправления. Так, Федеральный закон «Об основных гарантиях избирательных прав и прав на участие в референдуме граждан Российской Федерации» в ст. 9 устанавливает, что выборы органов местного самоуправления являются обязательными.

Обязательное  наличие выборных органов местного самоуправления предусмотрено в Европейской хартии местного самоуправления. Закрепляя права местного самоуправления в решении государственных дел, хартия устанавливает, что права эти осуществляются советами или собраниями, состоящими из членов, избранных путем свободного, тайного, равного, прямого и всеобщего голосования.

Обязательность  формирования выборных органов местного самоуправления предусмотрена в  Федеральном законе «Об обеспечении  конституционных прав граждан Российской Федерации избирать и быть избранными в органы местного самоуправления».

В статье 1 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» указывается два вида органов местного самоуправления. К первому относится представительный орган местного самоуправления, создание которого является обязательным для всех муниципальных образований, за исключением тех из них, где в силу малочисленности населения и компактности его проживания функции представительного органа могут исполнять общие собрания (сходы) или конференции граждан. Второй вид представляют собой иные выборные, а также формируемые другими способами органы местного самоуправления, создание, полномочия и порядок деятельности которых полностью зависят от мнения населения муниципального образования, отраженного в его уставе.

Наименование  органов местного самоуправления в  соответствии с законодательством  устанавливается уставом муниципального образования с учетом национальных, исторических и иных местных традиций. Наиболее распространенными являются: в городах - городские думы, в районах, улусах, аймаках, волостях, сомонах и иных муниципальных образованиях - собрания представителей, собрания депутатов, хуралы, советы депутатов, комитеты самоуправления, земские собрания, волостные управления.

В системе  местного самоуправления ведущее место занимает представительный орган местного самоуправления, состоящий из депутатов, избираемый на основе всеобщего, равного и прямого избирательного права при тайном голосовании. Выборы депутатов представительных органов местного самоуправления проводятся в соответствии с федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации о выборах.

На территории любого муниципального образования  наличие выборного представительного  органа является обязательным. В связи  с этим интерес представляют такие муниципальные образования, как города с районным делением. В городах республиканского, краевого и областного значения на территории городских районов избираются представительные органы и должностные лица. В ряде регионов представительные органы в районах городов не избираются, а деятельность по осуществлению местного самоуправления на территории района возглавляется главами администраций, являющимися должностными лицами.

Численный состав представительного органа местного самоуправления устанавливается уставом муниципального образования. В целом по России численный состав представительных органов местного самоуправления неоднороден: от четырех депутатов в сельских муниципальных образованиях, например, в Читинской области, до тридцати и более в городских. Срок полномочий представительных органов также различен: в большинстве субъектов Российской Федерации - 4 года, а в некоторых поселениях -  2 года (Приморский край, Владимирская, Иркутская, Камчатская области). В отдельных муниципальных образованиях Республики Татарстан, Ставропольского края и Тверской области срок полномочий представительных органов местного самоуправления составляет 5 лет.

Закон предусматривает  возможность в отдельных поселениях осуществлять полномочия представительного органа местного самоуправления собраниями (сходами) граждан. Субъекты Российской Федерации сами определяют такие условия..

 

3. Полномочия представительных органов местного

самоуправления

 

В системе  органов, формируемых в муниципальном  управлении, ведущая роль принадлежит представительным органам местного самоуправления, состоящим из депутатов. Именно они решают наиболее важные вопросы местной жизни. Европейская Хартия местного самоуправления возлагает на эти органы осуществление прав и возможностей местных властей и возможность создания исполнительных органов, ответственных перед ними (п. 1—2 ст.4 Хартии).

Поэтому федеральное  конституционно-правовое законодательство юридически поставило их во главе  всей структуры органов местного самоуправления муниципальных образований. Об этом говорит и закрепление федеральным законодательством юридических основ исключительной компетенции представительных органов местного самоуправления.

В их исключительном ведении находятся:

  • принятие общеобязательных правил по предметам ведения муниципального образований, предусмотренных уставом муниципального образования;
  • утверждение местного бюджета и отчета о его исполнении;
  • принятие планов и программ развития муниципального образования, утверждение отчетов об их исполнении;
  • установление местных налогов и сборов;
  • установление порядка управления и распоряжения муниципальной собственностью;
  • контроль за деятельностью органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления, предусмотренных уставами муниципальных образований.

Информация о работе Представительные органы местного самоуправления, их правовая характеристика